СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поурочное планирование по ОБЖ 6 класс

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поурочное планирование по ОБЖ 6 класс                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           \

Просмотр содержимого документа
«Поурочное планирование по ОБЖ 6 класс»

Планы уроков на весь год, на сайте http://planypofizkulture.jimdo.com/

Контакты сот. +77751084573 VK - https://vk.com/taran_310


6 класс

Урок 1. Экстремальные ситуации в природе и их причины.



Учебные вопросы.

1. Основные виды экстремальных ситуаций в природе и их причины.

2. Автономное существование человека в природе и причины попадания человека в такую ситуацию.

Цель. По окончании изучения темы учащиеся должны иметь представление об основных видах экстремальных ситуаций в природе и их причинах.

Основное содержание урока.

Природные процессы, возникающие в результате действия стихийных сил, их воздействие на человека. Понятия: стихийное бедствие и чрезвычайная ситуация природного характера.

Ситуации, характеризующиеся внезапностью или неожиданностью, возможными отрицательными последствиями для жизнедеятельности людей и природной среды. Понятие экстремальной ситуации.

Для закрепления понятия — экстремальная ситуация, предложите учащимся ситуационную задачу.

Задание. Выберите и определите, где экстремальная ситуация, а где просто сложные условия?

а) В результате перехода через замерзшую реку один из участников похода провалился в воду. Его друзья быстро помогли ему, достав из воды, но он весь промок. На улице очень холодно, дует сильный ветер. Ваша группа находится в дали от жилья, к тому же все очень устали.

б) В результате перехода через замерзшую реку один из участников похода провалился в воду. Его друзья быстро помогли ему, достав из воды, но он весь промок. На улице очень холодно. Однако в дали (примерно в 2 км) виднеется деревня..

Автономное существование, как наиболее опасная экстремальная ситуация и основные причины таких ситуаций: потеря ориентировки на местности; потеря группы в результате отставания или отрыва от нее, несвоевременного выхода к месту сбора группы; авария транспортных средств (самолета, автомашины, речного и морского транспорта).

Заключение. Повторите основные моменты и проверьте, как понята тема.

Вопросы для проверки полученных знаний.

Какая ситуация называется экстремальной? Приведите примеры экстремальных ситуаций в природных условиях и назовите их причины? Какое существование называется автономным? Назовите основные причины попадания человека в условия автономного существования в природных условиях. Приведите примеры автономного существования человека в природных условиях из книг, газет.

Домашнее задание. Раздел 1, глава 1, тема 1.1.





















































Урок 2. Средства оказания первой медицинской помощи.



Учебные вопросы.

1. Аптечка первой помощи.

2. Использование природных лекарственных средств.

Цель. По окончании изучения темы учащиеся должны иметь представление об использовании природных лекарственных средств в условиях автономного существования на природе.

Основное содержание урока.

Необходимость аптечки первой помощи при проведении похода. Лекарственные и перевязочные материалы, которь1ми комплектуется аптечка.

Лекарственные растения, используемые для оказания первой медицинской помощи на природе: стимулирующие заживание тканей и способствующие свертыванию крови; противовоспалительного действия; для обеззараживания ран и остановки кровотечения; обладающие болеутоляющими свойствами; применяемые в качестве ваты.

Заключение. Повторите основные моменты и проверьте, как понята тема.

Вопросы для проверки полученных знаний.

Назовите какие дезинфицирующие вещества, лекарства и мази должны быть в аптечке первой помощи, в туристической аптечке? Для чего в походе могут пригодиться перевязочный материал и медицинские инструменты? Назовите лекарственные растения, которые можно использовать для оказания первой помощи.

Домашнее задание. Раздел 2, глава 1, тема 1.1.

Практическое задание. Прогуливаясь в лесу или парке найдите лекарственные растения и ягоды. В каких случаях их можно использовать?















Урок 3-4. Землетрясение. Причины возникновения землетрясения и его возможные последствия. Защита населения от последствий землетрясений

Цель урока. Познакомить обучаемых с природным явле­нием геологического происхождения — землетрясением, объяснить   причины   возникновения   землетрясения   и   порядок оценки его интенсивности. Познакомить обучаемых с сейсмически опасными районами на Земле. Познакомить учащихся с организацией защи­ты населения от последствий землетрясений. Разобрать основ­ные мероприятия, проводимые в нашей стране по защите насе­ления от землетрясений. Познакомить учащихся с рекомендациями специалистов МЧС России о том, как подготовиться к земле­трясению, как вести себя во время и после землетрясения, что­бы обеспечить личную безопасность и безопасность окружаю­щих.

Изучаемые вопросы

1.            Землетрясение и причины его возникновения.

2.            Факторы, оказывающие влияние на силу землетрясения.

3.            Сейсмически опасные районы на Земле.

4.            Прогноз землетрясений.

5.            Обучение и оповещение населения.

6.            Организация аварийно-спасательных работ.

7.            Как подготовиться к землетрясению.

8.            Как вести себя во время землетрясения.

9.            Как действовать после землетрясения.

Рекомендации по изложению учебного материала

1. Подчеркнуть, что землетрясение — это природное явле­ние, связанное с геологическими процессами, происходящими в литосфере Земли. Дать определения понятий внезапных сме­щений и разрывов в земной коре или в верхней части мантии. Эти смещения и разрывы обусловлены глубинными процесса­ми, происходящими в литосфере и связанными с движением литосферных плит. В горных поясах и вблизи них внутриземное напряжение нарастает до тех пор, пока не превысит сопротив­ление горных пород, в результате происходит разрыв горных пород и их смещение. Внутриземное напряжение скачкообраз­но сбрасывается. Потенциальная энергия деформации перехо­дит в кинетическую энергию, которая рассеивается в разные стороны от места разрыва в виде сейсмических волн. Сейсмиче­ские волны колеблют Землю. Сейсмический разрыв земной коры зарождается всегда на глубине. Очень редко бывает, когда глубина разрыва не превышает 3—5 км, чаще всего это происхо­дит на глубине 10—15 км. Установлено, что на глубинах до 5 км обычно возникают слабые подземные толчки, мощные земле­трясения зарождаются на глубине 40—60 км. Место разрушения горной породы называют «очаг землетрясения, или гипоцентр», «эпицентр землетрясения». Сейсмические волны могут быть разных типов — продольные, поперечные и поверхностные. У них разные скорости движения, энергия и сила воздействия. Чем дальше волна от эпицентра, тем слабее землетрясение.

2.   Обратить внимание учащихся на то, что толчок земле­трясения возникает внутри земных недр, при этом выделяется кинетическая энергия, которая измеряется в магнитудах. Сила землетрясения зависит от величины магнитуды и расстояния определенной точки поверхности Земли от очага землетрясе­ния (гипоцентра).

При одинаковой магнитуде землетрясения (при одинаковой энергии, высвободившейся при разломе горных пород) сила землетрясения может быть разной в зависимости от глубины очага землетрясения.

Далее можно рассказать о шкале Рихтера, о шкале Меркали, по которым измеряется сила землетрясения.

3.   Используя географическую карту, рассказать, в каких районах Земли чаще происходят землетрясения.

В заключение урока целесообразно отметить, что землетря­сения интенсивностью 5—6 баллов случаются на Земле в сред­нем 5—7 тыс. раз в год; 7—8 баллов— 100—150 раз; уничто­жающие землетрясения интенсивностью 9—10 баллов—15— 20 раз. По данным статистики, сильные, катастрофические землетрясения в 11 — 12 баллов случаются 1 —2 раза в год.

4.Разъяснить учащимся, что защита населения от послед­ствий землетрясений является одной из задач Единой госу­дарственной системы предупреждения и ликвидации чрез­вычайных ситуаций (РСЧС). Рассказать о мероприятиях, проводимых органами государственной власти и органами ме­стного самоуправления всех уровней, и о мерах по защите на­селения от землетрясений.

При этом более подробно остановиться на организации прогноза землетрясений.

5.Подчеркнуть, что особое внимание в организации защи­ты населения от последствий землетрясений уделяется обуче­нию населения правилам поведения при угрозе возникновения землетрясения, во время землетрясения и после него. Правила безопасного поведения населения будут рассмотрены на сле­дующем уроке, а здесь следует остановиться на важности свое­временного оповещение населения.

6.Объяснить учащимся, что для оказания помощи людям, попавшим в беду, локализации и ликвидации различных чрез­вычайных ситуаций созданы специальные аварийно-спасатель­ные службы и формирования. Рассказать об особенностях их деятельности.

В заключение необходимо отметить, что для населения, проживающего в сейсмоопасных районах, необходимо знать, что достаточно точным средством краткосрочного прогноза землетрясения может служить поведение домашних живот­ных при приближении землетрясения. В книге Я. Палкевича «Выжить в городе» приведены примеры поведения животных перед землетрясением.

При известном среднесрочном прогнозе о возможности возникновения землетрясения в определенном районе наблю­дение за поведением животных позволит вовремя узнать о его приближении.

7.Познакомить учащихся с рекомендациями специали­стов МЧС России по правилам безопасного поведения при землетрясении. При этом подчеркнуть, что эти рекомендации не являются универсальными для всех случаев возникновения
землетрясений. Их можно рассматривать как основу индиви­дуального плана поведения в подобных ситуациях.

Рассказывая о подготовке к землетрясению, следует под­черкнуть, что специалисты МЧС России рекомендуют иметь заранее продуманный план действий во время землетрясения при нахождении дома, в общественном месте, на улице, в транспорте; важно иметь список телефонов: администрации города, управления по делам ГО и ЧС, противопожарной служ­бы, поисково-спасательного отряда, станции «Скорой помо­щи»; заранее подготовить все самое необходимое и хранить эти вещи в месте, известном всем членам семьи.

8.Объяснить учащимся, что во время землетрясения глав­ное не поддаваться панике (от момента, когда вы почувствуете первые толчки, до опасных для здания колебаний у вас есть 15—20 с). Быстро выйдите из здания, взяв документы, деньги и предметы первой необходимости.

Далее следует рассказать, как вести себя на улице, в поме­щении, если вы не успели покинуть его. Особое внимание сле­дует уделить поведению человека, оказавшегося под обломка­ми  здания:  дышите  глубоко,   не  позволяйте  победить  себя страху и пасть духом, надо попытаться выжить любой ценой, оцените ситуацию и изучите, что в ней есть положительного.

Человек способен выдержать жажду и особенно голод в течение достаточного количества дней, если не будет бесполезно расходовать энергию.

Верьте, что помощь придет обязательно, приспособьтесь к обстановке и осмотритесь,  поищите возможный  выход,  отбросьте грустные мысли, сосредоточившись на самом важном; если единственным путем выхода является узкий лаз, вы должны протиснуться через него. Для этого необходимо, расслабив  мышцы, постепенно протискиваться, прижав локти к бокам и двигая ногами вперед, как черепаха.

9. Поведение после землетрясения не менее важная тема  для обсуждения.

Окажите первую медицинскую помощь нуждающимся. Если  можете, освободите попавших в легкоустранимые завалы. Будьте осторожны! Без крайней нужды не занимайте телефон. Включите радиотрансляцию. Подчиняйтесь указаниям местных властей, штаба по ликвидации последствий стихийного бедствия.

Не подходите к явно поврежденным зданиям, не входите в них.

Будьте готовы к сильным повторным толчкам, так как наиболее опасны первые 2—3 ч после землетрясения.

В заключение урока целесообразно подвести учащихся к об щему выводу: однозначных рекомендаций, приемлемых для всех случаев возникновения землетрясения, нет. Все они носят общий характер и учитывают наиболее часто повторяющиеся ситуации. Однако, хорошо зная эти рекомендации, каждый человек сможет  быстро оценить складывающуюся обстановку, свои возможности  и выбрать наиболее рациональный способ поведения для обеспечения личной безопасности и безопасности окружающих.

 

Контрольные вопросы

1.           Что такое землетрясение и каковы причины его возник­новения?

2.           Что такое магнитуда землетрясения?

3.           Как измеряется интенсивность землетрясения?

4.           Какая существует взаимосвязь между магнитудой земле­трясения, глубиной гипоцентра и интенсивностью землетрясе­ния.

5.     Какие мероприятия включает в себя организация защи­ты населения от последствий землетрясений?

6.           Какие особенности природных явлений, происходящих в земной коре, учитываются при разработке прогнозов земле­трясений?

7.           Как реагируют домашние животные на приближение землетрясения?

8.           С какой целью проводятся аварийно-спасательные работы?

Домашнее задание

Изучите § 2.1, 2.2, 2.3  учебника.

 






























Урок 5. Оползни, их последствия, защита населения. Обвалы и снежные лавины.


Цель урока. Дать учащимся общее представление об оползнях и причинах их возникновения; познакомить с по­следствиями оползня; раскрыть организационные основы по защите населения от последствий оползней. Познакомить учащихся с обвалами и снежны­ми лавинами, причинами их возникновения; разобрать основ­ные мероприятия, проводимые по защите населения от послед­ствий обвалов и снежных лавин.

Изучаемые вопросы

1.            Оползни и причины их возникновения.

2.            Возможные последствия оползня.

3.            Защита населения от последствий оползней.

4.            Обвалы, причины их возникновения, возможные по­следствия.

5.            Снежные лавины, причины их возникновения, возмож­ные последствия.

6.            Защита населения от последствий обвалов и снежных лавин.

 

Рекомендации по изложению учебного материала

1. Дать определение оползня и раскрыть причины его воз­никновения (естественные и искусственные).

Известно, что большая часть поверхности Земли — это склоны.

К склонам относят участки поверхности с углами наклона, превышающими 1°. Склоны занимают не меньше 3/4 площади суши.

К естественным причинам относятся: величина крутизны склонов; залегание на склоне глинистых пород, особенно если они сильно увлажнены; подмывание основания склонов морскими и речными водами, а также сейсмические толчки (зем­летрясения).

К искусственным причинам относятся: разрушение склонов, при строительстве дорог; чрезмерная выноска грунта; вырубка лесов; неразумное ведение сельского хозяйства на склонах.

Сходят оползни в любое время года, но особенно энергично весной или во время летних дождей. На берегах морей оползни развиваются после сильных штормов.

В России оползни довольно часто происходят в Поволжье — в Саратовской области, в районе Волгограда; на берегах Дона, Цимлянского водохранилища, в долине Кубани, во многих районах Сибири и Северного Кавказа.

2.         Обратить внимание учащихся, что при перемещении значительной массы породы, вызванном оползнями, могут создаваться чрезвычайные ситуации. Оползни могут разрушать отдельные объекты и подвергать опасности целые населенные пункты, губить сельскохозяйственные угодья, создавать oпacность при эксплуатации карьеров, повреждать коммуникации, тоннели, трубопроводы, телефонные и электрические сети приводить к гибели людей.

Сказанное можно подкрепить примерами.

23 января 1984 г. в результате землетрясения в Гиссарском районе Таджикистана произошел оползень шириной 400 м и длиной 4,5 км. Огромные массы земли накрыли поселок Шарора. Погребенными оказались 50 домов, погибли 207 человек!

В 1989 г. оползни в Ингушетии привели к разрушениям в 32 населенных пунктах, поврежденными оказались 2518 домов.

Весной 1994 г. в Киргизии после необычно снежной зимы во многих районах произошли огромные оползни, разрушившие сотни домов и повлекшие за собой человеческие жертвы.

3.         Познакомить учащихся с основными мероприятиями, проводимыми в стране по защите населения от последствий оползней: контроль над оползнями и их прогноз; проведение
противооползневых мероприятий.

Если оползень нельзя предотвратить, то население опове­щают об угрозе, организуется эвакуация.

В заключение урока целесообразно обсудить с учащимися рекомендации специалистов МЧС России по действиям при угрозе возникновения оползня: знать сигналы оповещения об угрозе возникновения оползня, а также порядок действий при получении этого сигнала (отключить электроприборы, газовые приборы и водопроводную сеть, приготовиться к немедленной эвакуации).

 

Различают следующие скорости оползней:

•   исключительно быстрая — до 3 м/с;

•   очень быстрая — 0,3 м/мин;

•   быстрая — 1,5 м/сут;

•   умеренная — 1,5 м/мес;

•   очень медленная — 1,5 м/г.;

•   исключительно медленная — 0,06 м/г.

После смещения оползня в уцелевших строениях и соору­жениях проверьте состояние стен, перекрытий, выявите повре­ждения линий электро-, газо- и водоснабжения. Если вы не пострадали, то вместе со спасателями извлекайте из завала по­страдавших и оказывайте им помощь.

4. Дать определение понятию «обвал», показать основные причины возникновения и возможные последствия обвала.

Обвалы наблюдаются в горах, на морских берегах и на об­рывах речных долин.

В горах обвалы чаще образуются в районах с сильно расчле­ненным рельефом, с крутыми, обрывистыми склонами гор.

Обвалы на морских берегах и на обрывах речных долин про­исходят из-за подмыва и растворения пород берегов морей и рек.

Обвалы могут разрушать и повреждать опоры мостов, линии электропередачи, угрожать безопасности движения железнодорожных поездов и другого наземного транспорта. Так, например, железная дорога Туапсе — Сухуми идет по самой береговой кромке Черного моря. С одной стороны ей угрожает возникновение обвала пород, размываемых водами моря, с другой стороны над железнодорожной колеей нависают обрывы гор.

5.         Дать определение понятию «снежная лавина», проанализировать причины возникновения снежных лавин и их возможные последствия, привести примеры имевших место трагических последствий снежных лавин для туристов.

Возникновение лавин возможно во всех горных районах, где устанавливается снежный покров. Лавиноопасными районами в России являются Кольский полуостров, Урал, Северный Кавказ, Восточная и Западная Сибирь, Дальний Восток.

Сила удара сходящей снежной лавины может достигать от 5 до 50 тонн на квадратный метр. Сходящие лавины снега могут вызвать разрушение зданий, инженерных сооружений, засыпать снегом дороги и горные тропы. Жители горных селений, туристы, альпинисты, геологоразведчики и другие люди, оказавшиеся в горах и захваченные лавиной, могут получить травмы и оказаться под толщей снега.

6.         Большое значение для защиты населения от последствий обвалов и снежных лавин имеет их прогнозирование (специальная система наблюдения). На основании полученных прогнозов планируются и осуществляются профилактические  мероприятия.

В условиях угрозы схода снежных лавин организуют контроль за накоплением снега на лавиноопасных направлениях, вызывается искусственный сход формирующихся лавин в период их наименьшей опасности. Строятся защитные сооружения на лавиноопасных направлениях, подготавливаются спасательные средства и планируются спасательные работы. Проводится оповещение населения об опасности схода лавин.

В заключение урока следует обсудить рекомендации специалистов МЧС России населению, проживающему в лавиноопасных зонах.

 

Контрольные вопросы

1.            Какие природные явления называются оползнем и како­вы причины его возникновения?

2.            К каким последствиям могут привести оползни?

3.            Какие мероприятия проводятся по защите населения от последствий оползней?

4.            Что такое обвал и каковы причины его возникновения?

5.            Что такое снежная лавина и каковы причины ее возникновения?

6.            Какие меры принимаются по защите населения от обвалов и снежных лавин?

7.            Почему необходимо соблюдать правила безопасного поведения в районах схода снежных лавин?

 

Домашнее задание

1.            Изучите § 2.6, 2.7 учебника.



































Урок 6. Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия. Защита населения от последствий ураганов и бурь

Цель урока. Познакомить учащихся с наиболее опасными природными явлениями метеорологического происхожде­ния — бурями и ураганами; с причинами их возникновения и возможными последствиями.

Сформировать у учащихся представление об опасности ураганов и бурь для жизнедеятельности человека. Дать информацию об основных мероприятиях, проводимых в стране по защите населения от последствий ураганов и бурь.

Изучаемые вопросы

1.           Ураганы и бури, причины их возникновения.

2.           Последствия ураганов и бурь.

3.           Определение силы ветра у поверхности Земли.

4.           Опасность ураганов и бурь для жизнедеятельности человека.

5.           Организации защиты населения от ураганов и бурь.

6.           Рекомендации населению специалистов МЧС России по безопасному поведению во время ураганов и бурь.

Изложение учебного материала

1.        Отметить, что наиболее опасные природные явления метеорологического происхождения связаны с высокой скоро­стью перемещения воздушных масс. Это ураганы и бури. Причиной их возникновения является образование в атмосфере циклонов. Далее дать определения понятий «ураган», «буря», «циклон», отметить их характерные особенности и типы.

2.          Подчеркнуть, что ураганы и бури вызывают значитель­ные разрушения, наносят большой материальный ущерб, при­водят к человеческим жертвам.

3.    Для определения силы ветра у поверхности Земли сущест­вует шкала Бофорта. В РФ ураганы чаще всего бывают в Приморском и Хабаровском краях, на Сахалине, Камчатке, Чукотке и Куриль­ских островах.

       На территории России ураганы и бури могут происходить в любое время года. Синоптики относят ураганы и бури к чрез­вычайным событиям с умеренной скоростью распространения. Поэтому удается объявить заранее штормовое предупреждение и подготовиться к стихийному бедствию, чтобы снизить его от­рицательные последствия.

4.    Дать общую картину угроз ураганов и бурь для жизнедеятельности человека.

Ураганный ветер разрушает строения, опустошает засеянные поля, обрывает провода, валит столбы линий электропередачи и связи. Известны случаи, когда ураганный ветер разрушал дамбы и плотины, сбрасывал с рельсов поезда, срывал опоры мостов, выбрасывал на сушу корабли. Большую oпасность при ураганах представляют сопровождающие их сильные ливни, которые могут стать причиной селевых потоков и оползней.

      На побережье морей и океанов ураганы сопровождаются образованием штормовых волн, которые достигают высоты нескольких метров, обрушиваются на прибрежные участки суши, разрушая все, что находится у них на пути. Бури характеризуются меньшей, чем у ураганов, скоростью ветра и длительностью.

5.    Отметить, что защита населения от последствий ураганов и бурь осуществляется в рамках функционирования Единой государственной системы предупреждения иликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС): ведется непрерывное наблюдение за состоянием атмосферы; составляется прогноз возникновения циклонов, определяется направление их перемещения и возможные последствия; принимаются профилактические меры по защите населения.

      Особое значение имеет оповещение населения об угрозе ураганов и бурь. Осуществляется оно заблаговременно по установленной схеме.

6.    Обсудить с учащимися рекомендации населению спе­циалистов МЧС России по правилам поведения во время ура­гана и бури.

      В заключение урока необходимо подчеркнуть, что всем, кто проживает в местах, подверженных воздействию ураганов и бурь, необходимо знать признаки их приближения. Это усиле­ние скорости ветра и резкое падение атмосферного давления; ливневые дожди и штормовой нагон воды с моря; бурное выпа­дение снега и грунтовой пыли.

Контрольные вопросы

1.           Что такое ураган и буря, в чем их различие?

2.           Какие причины приводят к возникновению ураганов и бурь?

3.           Чем обусловлена разрушительная сила ветра? Как измеряется сила ветра?

4.           Какую опасность для жизнедеятельности человека пред­ставляют ураганы и бури?

5.           Какие мероприятия по защите населения от ураганов и бурь относятся к заблаговременным?

6.           Какие мероприятия по защите населения от ураганов и бурь относятся к оперативно-защитным мероприятиям?











Урок 7. Первая медицинская помощь при отравлениях


Цель урока. Познакомить учащихся с возможными причи­нами отравления и основными правилами оказания первой ме­дицинской помощи. Ознакомить с понятием «угарный газ» и пра­вилами оказания первой медицинской помощи при отравленииугарным газом.

Проведение занятия

1. Обратить внимание учащихся на то, что отравление происходит  при  попадании токсического  (ядовитого)  вещества внутрь организма. Токсическое вещество может попасть в организм человека через дыхательные пути, рот, кожу и в результате инъекции (при укусе насекомыми и животными, а также при введении лекарства шприцем).

Познакомить учащихся с правилами оказания первой медицинской помощи при отравлениях.

•    Определить ядовитое вещество, в результате воздействия которого произошло отравление. Вызвать скорую медицинскую помощь.

•    Удалить яд из организма. Если яд попал через кожу, то ее промыть большим количеством воды, физиологическим раствором, слабым раствором питьевой соды или раствором лимонной кислоты (в зависимости от ядовитого вещества); из желудка яд удалить промыванием или с помощью рвотных средств. Перед рефлекторным вызыванием рвоты (указательным и средним пальцем нажимают на корень языка) выпить несколько стаканов воды, или раствора питьевой соды (1 неполная чайная ложка
соды на стакан воды), или раствора марганцовки (2—3 кристал­лика на стакан воды, цвет раствора должен быть бледно-розо­вым). Рвоту нельзя вызывать, если пострадавший без сознания или в состоянии судорог.

Способностью обезвреживать ядовитые вещества облада­ют активированный уголь, марганцовка, молоко, яичные белки.

2. Отравление никотином, как правило, наблюдается при первой попытке курения, когда развивается острое отравле­ние. Острое отравление может развиваться у начинающих ку­рильщиков при большом количестве выкуренных сигарет, при длительном пребывании в прокуренной комнате. При остром опошлении появляются тошнота, рвота, общая слабость, сердцебиение.

Первая медицинская помощь:

•   вывести пострадавшего на свежий воздух;

•   дать обильное питье.

3.Угарный газ, или окись углерода, образуется при работе двигателей внутреннего сгорания, при медленном окислении масел, содержащихся в малярных красках, во время взрывных работ, при пожарах.

Угарным газом в случаях недостаточной вентиляции поме­щения можно отравиться в домашних условиях при плохо работающих печных дымоходах, при преждевременном закрытии печных заслонок.

Окись углерода представляет собой бесцветный высокотоксичный газ, часто имеющий гаревый запах. Его токсичность очень высока: вдыхание воздуха, содержащего всего только 0,15—0,20% окиси углерода, в течение 1—2 ч может привести к тяжелому отравлению, в результате которого нарушается про­цесс переноса кислорода из легких к органам и тканям, насту­пает острое кислородное голодание, которое может привести к гибели человека.

Отравление угарным газом обычно развивается постепенно. Начальными признаками отравления являются ощущение об­щей слабости, головная боль в области лба и висков, ощуще­ние тяжести в голове, ускоренное сердцебиение, покраснение кожи. Затем нарастает мышечная слабость, появляется головокружение, шум в ушах, рвота, сонливость. Чем раньше при отравлении угарным газом оказывается помощь, тем более вероятен благополучный исход.

Первая медицинская помощь:

•   Немедленно вывести пострадавшего из отравленной атмосферы на свежий воздух или дать вдыхать чистый кислород.

•   Освободить пострадавшего от стягивающей и препятст­вующей свободному дыханию одежды — снять галстук, расстегнуть пояс, воротник рубашки и т. п.

•   При выраженных расстройствах дыхания или его остановке быстро начать делать искусственное дыхание. Вызвать скорую медицинскую помощь.

Домашнее задание

Изучите § 7.1, 7.2, 7.3 учебника.























Урок 8. Оказание первой медицинской помощи при ушибах и переломах


Цель урока. Сформировать у учащихся умение оказания первой медицинской помощи при ушибах и переломах.

Отрабатываемые вопросы

1.            Оказание первой медицинской помощи при ушибах.

2.            Оказание первой медицинской помощи при переломах.

3.            Оказание первой медицинской помощи при травме предплечья и голеностопного сустава.

Организация занятия

Общие правила оказания первой медицинской помощи при ушибах, при переломах.

Повязки при переломах:

1 — ключицы и лопатки; 2 — ребер; 3 — бедренной кости; 4 — костей таза.

Первая медицинская помощь при травме предплечья (нало­жение поддерживающей и фиксирующей повязок, мягкой шины).

Домашнее задание

Изучите § 7.3 учебника.























Урок 9. Эпидемия




Цель урока. Сформировать у учащихся цельное представ­ление об инфекционных заболеваниях и путях распростране­ния инфекции. Познакомить их с понятиями «эпидемия» и «пандемия», с противоэпидемическими мероприятиями по за­щите населения.

Изучаемые вопросы

1.           Инфекционные болезни и пути распространения ин­фекции.

2.           Эпидемии и пандемии.

3.           Противоэпидемические мероприятия и защита насе­ления.

Изложение учебного материала

1.         Дать определение понятию «инфекционные болезни», привести классификацию инфекционных заболеваний в зави­симости от способа передачи инфекции и по источнику возбудителя инфекции.

Рассмотреть причины возникновения инфекционных бо­лезней и пути распространения инфекции.

2.         Инфекционные заболевания среди людей могут проявляться в единичных случаях, бывают также случаи одновременного кратковременного повышения числа заболевших определенной инфекционной болезнью (в коллективе или на небольшой территории).

Если заболевание охватывает большое количество населе­ния, уровень заболеваемости превышает обычно регистрируе­мый в данной местности. Такое явление называется эпидемией.

Эпидемии гриппа случаются каждый год (обычно в осен­не-зимний период) и поражают до 15% населения земного шара.

3.         Разбирая содержание третьего вопроса, рассмотреть комплекс противоэпидемических мероприятий.

Возникновение инфекционных заболеваний среди людей возможно лишь при наличии трех факторов:

1)           источник возбудителя инфекции (патогенные бактерии, вирусы, грибки);

2)     механизм передачи инфекции от больного человека, жи­вотного или другого носителя инфекции (насекомые: комары, мухи, клещи и др.) к здоровому;

3)           люди, восприимчивые к данной инфекции.

Борьба с инфекцией ведется в отношении всех трех факто­ров эпидемического процесса и включает в себя мероприятия по обезвреживанию источника возбудителя инфекции, пресе­чению путей передачи инфекции и повышению невосприим­чивости населения к инфекционным заболеваниям.

Необходимо отметить, что при различных инфекционных заболеваниях значимость отдельных противоэпидемический мероприятий неодинакова.

Например, при ликвидации очага дифтерии или кори прежде всего проводят иммунизацию (делают прививки) всех детей данного населенного пункта.

При кишечных инфекциях более эффективны общесанитарные меры по пресечению путей передачи инфекции. Так, при возникновении дизентерии принимаются срочные меры по выявлению в очаге возникновения инфекции всех больным и носителей инфекции с целью их изоляции и лечения.

Противоэпидемические мероприятия в очаге заболевания  проводятся в течение всего периода выявления инфекционный больных. Эти мероприятия проводят специалисты учреждения государственного санитарного эпидемического надзора и врачи кабинетов инфекционных заболеваний поликлиник.

В заключение урока дать более подробную информацию о гриппе и его профилактике.

Контрольные вопросы

1.            Какие болезни человека называются инфекционными?

2.            Какими путями передается инфекция?

3.            Что такое эпидемия и пандемия?

4.     Каковы особенности гриппа и чем он опасен для человека?

Домашнее задание

1.            Изучите § 5.3. 2. Продумайте свой план поведения для профилактики гриппа в разное время года.

















Урок 10. Эпизоотии и эпифитотии, противоэпизоотические и противоэпифитотические мероприятия


Цель урока. Сформировать у учащихся цельное представ­ление об инфекционных заболеваниях и путях распростране­ния инфекции. Познакомить их с понятиями «эпизоотия» и «эпифитотия», с противоэпидемическими мероприятиями по за­щите населения.

Изучаемые вопросы

1.            Эпизоотии.

2.            Эпифитотии.

3.            Противоэпизоотические и противоэпифитотические мероприятия.

Изложение учебного материала

1. Познакомить учащихся с инфекционными болезнями животных и путями передачи инфекции. Выделяют несколько способов передачи инфекции животных:

1)           через почву, корм, воду (сибирская язва, ящур, сап, бру­целлез);

2)           воздушно-капельным путем (оспа овец и коз, чума пло­тоядных и др.);

3)           через членистоногих кровососущих насекомых (туляре­мия и др.);

4)           через наружные покровы (столбняк, бешенство, оспа коров);

5)           невыявленные пути заражения. Дать определение понятию «эпизоотия».

2.           Дать краткую информацию об инфекционных заболеваниях растений, рассмотреть явления эпифитотии, панфитотии.

Наиболее опасными болезнями растений являются стебле­вая ржавчина пшеницы, ржи, желтая ржавчина пшеницы, фитофтороз картофеля.

3.           Кратко познакомить учащихся с противоэпизоотическими и противоэпифитотическими мероприятиями: ветеринарно-санитарный надзор за домашними животными, за качеством пищевого и технического сырья животного происхождения.

Для защиты растений от инфекционных болезней важно соблюдение правил агротехники на всех этапах сельскохозяйст­венных работ, связанных с растениеводством. Проводят также следующие мероприятия:

•   выведение устойчивых к болезням сортов сельскохозяйственных растений;

•   уничтожение очагов инфекции;

• химическую обработку посевов, посевного и посадочного материала.

В заключение урока отметить, что инфекцион­ные болезни животных и растений относятся к опасным ситуа­циям биологического происхождения, которые при определен­ных условиях могут привести к чрезвычайным ситуациям природного характера.

Контрольные вопросы

1.           Что такое эпизоотия и каковы ее особенности?

2.           Что такое эпифитотия и как она проявляется?

3.           Какие меры борьбы применяют против эпизоотии и эпифитотии?

Домашнее задание

1.            Изучите § 5.4 учебника.

2.            Если у вашей семьи есть дачный участок, опишите наи­более частые заболевания растений, которые там произраста­ют. Опишите меры борьбы, которые проводят ваши родители по борьбе с болезнями растений.

































Урок 11-13. Характеристика различных видов повреждений (травм) организма человека и причины их вызывающие.




Учебные вопросы.

1. Классификация повреждений организма человека.

2. Первая медицинская помощь при закрытых травмах.

Цель. По окончании изучения темы учащиеся должны владеть навыками приемов в оказании первой медицинской помощи при закрытых травмах.

Основное содержание урока.

Классификация травм. Закрытые (ушибы, растяжения, разрывы связок, сухожилий, мышц, вывихи суставов, переломы, сдавления) и открытые раны (сопровождаемые наружным кровотечением). Особенности закрытых травм.

Ушибы и их признаки. Оказание первой медицинской помощи при ушибах (схема 7).

Схема 7. Оказание первой медицинской помощи при ушибах

Растяжение связок и повреждение кровеносных сосудов. Признаки растяжения и оказание первой медицинской помощи пострадавшему (схема 8).

Схема 9. Оказание первой медицинской помощи при разрывах связок и мышц

Разрывы связок и мышц. Признаки разрывов и оказание первой медицинской помощи пострадавшему (схема 9).

Вывихи и их признаки. Оказание первой медицинской помощи при вывихах (схема 10).

Сдавливания и признаки длительного сдавления. Оказание первой медицинской помощи пострадавшему (схема 11).

Понятие о переломах. Открытые и закрытые переломы. Признаки переломов. Основные правила оказания первой медицинской помощи (схемы 12, 13).

 

Заключение. Повторите основные моменты и проверьте, как понята тема.

Вопросы для проверки полученных знаний.

Перечислите разновидности травм. Как оказать первую медицинскую помощь при ушибах? Как оказать первую медицинскую помощь при растяжениях и разрывах? Как оказать первую медицинскую помощь при вывихах? Как оказать первую медицинскую помощь при сдавливаниях?

Домашнее задание. Раздел 2, глава 2, темы 2.1 и 2.2.

Практическое задание. Вместе с родителями прочитайте в учебнике все о закрытых травмах. После этого определите, кто из родителей будет пострадавшим и приступайте к оказанию первой медицинской помощи при ушибах, растяжениях, разрывах связок и мышц,

вывихах, сдавливании! Кроме мамы или папы пострадавшими могут быть кукла или плюшевый медведь. Чтобы не забыть правила оказания помощи повторите свои действия несколько раз.







Урок 14. Вредные привычки и их влияние на здоровье человека




Цель урока. Показать учащимся пагубность для здоровья курения и употребления алкоголя, опасность привыкания к ку­рению и употреблению алкоголя. Сформировать у них убежде­ние, что курение и употребление алкоголя — это не привычка, а болезненное пристрастие, фактически неизлечимое.

Изучаемые вопросы

1.     Вредные привычки, общие понятия.

2.     Курение и его последствия для здоровья.

3.     Влияние алкоголя на здоровье человека.

Изложение учебного материала

1. Обратить внимание учащихся на то, что человек — вели­кое чудо природы. Эволюция обеспечила организм человека неисчерпаемыми резервами прочности и надежности, которые обусловлены избыточностью элементов всех его систем, их взаимодополняемостью,   взаимодействием,   способностью   к адаптации и компенсации.

Природа создала человека для долгой и счастливой жизни. Однако ряд привычек, которые человек приобретает еще в школьные годы и от которых потом не может избавиться в те­чение всей жизни, серьезно вредят его здоровью. Они способствуют быстрому расходованию всего потенциала возможно­стей человека, преждевременному старению и приобретениюустойчивых заболеваний. К таким привычкам прежде всего от­носят курение и употребление алкоголя.

2.  Обратить внимание на влияние, которое оказывает курение на здоровье подростка.

Активным началом табачного дыма является никотин, ко­торый практически мгновенно попадает в кровь через легкие.

Основное действие на организм человека при курении ока­зывает никотин. Его смертельная доза для человека составляет I мг на 1 кг массы тела, т. е. около 70 мг для подростка. Смерть может наступить, если подросток сразу выкурит полпачки си­гарет. Согласно данным ВОЗ, ежегодно во всем мире от болез­ней, связанных с курением, умирает 2,5 млн человек.

Необходимо также отметить, что вдыхание задымленного табачного воздуха (так называемое пассивное курение) вызыва­ет те же болезни, которыми страдают курильщики.

3.  Показать пагубность алкоголя на здоровье человека в любых дозах.

Алкоголь, или этиловый спирт, является наркотическим ядом. Он действует прежде всего на клетки головного мозга, парализуя их. Доза 7—8 г чистого спирта на 1 кг веса тела явля­ется смертельной для человека. По данным ВОЗ, алкоголизм ежегодно уносит около 6 млн человеческих жизней.

Вывод: профилактика курения и употребления спиртных напитков одна — не начинать пробовать. Научиться говорить твердое «Нет!» любому, кто предложит попробовать закурить или выпить спиртное. Жизнь дороже!

Контрольные вопросы

1.     Какое влияние на здоровье человека оказывает пристрастие к курению?

2.     Почему начать курить легко, а бросить трудно?

3.     Какое влияние на здоровье оказывает пристрастие к ал­коголю?

Домашнее задание

1.     Изучите § 6.4 учебника.



































Урок 15. Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек (практические занятия)


Цель урока. Доказать учащимся, что курение и употреб­ление алкоголя несовместимо со здоровым образом жизни и пагубно влияет на здоровье человека, особенно в подростко­вом возрасте. Сформировать убеждение в том, что привычкакурить и употреблять алкоголь зачастую начинается с пер­вой пробы, выработать у них твердую привычку говорить «Нет!» любому, кто предложит закурить или попробовать спиртное.

Обсуждаемые вопросы

1.     Курение и употребление алкоголя — привычки ли это.

2.     Как поступить, если вам предложили закурить.

3.     Если вам предложили выпить спиртное.

Проведению собеседования

1. Обсудить с учащимися вопрос: «Курение и употребле­ние алкоголя — привычка ли это?», объяснив, что такое при­вычка.

По мнению специалистов, пристрастие к курению и упо­треблению алкоголя считается разновидностью наркомании, так как механизмы возникновения зависимости и последствия употребления их схожи с употреблением наркотических ве­ществ. Более того, отмечено, что алкоголь и курение выступа­ют катализаторами (ускорителями) в формировании наркоза­висимости.

Убедить учащихся, что курение и употребление алкоголя — это болезненная зависимость (неизлечимая), которая может начать развиваться с первой пробы.

2—3. Разобрать с учащимися ситуационные задачи:

1)      Если вам в кругу сверстников предложат закурить, как вы поступите?

2)      Если у вас в доме гости и вас пригласили к столу и пред­ложили выпить спиртного, как вы поступите?

В заключение предложить четыре правила «Нет!» для про­филактики курения и употребления спиртных напитков.

1)      Постоянно вырабатывать в себе привычку говорить твердое «Нет!» любому, кто предложит закурить или попробо­вать спиртное.

2)      «Нет!» безделью и скучной, неинтересной жизни, празд­ному времяпровождению.

3)      «Нет!» тем сверстникам и компании, где курят и употребляют алкоголь.

4)             «Нет!» своей стеснительности и нерешительности, когда предлагают закурить или