1. Орг. момент | Проверка готовности учащихся к уроку: наличие инструментов и материалов (альбомы, вода, краски, кисти). Создание эмоционального настроя на урок. - Здравствуйте, ребята! - Громко прозвенел звонок - Начинается урок. Мы - умные! Мы - дружные! Мы - внимательные! Мы - старательные! Мы - отлично учимся! Всё у нас получится! | Проверка своей готовности к уроку. Приветствуют учителя. Настраиваются на работу. | Приветствие, проверка подготовленности к уроку. Эмоциональный настрой на урок, самооценка готовности к уроку. |
2. Постановка цели, задач. Мотивация. | - Ребята, мы продолжаем с вами изучать тему «Искусство в твоём доме». А о чём мы будем сегодня с вами говорить сейчас вы догадаетесь сами. Послушайте, пожалуйста: Человечество ей пользовалось с незапамятных времён. Вначале её изготавливали преимущественно из глины. В дальнейшем её начали делать из чугуна, затем из меди. Уже позже, в 20 веке она появилась из нержавеющей стали. Сегодня популярна с антипригарным покрытием. - Кто догадался чему будет посвящён наш урок? - Абсолютно верно! А как вы думаете, что нам предстоит сегодня узнать о посуде? Давайте поставим перед собой цель урока. - Молодцы! - У каждого дома есть предметы, над которыми трудились художники. Как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока? -Правильно, тема нашего урока «Посуда у тебя дома» |
- О посуде. - Цель урока - узнать из чего изготавливают посуду, как её используют, как и чем украшают.
- «Посуда у тебя дома» | Обеспечение мотивации учения обучающимися, принятия ими цели урока. |
3. Изучение нового материала | - У каждого из нас дома есть посуда. Она бывает разной. Есть посуда на каждый день. Кто может назвать её особенности? - Молодцы. А какая ещё бывает посуда? Каковы её особенности? - Верно, ребята. А теперь назовите, пожалуйста, предметы посуды, которые есть в вашем доме. - Из каких известных вам материалов могут изготавливать посуду? - Очень хорошо, посмотрите, это вазы из стекла. Кто знает, как изготавливают такую посуду? - Ребята, такие вазы выдувает художник - стеклодув из большой капли раскалённого стекла. Смотрите, как это происходит (показывает короткий фрагмент видео). - А это керамическая посуда. Кто знает, из какого всем нам известного материала её изготавливают? - Правильно, из глины с помощью гончарного круга. - Посмотрите на экран, что это изображено на картинке? - Верно, это самовар. Для чего он предназначен? - Правильно, самовар - это устройство для кипячения воды и приготовления чая. Самовар всегда был не обычной принадлежностью домашнего хозяйства, а своеобразным олицетворением достатка, семейного уюта, благополучия. Как вы думаете, из какого же материала изготавливают самовар? - Правильно, молодцы. А скажите, пожалуйста, ребята, как вы думаете, какой материал использовали для изготовления посуды на Руси? - Правильно! Народная деревянная посуда очень красива, и теперь, мы, любуясь, украшаем ею дома. - Обратите внимание на изображение. Что напоминает вам этот ковш? - Действительно - это красивый ковш-утица из дерева. Такие ковши на свадьбу дарили как пожелание мирной, долгой жизни, добра и достатка в семье. | - Прочная, удобная, простая, устойчивая.
- Праздничная. Она хрупкая, нарядная, изящная по форме. - Тарелки, чашки, ложки, ножи и т. д.
- Стекло, пластмасса, глина, металл, дерево, и т. д. Предлагают свои варианты ответа.
- Из глины.
- Самовар. - Для приготовления чая.
- Из металла.
- Дерево.
- Утку.
| Включение учащихся в целенаправленную деятельность. |
Физминутка | - Сейчас мы попробуем изобразить посуду жестами. Поможет нам в этом плясовая музыка. 1.Сахарница -2 руки, упёртые в бока. Движения – маленькие приседания – пружинки. 2.Самовар – изображается раздвинутыми и закруглёнными разомкнутыми руками. Персонаж прыгает на месте попыхивая на ходу «пых, пых!» 3.Чайник – одна рука поднята вверх и развёрнута ладонью в сторону, вторая согнута в локте, ладонь на поясе. Повороты в разные стороны. 4.Блюдца – двигаются то вперёд, то назад. | | Физическая и эмоционально-психологическая разгрузка, снятие напряжения. |
3. Изучение нового материала | - Ребята, как вы думаете, а где производят посуду? - Есть много городов, сел, деревень, фирм, заводов, где создают посуду. А мы сегодня познакомимся с посудой из села Хохлома. Кто-то из вас слышал когда-нибудь про такой народный промысел как хохломская роспись? - Ребята, это роспись по дереву золотым, красным, чёрным, коричневым и зелёным цветом. Появилась она в 16 веке в селе Хохлома, в Нижегородской области в городе Семёнове и селе Семине находиться центр создания хохломских изделий. - Посмотрите на изображение, какая красивая, нарядная, яркая посуда, украшенная узорами хохломы. Как вы считаете, это повседневная или праздничная посуда? - Правильно, молодцы. - Сегодня мы с вами будем создавать праздничный сервиз деревянной посуды по мотивам хохломской росписи. Но делать мы это будем не как народные мастера по дереву, а красками на бумаге. - Для начала давайте вспомним, что такое «сервиз»? - «Сервиз» - слово французское, обозначает полный набор посуды, в котором предметы объединены единством образно-декоративного и конструктивного решения. - Перед тем, как приступить к работе, мы познакомимся с самым простым, но очень интересным травным орнаментом хохломской росписи. Обратите внимание на экран. - Первый элемент, с которым мы сегодня познакомимся это осочки. Рисуются они совершенно просто: лёгким движением кончика кисти сверху вниз. Посмотрите, как это делаю я. - Вы видите на иллюстрации следующий элемент травного орнамента который называется травинки. На что похож этот орнамент? - Да, поэтому то он так и называется. Рисовать мы будем травинки мазками, которые плавно утолщаются в середине. - Следующий элемент травного орнамента с которым мы сегодня познакомимся - капельки. Рисуются они совсем просто: прикладыванием кисточки к бумаге. Вот так (показывает на листе бумаги). - Травный орнамент, ребята, можно украшать ягодками и листочками. Мы с вами будем сегодня рисовать брусничку. А чтобы её нарисовать нам понадобится тычок, вместо которого сегодня мы будем использовать ушные палочки. - Мы должны просто макнуть тычок в краску и приложить его к листу бумаги, вот так (демонстрирует на листе бумаги). - Чтобы вы не забыли как выглядит каждый узор хохломской росписи, у вас будут карточки с изображением этих узоров. | - Предлагают свои варианты ответа.
- Да/нет.
- Праздничная.
Предлагают свои варианты ответа.
- На травку.
| Включение учащихся в целенаправленную деятельность. |
4. Закрепление полученных знаний. Творческая практическая деятельность. | - Пришло время, ребята, приниматься за работу. Но сначала, давайте, вспомним, какие цвета мы используем в хохломской росписи? - Правильно. Если мы рисуем праздничный сервиз, каким он должен у нас получиться? - А что должно входить в сервиз? - Молодцы. Теперь приступаем к работе. Учитель наблюдает за выполнением задания, оказывает помощь обучающимся, если она потребовалась, осуществляет промежуточный контроль работ. | - Красный, чёрный, жёлтый, коричневый, зелёный.
- Ярким, нарядным и т.д. - Посуда, которая объединена единством образно-декоративного и конструктивного решения. Приступают к выполнению творческого задания. | Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий. |
5. Подведение итогов. Рефлексия. | - Ребята, я попрошу поднять и показать нам по очереди свои работы тех, кто считает, что у него всё хорошо получилось (учитель организует итоговый анализ работ обучающихся, направляя самостоятельное обсуждение учениками лучших работ класса). | Осуществляют самостоятельное обсуждение лучших работ класса. | Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучающихся. |