1.3 Использование современных образовательных технологий, включая информационные, а также цифровых образовательных ресурсов и средств.
Основными принципами, которыми я руководствуюсь в своей работе как учитель, могу назвать следующие:
- личностно-ориентированное обучение;
- деятельностное обучение, ориентированное на продукт;
- использование межпредметных связей и формирование универсальных учебных действий;
- учет потребностей учащихся;
- формирование умений самостоятельно добывать знания и решать проблемы (автономия обучающегося);
Чтобы максимально реализовывать эти принципы и достичь высоких предметных и метапредметных результатов, я использую информационно-коммуникативные технологии. Их применение повышает мотивацию и познавательный интерес учащихся. ИКТ являются и средством подачи материала, и контролирующим средством. Новые технологии позволяют индивидуализировать обучение по темпу и глубине прохождения курса. Такой дифференцированный подход дает немалый положительный результат, так как создает условия для успешной деятельности каждого ученика.
Особенно широко использую мультимедиа-презентациями, созданными в программе «Power Point». Они просты в изготовлении и позволяют создавать оригинальные учебные материалы, которые увлекают, мотивируют и нацеливают на успешные результаты.
Стараюсь регулярно использовать огромный образовательный потенциал ресурсов сети Интернет. Они позволяют мне организовать комплексное развитие компетенций через разные виды деятельности, включая проектную и исследовательскую.
Организация учебно-воспитательного процесса на основе новейших образовательных технологий с учетом психофизиологических особенностей и личных интересов обучающихся позволяет добиваться неплохих результатов учебной деятельности. Освоение и применение эффективных технологий и методов обучения, новых форм организации учебного процесса, формирование нового отношения к школе – требование сегодняшнего дня. Уверена, что именно от учителя зависит то, каким будет наш выпускник.
Для отслеживания результатов использую такие формы контроля:
Стартовый контроль – он позволяет определить исходный уровень развития обучающихся (результаты фиксирую в своем зачетном листе);
Тематический контроль – провожу после изучения наиболее значимых тем;
Итоговый контроль в формах: тестирования, практических работ, творческих работ, самооценки и самоконтроля – определения границ своего «знания-незнания».
Стараюсь регулярно оценивать эффективность занятий. Для этого использую показатели:
- степень помощи, которую я оказываю учащимся при выполнении заданий;
- поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность;
- результаты выполнения тестовых заданий, при выполнении которых выявляю, справляются ли ученики с ними самостоятельно и на что необходимо обратить внимание на уроках.
Использую такие критерии оценки результатов тестов:
80-100 % - высокий уровень освоения программы;
60-80 % - уровень выше среднего;
50-60 % - средний уровень;
30-50 % - уровень ниже среднего;
Меньше 30 % - низкий уровень.
В своей работе стараюсь поощрять даже маленькие успехи обучающихся. Поощрения – стимул познавательного интереса. Огромное влияние они оказывают на эмоциональный подъем, прилив интеллектуальных и моральных сил учащихся. Особенно одобрения нужны слабоуспевающим учащимся. Аргументированные положительные оценки и одобрительные суждения учителя утраивают энергию учащегося.
Я устанавливаю отношения сотрудничества с обучающимися. Это проявляется на уроках в умении: создать обстановку доверительности и искренности; выступать в позиции организатора – консультанта; применять диалогический метод взаимодействия; грамотно организовать групповую работу школьников. Требовательное и уважительное отношение к учащимся – одно из правил моей работы. В своей работе я использую разнообразные формы, методы и приемы обучения с целью создания условий для формирования устойчивой позитивной мотивации обучающихся, где учебные действия осуществляются «с охотой».
Знания внутри предметных и межпредметных связей позволяют мне проводить интегрированные уроки, где появляется возможность установить, что изучаемая тема может быть связана с другими темами учебного предмета и курса, а также с разными темами других дисциплин учебного плана. Моя задача состоит в том, чтобы направлять умственную деятельность детей, давая возможность высказывать свое мнение, предлагать свое решение, рассуждать, сравнивать, анализировать и т. д. Не все дети могут быстро освоить умение в целеобразовании, поэтому и активного участия принимают не все сразу. Этому я их учу, давая задания на узнавание и воспроизведение, а далее и на постановку целей и задач урока.
Анализ уровня усвоения учебного материала и развития необходим для правильного выбора методов и приемов обучения с учетом индивидуальных особенностей и способностей учащихся. Я хорошо знаю и стараюсь учитывать возрастные особенности учащихся и развитие их познавательных процессов. Это дает возможность осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход в обучении и выполнять гигиенические требования к организации и проведению учебной деятельности.
С большим интересом работают на моих уроках почти все учащиеся. Важными стимулами, побуждающими учащихся к активной деятельности являются, новизна содержания, обновление прежних знаний, осознание детьми практической необходимости в знаниях для жизни. Большое значение я придаю многообразию форм и методов организации урока.
За многолетний стаж работы я накопила и использую много дополнительной литературы с интересными занимательными заданиями, а также с заданиями повышенной трудности к изучаемым темам. В своей работе я широко использую методические и дидактические материалы, самостоятельно разработанные с учетом индивидуальных особенностей и способностей учащихся с целью дифференциации обучения. Материал излагаю понятно, соблюдая принцип научности и доступности, поэтому вопросов от учащихся о непонимании содержания не бывает, за исключением учащихся с низким уровнем развития. При работе в малых группах ученики выясняют друг у друга все что непонятно. Создаю условия для самостоятельной творческой работы с максимальной степенью свободы учащихся, осознания и гордости ребенка за свои достижения, помогаю учиться самостоятельно, обнаруживать свое несовершенство и хотеть его преодолеть, доверять себе, не бояться ошибиться.
Учащиеся должны знать критерии оценок для формирования правильной адекватной самооценки. Обладаю коммуникативными умениями, умею слушать и слышать собеседника, помогаю ему преодолеть скованность и напряжение, моя сосредоточенность на собеседнике, дает ему понять, что я следую за его речью, направляю его логику мышления. Все это говорит о том, что я могу управлять ходом беседы. Создаю условия для организации самостоятельного контроля, соблюдая последовательность выполнения контрольно-оценочных действий: школьник сам, учитель. Необходимым условием полноценного выполнения контроля и оценки считаю еще и рефлексию, где ученик отражает свои действия по решению учебных задач.
Хорошо знаю взаимоотношения между учениками в классе, создаю условия для формирования положительного отношения друг к другу, учителю, помогаю строить доброжелательную и работоспособную обстановку на уроках с целью повышения эффективности обучения и воспитания.
Чтобы не допустить конфликтной ситуации в классе, я стараюсь помочь детям разобраться в противоречии, которое возникло между учащимися и найти компромиссное решение. А если все-таки возник конфликт, то вместе с детьми выясняем причину его возникновения и находим оптимальный способ его устранения.
Участвуя в постановке целей и задач урока, почти все учащиеся способны ответить на вопрос «Что должно быть достигнуто в результате занятия?» за исключением ребят с низким уровнем формирования учебных действий. Считаю, что новый материал нужно излагать с учетом ранее освоенных знаний и умений, потому что они являются основой для дальнейшего изучения данных понятий или действий.
Результатом работы является повышение уровня самооценки и самоконтроля учащихся их творческие успехи, стабильные показатели качества знаний.
В 2016 учебном году, во 2 классе проводился контрольно измерительный мониторинг по русскому языку. Результаты тестирования приведены в таблице и диаграмме:
Русский язык.
Количество учащихся. | Низкий уровень. | Пониженный уровень. | Базовый уровень. | Повышенный уровень. |
19 | 0 чел | 0% | 6 чел | 35% | 9 чел | 53% | 2 чел | 12% |
Веду электронный дневник, как классный руководитель в 3 классе. Активно пользуюсь Интернетом, для поиска необходимых материалов к урокам, внеклассным мероприятиям и классным часам.
Директор МОБУ Тыгдинской СОШ И.А. Басня