СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Построение «Розы ветров»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Место данного урока в теме – урок № 5 в разделе «Атмосфера». На предыдущем уроке дети изучали тему «Ветер», где были проработаны понятия «ветер», «причины образования ветра», «бриз». Данный урок был посвящён ознакомлению с понятиями «направление ветра» и «роза ветров» и формированию умения работать с графиком «Роза ветров». Данный урок тесно связан с последующей темой – «Вода в атмосфере».

Тип урока – урок - практикум

Дидактические принципы обучения, используемые на уроке:

  • объективности, научности;
  • связи теории с практикой;
  • последовательности, систематичности;
  • доступности при необходимой степени трудности;
  • наглядности, разнообразия методов.

Технологии, применяемые на уроке:

1.   Информационно – коммуникационные технологии (ИКТ). Большинство учащихся нуждаются в более наглядном представлении учебного материала, что позволит лучшему усвоению полученной информации, а так же развитию их творческих способностей. На уроке демонстрировалась презентация в программе Power Point.

2.   Технология проектного обучения. Правильно организованная работа окажет положительное воздействие на учащихся, будет способствовать самостоятельному получению знаний и опыта из непосредственного общения с реальной жизнью, развивая у них умения работать с постоянно меняющейся информацией, самостоятельность, критическое мышление, инициативу. Если ученик постоянно будет заниматься проектной деятельностью в школьные годы, то в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным, сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, то есть адаптироваться к окружающим условиям.

Необходимое оборудование и материалы:

1.   Компьютер, проектор.

2.   Раздаточный материал, ручки двух цветов (красная и синяя), линейка.

Формы работы использованные на уроке - фронтальная, индивидуальная, практическая, работа в группах.

Методы обучения, используемые на уроке – практический (данный прием предполагает активную практическую деятельность учащихся); наглядный (подразумевает применение в процессе обучения наглядных пособий или других средств, которые отражают суть изучаемых объектов, процессов или явлений): проблемный (обучение, протекающее в форме разрешения поставленных проблемных ситуаций. Проблема должна активировать мыслительные процессы учащихся и побудить их к активному поиску решения).

Педагогические приемы:

«Ранжирование» - расположение в нужном порядке понятий.           

«Экологическая задача» - требует решения проблемных задач.

«Направление ветра» - игра-эксперимент.

«Построение графика» - построение «Розы ветров».

«Дерево самооценки» - осуществление самооценки и взаимооценки работы на уроке.

          Построение урока соответствует требованиям ФГОС и включает в себя следующие этапы: актуализация знаний - было предложено установить причинно-следственную связь, отражающую причину формирования ветра с целью подготовки их к восприятию нового материала.

Этап мотивации  - детям была предложена экологическая задача, при решении которой ученики сталкиваются с проблемой влияния направления ветра на уровень загрязнения территории. Решению проблемной ситуации способствовала игра-эксперимент, в ходе которой дети определяли направление ветра. Игра одновременно является ступенькой к знакомству с понятием «Роза ветров».

Пробное построение графика осуществляется с помощью алгоритма предложенного в учебнике.

После решённой задачи, предлагаю детям сформулировать тему и цель урока.

На этапе первичного закрепления материала  ученикам предложено было выполнить мини-проект – построить розу ветров и определить, какой ветер преобладал в нашем городе в январе 2017 года.

На этапе рефлексии ребята оценивали себя и участников группы с помощью бланка и шкалы оценивания, носящих метапредметный характер, автором которых являюсь я.

В ходе урока были достигнуты планируемые результаты:

Предметные УУД - строить розу ветров; классифицировать ветра; трансформировать географическую информацию из одного вида представления в другой;

Метапредметные УУД - выдвигать предположения; выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально; планировать свою деятельность; оценивать и корректировать свою деятельности на уроке;  излагать своё мнение, аргументируя его, подтверждая фактами; понимать позицию другого;

Личностные УУД – стали понимать закономерность образования ветра, его влияние на жизнь и здоровье человека.

Используемая на уроке технология проектного обучения и методы работы помогли мне вызвать интерес к теме урока.

Просмотр содержимого документа
«Построение «Розы ветров»»

Урок-практикум по ГЕОГРАФИИ в 6 классе


ТЕМА: Построение «Розы ветров»

Цель: Научить учащихся строить график, отражающий преобладающее направление ветра и пользоваться полученной информацией.

Задачи:

образовательные: сформировать понятие "роза ветров"; представление о направлении ветра; построении графика «роза ветров»;

 развивающие: способствовать развитию познавательного интереса к изучению географии; развивать умение выделять главное, анализировать, самостоятельно мыслить; научить строить розу ветров и читать ее;

   воспитательные: экологическое, формирование представления учащихся о природе ветра, о причинах его возникновения.


  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (0.5 МИН)


  1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ (3 МИН)

Учитель: Я вам предлагаю сыграть в игру. Пригласить по 1 представителю от каждой группы. Раздать листы с высказываниями. Прочитайте текст. Предложить рассмотреть их и определить к какой теме они относятся.

Учитель: А можем ли мы связать все высказывания между собой. Постройтесь в логическую цепочку.










(Дети строятся)

Учитель: А что отображает эта цепочка?

(Ответы детей)


  1. МОТИВАЦИЯ И ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ (7 МИН)

Работа в группах

Учитель: Ребята, буквально вчера ко мне попала информация из Департамента по охране окружающей среды. Это – ответ на письмо. Пришло оно от Яблоньки из сказки «Гуси-лебеди». Я предлагаю вам тоже с ней познакомиться (Приложение № 1).


Текст письма

«… Я, Яблонька из сказки «Гуси-лебеди» прошу разобраться в сложившейся ситуации. Я погибаю: появляются пятна на молодых листьях сначала возле основания листа, образуя желтую полосу, а затем по всему листу, ухудшается цветение и завязывание плодов, яблочки мелкие и некрасивые. Помогите установить причину ухудшения моего состояния. Прилагаю план местности, где я произрастаю».















Текст ответа из Департамента по охране окружающей среды:

«Комиссия исследовала территорию вашего произрастания и пришла к выводу, что в почве превышено содержание сажи, оксидов серы, фосфора, азота и тяжёлых металлов, а в воздухе углекислого и угарного газов. Это возможно при близкой утилизации золы, полученной при сжигании угля. Ищите источник загрязнения территории в непосредственной близости к вам. Зона загрязнения отмечена красным ареалом.»















Учитель: Что же может являться источником загрязнения для яблоньки? Почему? Где должна была находиться печка? А что же не учли строители-печники?

(ответы детей)


Учитель: Как можно определить направление ветра? Проведём небольшой

эксперимент.

(Игра-эксперимент «Направление ветра») она же ФИЗКУЛЬТМИНУТКА


Учитель: Будет ли являться направление полёта мячика направлением ветра? Ваши

предположения?

(Предположение можно проверить по учебнику стр. 121)


ВЫВОД ЗАФИКСИРОВАТЬ НА ДОСКЕ


  1. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА (7 МИН)

Учитель: Результаты наблюдений за направлением ветра можно изобразить с помощью особого графика – «Розы ветров». Что это за график, и как он строиться, можно узнать из учебника. Откройте стр.121 и прочитайте об этом.

ЗАДАНИЕ

Учитель: А теперь я предлагаю вам построить «Розу ветров» для Яблоньки по следующим данным и узнать преобладающее направление ветра (Приложение № 2).


Направление ветра

С

СВ

В

ЮВ

Ю

ЮЗ

З

СЗ

Количество дней

4

2

1

3

5

4

1

11


(Работа в группе. Построение графика. Сравнение с эталоном)


ЭТАЛОН














Учитель: Какая же тема нашего урока была?

Дети: Построение «Розы ветров».

ЗАФИКСИРОВАТЬ НА ДОСКЕ

Учитель: Сформулируйте цель нашего урока?

Цель урока (для детей): научиться строить «Розу ветров»

ЗАФИКСИРОВАТЬ НА ДОСКЕ

Учитель: Какие задачи мы решали на уроке?

Задачи урока (для детей): 1) Найти информацию о графике;

2) Построить «Розу ветров»;

3) Научиться ею пользоваться.

ЗАФИКСИРОВАТЬ НА ДОСКЕ


  1. ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА (5 МИН)


Учитель: Я предлагаю вам выполнить мини-проект в группе «Построение Розы ветров»

Цель: построить розу ветров и определить, какой ветер преобладал в нашем городе в январе 2017 года.

Задачи:

1). Познакомиться с данными погоды в «Дневнике».

2). Посчитать количество дней с одинаковым направлением ветра и заполнить таблицу.

3). Построить «Розу ветров».

4). Определить какой ветер преобладал в Новоуральске в январе 2017 года.


Ход работы


  1. Знакомство с «Дневником погоды» (Приложение № 3).

  2. Подсчитываем количество дней с одинаковым направлением ветра и заполняем таблицу.

Направление ветра

С

СВ

В

ЮВ

Ю

ЮЗ

З

СЗ

Количество дней

5

2

1

1

8

10

4

2


  1. Строим «Розу ветров» (Приложение № 4)

  • Отложите на схеме, где показаны основные и промежуточные стороны горизонта, начиная от центра, сколько дней дули ветры разных направлений.

  • Масштаб в 1см – 1 день

  • Соедините концы отложенных отрезков.

  1. Определяем преобладающее направление ветра в Новоуральске в январе 2017 года – ЮЗ


  1. РЕФЛЕКСИЯ УРОКА (4 МИН)


Учитель: Ребята оцените работу на уроке каждого члена вашей группы, используя «Бланк оценки работы в группе».

«Бланк оценки работы в группе»

Ф.И. ученика

Критерии

Кол-во баллов

Оценка

Организовал

Обсуждал

Придумал

Предлагал

Выступал


































Оцените работу участников вашей группы по критериям и с помощью баллов от 0 до 2: 0 баллов – не проявлен критерий, 1 балл – критерий проявлен частично

2 балла – критерий проявлен в полном объёме

10 - 8 баллов – «Ураган» (источник знаний и умений для всей группы) Оценка «5».

7 – 6 балла – «Шторм» (твоя работа в группе была весомой и значимой) Оценка «4».

5 – 4 балла - «Бриз» (твоя работа была непродолжительной, но яркой) Оценка «4».

3 – 2 балла – «Лёгкий ветерок» (мы увидели только одну сторону твоей деятельности) Оценка «3».

1 балл - «Тихий ветерок» (чувствовалось ваше присутствие в группе) Оценка «3».

0 баллов – «Штиль» (мы знаем, что ты есть в группе, но твоей работы мы не увидели)

Проверь, есть ли география в твоём расписании!

Учитель: Ребята, давайте вернёмся к цели и задачам нашего урока. Мы достигли поставленной цели? Удалось решить поставленные задачи? Оцените свою работу на уроке (Дерево самооценки)



Мне было комфортно на уроке. Я узнал новую для меня информацию и могу поделиться ею. Научился строить график и могу помочь другим ребятам.

Мне было комфортно на уроке. Я узнал новую для меня информацию. Научился строить график.

Мне было не комфортно на уроке. Я ничего не понял из нового материала. Так и не понял, как строить график.






  1. ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК (0.5 МИН)


  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (0.5 МИН)

§ 18, стр. 123 «От теории к практике»


По желанию:

  1. Найти 5 пословиц о ветре;

  2. Найти информацию о самых сильных ветрах на планете;

  3. Найти информацию о том, какие есть местные ветры.


7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!