СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Понятия коммуникация и коммуникативные навыки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Понятия коммуникация и коммуникативные навыки»

Понятия коммуникация и коммуникативные навыки

При изучении содержания коммуникативных навыков важно знать об основных взаимосвязанных между собой понятиях как «коммуникация», «коммуникативные умения», «коммуникативный навык», «средства и мотивы общения».

Коммуникация произошло от английского слова communicate, что означает «сообщать, передавать». Зарубежные ученые Ф. Дэне и К. Ларсон проанализировали более 120 определений слова «коммуникация».

В настоящее время термин «коммуникация» включает в себя три основные интерпретации.

  1. Коммуникация определяется как средство связи различных объектов материального и не материального мира.

  2. Коммуникация определяет взаимодействие, в процессе которого участники коммуникации взаимообмениваются информацией. Если участниками коммуникации являются члены общества, то такая коммуникация превращается в общение.

  3. Коммуникация также подразумевает передачу и обмен информацией с целью воздействия на общество или его структуры.

Основные понятия терминов «общение» и «коммуникация» проанализированы представителями разных наук, таких как в философии (А.А. Брудный, Б.Д. Парыгин, М.С. Каган), в психологии (А.Ф. Лазурский, Л.С. Выготский, А.А. Бодалев, В.М. Бехтерев, Ю.Н. Емельянов, Л.А. Петровская, Г.М. Андреева, А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, Ю.М. Жуков, В.Г. Мясищев, А.У. Хараш), и педагогике (В.Я. Ляудис, А.В. Мудрик, В.А. Сухомлинский).

В современной науке термин «коммуникация» со стороны психологии трактуется как «процесс развития и установления контактов между людьми, возникающий в связи с потребностью участия в общем деле, включающем в себя обмен информацией, характеризующийся взаимным восприятием и попытками повлиять друг на друга».

Со стороны науки социологии «Это межличностное взаимодействие, которое заключается в обмене эмоционально значимыми сообщениями».

В философии термин «коммуникация» определяется как универсальная характеристика жизни человека и общества, совместное взаимодействие с целью осуществления общей деятельности и установления взаимопонимания.

Для формирования навыков коммуникации приоритетным условием является создание ситуации общения. Именно в процессе коммуникации происходит обретение общности.

Понятие «коммуникативные умения» рассматривается большинством исследователей как генетически обусловленная, она подталкивает любого индивида к овладению коммуникативными навыками и их совершенствованию в последующей жизни. Только общение по мнению большинства психологов является приоритетной движущей силой развития ребенка.

Исследователи в своих научных трудах применяют понятия коммуникативные навыки и умения как синонимичные.

Основные подходы и тенденции изучения развития коммуникативных навыков детей рассмотрены в зарубежной и отечественной науке и в многочисленных психологических исследованиях В.А. Канн-Калика, Л.А. Петровской, Г.М. Андреевой. Эти труды стали основой для разработки педагогических аспектов проблемы формирования коммуникативных навыков.

Коммуникативные навыки – это характеристика особенностей проявления человека в коммуникационных процессах, способность человека взаимодействовать с другими людьми, адекватно интерпретируя получаемую информацию, а также правильно ее передавая.

Большинство практикующих коррекционных специалистов поддерживают мнение немецких педагогов D. Sherratt, M. Peter.Которые считают, что высокий результат коммуникации у детей определяется критериями, такими как: умение понимать и применять мимику, телодвижения в ситуации общения; умение понимать и применять жесты; умение применять коммуникативную помощь с использованием фотографий, изображений различных объектов, в соответствии с темой; умение применять речь и вокализацию с целью выражения определенных намерений (замыслов); умение слушать собеседника,

В 1974 году советский психолог М.И. Лисина подробно изучила мотивы и средства общения ребенка дошкольного возраста. В своих научных работах М.И. Лисина пришла к выводу, что вступление в общение определяется потребностью ребенка в самопознании, которая удовлетворяется через познание других людей и их помощью, и именно общение выступает в качестве определяющего фактора развития. Кроме этого, профессором определены три вида средств общения:

  1. экспрессивно-мимические (различные выражения лица, взгляд, улыбка);

  2. предметно-действенные (жесты, поза, действия с игрушками, «эскизные» предметные движения);

  3. речевые (содержание коммуникации)

Существует три гипотезы об условиях, стимулирующих возникновение коммуникации у детей, согласно которым оно обеспечивается их полноценным словесным взаимодействием, где в качестве реакции ребенок использует разные вокализации.

В соответствии с концепцией О.С. Никольской, Е.Р. Баенской, М.М. Либлинг (2007), формирование навыков коммуникации необходимо осуществлять через развитие аффективного отношения ребенка к окружающему его миру и создание потребности в речевом общении. Данный подход получил масштабное распространение в коррекционной педагогике и специальной психологии советского периода.

Также авторами выделяется различные системы осуществления коммуникации. В контексте нашего исследования в большей степени нас интересуют неголосовые. Неголосовые системы общения называются альтернативными, которые применяются как полная альтернатива речи или как дополнение к ней. Особенно она применима в случае полного отсутствия речевой активности, заставляя человека искать иную подходящую невербальную коммуникативную систему в виде применения таких средств как, пиктограммы, жесты, предметы, фотографии.

Понятие альтернативной коммуникации включает все коммуникативные способы, которые заменяют и дополняют обычную речь людей при общении, если они не могут полноценно объясняться. Этот вид коммуникации носит постоянный и временный характер, а также может быть использован в случае необходимости приобретения более эффективного способа овладения речевой активности.

Наиболее эффективной и популярной в настоящее время является карточная система PECS, овладение которой происходит в несколько этапов. Изначально она была создана для работы с детьми с аутизмом, но в современное время она эффективно применяется при совершенно разных нарушениях развития (тяжелые речевые патологии, ДЦП, генетические нарушения, тяжелые и множественные нарушения развития), при которых невозможна полноценная вербальная коммуникация. PECS является альтернативной системой для общения, когда используются не слова, а картинки.

Систему общения с помощью обмена карточками-картинками (the Picture Exchange Communication System; сокращенно – PECS) разработали в 1985 году доктора Лори Фрост и Энди Бонди в рамках проводимой в штате Делавэр Программы по исправлению аутизма.

Цель системы – обучение целенаправленному, самостоятельному и активному общению детей, больных аутизмом.

Таким образом, большинство исследователей выделяют следующие виды коммуникативных навыков, таких как умение слушать, умение поддержать разговор, возможность установления контактов, умение высказывать свою точку зрения, умение аргументировать и отстаивать свою позицию, умение прийти к взаимовыгодному решению.

Коммуникативные навыки реализуются с помощью голосовых и неголосовых (альтернативных) средств. Наиболее известной и эффективной системой альтернативной коммуникации является система карточек PECS, которая позволяет развить коммуникативные навыки у детей с аутизмом и тяжелыми и множественными нарушениями развития.