Урок-практикум по ГЕОГРАФИИ в 6 классе
ТЕМА: Построение «Розы ветров»
Цель: Научить учащихся строить график, отражающий преобладающее направление ветра и пользоваться полученной информацией.
Задачи:
образовательные: сформировать понятие "роза ветров"; представление о направлении ветра; построении графика «роза ветров»;
развивающие: способствовать развитию познавательного интереса к изучению географии; развивать умение выделять главное, анализировать, самостоятельно мыслить; научить строить розу ветров и читать ее;
воспитательные: экологическое, формирование представления учащихся о природе ветра, о причинах его возникновения.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (0.5 МИН)
АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ (3 МИН)
Учитель: Я вам предлагаю сыграть в игру. Пригласить по 1 представителю от каждой группы. Раздать листы с высказываниями. Прочитайте текст. Предложить рассмотреть их и определить к какой теме они относятся.
Учитель: А можем ли мы связать все высказывания между собой. Постройтесь в логическую цепочку.
(Дети строятся)
Учитель: А что отображает эта цепочка?
(Ответы детей)
МОТИВАЦИЯ И ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ (7 МИН)
Работа в группах
Учитель: Ребята, буквально вчера ко мне попала информация из Департамента по охране окружающей среды. Это – ответ на письмо. Пришло оно от Яблоньки из сказки «Гуси-лебеди». Я предлагаю вам тоже с ней познакомиться (Приложение № 1).
Текст письма
«… Я, Яблонька из сказки «Гуси-лебеди» прошу разобраться в сложившейся ситуации. Я погибаю: появляются пятна на молодых листьях сначала возле основания листа, образуя желтую полосу, а затем по всему листу, ухудшается цветение и завязывание плодов, яблочки мелкие и некрасивые. Помогите установить причину ухудшения моего состояния. Прилагаю план местности, где я произрастаю».
Текст ответа из Департамента по охране окружающей среды:
«Комиссия исследовала территорию вашего произрастания и пришла к выводу, что в почве превышено содержание сажи, оксидов серы, фосфора, азота и тяжёлых металлов, а в воздухе углекислого и угарного газов. Это возможно при близкой утилизации золы, полученной при сжигании угля. Ищите источник загрязнения территории в непосредственной близости к вам. Зона загрязнения отмечена красным ареалом.»
Учитель: Что же может являться источником загрязнения для яблоньки? Почему? Где должна была находиться печка? А что же не учли строители-печники?
(ответы детей)
Учитель: Как можно определить направление ветра? Проведём небольшой
эксперимент.
(Игра-эксперимент «Направление ветра») она же ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Учитель: Будет ли являться направление полёта мячика направлением ветра? Ваши
предположения?
(Предположение можно проверить по учебнику стр. 121)
ВЫВОД ЗАФИКСИРОВАТЬ НА ДОСКЕ
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА (7 МИН)
Учитель: Результаты наблюдений за направлением ветра можно изобразить с помощью особого графика – «Розы ветров». Что это за график, и как он строиться, можно узнать из учебника. Откройте стр.121 и прочитайте об этом.
ЗАДАНИЕ
Учитель: А теперь я предлагаю вам построить «Розу ветров» для Яблоньки по следующим данным и узнать преобладающее направление ветра (Приложение № 2).
Направление ветра | С | СВ | В | ЮВ | Ю | ЮЗ | З | СЗ |
Количество дней | 4 | 2 | 1 | 3 | 5 | 4 | 1 | 11 |
(Работа в группе. Построение графика. Сравнение с эталоном)
ЭТАЛОН
Учитель: Какая же тема нашего урока была?
Дети: Построение «Розы ветров».
ЗАФИКСИРОВАТЬ НА ДОСКЕ
Учитель: Сформулируйте цель нашего урока?
Цель урока (для детей): научиться строить «Розу ветров»
ЗАФИКСИРОВАТЬ НА ДОСКЕ
Учитель: Какие задачи мы решали на уроке?
Задачи урока (для детей): 1) Найти информацию о графике;
2) Построить «Розу ветров»;
3) Научиться ею пользоваться.
ЗАФИКСИРОВАТЬ НА ДОСКЕ
ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА (5 МИН)
Учитель: Я предлагаю вам выполнить мини-проект в группе «Построение Розы ветров»
Цель: построить розу ветров и определить, какой ветер преобладал в нашем городе в январе 2017 года.
Задачи:
1). Познакомиться с данными погоды в «Дневнике».
2). Посчитать количество дней с одинаковым направлением ветра и заполнить таблицу.
3). Построить «Розу ветров».
4). Определить какой ветер преобладал в Новоуральске в январе 2017 года.
Ход работы
Знакомство с «Дневником погоды» (Приложение № 3).
Подсчитываем количество дней с одинаковым направлением ветра и заполняем таблицу.
Направление ветра | С | СВ | В | ЮВ | Ю | ЮЗ | З | СЗ |
Количество дней | 5 | 2 | 1 | 1 | 8 | 10 | 4 | 2 |
Строим «Розу ветров» (Приложение № 4)
Отложите на схеме, где показаны основные и промежуточные стороны горизонта, начиная от центра, сколько дней дули ветры разных направлений.
Масштаб в 1см – 1 день
Соедините концы отложенных отрезков.
Определяем преобладающее направление ветра в Новоуральске в январе 2017 года – ЮЗ
РЕФЛЕКСИЯ УРОКА (4 МИН)
Учитель: Ребята оцените работу на уроке каждого члена вашей группы, используя «Бланк оценки работы в группе».
«Бланк оценки работы в группе»
Ф.И. ученика | Критерии | Кол-во баллов | Оценка |
Организовал | Обсуждал | Придумал | Предлагал | Выступал |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
Оцените работу участников вашей группы по критериям и с помощью баллов от 0 до 2: 0 баллов – не проявлен критерий, 1 балл – критерий проявлен частично
2 балла – критерий проявлен в полном объёме
10 - 8 баллов – «Ураган» (источник знаний и умений для всей группы) Оценка «5».
7 – 6 балла – «Шторм» (твоя работа в группе была весомой и значимой) Оценка «4».
5 – 4 балла - «Бриз» (твоя работа была непродолжительной, но яркой) Оценка «4».
3 – 2 балла – «Лёгкий ветерок» (мы увидели только одну сторону твоей деятельности) Оценка «3».
1 балл - «Тихий ветерок» (чувствовалось ваше присутствие в группе) Оценка «3».
0 баллов – «Штиль» (мы знаем, что ты есть в группе, но твоей работы мы не увидели)
Проверь, есть ли география в твоём расписании!
Учитель: Ребята, давайте вернёмся к цели и задачам нашего урока. Мы достигли поставленной цели? Удалось решить поставленные задачи? Оцените свою работу на уроке (Дерево самооценки)
| Мне было комфортно на уроке. Я узнал новую для меня информацию и могу поделиться ею. Научился строить график и могу помочь другим ребятам. |
| Мне было комфортно на уроке. Я узнал новую для меня информацию. Научился строить график. |
| Мне было не комфортно на уроке. Я ничего не понял из нового материала. Так и не понял, как строить график. |
ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК (0.5 МИН)
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (0.5 МИН)
§ 18, стр. 123 «От теории к практике»
По желанию:
Найти 5 пословиц о ветре;
Найти информацию о самых сильных ветрах на планете;
Найти информацию о том, какие есть местные ветры.
7