Раздел III.
«Информационно-аналитический отчет педагогического работника о педагогической деятельности»
|
1.1 Использование программы, учебно-методического обеспечения образовательного процесса |
Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации».
«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь» В.Ключевский.
Вот уже 22 года считаю педагогику не профессией, а образом жизни. Глубоко убеждена, что главным предназначением учителя является способность разбудить в каждом ребенке желание учиться, научить способам деятельности и двигаться вместе с ним к вершинам познания, доказывая себе и обществу, что нет неталантливых детей, нужно только помочь им раскрыться.
Я работаю по программе «Перспектива». Обучение по данной программе является развивающим, личностно-ориентированным. Программа в полной мере отвечает стандартам нового поколения, которые предполагают, что при сохранении высокого уровня знаний будет обеспечиваться и развитие ребенка.
Целью своей педагогической деятельности считаю формирование функционально грамотной личности. Личности, которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
В качестве ведущей педагогической технологии использую технологию деятельностного метода и проблемно–диалогического обучения. Данная технология результативна, поскольку позволяет формировать ключевые надпредметные компетенции, обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание активной личности при сохранении здоровья учащихся. Использование данной технологии способствует 100% успеваемости учеников в классе.
Для себя сделала вывод, что при работе в группах дети лучше усваивают учебный материал, возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся. У детей стал меняться характер взаимоотношений, они стали лучше понимать друг друга и самих себя.
При повторении ранее изученного и закреплении нового материала использую различные виды тестов разной степени трудности. Для того чтобы ребенок проявил себя на уровне своих возможностей, даю разноуровневые задания. Использую тесты и в групповой деятельности. В этом случае работу строю так, чтобы учащиеся могли обсуждать выбираемый ответ. Задания и материалы подбираю так, чтобы они были доступны по изложению, красочно оформлены, имели элементы занимательности и состязательности, содержали сведения и факты, выходящие за рамки учебных программ. В результате ученик работает на уроке с интересом, и даже трудные задания становятся посильными для него.
Помогаю каждому ученику самоутвердиться, искать и находить собственные пути получения ответа. Через решение творческих задач разной степени трудности, много вариативных заданий обеспечиваю своим ученикам развитие логического мышления, прививаю навыки самоорганизации.
Постоянный анализ достижений учеников – обязательное условие моей работы. Смысл диагностирования вижу в том, чтобы получать по возможности реальную и наглядную картину развития ребёнка, его способности наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать. Важным условием моей работы является улыбка и доброе слово. Искренней любовью я завоёвываю доверие детей, а значит, право воспитывать и учить.
На современном этапе наблюдается всестороннее массовое внедрение информационных технологий во все сферы образования. Для реализации поставленных задач я накопила личный опыт по практическому использованию компьютерных технологий и применяю их в учебном процессе и внеурочной деятельности. Я понимаю, что невозможно все уроки строить, используя информационные технологии. Да это и не нужно. У обычных рабочих уроков своя специфика, цели другие. Но на большинстве уроков компьютерные технологии - мои главные помощники!
Использование ИКТ на уроках позволяет в полной мере реализовывать основные принципы активизации познавательной деятельности: принцип равенства позиций, принцип доверительности, принцип обратной связи, принцип занятия исследовательской позиции. ИКТ вызывают у ребёнка интерес: анимационные фрагменты приближают изучаемые процессы к жизни ребёнка.
Как классный руководитель создаю условия для всестороннего развития личности. Устанавливаю тесный контакт с классом, достигаю взаимопонимания с родителями.
Оцениваю успехи ребенка не только в учении, но и в общественных делах, тем самым, повышая его самооценку и статус коллектива класса в целом. На протяжении всех лет учащиеся участвуют в различных конкурсах.
Стараюсь помочь каждому ребенку поверить в свои возможности, воспитываю организованность, самостоятельность, ответственность, культуру поведения. Вместе с родителями организуем праздники, родительские собрания.
С самого начала своей педагогической деятельности занимаюсь самообразованием. Сейчас нахожусь в поиске новых форм, методов, приемов обучения и воспитания. Широкое использование сюжетных игр, проблемных ситуаций, ИКТ способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, развитие их творческого воображения.
Постоянно ищу новинки в методической литературе, журналах, Интернете. Неустанный творческий поиск, умение моделировать урок, учитывать все до мелочей, используя при этом опыт передовых учителей и собственное творчество. Происходит переоценка своей деятельности, своего потенциала. Стали появляться новые взгляды на творчество, новые задумки на будущее. Все новое дает возможность по-новому взглянуть на самые простые и обыденные вещи.
Проанализировав свою работу за предыдущие годы, я поняла, что устойчивого положительного результата можно добиться, только работая по принципу: «Обучая себя, обучу и разовью ребенка».
Главная цель начального образования – сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, его физического и психического развития, становление элементарной культуры деятельности, развитие готовности к самообразованию, формирование коммуникативных умений.
Целью своей работы считаю сохранение и поддержку индивидуальности каждого ребенка. Основной задачей для достижения этой цели считаю оказание педагогической поддержки развитию интересов, индивидуальных склонностей и способностей учащихся, в чём мне помогает система заданий, разработанных авторами комплекта по программе «Перспектива».
УМК «Перспектива» позволяет организовать учебный процесс с помощью различных методов и форм. Основной особенностью методов и форм является то, что предпочтение отдается проблемно-поисковой и творческой деятельности младших школьников. Такой подход предусматривает создание проблемных ситуаций, выдвижение предположений, поиск доказательств, формулирование выводов, сопоставление результатов с эталоном. При таком подходе возникает естественная мотивация учения, успешно развивается способность ребенка понимать смысл поставленной задачи, планировать учебную работу, контролировать и оценивать ее результат. Проблемно-поисковый подход позволяет выстраивать гибкую методику обучения, хорошо адаптированную к специфике учебного содержания и конкретной педагогической ситуации, учитывать индивидуальные особенности детей, их интересы и склонности. Он дает возможность применять обширный арсенал методов и приемов эвристического характера, целенаправленно развивая познавательную активность и самостоятельность учащихся. При этом демонстрируется возможность существования различных точек зрения на один и тот же вопрос, воспитывается терпимость и уважение к мнению другого, культура диалога, что хорошо согласуется с задачей формирования толерантности.
Свои рабочие программы по предметам разрабатываю на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, в соответствии с образовательной программой ОУ, уставом ОУ, положением о рабочих программах.
Для работы по УМК «Перспектива» у меня есть подборка дидактических и методических материалов. Это учебники, методические поурочные разработки, книги для чтения, демонстрационные таблицы по русскому языку, математики, литературному чтению, окружающему миру, контрольно – измерительные материалы, тестовые задания. Весь материал систематизирован по классам, предметам и темам.
Считаю, что образовательные потребности детей предполагают комплексную деятельность по формированию и развитию уровня образованности, применение системы развития творческих способностей. В связи этим провожу педагогический анализ (анкетирование, наблюдение), позволяющий дополнительно раскрывать способности ребёнка, развивать разные виды памяти, наблюдательность, способствующие постоянному росту учебных возможностей ученика, творческого подхода в выполнении заданий.
В процессе обучения, в воспитательной деятельности использую инновационные модели - целенаправленные организованные ситуации, создавая условия для реализации права личности на индивидуальный творческий вклад, условия сотворчества и сотрудничества. Расширяю социальный опыт детей средствами внеурочной и внешкольной деятельности (экскурсии, предметные недели, общешкольные праздники).
Становление личности школьников, прежде всего, происходит на уроке. Моя главная цель – вызвать у детей эмоциональный интерес, создать условия, максимально раскрывающие творческие способности учащихся. Продумываю структуру каждого урока так, чтобы дети могли открыть для себя новое, обратили внимание на главное, важное, чтобы успеха добился каждый в меру способностей и возможностей. Даю шанс самым неуверенным учащимся. Постоянно совершенствую интенсивные методы нового образования: самостоятельное «строительство» знаний путём творческого поиска решений и открытий.