СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пособие "Местоимение"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пособие поможет учителю при изучении темы "Местоимение". В пособии имеются тестовые работы.

Просмотр содержимого документа
«Пособие "Местоимение"»

1. местоимение - теория, практика

2. кимы, тесты, тексты для самостоятельных работ











































[Введите цитату из документа или краткое описание интересного события. Надпись можно поместить в любое место документа. Для изменения форматирования надписи, содержащей броские цитаты, используйте вкладку "Средства рисования".]







  1. МЕСТОИМЕНИЕ

Местоимение дякасалба, нёанчи признакасалбачи, хадовачи-да эм гэрбиэсиэми, тэм нёанчиачи гаёси-мат, ичэвэнди, нёамбачи мэдэси тай самостоятельнай часть речини. (Местоимение – часть речи, которая не называет предмет, признак, количество, а только указывает на них).

Местоимениесэл гой части речи орондолани дяпаори(Местоимения употребляются взамен тех или иных именных частей речи).

  1. Местоимениева существительное орондолани дяпаори осини, нёани существительное морфологическай признакасалдиани признакасалку(Когда местоимение замещает имена существительные, то оно имеет морфологические признаки существительного и отвечает на те же вопросы, что и имя существительное)



(Уй?)Коля(И.п., ед.ч.) школаду тачиочини. (Уй?) Нёани(И.п., ед.ч.) улэн наондёкан.(Коля учится в школе.Он хороший мальчик,)



  1. Числительное орондолани дяпаохан местоимение морфологическай признакани числительноенги-мат би( Когда местоимение замещает имя числительное, то оно имеет морфологические признаки числительного):



Ми эйнивэ тойнга саичава математикаду бахамби. Хадова? (В.п., ед.ч.) Тойңгава. (В.п., ед.ч.) (Я сегодня по математике получил оценку «пять». Какую? Пять.)





  1. Наречие орондолани дяпаохан местоимение морфологическай признакани туй би – изменялаеми ачаси:( когда местоимение применяется вместо наречия, он тоже не изменяется)

Местоимения не способны подчинять другие слова в предложении, то есть иметь при себе определения или обстоятельства.

Ми амимби стройкаду дёбойни. Мой отец работает на стройке.



По своим лексико- грамматическим признакам местоимения делятся на следующие разряды:

  1. Личные

  2. Возвратные

  3. Указательные

  4. Вопросительные

  5. Определительные

  6. Неопределенные

  7. Самостоятельные притяжательные



























    1. Личные местоимения.

Личных местоимений в нанайском языке всего шесть. Личные местоимения в предложениях заменяют имена существительные , поэтому их называют местоимениями-существительными: (текста нет)

Нучикэндюэн спортивнай площадкаду паканди хупичи. Нёанчи тэн агданасичи. (Дети играют на спортивной площадке мячом.Они очень радуются.)


Единственное число

Множественное число

1 лицо я

ми

буэ

2 лицо ты

си

суэ

3 лицо он

нёани

нёанчи



Личные местоимения употребляются в нанайском языке для обозначения людей, то есть относятся к категории «лица», а в произведениях фольклора – так же животных и неодушевлённых предметов, ведущих себя подобно людям. Предметы, относящиеся к категории «не лица», в том числе и животные, обозначаются указательными местоимениями.

Грамматическая категория лица – не-лица

Личные местоимения

Указательные местоимения

уй? кто?

хай? что?

В отношении человека

В отношении животных, насекомых, растений и неодушевленных предметов

Ми най.Я человек.

Согдён холгокто нядяха долани амбам-бани ичэвэси.Нёани поалдоани ине дек нядяха долавани сиричини.

( Внутри сухой пожелтевшей травы тигра не видно.Он иногда целый (весь) день прячется среди травы.)

В сочетании с существительными личные местоимения приобретают притяжательное значение:

Ми нируи (Я пишу)

Ми тетрадии (Моя тетрадь)





      1. Склонение личных местоимений.

Личные местоимения 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа склоняются как имена существительные простого склонения.

Только в Винительном падеже вместо суффиксов –ба/-бэ у личных местоимений к суффиксу –би добавляется частица –вэ.

Мимбивэ бумбивэ

Симбивэ сумбивэ

Кроме того во всех косвенных падежах к корню местоимений 1 и 2 лица прибавляется согласная н ,которая в винительном падеже перед буквой б переходит в букву м: нёани – нёамбани(В.п.)

СКЛОНЕНИЯ ЛИЧНЫХ МЕСТОИМЕНИЙ 1 –го ЛИЦА

ПАДЕЖ

ЕДИНСТВЕННОЕ ЧИСЛО

МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО

Именительный

Ми я

буэмы

Винительный

Мимбивэменя

бумбивэнас

Творительный

минди мной

бунди нами

Дательный

Миндумне

Бундунам

Местный

Миндулэот меня

Бундулэот нас

Направительный

Минчико мне

Бунчик нам

Исходный

Миндиэндиот меня

Бундиэдиот нас



СКЛОНЕНИЯ ЛИЧНЫХ МЕСТОИМЕНИЙ 2 –го ЛИЦА

ПАДЕЖ

ЕДИНСТВЕННОЕ ЧИСЛО

МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО

Именительный

си ты

суэ вы

Винительный

симбивэ тебя

сумбивэ вас

Творительный

синди тобой

сунди вами

Дательный

синду тебе

сунду вам

Местный

синдулэ от тебя

сундулэ от вас

Направительный

синди к тебе

сунчи к вам

Исходный

синдиэди от тебя

сундиэди от вас





СКЛОНЕНИЯ ЛИЧНЫХ МЕСТОИМЕНИЙ 3–го ЛИЦА

ПАДЕЖ

ЕДИНСТВЕННОЕ ЧИСЛО

МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО

Именительный

нёани он (она)

нёанчи они

Винительный

нёамбани его (её)

нёамбачи их

Творительный

нёандиани им (ею)

нёандиачи ими

Дательный

нёандоани у него (у нее)

нёандоачи им

Местный

нёандолани от него (от нее)

нёандолачи от них

Направительный

нёанчиани к нему (к ней)

нёанчиачи к ним

Исходный

нёандиадиани от него (от нее)

нёандиадиачи от них



Местоимения третьих лиц могут быть заменены именами существительными

(Мамачан мангади агдахани – нёани пиктэдиэдии бичхэвэ бахани.Старушка очень обрадовалась – она от сына своего письмо получила).

Личные местоимения 3-го лица склоняются как лично-притяжательные существительные.





























1.1.2. Практические задания

Задание 1: прочитайте предложения и переведите их. Эй предложениесэлбэ холаосу, тунсэрэусу:

Ми …. (Светлана). Ми дёбончи энуи. ( Я Светлана.Я иду на работу.)

Мимбивэ эниэ манга улэсини. (Меня сильно любит мама)

Минчи агаи дичини(Ко мне приехал старший брат)

Агаи минди хупини. (Брат играет со мной)

Минду дёбомба бухэчи. Минду чаду эрдэнгэ. (Мне дали работу.Мне там интересно)

Миндулэ дихава дяпаро(Возьми от меня деньги)

Миндиэди кэкувэ дяпаосо. (Прими от меня цветы)



Задание 2: прочитайте рассказ, подставьте вместо точек местоимения:

Нучикэндюэн дуэнтэчи моголахачи. Аодаканду ………….. гой-гой боачи энэхэчи. Олокиана Серёжа морайвани долдихачи:

- …………. Бахамби!

- Хайва …… бахаси? – Гена мэдэсихэни. Серёжа даи боровикава ичэункини.

- Хони ……….. тургэнди боровикава бахани, - Катя ункини.

( Ребята пошли в лес за грибами. В роще все разбрелись в разные стороны.. Вдруг раздался крик Серёжи:

- Я нашёл!

- Что ты нашёл? – отозвался Гена. Серёжа показал большой боровик.

- Как он быстро отыскал боровик,- сказала Катя.)



Задание 3: замените повторяющиеся имена существительные, прилагательные , числительные подходящими местоимениями:

  1. Оён – усэлтэ. Оён долбоду вайчанари. Тотами оёмба иниду ичэвэси. Оён еруни сонта.

(Барсук – животное. Барсук ночью охотится. Поэтому барсука днём не видно. У барсук нора глубокая.)

  1. Севернай Ледовитай океан намосалдоани муэни гичиси. Тотами гичиси муэ Байкалду-дэ би.

(В морях Северно-Ледовитого океана вода холодная.Но и на Байкале вода холодная.)

  1. Буэ классадопова гочин най. Гой классаду-да гочин най.

(В нашем классе тридцать человек.В другом классе тоже тридцать человек.)



Задание 4: запишите .Укажите падеж личных местоимений.

Нёанчи уевэчи, эмуту хэдун-мэт, гасасал мандодиари дэгдэчихэчи. Гасасал уелэчи дайчасо, хэмэ биэси неннясал дэгдэхэчи. Пота нёанчиачи улэсими чэндэхэни. Нёани хали-да туй эгдивэ эчиэ ичэни. Морай дилгандиари, хасарбари пиокиаидиачи ниэчэнсэл Пота сиамбани хайва-да долдиаси осиванкини.

Киэстэ холдондолани чиндэсэл мандони энэхэни. Гой-гой дилганди чолчихачи, эмуту диа диавари соимат, морахачи. Гой-гой мочи енуэди дэгдэчихэчи, пэйси симатава, холгохан хабдатава, сиктэвэ тугбухэчи.



Задание 5: замените имена существительные местоимениями третьих лиц (эй существительноесалба местоименияди менялагосу)

  • Арчокан гэрбуни Таня.

(Девочку зовут Таня).

Нёани гэрбуни Таня.

(Её зовут Таня)

  • Нучикэндюэн улэн тачиочичи.

(Дети хорошо учатся)

Нёанчи улэн тачиочичи

(Они хорошо учатся)

  • Таня, Валя, Саша школачи энэйчи.

(Таня,Валя,Саша в школу идут).

Нёанчи школачи энэйчи.

(Они идут в школу)

  • Индасал тулиэду хупичи.

(Собаки играют во дворе).

Нёанчи тулиэду хупичи.

(Они играют во дворе)

  • Ира энини гучкули эктэ.

(Мама Иры красивая женщина).

Нёани гучкули эктэ.

(Она красивая женщина)

  • Кэксэ молокова омини.

(Кошка пьет молоко).

Нёани молокова омини.

( Она пьет молоко)

Задание 6. Вставьте в предложения подходящие по смыслу пропущенное слово из предложенных вариантов.

Баё, агданасими, … поктолаи аоӈгачи мочогохани.

а) си

б) нёани

в) дамимби

г) мэнэ

Токидиади хулусэлбэ …………………аоӈгачи ивугухэни.

а) нёани

б) суэ

в) дяпагора

г) манга

… тойнга тиэсэвэ пояӈгоду бухэмби.

А)си

Б) ми

В) нёани


Задание 7.Прочитайте предложения. Найдите лишние слова в тексте. Правильные предложения пометьте галочкой. Выпишите лишние слова рядом с предложением, построенным неправильно.

1. Дёари чими эрдэ бичини.

2. Сиун гарпагохани митутулухэни.

3. Сим бичини.

4. Ми си мангбокан кирадоани тэсихэмби.

5. Туй би нёанчиэринду умэкэчиуривэ улэсиэмби.

6. Согдатаси сомонасини.

7. Олокиана сапси кирачиани ми кэксэ бэичивэни ичэхэмби.

8. Нёани бунчи олокиана пуйкухэни.

9. Согдатава лапатак сэкпэндэ нядяха муэ дочиани энэхэни.


* Сколько правильных предложений у вас получилось?

* Какими частями речи являются лишние слова?


Задание 8. Прочитайте текст и переведите его. Найдите личные местоимения.

Хайми хангосал амоанду-рагдал балдичи

Нанай сагдилни тэлунгудуэри хайми-да хаӈгосал тэн амоанду-рагдал бивэчи туй гисурэйчи:

Эм модан эм хаӈгокан эм хатан хэеку онива солойчами тэрихэни. Хэе маӈга пачилавочиани, эй хаӈгокан уйси бай пата-пата агбингой тахани. Нёани маӈга ядахани.

Эм сагди гаки нёани солойвани ичэрэ, этухэни. Нёани хаӈгова гигдокалаорива болдадихани. Эси нёани сагди, кусун-дэ ана, туй тами бади ӈэлэчихэни. Гучи, тэй оячиани, нёани чикпаорива галохани.

Эй гаки сагдим-да, маӈга аргаӈку бичини. Гаки туй тэсимиэ хаӈгова хони-да вагои муручими дэрухэни.

Почему караси живут только в озерах

Вот как старики-нанайцы рассказывают, почему караси живут только в озерах.

Однажды плыл карасик против течения по очень быстрой речке. Когда течение ударяло особенно сильно, карасик махал хвостом и всплывал наверх. Он сильно устал.

Увидела его старая ворона и стала подкарауливать, не решилась она наброситься на карася сверху. Она была старой и слабой, поэтому и побаивалась. Кроме того, не хотелось ей промокнуть. Ворона была старая и очень хитрая. Сидит ворона и думает, как бы поймать карася.

Задание 9. Поставьте на месте пропусков местоимения

Нучикэн пунчилкэнсэл эниэ ана бичичи. ___________элэ буди бичичи: хумдухэчи, лалохачи.

Кэксэ Муркэ пиктэгуи бахани. Муркэ ______________молокоди депуэнкини.

Инигухэни. Муркэ пунчилкэнсэлчи дичини. Кэксэ ________________бэгдидии тоӈгалахани. Энэ-нэ! Пунчилкэнсэл сэпэри! Хони тавуй? Эм сиара тара пунчилкэнсэл буди. Валяха!

Ми пунчилкэнсэлбэ босоди якчихамби. Муркэ молокоди ____________депуэнкини.

( Маленькие ежата остались без матери. Они чуть ли не умерли : отощали, проголодались.

Кошка Мурка родила котят. Мурка их кормила молоком.

Наступил день. Мурка пришла к ежатам. Кошка их ногой тронула. Ай-я-я! Ежата колючие! Что делать? Если ежата не будут есть, умрут. Беда!

Я накрыл ежат тканью. Мурка накормила их молоком.)



Задание 10: Найдите в тексте местоимения

Неӈне дидюхэни. Маӈга сиун гарпалогохани. Силуктэсэл дёкчи сэнэгухэни. Силуктэсэл ини тиас эуси-таоси тутуэчичи. Нёанчи мэнэ дёкчии нядяхава, хасиктава гадёйчи.

Аоданду чу бонго омосал, ерусэл агбиӈкичи. Сагди, даи поӈгочи дюэр ниэчэнсэл дэгдэчими исохачи. Нёанчи хайва-да хэм эуси-таоси ичэдехэчи. Эмун ниэчэн начи тэхэни. Нёани,чокидои нядяхава чокилара, поӈго дякпачини нэхэни. Гойдима ниэчэн нямолтава чокилара, тэй поӈго дякпачини нэхэни. Нёанчи гэсэ омогои аӈголохачи.



Задание 11: выберите правильный ответ

Девочка оказалась в избушке медведей, потому что..

  1. Нёани балана мапасалчи энэйчэхэни

  2. Нёани, дуэнтэчи энэрэ, памахани

  3. Мапасал мэнэ нёамбани гэлэхэчи

  4. Нёани тэн маӈга мапасалба улэсихэн

Лиса попросила ещё раз спеть Колобка, потому что…

  1. Эчиэ отолиани нёани дяримбани

  2. Нёани чуки дярихани

  3. Нёани эчиэ долдиани Колобок дяримбани

  4. Нёани Колобокава депчичихэни





Задание 12: отгадайте из какой сказки эти строчки? Найдите местоимения и переведите их.

1.Приходите, тараканы, я вас чаем угощу!

2.Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?» Ей с поклоном старик отвечает.

3. Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч.

4. И от тебя, заяц, уйду!

5. В некотором царстве, в некотором государстве…

6. Кто-кто в теремочке живет?

Задание 13.Прочитайте стиотворение. Выпишите местоимения 1,2,,3 лица. Напишите эти местоимения во множественном числе

Сиунчи, неӈнечи ачапчи

Нёани, гучи ми, гучи си

Эйнивэ странадолаи энэйпу

Мэнэ долаи кэвэли-мэт би дёӈкан!

Задание 14. Замените выделенные существительные местоимениями

  1. Юра сусуэкэнчи энэйни. Юра улэн конькиди сусуэчини.

  2. Нина соктади мэлдей мэлдеуриду участвовалайни. Нина соктади мэлдеуй спортава улэсини.

  3. Тэвэксэ уйлэ агбинкини. Тэвэксэ сиумба якчихани.

  4. Неӈне дидюхэни. Неӈне улэн эрин.

















1.2. Возвратные местоимениямэпи, мэпэри, мэнэ.

Возвратнай местоимениесал мэпи, мэпэри таори говани тай найчи-тол энэвэнди значениекочи. Предложениеду нёамбачи имя существительное орондолани дяпаори. Предложениеду нёанчи синтаксическай роличи – дополнение.Возвратное местоимение мэпи, мэпэри замещают имена существительные, употребляются для обозначения объектов, когда под ними подразумевается предмет, являющийся и субъектом. Они играют в предложении роль дополнения.

  1. Возвратное местоимение мэпи(себя) имеет форму единственного числа с суффиксом –и при единственном числе подлежащего

  2. Возвратное местоимение мэпэри(себя) имеет форму множественного числа с суффиксом -ари/-эри при множественном числе подлежащего

  3. У возвратных местоимений всего 6 падежей, отсутствуют формы Именительного и Назначительного падежей (склоняется и изменяется по числам).

  4. Винительный падеж, как в единственном, так и во множественном числе имеет особую форму мэпи, мэпэри;

  5. Во всех остальных падежах изменяются, как существительные возвратно-притяжательного склонения.

  6. При склонении у местоимений мэпи, мэпэри последняя буква корня слова П заменяется буквой Н:



















1.2.1.Склонение возвратного местоимения

ПАДЕЖ

ЕДИНСТВЕННОЕ ЧИСЛО

МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО

Винительный

мэпи

(он, она, оно) себя

мэпэри

(мы, вы, они) себя

Творительный

мэндии

(он, она, оно) с собой

мэндиэри

(он, она, оно) с собой

Дательный

мэндуи

(он, она, оно) у себя

мэндуэри

(он, она, оно) у себя

Местный

мэндулэи

(он, она, оно) по себе

мэндулэри

(он, она, оно) по себе

Направительный

мэнчии

(он, она, оно) к себе

мэнчиэри

(он, она, оно) к себе

Исходный

мэндиэдии

(он, она, оно) от себя

мэндиэдиэри

(он, она, оно) от себя



Категории числа возвратного местоимения

При единственном числе подлежащего - и

При множественном числе подлежащего–ари/-эри

Пиокамба нёани мэндуи аңгохани.

Дудочку он для себя сделал.

Сусучиндэгуми си мимбивэ мэндии дяпару.

Когда пойдешь кататся с горки возьми меня с собой

Буэ мэпэри чуңну гисурэкэпу.

Мы всё о себе рассказали.

Нучикэндюэн мэндуэри даңсасалба гадичини.

Дети покупают себе книги.


Возвратное местоимение может употребляться в составе предложений с причастными оборотами.


Возвратное местоимение в предложениях с причастными оборотами

Нанайский язык

Русский язык

Ми мэпи мапа манайвани-да толкичиамби.

Я, что себя медведь истребляет, во сне вижу.

Я вижу во сне, что меня истребляет медведь.

Си мэпи урэвэнкин родинадои манга даи гэбукуси.

Ты у взрастившей себя родины в очень большом почете.

Ты у взрастившей тебя родины в очень большом почете.


1.2.2.Возвратное местоимение мэнэ (свой, своя,своё,свои) употребляется только в роли определения при существительном возвратно-притяжательного склонения. При этом изменяется только существительное, а местоимение мэнэ остается неизменным.


Возвратно-притяжательное местоимение мэнэ


Диаи мэнэ бурии, лэкэи минду бухэни.

Мой друг дал мне свои лук и стрелы.




Ми мэн дёгбиичэи.=Ми дёгбиичэи.

Я вижу свой дом.


Пиктэ амимби улэсини.= Пиктэ мэнэ амимби улэсини. Ребёнок своего отца любит.


Суэ мэнэ хэсэвэи дёнчайсу-ну?

Помните ли вы свои слова?



Буэ мэнэ котамбари хэм силкохапу

Мы свою посуду всю вымыли.














1.2.3. практическая работа

Задание 1. Переведите эти словосочетания на нанайский язык:

Сдержать себя, вбить себе в голову, набивать себе цену, предоставить самому себе, прийти в себя, выходить из себя, выводить из себя, сдерживать себя.

Задание 2. Сделайте перевод предложений.

Ми мэнэ диадии дуэнтэчи ляс пулсипу. Нёани нэвуни-дэ бунди гэсэ пулсини.

Ми мэнэ диаи кинэчи гэлэхэмби. Нёани агдахани.

Ми ини тиас мэндуи огдаи тагохамби.

Ми мэнэ дихаи муйду-дэ бурэсимби.

Найсал мэнэ дансавари холайчи.

Вачака таони мэнэ няромби мактачини.

Задание 3.Сделайте перевод.

Ми дансава мэнж гадидии гэсэ, чаду-тул холами дэрухэмби. Буэ дансава мэнэ холагоари гачипу. Ми мэнэ эксэмби огдани кэтэндуэни тэсии.

Задание 4.Переведите текст на нанайский язык

Родимая земля…

Земля моих отцов,

Земля родных людей,

Печаль моя, забота и награда.

Наверно, земли есть и краше, и теплей,

Наверно, есть,

Но мне других не надо. (Р.Рождественский)



Задание 5. Найдите в тексте возвратные местоимения

Нанай поэтасални, писательсалчи мэнэ произведениесалдоари балдивари боава, нава, найсалбари нируйчи. Дуэнтэ, мангбо, хурэн, боачан нёандоачи, бунду-мэт, гучкули миаван. Най таони мэнэ ихондои балдихани, урэхэни. Ихомби, хаоси-да энэхэндэ, онгбоасини, тул-тул дёнгойни. Чаду диасилни балдичи, гэрэн ихонкан бичи. Най дёбойни, тэиндини, диа-диаи тачиочини, бэлэчини, улэсини, кидуйни – тэй писательду эрдэнгэ.

Буэ историядопова хай-да хэм бичин: тэни лочасалбаичэухэн эрин нандиачи гэсэ мэнэ балдии калами дёбохан, поалдоани - улэн барони поалдоани - эндэлсими. Буэ гэсэ энэйпу поктоду даи чаохаран бичини. Чаду гэрэн гурун Родинавари кандмари илихачи. Буэ найпу мэнэ гэбуи чаду эчиэ тугбуэни. Хусэ наондан гурун - фронтаду экэсэл сагди гурун нучикэндюэн - тылду дабдимба дидямбохачи. Чаохаран ходиочиани, хэмтудиэри балдивари улэнтумэри дёбохачи.

* Какие ещё местоимения имеются в этом тексте, выпишите их и определите, к какому разряду они относятся.
















1.3.Указательные местоимения

Указательные местоимения служат для указательного обозначения предметов или их признаков, выделяя их из однородных предметов, и делятся на подразряды:

1) предметно-указательные: эй‘этот’; тэй‘тот’;

2) качественно-указательные: эмэчэ‘этакий’; тамача, тэмэчэ‘такой’; эечиби‘подобный этому’; тэечиби‘подобный тому’; туй би‘такой’;

3) пространственно-указательные:эе‘этот’; тая‘тот’; эвуй, эвуйдимэ‘этот’; тавуй, тавойдима‘тот’.


Указательные местоимения образованы от корней э- и та-:

1) местоимения эй, эмэчэ, эе, эечиби, эвуй и эвуйдимэ указывают на более близкое;

2) местоимения тэй, тамача, тая, тэечиби, тавуй, тавойдима – на более отдалённое.



Парное противопоставление указательных местоимений

Указание на более близкое

Указание на более отдаленное

эй, эмэчэ, эе, эечиби, эвуй, эвуйдимэ

тэй, тамача, тая, тэечиби, тавуй, тавойдима













1.3.1.Предметно-указательные местоимения могут:

1) замещать наименования предметов и иметь падежную форму (Нёаниэйвэ хали-да онгбоасини‘Он этого никогда не забудет’);

2) замещать наименование признака предмета и обозначать его указательный признак (Эй дёдянду туй пурэн усэлтэсэлни дёдяхачи‘На этом суде так лесные звери присудили’);

3) замещать название предмета в роли первого члена притяжательного словосочетания (Кавказаду гогда хурэнэгди. Тэйсэл поронсалчи айнганива холими симатади хумиэкту‘На Кавказе много высоких гор. Их вершины круглый год покрыты снегом’);

4)принимать форму множественного числа при замещении названий предметов (Тэйсэл дилисалчи пакарак агбинчайчи ‘Их головы черными пятнами торчат’).

- Всего 7 падежей, отсутствует Назначительный падеж.

- при склонение тэй-, ча- во всех падежах за основу берется ча-

В дательном и винительном падежах местоимения эй и тэй часто соответствуют русским личным местоимениям (Ми эйвэсарии ‘Я это знаю’).

Склонение предметно-указательных местоимений единственного числа

Падеж

Местоимение

Именительный

эй этот тэй=ча тот

Винительный

эйвэ этого, это тэйвэ=чава того

Творительный

эйди этим тэйди=чадитем

Дательный

эйду здесь тэйду, таду, чадутам,тогда

Местный

эйлэ по этому месту тэйлэ=чалапо тому месту

Направительный

эйчи к этим тэйчи к тем

Исходный

эйдиэди отсюда тэйдиэди оттуда

Склонение предметно-указательных местоимений множественного числа

Падеж

Местоимение

Именительный

эйсэл эти, они (не-лицо)

тэйсэл те, они (не-лицо)

Винительный

эйсэлбэ этих, их

тэйсэлбэ тех, их

Творительный

эйсэлдиэтими, ими

тэйсэлди теми, ими

Дательный

эйсэлду этим, им

тэйсэлду тем, им

Местный

эйсэлдулэ по этим, по ним

тэйсэлдулэ по тем, по ним

Направительный

эйсэлчи к этим, к ним

тэйсэлчи к тем, к ним

Исходный

эйсэлдиэдиот этих, от них

тэйсэлдиэдиот тех, от них


1.3.2.У качественно-указательных местоимений главная функция – определение (Тамачанайсалхэмсамаримутэйчи ‘Такие люди все могут узнать’)

Склонение качественно-указательных местоимений

Падеж

Местоимение

Именительный

эмэчэ (вот) такой тамача (вон) такой

Винительный

эмэчэвэ (вот) такого тамачава (вон) такого

Творительный

эмэчэди (вот) таким тамачади (вон) таким

Дательный

эмэчэду (вот) в таком тамачаду (вон) в таком

Местный

эмэчэлэ по такому тамачала по такому

Направительный

эмэчэчик такому тамачачи к такому

Исходный

эмэчэдиэди из (вот) такого тамачадиэди из (вон) такого


1.3.3.Пространственно-указательные местоимения выполняют функцию определения и неизменяемы.


Пространственно-указательные местоимения

эеэтот (эта, это, эти), более близкий их двух противоположных;

эвуй = эвуйдимээтот (эта, это, эти) из различающихся по занимаемому в пространстве месту

таятот (та, то, те), более отдаленный из двух противоположных;

тавуй = тавойдиматот (та, то, те) из различающихся по занимаемому в пространстве месту




1.3.4.Практическая работа

Задание 1. Переведите на нанайский язык, найдите местоимения, определите их морфологические признаки.

На этом берегу мы купались, а на том – играли в волейбол. Эвуй кирадони буэ элбэсихэпу, тавойду – волейбол хупихэпу.

Эта сторона горы вся каменная, а на другой стороне деревья растут. Хурэн эе калтани дёло маня , тая калтадоани мосал балдичи.

Люди приехали отсюда и оттуда. Эедиэди, таядиади найсал дичичи.

В магазине я куплю это, а ты – то. Ми магазинду эйвэ гадямби, си-тэни-тэйвэ.

Задание 1. Прочитайте текст. Переведите его. Найдите в тексте указательные местоимения.

Синэди мапачанди, баян мапачанди

Эм модан синэди мапачан багбава, ачокова, чиумбэ, силчиксэвэ, сурэвэ дяпара, сиргэчи энэхэни.

Чаду киокто эгди бичин. Синэди мапачантэй киоктова элэдэлэ сиахани, акпанкини.

Дуэнтэдиэди эм гормахокан дичини. Тотара мапачан хайми-да буйкимбэни эрдэyгэсими морапсиyкини:

– Лаломи буйкиниэм умбумиэ, бор-бос,

Аyмадоани киокто-маня, бор-бос.

Холгомосими буйкиниэм умбумиэ, бор-бос,

Хайс багбаку, хайс ачококо, бор-бос.

Гэкчими буйкиниэм умбумиэ, бор-бос,

Хайс чиунку, хайс силчиксэнгуку, бор-бос.

Дуедиэ, бор-бос, эурусуэ, бор-бос!

Дургимэриэ, бор-бос, эурусуэ, бор-бос!

Гормахокан туй морами ходиочиани, хачин гормахонсал, хачин чолчойсал, хачин хулусэл, хачин солисал гучи гой-гой непултэсэл дичичи.

Бедный и богатый старик

Однажды бедный старик взял с собою пешню, сачок, кремень, трут, топор и отправился к рёлке между двумя протоками.

Там было много ягод шиповника. Бедный старик вдоволь наелся и лег.

Прибежал из тайги заяц. «Отчего, - думает заяц, - умер бедный старик?» И закричал заяц:

– Если сказать – умер от голода, бор-бос,

Нет, вон, у него во рту ягод полно, бор-бос.

Если сказать – от жажды умер, бор-бос,

Нет, вон у него и пешня, и сачок, бор-бос.

Если сказать – замерз, бор-бос,

Нет, вон у него и кремень, и трут, бор-бос.

Таежные звери, приходите, бор-бос!

Во множестве приходите, бор-бос!

Когда кончил зайчик кричать, со всех сторон прибежали зайцы, хорьки, белки, лисицы и другие звери.



Задание: 2.

Светина сестра в этом году учится в музыкальной школе. Света эктэ нэуни эвуй айнаниду музыкальнай школаду тачиочини. 2. Ми эвуй айнаниду илиача классачи энэдемби. В этом году я пойду в третий класс. 3. Я со старшим братом в следующем году поеду на море. Ми агадии тавуй айнаниду намочи энэдемби.



Задание 3: определить, какому дереву принадлежат листья и плоды. Составьте правильный ответ с применением местоимений:

  1. Эй кочилта мо хабтадани.

  2. Эй хоронкола хабдатасални.

  3. Эй-тэни пиагдан хабдатани. Нёанчи нёнгиан.







1.4.Вопросительные местоимения

Вопросительные местоимения обозначают предметы или их признаки чаще в вопросительных предложениях.

Каждое вопросительное местоимение замещает одну или несколько частей речи и употребляется в синтаксической функции и грамматической форме, которые присущи замещаемому слову.

Группы вопросительных местоимений:


  1. Предметно-вопросительные

уй? кто? каков?

хай?что? что за? каков?

  1. Качественно-вопросительные

хамача?какой? что за? что? что такое?

Хониби?какой по качеству?

Хаосиби?какой? что за?

  1. Пространственно-вопросительные

хавуй? хавойдима? который?

хая?который из двух?

  1. Вещественно-вопросительное

хайма?какой по материалу, по веществу?

  1. Вопросительно-временное

халипчи?относящийся к какому времени?

  1. Количественно-вопросительное

хаду?сколько?


















1.4.1.Предметно-вопросительные местоимения.

Местоимение уй?‘кто?’ обозначает лицо, т.е. человека, и соотносимо с личными местоимениями и с существительными, обозначающими лицо (Эй уй дансани?Чья это книга?’).

Местоимение хай?‘что?’ обозначает живые и неживые предметы, кроме человека, и соотносимо с указательными местоимениями и с существительными, обозначающими не-лицо (Эй хай кумтэни?‘Эта крышка от чего?’).


Частица -да/-дэпридаёт местоимениям уйихай:

1) усилительно-отрицательное значение (Эйдууй-дэ аба‘Здесь никого нет’);

2) неопределённое значение;

3) вопросительно-относительное значение.

Частица – нупридаёт им значение неопределенности (Нёани синду хайва-ну уӈкини-ну?Он тебе что-то сказал что ли?’).

Местоименияуй и хаймогут иметь форму множественногочисла (Уйсэл дичичи? ‘Кто (многие) пришёл?’; Хайсал тухэчи?‘Что (многое) упало?’).Употребляются вторыми членами притяжательных словосочетаний (Минду нёани хайни-да аба ‘У меняпринадлежащего ему ничего нет’; Эйду хайваси бадямби?‘Что твоё я здесь найду?’)

Простое склонение местоимений уй и хай


О человеке

О неодушевлённых предметах и о животных

Именительный

Уйкто

Хайчто, кто

Винительный

Уйвэкого

Хайвачто, кого

Творительный

Уйдикем

Хайдичем, кем

Дательный

Уйдукому

Хайдугде, в чем, кому

Местный

Уйлэот кого

Хайлапо чему, по кому

Направительный

Уйчик кому

Хайчик чему, к кому

Исходный

Уйдиэдиот кого

Хайдиадииз чего, от кого


Лично-притяжательное склонение местоимения хай


1-е л. ед. ч.

2-е л. ед. ч.

3-е л. ед. ч.

Именительный

-

Хайсичто твое

Хайничто его

Винительный

Хайдиивачем моим

Хайвасипро что твоё

Хайванипро что его

Творительный

Хайдоивагде у меня

Хайдиасичем твоим

Хайдианичем изего

Дательный

Хайлаивапо какому моему

Хайдоасигде у тебя

Хайдоанигде у него

Местный


Хайласивдоль чего у тебя

Хайланипо чему его

Направительный

Хайчиивак чему моему

Хайчиасик чему твоему

Хайчианик чему его

Исходный

хайдиадиива из чего моего

Хайдиадиасииз чего твоего

Хайдиадианииз чего его

Назначительный

хайгоива что для меня

Хайгоасичто для тебя

Хайгоаничто для него


1.4.2.Качественно-вопросительные местоимения

. Местоимение хамача? ‘какой’, ‘что за’, ‘чему подобное?’ обозначает признаки предметов и имеет обобщающее и неопределенное значение.

Местоимение хониби? ‘какой по качеству?’ служит для заместительно-вопросительного обозначения признака предмета.

Местоимение хаосиби? ‘какой’, ‘что за?’ употребляется в восклицательных предложениях с оттенком удивления или осуждения.

Качественно-вопросительные местоимения

Хамача?какой, что за, что, что такое, чему подобное?

Хони би?какой (по качеству)?

Хаоси би?какой, что за?

Хамача най онива даорини?Какой (что за) человек реку переезжает?

Эй хамача дяка?Что это такое (что за вещь)?

Хони би дяка!

Какая вещь (что за штука)!

Хаоси би най!

Какой человек (ну и человек)!

Хаоси би эктэ тачи!

Что ты за женщина такая!




Качественно-вопросительные местоимения

хамача?

какой? что за? чему подобное?

Чаду хамача дяка килтолиандини?

Что такое там блестит?

Хониби?

какой (по качеству)?

Эй кэку бойкони хони би?

Какого цвета этот цветок?

Хаосиби?

какой? что за?

Хаоси би арчокан тачи!

Что ты за девочка такая



1.4.3.Пространственно-вопросительныеместоимения. Местоимения хавуй?, хавойдима? (‘которыйиз однородных предметов или по порядку) употребляются для заместительного обозначения названий порядковых или пространственных признаков предметов. Местоимение хавойдима может заместительно обозначать признаки или предметы и изменяться по падежам.Местоимение хая? (который из противопоставляемых?) заместительно обозначает признаки, по которым предмет противопоставляется другому.

Простое склонение пространственно-вопросительного местоимения


Именительный

Винительный

Творительный

Дательный

Местный

Направительный

Исходный

Хавойдима который (из)

хавойдимава которого (из)

хавойдимади которым (из)

хавойдимаду в котором (из)

хавойдимала по которому (из)

хавойдимачи к которому (из)

хавойдимадиади из которого (из)


1.4.4.Вещественно-вопросительное местоимения хайма? (какой по материалу, по веществу?) употребляется в роли вопросительного заместителя относительных прилагательных материала.


1.4.5.Вопросительно-временное местоимение халипчи?( относящийся к какому времени?) , употребляется в роли вопросительного заместителя относительно-временных прилагательных.


1.4.6.Количественно-относительноеместоимение хаду? (сколько?) вопросительно обозначает количественные признаки предметов. В предложении замещает числительное.

1.4.7.Корневое и словообразовательное родство вопросительных и указательных слов


Вопросительные слова

Указательные слова

от корня ха- (хо-)

от корня та- (тэ-, ту-)

от корня э-

хай? что?

тэй тот

эй этот

хамача? какой?

тамача такой?

эмэчэ вот такой

хая? какой, который

тая тот, та (сторона)

эе этот

хавуй? который?

тавуй тот (из)

эвуй этот (из)

хавойдима? который (из)

тавойдима тот (из)

эвуйдимэ этот (из)

хаоси? куда?

таоси туда

эуси сюда

хаяди? откуда?

таяди с той (стороны)

эеди отсюда

хаванки? откуда?

таванки с тех пор, оттуда

Эвэнки с этих пор, отсюда

хали? когда?

тали в то время

эси сейчас

халипчи? «когдашний»?

талипчи относящийся к тому времени

эсипчи теперешний

хони? как?

туй так


хоня? в какой степени?

туе в такой степени



тэечи так, подобно тому

эечи так, подобно этому








1.4.8. Практическая работа

Задание 1.Найдите в предложениях вопросительные местоимения

Кто стучится в дверь ко мне? Уй ми уйкэчии дуктэйни?

Чего тебе надобно, старче? Хайва си, мапачан, гэлэйси?

Какой тебе годик? Хадо синду сэ?

Чей это дневник? Эй дневникэ уйнги?

Который час? Хадо часа?

Куда ты поедешь летом? Хаоси дёаду энэйси?

Когда начнутся занятия? Хали занятия тэпчиуричи?

Задание 2. Напишите ответы на родном языке, используя данные в скобках слова.

  1. Уйду ама кэйчэкэмбэ суглэухэни? (младший сын Юра)

  2. Уйду кэйчэкэн балдихани, даи инда очини? (добрый мальчик)

  3. Уйчи инда агданасими тутуйни? (любимый хозяин)

  4. Хаядиади эмудэ Юра дидюхэни? (берег озера)

  5. Хаоси нёани кочакпинда тухэни? (глубокое озеро)

  6. Уйчи инда хукчухэни. Уйвэ нёани хоричинахани? ( тонущий друг)

  7. Буэ хайди салийпо? ( любимая родина)

  8. Хамача эрин чу улэн? (лето)

  9. Буэ хайва кэсиэм муручипу? (успехи в работе)

  10. Минду хамача цели? (работа)






1.5. Определительные местоимения

Определительные местоимения мэнэ‘сам (сама, сами)’;

хэм‘весь (вся, всё, все)’;

чуӈну‘весь (вся, всё, все)’ – абсолютно неизменяемы.

Местоимение мэнэ, омоним возвратно-притяжательному местоимению, употребляется в роли уточнителя субъекта в его связи с действием или уточнителя действия в его связи с субъектом.

Местоимения хэм и чуӈну служат определениями к существительным и личным местоимениям.

Определительные местоимения – устойчивые словосочетания, уточняя содержание субъекта действия, дают характеристику и самому действию.

Определительные местоимения - устойчивые словосочетания


хаяди-да-хэм отовсюду, откуда бы то

ни было

хони-да хэм всеми возможными способами

хамача-да хэм всякий, какой бы то ни было

хай-да хэм всё, что бы то ни было

уй-дэ хэм все, кто бы то ни был

хали-да хэм всегда, когда бы то ни было

хаоси-да хэм всюду, куда бы то ни было



Изменяются по падежам только уй-дэ хэм, хай-дахэм, причем лишь первая часть – уй, хай по простому склонению существительных:


Склонение местоменийуй-дэ хэм и хай-да хэм

Именительный

уй-дэ хэм все

хай-да хэм всё

Винительный

уйвэ-дэ хэм всех

хайва-да хэм всё

Творительный

уйди-дэ хэм со всеми

хайди-да хэм всем

Дательный

уйду-дэ хэм у всех

хайду-да хэм везде

Местный

уйлэ-дэ хэм по всем

хайла-да хэм за всё

Направительный

уйчи-дэ хэм всем

хайчи-да хэм всюду

Исходный

уйдиэди-дэ хэм ото всех

хайдиади-да хэм отовсюду



Местоимение хэм может склоняться лишь, преобразовавшись в прилагательное при помощи суффикса – ту: хэмту

Хэмтуду -- хэмтуди



1.5.1. практическая работа

Задание 1. Найдите определительные местоимения, укажите падеж

Буэ налапу.

Найсал налани хайва-да хэм мутэй, хайва-да хэм отоли.

Нёанчи чуки нава баянку аодансалди опованкичи. Нёанчи гириава даи осидиани тойгаохачи. Няронсалба холгичихачи. Пэкуси пустыниева муэди муэлсихэчи.

Хэмтуди гэсэ дёбоми эгди дякава ангори.

















1.6. Неопределенные местоимения

Неопределенные местоимения указывают на незнакомые неизвестные предметы, признаки.

Неопределенные местоимения производны от вопросительных местоимений при помощи частиц –но/-ну, то и изменяются, как вопросительные местоимения по простому склонению. Только частицы –но/-ну не изменяются.

Падежи



Именительный

уй-ну хая-ну

Хавойдима -ну

Винительный

уйвэ-ну хайва-ну

Халипчи-ну

Дательный

уйду-ну хайду-ну

Хадо-но

Творительный

уйди-ну хайди-ну

Хавой-ну

Местный

Уйлэ-ну хайла-ну


Направительный

Уйги-ну Хайги-ну


Исходный

Уйдиади-ну хаядиади-ну




В предложении неопределенные местоимения бывают второстепенными членами предложения.

Уй-ну дичини. Кто-то пришел.


(Нёани синду хайва-ну ункини-ну? ‘Он тебе что-то сказал что ли?’)
















1.6.1. практическая работа

Задание 1. Прочитайте текст. Найдите неопределенные местоимения.


1.Хали-ну, хали-ну нанай Таланду гэрбуку ихондоани боатоачи найсал балдихачи. 2. Тэй ихон-тани эмун они кирадоани бичини. 3. Тэй боаду би найсал тэӈ баян, гухэ-гухэ Балдихачи. 4. Чаду хай-да хэм тэӈ эгдиди балди бичини. 5. Хачин усэлтэсэл пулсиктэй бичичи. 6. Даи, нучи ниэчэнсэл-дэ мандодиари дэгдэчихэчи.


Задание 2. Прочитайте текст. Найдите неопределенные местоимения.


… Поянго, энэмиэ, эм биран давани бахани. Муэни бойкони, эмуту силэ-мэт, бичини. Сайна, хэвэн муэни хэегуйни биран? Даралани эмуту Гэрин-мэт би. Хэени элкэ, няр би.

Деунгиэ калтаду Хэрпин дэтувэни улэнди ичэури бичини. Хэрпин гэрбуни «харпича» хэсэлэ осихани. Поктова хуэдэси осигоари, туэ мова харпимари пулсил бичичи. Туй пулсими, хали-да поктова хуэдэвэси.

Поянго аңгиачи кэчэрихэни – очом энэхэни. Хэвэмбэ ичэхэни. Хэвэн симатани, эмуту мэнгун пудэндини-мэт, бичини.

- Гэ, ми тэрэк, пэргэми уңкимби: хэвэн муэни, - агдами ункини. – Хэвэн би – согдата би!

Туй агданасими, илисихани. Туй илисимиа, хай-ну, хай-ну сиасимбани долдихани.Хабдата сиасиниам, уми – хэдун аба. Нуктэи силичэвэни ачора, гоар опованкини. Нуктэни биди би, туйңкуэси. Хэдун аба. Соксилтаи тэтугурэ, хурэмбэ пэйси сусуэңкини. Биранчи сусуэми, долимбани исихани. Дюлиэлэни даи олан бичини. Муэни сугбинкини. Дидя дидэ, ичэхэни. Ичэрэ, кирим илихани. Оланду тиас, эмуту ниңманг каландоани-мат, очоан пуйсихэни.

- Тэй пуйсини сиасини би-мэ! Еду най балди! – Поянго морапсинкини. – Ми баян боава бахамби.

Поянго Кондон ихони бэуңгуэни бахани…



















Итоговая работа

Задание: прочитайте текст. Найдите все местоимения. Ответьте на вопросы:

  1. Мапа хай удэвэни пулсихэни?

  2. Холгомосими мапа хаоси эухэни?

  3. Мапа хайва омилохани?

  4. Олокиана мапа хайва ичэхэни, хайва дяпайчалохани?

  5. Хангокан мападиади хони чочачихани?

  6. Мапа хангокамба мутэчини-ну?

  7. Соликан мапачи хайва мэдэчихэни?


  1. Солиди, мапади хайва оболайчахачи?


  1. Мапа хэмдэни хайми даилахани?


  1. Хони соликан мапава аргалахани?



Мапади, солиди

Эм модан мапа дуэнтэвэ дуэрэми пулсихэни. Нёани манга холгомосилохани, нучикукэн амоаканчи муэвэ оминдами эухэни. Нёани, эм амоанчи эурэ, муэвэ омилохани. Мапа омидои олокиана хангова ичэхэни, тотара чава дяпайчалохани. Хангокан-тани тэнг сампарди мападиади чочачими пулсихэни. Мапа-тани, хангокамба дяпайчами, чимбо-чимбо чикпахани, тотам-да сампар хангокамба дяпами мутэчини. Тэй эринду дуэнтэдиэди соликан дичини. Нёани, мапава ичэми, мэдэчилухэни.

– Мапа, си хайриси? Си элбэсиси-ну?

– Аба, соли, ми элбэсии биэси. Амоаканду хангокамба ичэрэ, нёамбани вайчами бусэсилухэмби. Соликан, вайчаива бэлэчиру. Вапари, токондолани оболадяпу.


– Ая-гоани, - соликан ундини. – Си хэвэкэн муэвэни хэм омиру, ми-тэни хангокамба сэкпэндэ, эуси гадёдямби. Тотара чава токондолани оболадяпу.

Мапа ундини:

– Гэ, эй-кэ моча улэн! Хони си туй паксиди, имдарди тэy мурупсинкиси?

Мапа амоакан муэвэни омилохани. Нёани туй омини, омини. Муэ амоаканду ои, ои осилохани, туй тами мапа хэмдэни даи, даи осилохани. Муэ амоаканду ои-ои осигохани.

Эси хангокан эуси-таоси чиалонасивани ичэури очини.

Тэй поргинду арганку соликан пуйкухэни, хангокамба токондолани сэкпэндэ, чочагохани.

Мапа аякталами моралохани:

– Арганку соли, хони-да тахан-да, ми симбивэ нэ баогодямби. Баогодии гэсэ, симбивэ нэ вадямби!

Тотами-да хэмдэи тиас одала омихан мапа соликамба ханпами-да абани.

Туй соликан мапава аргалахани.

Задание: найдите местоимения,


Чиндэ

Эм мамачан эмучэн бичини. Эм модан мамачан боачи индасалби далондами нехэни. Тэй мама далоридоани соли дичини. Нёани, мамачанди хисангойчами, нёамбани кэндэли пулсихэни.

Туй тамиа мамачан ундини:

– Ми гэкчихэмби, таваду полчийчамби!

– Гудиэлэ, мамачан, ми си индаваси этуриивэ чихаладячи-ну? Ми этугуивэ си мэнэ тэтуэи, апомби минду банг буру. Мамачан, агдара, мэнэ тэтуэи, апомби, отаи ачора, соликанду бухэни.

Соликан-тани, мамачан хадёмбани тэтурэ, эмуту мамачан-мат очини.

Мамачан полчиндами энэхэни. Мамачан дёкчии игуйдиэни гэсэ, соликан чочагохани. Тотара мама соликангои ичэндэгуми негухэни соликангони-тани аба.

Мамачан, сонголора, ундини:

– Энэ-нэ, соликан ми тэтуэивэ, апомбива, отаива дяпахани.

Туй сонгочидоани гаки дичини, тотара ундини:

- Мамачан, хайми сонгойси?

Соликан ми тэтуэивэ, отаива, апомбива пукчугухэни.

Гэ, мамачан, ая, ми ганигогоива!





Употребление местоимений вместо других частей речи:

Задание: распределите местоимения по группам в соответствии с колонками в опорной записи:

Туй, тамача, туе, таоси, тэй, эйлэ, эеди, тая, тавойдима, чала, уй, хай, хамача, хаоси-да хэм, хаяди-да хэм,



Местоимения-существительные

Местоимения-прилагательные

Местоимения-числительные

Местоимения-наречия























Кимы, тесты

тест 1. Тест по теме "Местоимения"

1.  Выбери правильные ответы:

Местоимение – это:

А) часть речи, которая служит для обозначения признака предмета

Б) часть речи, которая не называет предмет, но указывает на него

В) часть речи, которая служит для связи слов в предложении

2. Среди слов укажи местоимения:

А) ми, эпэн, сиан, суэ

Б) нёани, уй, минчи

В) илга, илгалайни, нёани

3. Подчеркни в предложении местоимения, переведи на нанайский язык:

Когда дети нашли в лесу целую поляну спелой земляники, они очень обрадовались.

Нучикэндюэндуэнтэдутиасхурухэнамтакакуаодамбабахачи, нёанчимангаагдахачи.

4.Укажи местоимения второго лица:

А) си, суэ

Б) нёани, нёанчи

В) ми, буэ

5. Укажи местоимение в дательном падеже:

А) уйду

Б) ми

В) синдулэ

Г) буэ

6. Ответьте на вопросы на нанайском языке:

Это твоя удочка?

А) аба, эй ми умэкэмби

Б) ин, эй ми умэкэмби

7. Какое предложение правильно написано?

А) Ми эй ихондубалдии

Б) Минчи эй ихондубалдии

















Тест 2. Тест по теме:«Местоимение на русском и нанайском языках».

  1. Продолжи предложение: «Местоимение в русском языке обозначает ….

а) предмет – 3 балла

б) признак предмета

в) количество

  1. Вместо каких частей речи могут употребляться местоимения в нанайском языке?

а) вместо существительных и глаголов

б) вместо существительных, глаголов, прилагательных

в) вместо существительных прилагательных, числительных и наречий– 3 балла

  1. Продолжи предложение: «Личные местоимения в предложении чаще всего бывают …»

а) второстепенными членами;

б) подлежащим и второстепенными членами; - 3 балла

в) сказуемым

  1. Найди местоимения. Подчеркни. Переведи на нанайский язык.

а) Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца. – 1 балл

б) Я помню бал. Горели ярко свечи,

И группы пестрые мелькали предо мной. – 1 балл

Перевод : а) Дуэнтэхоронколадигучисисидипунгдэйни,

дёадоланёанисиундулэхолгохани. – 2 балла

б) Ми балба дёнгичамби. свечисэлдегдэхэчи,

гучихопансалми дюлиэлэе эруэл тахачи. -2 балла

  1. Просклоняй местоимение ты. Как еще изменяются местоимения?

И. – ты – 1 балл

Р. - тебя – 1 балл

Д. – тебе – 1 балл

В. – тебя – 1 балл

Т. – тобой – 1 балл

П. – о тебе – 1 балл

По числам – 2 балла

В единственном числе по родам – 2 балла

6. Просклоняй местоимение нёани.

И.- Нёани - 1 балл

В.- нёамбани -1 балл

Т.- нёандиани - 1 балл

Д. - нёандоани - 1балл

М.- нёандолани -1балл

Н.- нёанчиани- 1 балл

Ис.-нёандиадиани -1 балл

В нанайском языке нет деления по родам - 2 балла

7. В какой строке только личные местоимения 1-го лица?

а) у тебя, для меня, к нам, с вами

б) мы, ко мне, о нас, при мне – 2 балла

в) к нему, с ней, обо мне, из-за вас

8. В какой строке только личные местоимения?

а) мэнэ, ми, минду,си

б) мэпи, уй, нёанчи, хамача

в) ми, синди, буэндиэди - 2 балла

г) суэ, мэнэ, нанчи, си

9. Отметь строку, все местоимения которой стоят в творительном падеже

а) меня, тебя, его, ее, нас, вас, их

б) мной, тобой, им, ею, нами, вами, ими – 2 балла

в) мне, тебе, ему, ей, нам, вам, им

10. Отметь строку, все местоимения которой стоят в творительном падеже. Есть ли отличия в склонении местоимений русского и нанайского языков?

а) минди, миндиэди,мэндиэдии

б) мэнэ,уйчи-дэ, нёанчи

в) уйди-дэ, синди, нёандиани - 2 балла

г) эмэчэ, халипчи, хайдиаси

отличие - 3 балла



11. Образуй начальную форму местоимений

а) их - 1 балл

б) (обо) мне - 1 балл

в) (о) них - 1 балл

г) (с) ними - 1 балл

д) им - 1 балл

ж) (с) тобою - 1 балл

12.Из предыдущего задания 11 образуй начальную форму местоимений на нанайском языке

а) нёанчи - 1 балл

б) ми - 1 балл

в) нёанчи - 1 балл

г) нёанчи - 1 балл

д) нёанчи - 1 балл

ж) си - 1 балл

13.Какой предлог можно использовать с местоимением мной. Подчеркни ответ

а) до

б) с (со) – 1 балл

в) перед (передо) – 1 балл

г) к



14. Вставь, где нужно местоимения

Школадуэгдиученикэсэл. __________чаду тачиочичи. – 1 балл

_____ холаи. – 1 балл

_____ дёбойси. - 1 балл

_____тэиндини. – 1 балл





Максимальное количество баллов – 63





«5» - от 60 до 63баллов

«4» - от 53 до 60 баллов

«3» - от 43 до 53 баллов

«2» - менее 43 баллов

















Итоговая работа по теме "Местоимение"

 

Вариант 1.

Часть А

  А1. В каком ряду все местоимения личные?

  1) нёани, ми, ча

  2) буэ, хай, суэндулэ

  3) тэй, тамача, си

  4) нёанчи, синги, буэ

  Ответ: 4.

  А2. Укажите определительное местоимение

  1. хэм

  2) тамача

  3) тэй

  4) эмэчэ

  Ответ: 1.

 

  А3. Укажите предметно-указательное местоимение

  1) эмэчэ

  2) тэй

  3) эвуй

  4) тамача

  Ответ: 2.

  А4. В каком ряду все местоимения качественно-указательные?

  1) эмэчэ, эе, эй, тэй

  2) эвуй, тавуй, тэечи би

  3) туй би, тамача, эмэчэ

  4) эй, эйсэл, эечи би

  Ответ: 3.

  А5. В каком ряду на месте пропуска пишется возвратное местоимение мэнэ?

  1) ___ токи чу хэмбэрун

  2) ___диаи Миша

  3) Ми неандоани _______ дансаи бухэмби

  4) Чаду _______эрдэнгэ би?

  Ответ: 3..

  А6. Каким членом предложения является местоимение в предложении:

  Ама, агава мэнчии гэлэрэ, вахамби согдатава оболахани..

  1) дополнением

  2) определением

  3) подлежащим

  4) сказуемым

  Ответ: 1.

 

Часть В

Прочитайте текст и выполните задания В1 - В3.

   Арчокан соӈгойдоани, то нёанчиани дичини.

- Хайми соӈгойси, аӈгадякан?

-Чомка энини мимбивэ сиӈгэрэйни. Сиагоива-да бурэси. Нилакон,чаракон пулсиэмби.

-эди соӈгора, - то ундини.- Ми симбивэ бэлэчидемби.

Мэпи то гуинэсихэни, хорондии тактолахани. Чаду-тани нэ хачин дяка агбинкини:сиаорисал, тэтуэсэл,отасал гучи гой-гой гэлэури хадёнсал.

Арчокан чава ичэрэ, ӈэлэхэни.

 

  В1. Выпишите все местоимения и определите их разряды.

  Ответ: нёанчиани, ми, симбивэ- личные; чаду - указательное; мэпи - возвратное.

  В2. Каким членом предложения является местоимение в предложении 3?

  Ответ: дополнение.

  В3. Объясните правописание местоимения чаду-тани.

  Ответ: частица тани.с указательным местоимением чаду пишется через дефис

 

Часть С

  С1. Напишите сочинение-миниатюру на тему: "Сердечные спутники жизни". Расскажите о своих любимых книгах, объясните, почему вы именно эти книги выбрали в "сердечные спутники жизни". Используйте в сочинении местоимения.

 

ВАРИАНТ 2

Часть А

   

  1) бунчи, симбивэ, нёандини

  2) буэ, нёанчи, уй-ну

  3) эвуй, буэнги, мэпи

  4)чунну, тамача, уйвэ-ну

  Ответ: 1.

 

 

  1) эвуй

  2) хамача

  3) мэпи

  4) тавой

  Ответ: 2.

 

  А3. Укажите ряд, в котором все местоимения притяжательные

  1) нёангичи, уй-ну, хамача

  2) уйдуи,уйвэсу, хайвари

  3) чунну, уйгуи, нёангичи

  4) суэнгичи, ми, минги

  Ответ: 2.

 

  А4. Укажите ряд, в котором все местоимения указательные

  1) уйди-ну, хамача, чунну

  2) эй, тэй, ми

  3) эйвэ, эе, тая

  4) минги, таяди, тавойдима

  Ответ: 3.



А 5. В каком ряду местоимения  пишутся через дефис

  1) уй ну, хамача, хай ну

  2) хавойдима, мэпи

  3) уй ну, хай ну

  Ответ: 3.

А 6. Каким членом предложения является местоимение мэнэ

   хэвэнчи буэ мэнэ огдадиари пулсихэпу.

  1) определением

  2) подлежащим

  3) сказуемым

  4) дополнением

  Ответ: 1.

Часть В

Прочитайте текст и выполните задания В1 - В3.



 Уй осидямби.

Илиачиа пиктэ дилганкини:

«Ми поэт осидямби.

Суэ дёбойвасу нируктэдемби.

Суэ кадараковасу дяридямби.

Гэрэн най дяригоани,

Улэнди нирудемби.

Ми мурумби туй бини».

А. Самар

В 1. Выпишите все местоимения, определите разряд

  Ответ: ми, суэ - личные, уй- вопросительное, туй - указательное 

В 2. Каким членом предложения является местоимение ми из последнего предложения 

  Ответ: определением. 

В 3.

  

  Ответ: суффикс -нибудь пишется через дефис с неопределёнными местоимениями.

 

Часть С

  С1. Напишите сочинение на тему "Кем быть?". Используйте в сочинении местоимения.













Проверочные работы



Пришла зима

Я еду на лыжах по лесу. Вот дуб. Пушистый шарф лежит на ветках дуба. Притих звонкий ручей. Его сковал толстый лед. С неба падают снежинки. Пора и домой. Хорошо в лесу зимой!

Туэгухэни.

Ми соктади дуэнтэлэ энэи. Эй хоронкола. Нилби-нилби шарфа хоронкола суктудуэни бини. Конгири биракан хэмэ очини. Нёамбани дирами дюкэ якчихани. Боа уедиэдини симата турини. Дёкчии бала. Улэн туэду дуэнтэду!



Новый ученик

Я учусь во втором классе. В классе много цветов и книг. На уроке открылась дверь. Вошел новый ученик. Он приехал из Москвы. Его звали Юра Семин. Мальчик хорошо умел читать и красиво писать. Он мой друг.

Сикун ученикэ.

Ми дюечи классаду тачиочии. Классаду эгди кэкусэл гучи даңсасал. Урокаду уйкэ нихэлиэхэни. Сикун ученикэ ихэни. Нёани Москвадяди дичини. Нёани гэрбуни Юра Сёмин. Наондёкан улэн холами гучи гучкули нируми отолини. Нёани ми диаи.

Лучи солнца

В дальний путь ушли лучи солнышка. Они несли тепло листьям, цветам и травам. Вот луч упал в сад. На деревьях лопнули почки и бутоны. Маленький лучик играл с ребятами во дворе. Там гуляли Анна и Илья.

Сиун сирэни.

Горо покточи сиун сирэни энэхэчи. Нёанчи нямава хабдатасалду, кэкусэлду гучи нядяхасалду олбинкичи. Тэй сирэн садачи тухэни. Мосалду почкасал гучи бутонсал калтахачи. Нучикэн сирэкэн нучикэндюэнсэлди боала хупихэни. Тэйду Анна гучи Илья пулсихэчи.



Задания на закрепление по теме «Местоимения»

Задание1 : Прочитайте письмо школьника. Выпишите местоимения, припишите к местоимениям существительные на которые они указывают.



Мангади ходаку Саша!

Хони си биси? Хони тачиочиси?

Ми эси Боря Чубовди гэсэ тэсии. Нёани ми диаи. Буэ гэсэ купипу, урокаи тагойпу.

Мэнэ эйкэдуи миндулэ бачимба унхэси. Хони нёани бини? Стихивэ нёани эсидэ-лэ нируйни-ну?

Пэдэм дэрэдигу! Си диаси Юра.



Задание2: прочитайте сочинение школьника. Найдите местоимения.

Дёа эринду ми эгдиму-дэ эуси-таоси пулсихэмби. Диасисалдии эгди купихэмби: паканди пакачинасухапу, сэбдени купин «Лапта» купинэсухэпу.

Тул-тул манбоканчи пулсихэпу. Тэй-ду элбэси гучи согдатава вари тахапу.

Гучи дёа эринду дёгдои ми энимби усинду дёбойвани бэлэчихэмби. Клубникава тарихамби. Улэн, амтаси клубника балдихани.

Буэ Юради гэсэ эгди дансава холахапу, задачасалба , примерсэлбэ, сочинениевэсэлбэ нирухэпу. Нядяха коллекциявани тамахапу.

Задание3. Прочитайте текст и переведите его, найдите местоимения, опредеоите их разряды.

Дёала ми чими эрдэ тэрэ, аоданчи энэхэмби. Чаду кэкусэлбэ тамачихамби.

Эрднгэсими ми сиун дэгдэгуйвэни ичэдехэмби. Сиун агбингойдони манга пэку очогойни, ми садачи энэрэ, чаду мо пэгиэлэни дэрэсихэмби.

Сиксэ-тэни ми соловей гучкули дяримбани досодямби. Поалдоани ми тэй дидяла би хэвэнду согдатава умэкэчинэсухэмби.

Задание 4. Перевести текст, найти местоимения.

Буэ нёнгиан нядяха оялани тэсихэпу. Дарами аодаканду хамача-да хэм кэку силайчи. Эй сэгден мак. Нёани дякпадоани нюрбур би колокольчик. Нёани долани девэн тэсини. Девэн нектарба тамайни. Тэвуй ромашкачи инда девэни тэхэни. То тайду нёнгиан сипсики пуйкунэсини.