1.4 Создание здоровье сберегающей среды.
Считаю, что просто необходимо на уроках создавать условия для рационального сочетания труда и отдыха.
На своих уроках всегда стараюсь рационально сочетать работу и отдых – пассивный и активный. Несмотря на тот факт, что специалисты рекомендуют отводить для отдыха вполне конкретные отрезки урока, всегда импровизирую со временем отдыха – все зависит от того, насколько устали ребята и в какое время им необходима разгрузка. Активно применяю в начальной школе небольшие физминутки, которых может быть и две за урок, релаксацию в форме прослушивания спокойной музыки. Ребятам из начальной школы разрешается работать стоя в случае, если они устали сидеть. Класс регулярно проветриваю, слежу за посадкой детей. В моем рабочем кабинете хорошее освещение, много цветов, красочная наглядность. Часто слышу от детей, что им всегда хочется приходить в кабинет – им приятно в нем и комфортно.
Благоприятный психологический фон на уроках – залог успеха во всех видах деятельности. Дети не должны бояться приходить на мои уроки даже в случае не подготовки домашних заданий. Для достижения комфортных условий в этом смысле не кричу на детей, не «заваливаю» двойками, всегда даю понять, что проблема поправима – нужно только прийти и обсудить ее, а уж я всегда смогу объяснить материал дополнительно. Есть ребята, которые в силу своих психологических особенностей боятся отвечать при классе, с ними работаю индивидуально, нацеливая на успех. Вместе с тем, чтобы избежать такого страха, призываю всех участников урока не смеяться над ответами одноклассников, помнить о том, что мы все только учимся и ошибиться – не стыдно.
Непосредственно на самих уроках для снятия напряжения использую методику стихотворений и рифм – они переключают внимание детей, вызывают положительное эмоциональное настроение. Подбираю рифмовки, отвечающие возрастным и психологическим особенностям детей.
В своей работе использую сказочный фольклор. Драматизация сказок также способствует созданию отличного микроклимата в коллективе. В этом случае благоприятная и дружественная атмосфера нам обеспечена. Сказка оказывает воздействие на эмоциональное состояние моих маленьких учеников: снижает тревогу и негативные проявления, дает пищу для восприятия, сопереживания и общения с любимыми героями, для их собственного творчества. А в творческой деятельности я вижу, как мои подопечные окрыляются и воодушевляются.
Эффективность воспитания и обучения детей зависит от здоровья. Современный школьник перегружен информацией, а это ведет к развитию хронического умственного утомления. Поэтому необходимость формирования к здоровому образу жизни очевидна. Широкое поле деятельности для привития детям правил гигиены и ЗОЖ содержит языковой материал темы «Как сохранить свое здоровье», в рамках которой дети сравнивают свой распорядок дня с днем своих одноклассников, и делают выводы о необходимости соблюдения режима дня, санитарно-гигиенических правил для профилактики болезней и сохранения здоровья. Изучая тему «Продукты» я знакомлю детей с правильным режимом питания, назначения разных блюд и ценность продуктов. Затрагивается тема «Вредные привычки» такие, как курение, употребление спиртных напитков, и их влияние на физическое и психическое состояние неокрепшего организма. Учащиеся обсуждают их в диалогах, группах. Что делать, чтобы оставаться здоровым, вредные и полезные для здоровья привычки, о питании, о диете – все эти темы затрагиваются в учебниках по окружающему миру.
Гуманизация предполагает стремление сохранить здоровье ученика и учителя, развивать духовное начало, формировать установки на общечеловеческие ценности, поэтому именно здоровье сберегающий подход к учебно-воспитательному процессу в школе и на моих уроках в частности предоставляет реальную возможность сохранить здоровье и психику ребенка, формирующегося в условиях роста информационного потока, стрессов и экологического дисбаланса.
Помимо урочной деятельности, я имею возможность формировать навык здорового образа жизни как классный руководитель. Научить детей быть самими собой, не загонять себя в зависимость, заняться чем-то более интересным, полезным, нарисовать себя успешным, востребованным, обеспеченным, – вот в чем вижу свою задачу. Для этого провожу классные часы по сопутствующим темам по формированию здорового образа жизни:
- День здоровья;
- Веселые старты;
- Беседа «Воздух и его охрана», «Зачем человеку отдых?»;
- Беседа «Чистота – залог здоровья.
1.5 Система индивидуальной работы с обучающимися.
Механизмы выявления талантливых обучающихся.
Любому обществу нужны одаренные люди. Как мне, учителю, выявить одаренных ребят? Безусловно, в первую очередь в наблюдении за всеми учениками при работе на уроке. У всех моих одаренных ребят изначально была четко выражена поисковая потребность. Они испытывают яркие, насыщенные эмоции при занятии определенной работой на уроке. Их отличает целеустремленность, способность к более длительной, чем у остальных, концентрации внимания, умение управлять своей деятельностью. Итак, в первую очередь это наблюдение. После выявления таких детей я выстраиваю определенную систему работы с ними. Система эта работает и на уроках, и во время дополнительных занятий (специально для одаренных), и на внеклассной работе, в которую также вовлечены ребята с высокой мотивацией и способностью к обучению.
Что касается уроков, стараюсь объединить способных ребятишек в группу, чтобы каждый из ее участников развивался и рос в среде себе подобных. Для такой группы и задания более сложные, поискового характера, и форма проверки иная. Стараюсь «вести» таких детей на протяжении всей работы с ними, наблюдая их деятельность.
Всегда сообщаю родителям в индивидуальной беседе, что их ребенок проявляет способности. Делаю этого для того, чтобы они по возможности сделали со своей стороны все, чтобы развивать ребенка в нужном направлении. Считаю, что «потерять» талантливых очень легко – достаточно на какое-то время не поддерживать в них огонек энтузиазма. Поэтому стараюсь уделять им особое внимание на уроке и в жизни и хвалить. По моим наблюдением похвала – отличный двигатель прогресса с такими ребятами. Иногда даю почувствовать таким ребятам себя в роли учителя – прошу проверить или объяснить материал слабому ученику (но не злоупотребляю этим). Такая работа повышает их собственную самооценку и в то же время воспитывает в них толерантность по отношению к другим, менее способным. Вовлекаю талантливых во всевозможные конкурсы.
Поддержку талантливых ребят осуществляю не только на уроках, но и во внеурочное время разными способами (формами, приемами, методами). В учебной деятельности работу с одаренными строю на основе дифференцированного подхода, который позволяет расширить и углубить именно их образовательное пространство.
Использую следующие формы работы:
Урочная деятельность
Театрализованные представления (конкурс песен и стихов, соревнования между классами)
Олимпиады школьного уровня
Внеклассная работа (Кружки)
Механизмы учета индивидуальных достижений талантливых обучающихся.
Обучающиеся ведут свое индивидуальное портфолио, куда вкладывают грамоты, благодарности, сертификаты участника различных конкурсов. В конце года вручаю грамоты и благодарности ученикам, достигшим значительного успеха в изучении предметов за прошедший учебный год.
Но есть категория учеников, которым обучение дается чрезвычайно трудно в силу разных причин. В эту группу входят ребята с задержкой психического развития или просто дети, которым учеба дается с трудом в силу их развития. Безусловно, с такими учащимися приходится работать по индивидуальной программе. А именно: эти дети имеют тот минимальный уровень, которым необходимо овладеть при изучении школьного курса обучения. С ними я работаю дополнительно, приглашая на занятия после уроков и объясняя тему еще раз, так как зачастую на основных уроках они не усваивают материал. Медленно, методично, шаг за шагом мы вместе разбираем материал, подкрепляя его несложной практикой в серии упражнений. На подобных занятиях устанавливается более тесный контакт, что способствует психологической разгрузке детей. Занятия провожу или в малых группах, или индивидуально. Подобным образом поступаю с детьми, которые в силу своих психологических особенностей также не могут «раскрыться» на основном уроке. Для каждого года обучения мною составляется программа индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися.
Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам наших школ, - это работа со слабоуспевающими учащимися.
Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. Не секрет, что количество таких учащихся в школах составляет примерно 10-15 %. Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, считаю, что необходима систематизированная работа со слабоуспевающими учащимися. Необходимы дополнительные упражнения, в которые заключена продуманная система помощи ребенку, заключающая в серии «подсказок», в основе которых лежит последовательность операций, необходимых для успешного обучения. Кроме того, этим детям необходимо большее количество на отработку навыка.