Государственное профессиональное общеобразовательное учреждение
«Кемеровский педагогический колледж»
Портфолио
по практике «Классное руководство»
Выполнила: Макаренко Валентина
Студентка группы 1501
2017
I Раздел
«Профессиональная автобиография»
Я, Макаренко Валентина Васильевна проходила педагогическую практику «Классное руководство» в МБОУ Гимназия №21 г. Кемерово
«Что должен уметь педагог?»
успешно решать свои собственные жизненный проблемы, проявляя инициативу, самостоятельность и ответственность;
видеть и понимать действительные жизненные интересы своих учеников;
проявлять уважение к своим ученикам, к их суждениям и вопросам, даже если те кажутся на первый взгляд трудными и провокационными, а также к их самостоятельным пробам и ошибкам;
связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся, характерными для их возраста;
закреплять знания и умения в учебной и во внеучебной практике;
планировать урок с использованием всего разнообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы (групповой я индивидуальной), диалогических и проектно-исследовательских методов;
ставить цели и оценивать степень их достижения совместно с учащимися;
оценивать достижения учащихся не только отметкой-баллом, но и содержательной характеристикой;
оценивать продвижение класса в целом и отдельных учеников не только по предмету, но и в развитии тех или иных жизненно важных качеств;
видеть пробелы не только в знаниях, но и в готовности к жизни.
«Мои любимые песни о педагогах и детям»
«С днем учителя!»
Журавли, журавли над Россией
Улетают с гнездовий на юг
И дождинок, как линейки косые,
Чертят душу мою и твою.
Словно листья летят телеграммы,
Осень тихо стучит в каждый класс.
Припев:
С Днем Учителя, милые дамы.
Господа, с Днем Учителя Вас!
С Днем Учителя, милые дамы.
Господа, с Днем Учителя Вас!
Перед вами сидят журавлята
Желтороты, бескрылы, слабы.
Вы должны воспитать их крылатых
Вы творцы их нелегкой судьбы.
И тогда прилетят телеграммы
С кругосветных, космических трасс.
Припев:
С Днем Учителя, милые дамы.
Господа, с Днем Учителя Вас!
С Днем Учителя, милые дамы.
Господа, с Днем Учителя Вас!
Мы далеких наставников помним,
Пусть окончен земной их маршрут.
Нас учили крылатые люди,
Души их в наших душах живут.
И сегодня вне школьной программы
Позовет нас учительский вальс.
Припев:
С Днем Учителя, милые дамы.
Господа, с Днем Учителя Вас!
С Днем Учителя, милые дамы.
Господа, с Днем Учителя Вас!
С Днем Учителя, милые дамы.
Господа, с Днем Учителя Вас!
С Днем Учителя, милые дамы.
Господа, с Днем Учителя Вас!
«Мы любим вас, учителя родные!»
Мы любим вас, родные ваши лица,
Вы крылья дали нам, путевку в жизнь,
Чтоб долететь могли мы словно птицы,
До мудрости заснеженных вершин.
Учителя- для нас, вы -свет в окошке,
Свет знаний, свет ума и теплоты.
И даже ,если сердитесь немножко.
В глазах, у вас озера доброты.
И даже если сердитесь немножко ,
В глазах у вас озера доброты.
Спасибо вам, за истины простые,
Спасибо за терпение и труд.
Спасибо, что для нас определили,
В мир знаний восхитительный маршрут.
Учителя- для нас, вы -свет в окошке,
Свет знаний, свет ума и теплоты.
И даже ,если сердитесь немножко.
В глазах, у вас озера доброты.
И даже если сердитесь немножко ,
В глазах у вас озера доброты.
Желаем счастья, сил вам и здоровья,
Цветов, успеха, радости, любви,
Учеников веселое сословье,
Мечтаем, чтобы вечно жили Вы,
Учителя- для нас, вы -свет в окошке,
Свет знаний, свет ума и теплоты.
И даже ,если сердитесь немножко.
В глазах, у вас озера доброты.
Учителя- для нас, вы -свет в окошке,
Свет знаний, свет ума и теплоты.
И даже ,если сердитесь немножко.
В глазах, у вас озера доброты.
И даже ,если сердитесь немножко.
В глазах, у вас озера доброты.
И даже ,если сердитесь немножко.
В глазах, у вас озера доброты.
«Мои любимые фильмы о детях»
«Мост в Терабитию». (2007)
Главный герой по имени Джесс замкнут и погружен в свой мир. В жизни ему приходится непросто: это мальчик из большой семьи со сложностями, которому приходится слишком рано повзрослеть. Никто из окружающих не понимает его и, кажется, что от одиночества никуда не скрыться.
Однако находится и для него человек, который кардинально меняет его жизнь. Соседская девочка Лесли, обладающая уникальным воображением, дарит Джессу часть своего необычного мира и приводит его в волшебную страну Терабитию, существующую только в их воображении. В этом нереальном мире герой скрывается от всех невзгод и находит сам себя. Дружба становится тем «мостом», который ведет героев в сказочный чудесный придуманный мир.
«Чучело». (1983)
Полный драматических коллизий фильм, снятый по мотивам одноименной повести В. Железникова. История чистой, мужественной и самоотверженной девочки Лены, прозванной одноклассниками «чучелом», заставит вас на многое взглянуть другими глазами.
«Я- Сэм» (2001)
Сэм Доусон, 40-летний мужчина с уровнем интеллекта 7-летнего ребёнка. Он работает посудомойщиком, что, в общем-то, не требует от него больших умственных способностей. Но ему трудно было бы выжить с такими данными, если бы не дочь, плод случайной связи. Люси выросла вполне нормальным человеком и могла бы заботиться о своём отце. Но местная социальная служба забрала её у отца ещё в глубоком детстве. И вот теперь Сэм хочет вернуть свою дочь. Для ведения этого дела он нанимает адвоката Риту Харрисон. По мере работы над этим делом Рита сама получает несколько уроков о том, что значит быть родителем…
«Привет, Джули!» (2010)
Джули Бейкер — маленькая девочка, которая пытается раз за разом выразить себя, но каждый раз наталкивается на неодобрение и насмешки окружающих. Ещё большего огорчения доставляет и то, что Брайс Лоски, парень в которого она влюблена с самого раннего детства, тоже насмехается над ней и совсем её не понимает. Единственное место, где она могла придаваться своим мыслям, проводить время с наслаждением — белый клён, дерево, которое взялось непонятно откуда и никогда не доставляло большой радости местным жителям. Как Джули удастся обратить внимание Брайса на себя, оставаясь при этом такой, какая она есть? Ответ прост: она будет оставаться самой собой несмотря ни на что.
«Педагогическая литература»
Валентин Распутин «Уроки французского»
"Каждый учитель педагог, но не каждый педагог учитель" - это общеизвестно. И по-моему, произведение Валентина Распутина именно об этом. Учителей мы помним не только и не столько за те знания, которые они в нас вложили, сколько за их душевные качества. Лидия Михайловна - прежде всего талантливый человек, это очень важно - помочь человеку выжить в сложных обстоятельствах, не ожесточиться, не потерять веру в добро, бескорыстие, в то, что тебя не предадут ни при каких обстоятельствах.
Когда стоит вопрос о помощи ребёнку, стоит ли сохранять лицо «учительницы», строго соблюдающей предписанные правила, и чопорно преподавать свой предмет, когда можно сделать нечто большее? Конечно, знания важны. Они дают нам первичные навыки, опыт, гарантии хорошего жизненного старта. Но не менее значимым элементом школы, на мой взгляд, является нравственное воспитание и обучение взаимодействию с людьми. Как ступенька социализации школа просто незаменима. И очень важно в этот период жизни встретить нужных людей, которые так или иначе способны помочь разобраться с возникающими проблемами. Главному герою повезло – он встретил свою Учительницу. И спустя годы он сумел оценить то, что она для него сделала.
«Актуальные направления и проблемы исследований».
Актуальные направления преподавания в современной школе.
ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ СОЦИАЛЬНО–КУЛЬТУРНЫХ
ПРОЕКТОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Аннотация: умение создавать свой собственный проект становится важным этапом в обучении детей в начальной школе. Подготовка учебного социально–культурного проекта зависит от возрастных особенностей, интеллектуального развития, увлечённости, материально–технического оснащения. Социально–культурные проекты в начальной школе имеют прочную связь с учебным процессом. Учителю необходимо уметь создавать для ученика особую учебную траекторию развития. Необходимо понимать, что каждый, даже самый
простой проект, для ученика начальной школы становиться новой ступенью к познанию жизни.
«На кого из педагогов я хочу быть похожей»
Мне хотелось бы быть похожей на учителя начальных классов Брэда Коэна из автобиографичного фильма «Перед классом».
Эта картина, наверное, о том, что нет непроходимых преград для человека, который верит в свою победу и идёт к своей цели. Когда есть мечта, надо сделать так, чтобы тебя ничто не могло остановить и тогда она обязательно исполнится.
Брэд - очень необычный человек. Несмотря на свой синдром, он живет и наслаждается своей жизнью. Его отношение к жизни, к своей болезни, к непониманию окружающих удивительное. Из него получился отличный учитель. Его очень любят дети и коллеги. Мне очень понравилось, как он оформляет класс, как интересно подает материал, особенно его идея, изучать штаты с помощью рассказов из путешествий, его знакомой дальнобойщицы.
Он пытается донести до нас простую истину - веру в себя и свою мечту и, конечно же, сострадание и терпимость к другим людям, я считаю, что эта проблема одна из самых главных в современном мире, которую я, как будущий учитель хочу решить.
«Работа, о которой вы мечтаете?»
Профессия учитель – уникальная профессия. Она считается одной из древнейших профессий, но продолжает оставаться востребованной и на сегодняшний момент.
Работа учителем — это, прежде всего общение с детьми, возможность дать им не только знания, но и тот жизненный опыт, который так пригодится им в будущем. Несомненно, это очень ответственно, но осознание того, что мои старания станут вкладом в умы и души растущего поколения — уже награда. Вот почему я хочу быть учителем. Дети чище взрослых. В них нет фальши, лицемерия. Они смотрят на окружающее широко открытыми глазами. Дети верят в добро в чудо, если бы взрослые обладали, хоть сотой частичкой таких качеств, мы бы жили в прекрасном мире. Я хочу стать учителем, чтобы сохранить в детских сердцах доброту и веру в лучшее будущее. Познавать новое открывать для себя мир прошлого знакомиться с творчеством великих поэтов писателей математиков — это конечно интересно. Многие великие умы за свои открытия отдавали жизнь. Современные ученые работают над глобальными проблемами. Я хочу передать свои знания детям и постараюсь, что бы учеба для них была удовольствием, а не обузой. Много детей растут в семьях, где не все благополучно, родители злоупотребляют алкоголем или наркотиками. В силу сложившихся обстоятельств они не могут быть примером для подражания. В такой ситуации только учитель сможет показать другое общество, где нет ругани и скандалов. У ребенка появится надежда и уверенность в том, что его жизнь сложится по-другому, если хоть одну судьбу мне удастся спасти, повернуть в правильное русло можно будет считать себя счастливым.
«Главные черты характера педагога»
Учитель должен иметь твердо установившийся характер. Человек с твердым характером имеет определенные правила и цели, с ними согласует свои слова, мысли и поступки. Слабохарактерность или бесхарактерность хуже всего. Характер дает человеку устойчивость, последовательность в действиях и нравственную силу, которая особенно отражается на дисциплине в школе.
Учитель обязан быть справедливым. Всякая несправедливость тяжело отзываются на учениках.
Хороший учитель должен быть ласковым и приветливым. Эти качества привлекают детей, в отличие от чрезмерной суровости, угрюмости, крика и брани. Но ласковость не должна быть притворной и сентиментальной, она должна быть искренней и исходить из доброго, любящего сердца. Радостное настроение детей способствует успеху в учении, а боязливое их угнетает.
Дети очень внимательны к окружающим людям, поэтому хороший учитель должен следить за своим внешним видом и поведением.
Внешность хорошего учителя характеризуется степенностью, спокойствием и важностью в движениях, твердой походкой, прямым открытым взглядом, приветливым выражением лица, ясной и отчетливой речью, умением держать себя с достоинством. Живость и энергия учителя дает бодрое и радостное настроение классу.
«Совет педагогу»
Самый ценный совет, который я могу дать педагогу, это быть человечным. Ведь не умея сострадать, сопереживать, невозможно понять чужую душу, невозможно помочь сформироваться человеческой личности, невозможно повести за собой. Нужно всегда помнить, что перед тобой живая душа и что от твоих слов, действий, поступков, отношения к жизни зависит ее судьба. Раскроется ли она, как необыкновенный чарующий цветок или завянет в злобе, обиде или равнодушии. А в основе человечности лежит любовь – любовь к детям, любовь к людям.
«Мой девиз»
«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаёшь».
В. Ключевский
II Раздел
«Педагогические размышления»
В ходе практики я решила следующие задачи:
Познакомилась с особенностями организации воспитательного процесса в школе;
Сформировала у себя представление о роли и месте в деятельности классного руководителя в педагогическом процессе, ее задачах, содержании и технологии.
Приобрела опыт организации воспитательной работы с учетом детермированности классного руководителя, возрастными и индивидуальными особенностями детей и детского коллектива.
Приобрела опыт педагогического наблюдения, уметь проводить его и анализировать результаты.
Мои личные и профессиональные качества:
Дисциплинированность
Целеустремленность
Коммуникабельность
Оптимизм
Честность
Доброта
Выдержка и самообладание.
Справедливость
Любовь к детям и выбранной профессии
Освоенные мной компетенции:
Общие:
«Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнёрами»
«Использовать информационно- коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности»
«Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество»
Профессиональные:
«Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений»
«Определять цели и задачи, планировать внеклассную работу»
«Анализировать процесс и результаты внеклассных мероприятий»
«Анализировать процесс и результаты внеклассных мероприятий»
Прогнозирование себя в будущей профессии.
Профессия учитель начальных классов – особая специальность, перед которой выдвигаются достаточно большие задачи и ответственность. Важное качество данной профессии – любовь. Педагог занимается формированием мировоззрения детей, в руках которых находится будущее государства.
Лишь первый учитель сопровождает учеников на протяжении всего их жизненного пути. Первоклассники обретают добрую маму, которая готова помочь и поддержать в сложной ситуации в любое время. Учитель должен уметь сочетать в себе способности психолога и учителя, ведь именно к нему дети обращаются со своими проблемами и тайнами, именно он помогает разрешить недоразумения с педагогами и родственниками. Кроме того, он старается помочь ребенку раскрыть свои склонности, почувствовать себя творческим человеком.
Педагогическая деятельность требует от человека определенных волевых качеств: выдержки, терпения, настойчивости, самообладания. Он обязан контролировать свое поведение, управлять им. Очень важны в профессии учителя: развитые коммуникативные качества, хорошая дикция, четкая грамотная речь, умение увлечь своим предметом, эрудиция. Речь учителя должна отличаться выразительностью, эмоциональностью, убедительностью. Также важно обладать музыкальными и художественными способностями. Учителю должны быть присущи такие личностные качества, как любовь к детям, доброжелательность и чуткость. Учитель начальных классов – это педагог, воспитатель, психолог, музыкальный руководитель в одном лице. Он проводит уроки по всем дисциплинам, организует развлекательные мероприятия, детский отдых и досуг.
III Раздел
«Психолого-педагогический портрет ребенка»
Портрет микрогруппы:
В виде характеристики:
Список микрогруппы:
Анохин Даниил Игоревич ( 22.02. 2008)
Бутченко Арсений Андреевич ( 29.12. 2007)
Епанов Михаил Алексеевич ( 03.10.2008)
Пудалов Фёдор Андреевич ( 20.10.2007)
Семиниченко Матвей Анатольевич ( 16.07.2008)
Хайдаров Ренат Викторович ( 15.12.2007 )
Шабанова Милана Андреевна ( 12.05.2008)
2. Сведения о семье:
1. Анохин Даниил живет в полной семье. 2. Бутченко Арсений живёт в полной семье. 3. Епанов Михаил Алексеевич живёт в полной семье. 4. Пудалов Фёдор живёт в полной семье. 5. Семиниченко Матвей живёт в полной семье.
6. Хайдаров Ренат живёт в неполной семье.
7. Шабанова Милана живёт в неполной семье.
3. Состояние здоровья:
Все дети моей микрогруппы по состоянию здоровья относятся к I группе. Это дети, имеющие нормальное, соответствующее возрасту физическое и нервно-психическое развитие, без функциональных и морфо-функциональных отклонений.
4. Особенности проявления и развития микрогруппы в разных видах деятельности: Дети проявляют себя в разных видах деятельности активно.
5. Особенности взаимоотношения детей в микрогруппе.
Все дети активно принимают участие во всех видах совместных работ. Помогают друг другу, заботятся друг о друге, делятся необходимыми учебными принадлежностями, не стесняются выражать свои чувства, сопереживать. Отношения между ними доброжелательные. Дети учатся сдерживать свои отрицательные эмоции, оценивать свои поступки и поступки своих товарищей.
6. Особенности взаимоотношения с взрослыми: Все дети хорошо могут контактировать с взрослыми людьми.
7. Нравственная воспитанность микрогруппы: Все дети ответственно относятся к обучению и любым поручениям.
Общие выводы и рекомендации педагогам:
На основании анализа результатов наблюдений можно утверждать, что микрогруппа является достаточно сплоченным и дружным коллективом. Рекомендую продолжать в том же духе.
В виде образного портрета микрогруппы.
Я вижу свою микрогруппу, как летний день, когда небо чистое-чистое. Всюду разносится пение птиц и детский смех, веселый и радостный. Такой образ возникает потому, что моя микрогруппа очень веселая и яркая.
Моя микрогруппа ассоциируется с песней Las Ketchup-Asereje, потому что дети озорные, веселые и очень подвижные, как эта песня.
Моя микрогруппа напоминает мне ромашку, потому что ромашка простая по своему строению и не примечательна, но всегда притягательна и ароматна. Так и дети в моей микрогруппе, вроде все простые, но каждый притягивает внимание.
Моя микрогруппа напоминает мне собаку, потому что собака очень дружелюбна, верна, добра и любит играть. Так и дети в микрогруппе, очень добрые, общительные и обожают участвовать в различных играх.
Моя микрогруппа ассоциируется с зелёным цветом, потому что этот цвет напоминает лес и луг.
О моей микрогруппе можно написать большую книгу с множеством красочных картинок. Потому что нужно рассказать о каждом ребенке, добавить его фотографии и творческие работы.
Образ микрогруппы ассоциируется с летом, потому что лето теплое и яркое, как моя микрогруппа.
Я бы подарила плюшевого мишку своей микрогруппе, потому что эта игрушка была символом наших занятий.
IV Раздел
«Психолого-педагогический портрет ребенка»
1. Качества, которыми должен обладать мудрый родитель:
Уважение и любовь к детям;
Честность и искренность;
Терпение;
Строгость в сочетании с мягкостью;
Тактичность;
Организованность;
Ненавязчивость;
Самообладание;
Требовательность;
2. Пословицы и поговорки о детях и родителях:
В хорошей семье хорошие дети растут.
Дети, что цветы: уход любят…
И сова своих детей хвалит.
Детишек воспитывать, не курочек пересчитывать.
Родители трудолюбивы и дети не ленивы.
Устами младенца глаголит истина…
Дети родителям не судьи.
Для матери ребенок, до ста лет детенок.
При солнце тепло, а при матери добро.
Побои мучат, а не учат.
Воспитывать дитя надо, пока лежит поперек лавки
3. Словесный портрет родителя:
Внешний вид: ухоженный, стильный, опрятный, и т.д.
Отношение к своему ребенку: уважение, требовательность, любовь, терпение, толерантность, сопереживание, доверие и т.д.
Отношение между супругами: уважение, любовь, демократия, доверие, сопереживание, толерантность, терпение, и т.д.
Отношение к педагогу: уважение, любовь, доверие, толерантность, понимание и т.д.
Заповеди идеального родителя: Никогда не отзывайтесь плохо об учителе как в его присутствие, так и без него.
Отношение к жизни: позитивное.
Раздел V.
Мои достижения и творчество.
Раздел VI.
Рефлексия.
1.Впечатления от практики.
Радость — вот с чем я встречала каждый день в школе. И я не только обучала детей, я повторяла и училась многому сама. За такой короткий срок привыкаешь к школе, детям, школьной атмосфере. И самое интересное, что после окончания практики не хотелось покидать школу и класс.
2.Что было интересного? Какие успехи?
Было интересно работать с детьми, ежедневно слушать один и тот же вопрос: «А вы к нам завтра придете?»
Было видно, как они нас ждут каждый день. И как им интересно было заниматься с нами.
Успехи:
Получила опыт работы с детьми;
Узнала особенности детей своей микрогруппы;
Познакомилась с новыми людьми;
Научилась писать конспекты занятий
Научилась:
Работать по конспекту;
Работать в коллективе.
Методы, приемы, средства по формированию личностных и коммуникативных УУД, которые будут полезны в дальнейшей профессиональной деятельности:
Беседа;
Фронтальный опрос;
Групповая работа;
Индивидуальный опрос.
Трудности:
Я бы хотела быть похожа: на классного руководителя класса, с которым я работала- Покрепо Наталью Викторовну, потому что она опытный педагог, очень хорошо справляется с классом, очень эмоциональна и легко находит подход к каждому.
В чем я вижу свои профессиональные перспективы.
Я стремлюсь быть лучшим в своем деле и хочу работать там, где будет возможность дальнейшего развития моих навыков, работы с интересными проектами и людьми, у которых я могу чему-то научиться.