Конспект урока по русскому языку
ФИО разработчика | |
Место работы | |
2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ
Класс | 7 |
Место урока (по тематическому планированию ПРП) | 41 |
Тема урока | Правописание н и нн в полных страдательных причастиях и отглагольных прилагательных |
Уровень изучения ( | базовый |
Тип урока | ☐ урок освоения новых знаний |
Планируемые результаты (по ПРП): |
Контролируемые элементы содержания Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи Контролируемые умения Понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования: осознанное использование речевых средств для планирования и регуляции собственной речи, для выражения своих чувств, мыслей и коммуникативных потребностей; стремление расширить свою речевую практику, развивать культуру использования русского литературного языка, оценивать свои языковые умения и планировать их совершенствование и развитие Проверяемые элементы содержания Правописание -н- и -нн- в суффиксах причастий и отглагольных имён прилагательных |
Предметные умения Знать особенности постановки ударения в некоторых формах причастий; правильно употреблять в речи однокоренные слова типа висящий – висячий, горящий – горячий, причастия с суффиксом -ся; правильно согласовывать причастия в словосочетаниях типа «причастие + существительное»; соблюдать нормы правописания причастий (падежные окончания, гласные в суффиксах причастий, -н- и -нн- в суффиксах причастий и отглагольных имён прилагательных, слитное и раздельное написание не с причастиями и отглагольными прилагательными); правильно ставить знаки препинания в предложениях с причастным оборотом Личностные результаты Проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов РоссииОвладение языковой и читательской культурой как средством познания мира Функциональная грамотность Понимать концептуальную информацию (авторскую позицию, коммуникативное намерение) |
Ключевые слова суффикс страдательное причастие отглагольное прилагательное |
Библиотека ЦОКhttps://m.edsoo.ru/fbaa71b8 |
3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА
БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала |
Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность |
Рекомендации для учителя Познакомьте ребят с отрывком из стихотворения Ф. И. Тютчева «Летний вечер» Текст дети увидят на экране. Попросите их выполнить задание (найти причастие) и ответить на вопрос, является написание нн в его суффиксе орфограммой. Обратитесь к классу с предложением сформулировать тему урока: что им сегодня предстоит изучать? Почитайте отрывок из стихотворения Ф. И. Тютчева, найдите в нём причастие. Хорошо ли вы слышите в этом причастии двойной согласный? Уж солнца раскалённый шар С главы своей земля скатила, И мирный вечера пожар Волна морская поглотила. Федор Тютчев |
Этап 1.2. Актуализация опорных знаний |
| Какие из утверждений верны? A. В суффиксах -ан-, -ян-, -ин- имён прилагательных, образованных от существительных, пишется одна буква Н. Исключения: стеклянный, оловянный, деревянный. Б. В суффиксах -онн-,- енн- имён прилагательных, образованных от существительных, пишутся две буквы Н. Исключение: ветреный. В. В суффиксах -ан-, -ян-, -ин- имён прилагательных, образованных от существительных, пишется одна буква Н. Исключения: ресторанный, экранный, ураганный. | |
Этап 1.3. Целеполагание |
Повторим правописание Н и НН в отымённых прилагательных. Узнаем, что такое отглагольное прилагательное. Научимся различать причастия и отглагольные прилагательные. Познакомимся с правилами правописания одной и двух Н в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных. Научимся применять правила и писать слова с Н и НН. |
БЛОК 2. Освоение нового материала |
Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала |
Рассмотри схему, сформулируй правило о правописании Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных. Выбери из данных примеров к каждому пункту схемы один пример. Проверь себя, обратившись к правилу из справочника Грамота.ру Рассмотрим схему «Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных». Две буквы НН пишутся в суффиксах причастий, одна – в суффиксах отглагольных прилагательных; на схеме представлены 4 условия, влияющие на написание НН. Рядом с каждым условием – ссылка: даны примеры , из которых необходимо выбрать 1-2 примера, подходящих под этот пункт. Примеры: Отглагольные прилагательные: крашеный (пол), жареный (картофель) Причастия : покрашенный (пол), крашенный рабочими (пол), решённая (задача), асфальтированная (дорога), жаренный в масле (картофель), услышанная (песня), прочитана (книга) |
Этап 2.2. Проверка первичного усвоения |
Образуйте от имён существительных прилагательные при помощи суффиксов -н-, -ан-, -ян-, -ин-, -енн-. Земля, трава, кость, ремесло, обед, топор, кожа, полотно, торжество, правительство, единство, государство, отечество, огонь, сон, карман, старина, диковина, камень, комар, муравей, пчела. ПРОВЕРКА Земля – земляной, трава – травяной, кость – костяной, костный, ремесло – ремесленный, обед – обеденный, топор – топорный, кожа – кожаный, полотно – полотняный, торжество – торжественный, правительство – правительственный, единство – единственный, государство – государственный, отечество – отечественный, огонь – огненный, сон – сонный, карман – карманный, старина – старинный, диковина – диковинный, камень – каменный, комар – комариный, муравей – муравьиный, пчела – пчелиный. Физкультминутка Быстро встали, улыбнулись, Выше-выше подтянулись. Ну-ка плечи распрямите, Поднимите, опустите. Вправо, влево повернитесь, Рук коленями коснитесь. Сели, встали, сели, встали, И на месте побежали. ____________________________________________________________________ |
БЛОК 3. Применение изученного материала |
Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях |
НН пишется в полных причастиях и отглагольных прилагательных с суффиксами -ОВА-/-ЕВА-/-ИРОВА- (рифмованный, линованный, балованный, корчёванный, иллюстрированный). В словах-исключениях: Медленный, желанный, священный, негаданный, неслыханный, нежданный, нечаянный, чеканный, чванный, недрема́нный, невиданный, жеманный, чёрканный. Н пишется в кратких причастиях (грибы собраны). В словах-исключениях: конченый человек, смышлёный, контуженый, названый брат, посажёный отец, приданое, Прощёное воскресенье. В словах: кованый, жёваный, клёваный, раненый, НО при наличии приставок или зависимых слов пишется НН (раненый боец – раненный в голову боец, израненный боец). В сложных прилагательных с повторяющейся основой, вторая часть которых имеет приставку (читаные-перечитаные книги, штопаные-перештопаные носки). Прочитайте словосочетания, вставьте пропущенные буквы. Закрасьте в квадрате только те номера ячеек, которые соответствуют номерам словосочетаний с Н. 1) Книги прочита..ы, 2) разряже..ая дама, 3) ране..ый в руку солдат, 4) нарисова..ый портрет, 5) пече..ый картофель, 6) войска сосредоточе..ы на границе, 7) обдума..ое решение, 8) исти..ое утверждение, 9) купле..ый билет, 10) назва..ая сестра, 11) посаже..ая мать, 12) смышле..ый малыш 13) варе..ые овощи, 14) рва..ая одежда, 15) вяле..ая рыба, 16) суше..ый гриб, 17) лише..ый денег, 18) высуше..ые растения, 19) сея..ая сквозь сито мука, 20) слое..ый пирог, 21) гране..ый стакан, 22) кваше..ая бабушкой капуста, 23) позолоче..ая брошь, 24) стриже..ая под мальчика женщина, 25) плавле..ый сырок. 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | |
Этап 3.2. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ,ВПР) |
Спишите текст, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, объясните. Прометей - титан, могучий герой древнегреческих мифов. Охваче..ый жалостью к людям, которые не знали огня и были бе..помощны в борьбе с природой, Прометей похитил божестве..ое пламя г..ревшее в чертогах богов на Олимпе и передал его смертным. За это Зевс осудил его на страшную казнь: титан был прикован к скале на вершинах Кавказа; каждый день гиган?ский орел терзал и клевал его печень; каждую ночь она снова заж..вала для новых мук. Впоследствии другой благородный герой - могучий Геракл совершивший 12 подвигов освободил стр..дальца. Мы говорим «муки Прометея», желая описать бе..конечные страдания; говорим о прометеевом огне, когда хотим ох..р..ктеризовать дух благородства, мужества и таланта. ПРОВЕРКА Прометей - титан, могучий герой древнегреческих мифов. Охваченный жалостью к людям, которые не знали огня и были беспомощны в борьбе с природой, Прометей похитил божественное пламя, горевшее в чертогах богов на Олимпе, и передал его смертным. За это Зевс осудил его на страшную казнь: титан был прикован к скале на вершинах Кавказа; каждый день гигантский орел терзал и клевал его печень; каждую ночь она снова заживала для новых мук. Впоследствии другой благородный герой - могучий Геракл, совершивший 12 подвигов, освободил страдальца. Мы говорим «муки Прометея», желая описать бесконечные страдания; говорим о прометеевом огне, когда хотим охарактеризовать дух благородства, мужества и таланта. |
Этап 3.3.Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни |
Работа с учебником |
|
БЛОК 4. Подведение итогов, домашнее задание |
Этап 4.1. Рефлексия |
Новое | Интересное | Остались вопросы | | | | Ответьте на вопросы: 1.Что нового вы узнали на уроке? 2.В каком задании вы допустили больше всего ошибок? 3.Какую тему вам нужно повторить |
Этап 4.2. Домашнее задание |
Стр.______________упр.________ |
КАРТОЧКА
НН пишется в полных причастиях и отглагольных прилагательных с суффиксами -ОВА-/-ЕВА-/-ИРОВА- (рифмованный, линованный, балованный, корчёванный, иллюстрированный).
В словах-исключениях:
Медленный, желанный, священный, негаданный, неслыханный, нежданный, нечаянный, чеканный, чванный, недрема́нный, невиданный, жеманный, чёрканный.
Н пишется в кратких причастиях (грибы собраны).
В словах-исключениях: конченый человек, смышлёный, контуженый, названый брат, посажёный отец, приданое, Прощёное воскресенье.
В словах: кованый, жёваный, клёваный, раненый, НО при наличии приставок или зависимых слов пишется НН (раненый боец – раненный в голову боец, израненный боец).
В сложных прилагательных с повторяющейся основой, вторая часть которых имеет приставку (читаные-перечитаные книги, штопаные-перештопаные носки).
Образуйте от имён существительных прилагательные при помощи
суффиксов -н-, -ан-, -ян-, -ин-, -енн-.
Земля, трава, кость, ремесло, обед, топор, кожа, полотно, торжество, правительство, единство, государство, отечество, огонь, сон, карман, старина, диковина, камень, комар, муравей, пчела.
2.Прочитайте словосочетания, вставьте пропущенные буквы. Закрасьте в квадрате только те номера ячеек, которые соответствуют номерам словосочетаний с Н.
1) Книги прочита..ы, 2) разряже..ая дама, 3) ране..ый в руку солдат, 4) нарисова..ый портрет,
5) пече..ый картофель, 6) войска сосредоточе..ы на границе, 7) обдума..ое решение,
8) исти..ое утверждение, 9) купле..ый билет, 10) назва..ая сестра, 11) посаже..ая мать,
12) смышле..ый малыш, 13) варе..ые овощи, 14) рва..ая одежда, 15) вяле..ая рыба, 16) суше..ый гриб,
17) лише..ый денег, 18) высуше..ые растения, 19) сея..ая сквозь сито мука, 20) слое..ый пирог,
21) гране..ый стакан, 22) кваше..ая бабушкой капуста, 23) позолоче..ая брошь,
24) стриже..ая под мальчика женщина, 25) плавле..ый сырок.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
3.Спишите текст, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, объясните.
Прометей - титан, могучий герой древнегреческих мифов. Охваче..ый жалостью к людям, которые не знали огня и были бе..помощны в борьбе с природой, Прометей похитил божестве..ое пламя г..ревшее в чертогах богов на Олимпе и передал его смертным. За это Зевс осудил его на страшную казнь: титан был прикован к скале на вершинах Кавказа; каждый день гиган?ский орел терзал и клевал его печень; каждую ночь она снова заж..вала для новых мук. Впоследствии другой благородный герой - могучий Геракл совершивший 12 подвигов освободил стр..дальца. Мы говорим «муки Прометея», желая описать бе..конечные страдания; говорим о прометеевом огне, когда хотим ох..р..ктеризовать дух благородства, мужества и таланта.
Быстро встали, улыбнулись,
Выше-выше подтянулись.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо,влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали, сели, встали,
И на месте побежали.