СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Построение граф

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Построение граф»

Конспект урока

Тема урока: Построение граф

Цель урока: ознакомление учащихся с понятием «граф», основными принципами его построения.

Задачи:

  • формировать умения выделять отношения, связывающие объекты;

  • развивать внимание, логическое мышление, способность к рассуждению, математическую речь;

  • воспитывать взаимопомощь, совершенствовать умение сотрудничать при работе в группах и в парах.

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, презентация Power Point, дидактический раздаточный материал для групповой и индивидуальной работы, учебник -тетрадь по информатике (авт. А.В.Горячев).

Структура урока.

  1. Орг. момент. – 2 мин.

  2. Введение в тему урока. – 8 мин.

  3. Изучение новой темы. – 12 мин.

  4. Закрепление полученных знаний. – 20 мин.

  5. Подведение итогов урока – 3 мин.

Ход урока.

  1. Организационный момент, мотивационная установка.

- Ребята, сегодня наш урок – урок изучения нового материала, а узнавать новое – это всегда очень трудно, но интересно. Я желаю вам успехов на уроке.

2. Введение в тему урока.

- Ребята, перед нами волшебная карта. Но так как эта карта волшебная, то путь мы должны нарисовать сами. Я прочитаю вам путь, а вы соедините объекты, которые в нем указаны. (Ученики выполняют задания на розданных карточках, один из учеников выполняет задание)

Путь через волшебную страну начинается от высокой яблони. Сначала нужно идти к древнему болоту. Затем дойти до моста, перейти его. Хочешь или нет, а придется идти в гости к Бабе-Яге, к избушке на курьих ножках. Даст Баба-Яга мешок зерна, это зерно нужно отнести на мельницу, смолоть. Потом взять муку и отдать ее мышке, что живет в корнях одинокой ели. От сосны нужно идти в волшебный лес, передать привет мышкиной сестре. А затем дойти до темной пещеры. Тут и откроется заветное слово. (После того, как дети правильно начертят путь, появится слово граф).

- Итак, мы с вами начертили ГРАФ. Давайте рассмотрим, что у нас получилось?

- Ребята, какие объекты мы соединили?

-Что у нас получилось? (путь через страну)

- На что похожа наша карта? (на карту дорог, на автомобильную карту, план и т.д.)

3. Изучение новой темы.

Сообщение темы урока (СЛАЙД 1)

- Сегодня мы с вами ознакомимся с понятием «граф». Узнаем, что такое вершины и рёбра графа. Будем учиться составлять граф по описанию отношений между предметами и существами (между объектами)

- Посмотрим еще раз на нашу карту. Объекты, которые мы соединяли, называются вершинами графа. А линии, которыми мы их соединили – это ребра графа. Давайте еще раз на карте покажем всевозможные вершины графа, ребра графа. И сделаем вывод, что же такое граф, как можно сказать проще? (Граф – это модель или схема, в которой объекты обозначены точками, кружками, а связь между ними – линиями)(СЛАЙД 2 )

- Встречались мы с вами с этим понятием раньше? Нет. Значит эти новые понятия нужно запомнить.

- Посмотрите на экран (СЛАЙД 3). Что напоминает вам маршрут движения поезда? (граф) Значит с понятием «граф» в нашей жизни мы встречаемся довольно часто(СЛАЙД 4).

Работа над новым материалом.

- Откройте учебник на стр. 16. Прочитайте задание № 27. Сейчас мы будем учиться строить графы сами.

- Рассмотрите карту сладких стран (на экране и в учебнике).

- Как называются страны?

- Сколько стран? (4)

- Сколько дорог на карте?(4)

- Внизу вы видите рисунки (Они видны на экране). Это графы. У каждого графа есть точки, которые называются вершинами.

- Скажите, что будет являться вершинами на графах.

- У каждого графа есть линии, которые связывают вершины и называются рёбрами.

- Что обозначают буквы на графах? (Название стран).

- Какое задание мы должны выполнить?

- Сколько рёбер (линий) должно быть у него?

- Рассмотрим каждый граф. Можем ли мы назвать правильным первый граф? Почему? Какие ошибки допущены в нем? (То же самое с другими графами) (Правильные графы – 3, т.к. количество вершин соответствует количеству стран, а количество ребер – дорогам, все вершины соединены, верно) (СЛАЙД 6)

- Что обозначают вершины графа дорог? А ребра?

- Можно ли определить сколько стран на карте, глядя на граф?

- Сколько дорог на карте?

- Построена ли дорога из Шоколандии в Зефирию или нужно добираться проездом через другую страну?

Физкультминутка

4. Закрепление нового материала.
- Прочитайте следующее задание (СЛАЙД 7)

- Начнем читать рассказ о зайчиках (1-й граф)

- Назовите вершины этого графа? Что они обозначают? (зайчата)

- Что обозначают рёбра? (дружеские отношения)

Читаем рассказ дальше.

Соедините вершины на 2-ом, 3-ем, 4-ом графе. ( Ученики работает на рисунке в учебнике-тетраде). Сравниваем результат со слайдом. (СЛАЙД 8-9) (Взаимопроверка в парах)

- Прочитайте следующее задание по номером 29 (СЛАЙД 10)

Для того, чтобы соединить точки графа необходимо внимательно читать задание и последовательно соединять точки графа прямыми линиями. Точки или вершины графа, означают определенные объекты, расположенные в городе. Например, центральный парк(п). Линии, которые соединяют объекты в городе – это дороги или улицу, по другому ее можно назвать ребром графа(ученики выполняют задание в тетради, под контролем учителя)

Проверяем правильность выполнения путем сравнения правильного решения представленного на экране(СЛАЙД 11)

В следующем задании на графе необходимо соединить соседние препятствия представленные на карте лабиринта.(СЛАЙД 12) (ученики выполняют задание в тетради, под контролем учителя)

Проверяем правильность выполнения путем сравнения правильного решения представленного на экране(СЛАЙД 13)

5. Итог урока.

-Ребята, какие новые слова вы сегодня узнали? (Граф, вершина графа, рёбра графа)

- Что могут обозначать вершины графа? (предметы, объекты)

- Что обозначают ребра? (связь, соединение, дорогу)

- На каких школьных предметах вы встречались с графами, приведите примеры (математика, окружающий мир)