Введенное относительно недавно понятие «портфолио ребенка» заняло прочные позиции в нашей образовательной системе. У каждого школьника портфолио давно уже есть, а теперь все чаще аналогичную книгу достижений предлагается завести и родителям дошкольников.
В первую очередь, портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений за определенный период. Портфолио дошкольника – это первый шаг в открытии малышом своего Я: собственных чувств, переживаний, побед, разочарований, открытий. Это «копилка» личных достижений малыша в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни
Конечно, многие родители по собственной инициативе ведут журнал развития своего малыша. К примеру, фиксировать успехи грудничка в специальном детском фотоальбоме - это уже практически традиция, которую многие родители продолжают и после достижения их чадом годовалого возраста. Однако этот домашний отчет о развитии ребенка предназначается, как правило, только для домашнего пользования: забавные высказывания, смешные рисунки, необычные фотографии, результаты детских шалостей – это всё самое сокровенное, а потому не рассчитано на широкий круг посвященных.
Зачем нужно портфолио дошкольника?
В отличие от домашнего альбомчика, который делается для того, чтобы было что вспомнить, когда ребенок подрастет, портфолио дошкольника преследует совсем иные цели. Портфолио нужно для того, чтобы посторонний человек (воспитатель, психолог) смог составить представление о ребенке, его семье и атмосфере, в которой воспитывается маленький человечек. От того, насколько правильно будет составлено портфолио, зависит подход к вашему малышу, который изберут люди, занимающиеся воспитанием и развитием ребенка. Потому при составлении портфолио дошкольника нужно руководствоваться несколько другими соображениями, чем при подборе материалов для домашнего архива.
Структура портфолио дошкольника .
При составлении портфолио нужно исходить из того, что это – своего рода визитная карточка ребенка, ознакомившись с которой, совершенно посторонний человек должен будет составить мнение о вашем ребенке, его уровне развития и способностях. Соответственно, главная задача родителя – постараться сделать так, чтобы это мнение оказалось правильным.
Итак, любое знакомство начинается с представления. Поэтому первым разделом портфолио дошкольника должна стать страница, рассказывающая о ребенке: как зовут, где родился, где и с кем живет и, конечно же, фотография малыша. Это основная информация, которая должна присутствовать в обязательном порядке, хотя по желанию родителей портфолио может быть дополнено описанием знака зодиака ребенка и толкованием его имени.
Далее следуют сведения о семье: фотографии родителей, бабушек и дедушек, образование и род занятий членов семьи. Это единственный раздел портфолио, не касающийся ребенка напрямую.
Следующий раздел целесообразно заполнить информацией о росте и весе ребенка, проиллюстрировав конкретные данные конкретными фотографиями. А затем можно переходить непосредственно к навыкам малыша: что и когда он научился делать и какими достижениями может похвастаться сейчас (например, считает до 10 или знает все буквы). Рассказать о досуге ребенка тоже будет полезно – ходили в зоопарк, театр, цирк, на аттракционы? Опишите впечатления ребенка и снабдите соответствующими фотографиями. В этот же раздел можно поместить отчеты о поездках на море, заграницу, на дачу. Если у ребенка уже успели появиться друзья, то посвятить им отдельный раздел просто необходимо. Разместите в разделе фотографии друзей и историю знакомства (на площадке, в детской поликлинике, в детском саду), опишите, как часто ребенок общается с друзьями. Любимым сказкам, мультфильмам и игрушкам малыша также найдется место в портфолио дошкольника. Расспросите ребенка о том, что и почему ему нравится, и внесите эту информацию в книгу достижений.
Разнообразные поделки и рисунки ребенка тоже должны быть представлены в портфолио дошкольника. Узнайте у ребенка, какие рисунки и поделки (их можно сфотографировать и разместить в таком виде) ему особенно нравятся и поместите их в портфолио.
Общие правила составления портфолио.
· Необходимо сохранить индивидуальный характер портфолио каждого ребенка. Это позволит отразить особенности его личности: способности, социальные контакты, нюансы поведения.
· Следует избегать шаблонности в оформлении портфолио при сохранении его общей структуры. Работа над портфолио - труд творческий, поэтому нельзя предлагать детям схемы для раскрашивания, заполнения картинками и текстами. Качество оформления зависит от применяемых техник, а не от шаблонов.
· Содержание портфолио должно включать только ту информацию, которая может быть обнародована и способствует раскрытию личности ребенка. Конфиденциальную или неточную информацию следует исключить из портфолио.
· В портфолио можно включать только те работы, которые имеют положительный отклик как самого ребенка и его родителей, так и окружающих (воспитателей, специалистов детского сада, учителей). Составление портфолио в обязательном порядке должно сопровождаться совместным с ребенком изучением работ, которые попадут в портфолио.
По сути, детсадовское портфолио ребенка является первой в его жизни «книгой успехов, достижений и важных открытий». Это предмет гордости малыша и родителей. Оно способствует формированию волевой личности и развитию таких черт характера, как целеустремленность, коммуникабельность, напористость и трудолюбие. Поэтому так важно, чтобы создание портфолио стало общим семейным делом для родителей и их детей..