СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 16.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Построение таблиц истинности для логических выражений. Логические функции

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технлогическая карта урока: Построение таблиц истинности для логических выражений. Логические функции

Просмотр содержимого документа
«Построение таблиц истинности для логических выражений. Логические функции»



Информатика. 8 класс

Технологическая карта урока

Информатика. 8 класс: учебник / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Оборудование: Компьютер, мультимедийное приложение к уроку.


Тема урока

Построение таблиц истинности для логических выражений. Логические функции

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

  • Представление о таблице истинности для логического выражения;

  • Усвоение понятий «логическая функция», «таблица истинности.

  • Отработка навыков построения таблиц истинности логических выражений (в том числе с

использованием электронных таблиц MS Excel)

Навыки формирования и анализа логической структуры высказываний; способность видеть инвариантную сущность внешне различных объектов

Понимание роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий

Решаемые учебные проблемы

  1. Проверка знания понятия высказывания;

  2. Закрепления навыков формализации логических выражений»

  3. Знакомство с основными логическими операциями и приоритетом их выполнения;

  4. Рассмотрение алгоритма построения таблиц истинности;

  5. Отработка навыков построения таблиц истинности для логических выражений с использованием электронных таблиц MS Excel

Основные понятия, изучаемые на уроке

Логическая операция, логическая функция, таблица истинности, логическое выражение.

Вид используемых на уроке средств ИКТ

персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, ПК учащихся.




Этапы урока

Материал ведения урока

Деятельность учащихся

УУД на этапах урока

1

Организационный момент


Учащиеся рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей.

Личностные:

  • формирование навыков самоорганизации

  • формирование навыков письма

2

Проверка домашнего задания

  • Как человек мыслит? (логически)

  • Через какие основные понятия осуществляется мышление? (мышление всегда осуществляется через высказывания и

умозаключения)

  • Как обозначают логические переменные?

  • Можно ли считать составное логическое высказывание логической функцией? Что обязательно должно содержать составное логическое высказывание, чтобы стать логической функцией? (логические операции)

Смотрят презентацию. Учащиеся рассказывают, слушают ответы.

Презентация (слайды 2-4)

Познавательные УУД:

  • поиск и выделение необходимой информации;

  • применение методов информационного поиска

3

Повторение пройденного материала, постановка проблемы

Какие из предложений являются высказываниями? Определите их истинность (устно):

  1. Москва - столица России. (ИСТИНА)

  2. Число 7 является простым. (ИСТИНА)

  3. 7 + 5=10. (ЛОЖЬ)

  4. Откройте дневники.

  5. Сложите числа 2 и 5.

  6. Некоторые медведи живут на севере.

(ИСТИНА)

  1. Все волки - серые. (ЛОЖЬ)

  2. Чему равно расстояние от Владивостока до Новосибирска?

Отвечают с места.


Участвуют в работе по повторению: Один ученик работает у доски.

Регулятивные УУД:

  • выделение и осознание того, что уже пройдено; структурирование знаний;

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

Познавательные УУД:

  • анализируют, аргументируют свою точку зрения;

  • формирования навыков преобразования



Этапы урока

Материал ведения урока

Деятельность учащихся

УУД на этапах урока



  • Давайте подумаем и попробуем выяснить, что же самое главное в ваших ответах и определим тему урока.



  • Для построения таблиц истинности мы будем сегодня использовать приложение MS Excel. Попробуйте поставить цель урока.

  • Какие задачи нам придется решить, чтобы достигнуть поставленной цели?

  • Использование логических функций.

  • Тема урока – Построение таблиц истинности для логических выражений. Логические функции

  • Цель урока: Научиться строить таблицы истинности с помощью приложения MS Excel.

  • Задачи:

    • Познакомиться с основными логическими операциями;

    • Рассмотреть алгоритм построения таблиц истинности;

    • Научиться строить таблицы истинности для логических выражений с использованием

электронных таблиц MS Excel

информации;

Коммуникативные УУД:

- формирование умения общения со сверстниками, уважительного отношения к одноклассникам

4

Изучение нового материала и первичное закрепление

- Существуют три базовые логические операции - конъюнкция, дизъюнкция и отрицание и дополнительные

- импликация и эквивалентность.

Если составное высказывание (логическую функцию) выразить в виде формулы, в которую войдут логические переменные и

Наблюдают за материалом презентации. Записывают в тетрадь. Презентация

Регулятивные УУД:

  • структурирование знаний;

Познавательные УУД:

  • формирования навыков работы с приложением MS Excel;

  • формирование понятий



Этапы урока

Материал ведения урока

Деятельность учащихся

УУД на этапах урока



знаки логических операций, то получится логическое выражение, значение которого можно вычислить.

  • Какие значения могут принимать логические выражения?

  • Правильно: могут быть только ЛОЖЬ или ИСТИНА.

  • При составлении логического выражения необходимо учитывать порядок выполнения логических операций, а именно:

  1. действия в скобках;

  2. инверсия, конъюнкция, дизъюнкция, импликация, эквивалентность.

    • Давайте

запишем алгоритм составления таблиц истинности логических выражений (слайд).

    • Алгоритм

решения задачи с использованием электронной таблицы аналогичен алгоритму построения таблицы истинности на бумаге (слайд).

    • Задачи на

построение таблиц истинности можно решать в электронной таблице Excel, используя логические функции (слайды).

    • Построить

таблицу истинности логического выражения F = ¬А  (В  ¬С) (слайд).

    • Сколько строк

и столбцов будет содержать таблица?

    • Определите

порядок операций.




Дают ответы




Наблюдают за материалом презентации.




















- Таблица будет содержать 9

«логическая операция»,

«таблица истинности»,

«логическое выражение»

Коммуникативные УУД:

- формирование умения общения со сверстниками, уважительного отношения к одноклассникам



Этапы урока

Материал ведения урока

Деятельность учащихся

УУД на этапах урока



  • Итоговая

таблица будет выглядеть так (слайд).

  • В MS Excel эта

таблица будет выглядеть так:

  • в режиме

отображения значений (слайд) и в режиме отображения формул (слайд)

  • Построим

таблицу истинности логического выражения F = C  (¬B  ¬С  А) в MS Excel

(файл: Практическая работа_задача 1)

строк(8+1) и 7 столбцов.



















Учащиеся выполняют практическую работу с одновременным показом учителя на экране.


5

Физкультурная минутка.

Физкультура для глаз

Даѐт возможность отдохнуть,

получить положительный настрой на продолжение работы.


6

Закрепление. Компьютерный практикум

Немного отдохнули, а теперь выполним задания для закрепления. (Практическая работа_задача _2)

Работают самостоятельно за компьютерами.

Коммуникативные УУД:

- Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и



Этапы урока

Материал ведения урока

Деятельность учащихся

УУД на этапах урока





контроль полученного результата;

Регулятивные УУД:

  • Умение слушать и вступать в диалог

  • Коллективное обсуждение проблем (при необходимости)

  • Осуществление самоконтроля. Коррекция, оценка

7

Запись домашнего задания.

Учебник: § 1.3, № 10

В тетради:

Построить таблицы истинности функций:

1) F= ¬C  (В ¬A  С)

2) F= B  ¬ (A  C  ¬B)

Работа с дневниками

Личностные:

  • формирование навыков самоорганизации

  • формирование навыков письма

8

Итоги урока, рефлексия

  • Можете ли вы назвать тему урока?

  • Какие задачи мы с вами решали для достижения цели урока и достигли ли мы цели урока?

  • Вам было легко или были трудности?

  • Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?

  • Какое задание было самым интересным и почему?

  • Как бы вы оценили свою работу?

Оценивают свою деятельность

Познавательные УУД:

  • Осознанное и произвольное построение речевых высказываний в устной форме. Умение делать выводы.

Регулятивные УУД:

  • Саморегуляция. Рефлексия.

Коммуникативные УУД:

  • Участие в обсуждении содержания урока во



Этапы урока

Материал ведения урока

Деятельность учащихся

УУД на этапах урока





фронтальном режиме. Умение формулировать собственное мнение.

Личностные:

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности


1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс