СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«портфолио учителя как основа самоанализа его профессиональной деятельности»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««портфолио учителя как основа самоанализа его профессиональной деятельности»»

«ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ КАК ОСНОВА САМОАНАЛИЗА ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»


Проблема становления и развития профессионализма – проблема, которой отводится одно из первых мест при реализации приоритетного национального проекта “Образование”. В школе должен работать “мобильный” учитель, обладающий не только совокупностью знаний, умений и навыков, а иметь основанную на них личную, социальную и профессиональная компетентность – умение самостоятельно добывать, анализировать и эффективно использовать информацию, умение рационально и эффективно жить и работать в быстро изменяющемся мире.

Современная педагогика уходит от “знаниевого” подхода, крен делается в сторону развития и получения навыков самообразования. Сегодня существует много подходов к формированию навыков рефлексии (самооценки) у учителя. Учителя школ ведут постоянную работу по обновлению содержания образования, совершенствованию учебной и воспитательной работы, работают над методической темой, результаты этой работы обобщаются на заседаниях методических объединений.

У учителя появляется некое "досье", в котором отражается всё интересное и достойное из того, что происходит в его жизни. Таким досье может стать сайт учителя или портфолио учителя. 

Портфолио учителя - это один из способов фиксирования, накопления материалов, которые демонстрируют уровень роста профессионализма учителя и умение решать задачи своей практической деятельности. Портфолио учителя отмечает уровень подготовленности педагога а также уровень активности в учебных и внеучебных видах деятельности.

Цель создания портфолио учителя

Портфолио — помогает проанализировать и представить значимые и яркие профессиональные результаты, обеспечивает мониторинг индивидуального роста учителя. Позволяет фиксировать результаты, которых достиг учитель в различных видах деятельности — воспитательной, обучающей, самообразовательной, творческой. В портфолио идет накопление информации, необходимой:

• для подтверждения квалификационной или повышения категории преподавателя, а также объявления ему поощрений и вынесения решений для представления его к наградам и денежным премиям по итогам прошедшего учебного года;

• для своевременного фиксирования существенных изменений и роста мастерства педагога.

Главное назначение портфолио — продемонстрировать наиболее значимые результаты практической деятельности для оценки своей профессиональной компетенции, такие как:

• реализованные проекты;

• участия в олимпиадах и конкурсах;

• проведённые педагогом исследования.

Портфолио позволяет педагогу проанализировать, обобщить и систематизировать результаты своей работы, объективно оценить свои возможности и спланировать действия по преодолению трудностей и достижению более высоких результатов. Второе важное предназначение портфолио учителя — это альтернативная форма оценки профессионализма и результативности работы педагога при проведении экспертизы на соответствие заявленной квалификационной категории.

  Среди учителей портфолио завоёвывает всё большую популярность, и становится необходимым для педагогов повышающих свой профессиональный уровень.

Функции портфолио:

 

Накопительная

Модельная

•    достижения учителя (грамоты, дипломы, удостоверения, сертификаты и т.п.);

•    набор рабочих материалов (конспекты открытых уроков, опорные конспекты, тесты, практические и лабораторные работы и т.п.)

•   отражает динамику развития учителя;

•   показывает результаты самообразования;

•   демонстрирует стиль преподавания;

•  позволяет проводить рефлексию;

•   помогает спланировать деятельность



Практическая значимость

Для учителя -

Для администрации

•   повышение профессионального мастерства (качество);

•   реальное представление о результатах деятельности и резервах;

•   основание для аттестации;

•   основа для участия в конкурсных и грантовых программах

•  предъявление результатов социуму через систематизацию наработок.

•   лицензирование, аттестация, аккредитация ОУ;

•   расширение методического диапазона ОУ;

•   основание для назначения стимулирующих выплат и денежного вознаграждения;

•   мониторинг эффективности работы учителя;

•   объективность системы оценивания успешности учителя;

•  интеграция количественной и качественной оценок


Требования к оформлению портфолио и принцип работы

  1. Системность и регулятивность самомониторинга

  2. Достоверность

  3. Объективность

  4. Нацеленность автора на самосовершенствование.

  5. Структуризация материалов, логичность и лаконичность всех письменных пояснений

  6. Аккуратность и эстетичность оформления

  7. Целостность, тематическая завершенность представленных материалов

  8. Наглядность результатов работы

  9. Технологичность


Структура портфолио:

Титульный лист.

Раздел 1. Общие сведения о педагоге

- фамилия, имя, отчество, год рождения;

- образование, наименование образовательного учреждения, год окончания,

полученная специальность и квалификация по диплому;

- общий трудовой и педагогический стаж, педагогический стаж в данном

образовательном учреждении;

- информация о наградах, званиях, ученых степенях, грамотах, благодарственных

письмах;

- квалификационная категория;

- повышение квалификации (название структур, в которых прослушаны курсы: год,

месяц, проблематика курсов);

- личная подпись педагога.

Раздел 2 . "Официальные документы"

В этом разделе помещаются копии всех имеющихся у педагога сертифицированных

документов: дипломов, удостоверений о прохождении курсовой подготовки, документов,

подтверждающих наличие почетных званий, ученых степеней; копии дипломов

различных конкурсов, копия аттестационного листа; справки, заверенные руководителем

о наличии (отсутствии) травм во время образовательного процесса, об отсутствии

жалоб со стороны участников образовательного процесса.

Раздел 3. Работа педагога по обобщению и распространению собственного

педагогического опыта

1. Наличие собственных методических разработок (дать полный перечень и приложить

некоторые из них)

2. Наличие публикаций по проблемам развития, воспитания, образования детей,

обобщению опыта (дать полный перечень и приложить самые интересные работы)

3. Проведение открытых занятий, уроков, мастер-классов, участие в проведении круглых

столов, семинаров, конференций, руководство методическим объединением, рабочими

группами

4. Участие в инновационной деятельности (разработка и реализация авторских концепций,

программ, проектов; участие в реализации образовательных программ ресурсных

центров, экспериментальных площадок районного, городского и федерального уровня,

пилотирование, участие в конкурсе инновационных продуктов)

Раздел 4. Участие в районных, региональных и всероссийских профессиональных

конкурсах (с указанием сроков и результатов)

Раздел 5. Использование современных образовательных технологий, в том числе

информационно-коммуникационных, в процессе обучения и в воспитательной

работе

Раздел 6 . Результаты педагогической деятельности в межаттестационный период (Результаты внутришкольных мониторинговых исследований, наличие высоких

достижений детей- копии дипломов, грамот, сертификатов об участии в олимпиадах,

конкурсах, соревнованиях.

Раздел 7. Отзывы о результатах педагогической деятельности аттестуемого.

В данном разделе могут быть представлены отзывы руководителей разных уровней о

педагогическом работнике, отзывы ведущих специалистов, являющихся экспертами в

данной области, отзывы коллег, родителей, выпускников.

Раздел 8 . Приложения.

В него могут быть помещены методические разработки, грамоты, благодарности,

публикации в СМИ о педагогической деятельности аттестуемого, научно-педагогические

статьи аттестуемого в профессиональных изданиях, фотографии мероприятий, адрес со

ссылкой на страницу сайта и т.д.


Таким образом, портфолио учителя может стать мотивационной основой деятельности педагога и помочь формированию его личности. “Портфель” обеспечит его возможностью индивидуальной самореализации, а основой для этого является план самообразования. Самообразование любого человека всегда возникает в ответ на потребность в знаниях. План обеспечивает повышение уровня мотивации к самообразованию, к совершенствованию профессиональной подготовки. Создание портфолио учителя позволит перейти от административной системы учёта результативности педагогической деятельности к более объективной системе оценивания успешности учителя как в урочной, так и во внеурочной работе. Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные задачи: поддерживать высокий уровень мотивации; поощрять активность и самостоятельность педагогов; расширять возможности обучения и самообучения; развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности и т.д.

Портфолио позволяет

  • учителю:

  • реально представить результаты своего труда;

  • увидеть свои резервы;

  • иметь стимул к непрерывному самосовершенствованию.

  • администрации:

  • осуществлять непрерывную диагностику результатов труда учителя.