СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поурочное планирование по ОБЖ 7 класс

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поурочное планирование по ОБЖ 7 класс                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   \

Просмотр содержимого документа
«Поурочное планирование по ОБЖ 7 класс»

Планы уроков на весь год, на сайте http://planypofizkulture.jimdo.com/

Контакты сот. +77751084573 VK - https://vk.com/taran_310


7 класс

Урок 1. Наводнения. Виды наводнений и их причины. Защита населения от последствий наводнений.


Цель урока. Познакомить учащихся с опасным природным явлением   гидрологического    происхождения — наводнением,  с видами наводнений и причинами их возникновения. Познакомить учащихся с основными мероприятиями по защите населения от последствий наводнений. Познакомить учащихся с основными реко­мендациями специалистов МЧС России по безопасному пове­дению, разработанными для населения, проживающего в опас­ных зонах.

Изучаемые вопросы

1.  Наводнение.

2.           Характеристика наводнений по причинам их возникновения.

3.           Характеристика наводнений по их масштабам и нанесенному материальному ущербу.

4.           Опасность, которую представляют наводнения для жизнедеятельности человека.

5.           Общие профилактические мероприятия по защите населения от наводнения.

6.           Оперативные мероприятия по проведению спасательных  и других неотложных работ в районе чрезвычайной ситуации.

7.           Правила подготовки к наводнению.

8.           Правила поведения во время наводнения.

9.           Правила поведения после наводнения.

Изложение учебного материала

1.           Дать определение наводнения. Показать отличие наводнения от разлива реки, озера или водохранилища.

2.     Наводнения могут быть вызваны различными причина­ми, связанными с особенностями речного стока воды и его изменениями в различное время года. Рассмотреть такие поня­тия, как «половодье», «паводок», «затор», «зажор».

3. Все наводнения в зависимости от их масштаба и наноси­мого материального ущерба подразделяются на низкие, высо­кие, выдающиеся и катастрофические.

Низкие (малые) наводнения наблюдаются в основном на равнинных реках. Частота их повторения примерно один раз в 5—10 лет. Эти наводнения наносят незначительный материаль­ный ущерб и почти не нарушают жизни населения.

Высокие (большие) наводнения сопровождаются значитель­ным затоплением, охватывают большие участки речных долин и нарушают жизнедеятельность населения. В густонаселенных районах наводнения нередко приводят к необходимости частич­ной эвакуации людей и наносят ощутимый материальный ущерб. Частота повторения больших наводнений примерно один раз в 20—25 лет.

Выдающиеся наводнения вызывают затопление обширных территорий, парализуют хозяйственную деятельность населения, наносят большой материальный ущерб. При этом возникает не­обходимость массовой эвакуации населения из зоны затопления. Такие наводнения отмечаются примерно один раз в 50—100 лет.

Катастрофические наводнения вызывают затопление об­ширных территорий в пределах одной или нескольких речных систем. В зоне затопления полностью парализуется жизнедея­тельность человека. Такие наводнения приводят к огромным материальным убыткам и к гибели людей. Отмечаются пример­но один раз в 100—200 лет.

В заключение урока подчеркнуть, что, по дан­ным МЧС России, наводнения по повторяемости, площади распространения, суммарному среднегодовому ущербу занима­ют первое место в России среди известных стихийных бедст­вий. По числу человеческих жертв они занимают второе место после землетрясений.

На территории России наводнения угрожают почти 40 горо­дам и нескольким тысячам других населенных пунктов. Повто­ряемость наводнений в среднем колеблется от одного раза в 5—10 лет до одного раза в 15—20 лет. Но есть города, где на­воднения наблюдаются один раз в 2—3 года (Уфа, Орск, Курск и ряд других).

Масштабы последствий наводнения зависят от высоты и продолжительности стояния опасных уровней воды, скорости водяного потока, площади затопления, времени года и плотно­сти проживания населения на затопляемой местности.

В России ежегодно затапливаются обширные территории, площадь которых составляет около 15 млн га. Численности населения, проживающего на этих территориях, около 4,5 млн человек. Затапливаются жилища, промышленные и сельскохозяйственные объекты, разрушаются здания и сооружения.

4.Защита населения от последствий наводнений включает в себя, прежде всего, комплекс профилактических мероприятий: прогнозирование, выявление зон катастрофических затоплений, защиту от затоплений, в том числе и с помощью инженерных сооружений. Примером может служить дамба, соединяющая остров Котлин, на котором расположен город Кронштадт, с берегами Финского залива. Дамба предназначена для защиты города Санкт-Петербурга от нагонных наводнений.

Наряду с долговременными способами защиты населения от последствий наводнений проводятся и сезонные противопаводковые мероприятия.

Ежегодно в конце февраля вопрос организации защиты населения от весеннего половодья рассматривается в субъектах Российской Федерации и на федеральном уровне.

5.Система профилактических мер не всегда гарантирует полное исключение чрезвычайной ситуации. В этом случае вступает в действие система проведения спасательных мер в районе чрезвычайной ситуации. Целесообразно разобрать конкретный пример ликвидации последствий наводнения, имев­ший место в г. Ленске весной 2001 г. 17 мая в 24.00 Ленк полностью был залит водой, все здания были затоплены в среднем до уровня первого этажа. К утру 18 мая уровень воды в реке Лене поднялся до высоты 20 м 12 см. Саперы и авиаторы постоянно проводили подрыв ледо­вого затора, но только 18 мая им удалось пробить многокило­метровую ледовую пробку — вода начала убывать. Была прове­дена срочная эвакуация жителей, практически все женщины и дети были вывезены из своих домов в безопасные места.

В заключение урока обобщить, что для защи­ты населения от последствий наводнений в рамках Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) предусмотрены и осуществ­ляются профилактические и оперативные меры (прогноз воз­никновения наводнения и его последствий для населения, оповещение населения об угрозе наводнения, эвакуация на­селения, инженерная защита, проведение спасательных и других неотложных работ в районе наводнения и ряд других мероприятий).

Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что каждый человек должен и сам заботиться о своей безопасности при угрозе воз­никновения и во время наводнения. Для этого необходимо хо­рошо знать рекомендации специалистов МЧС России по пра­вилам поведения при наводнении.

7.    Как подготовиться к наводнению

Если ваш район часто страдает от наводнений, изучите и запомните границы возможного затопления, а также возвышенные, редко затапливаемые места, расположенные в непосредственной близости от вашего дома, и кратчайшие пути к ним. Запомните места хранения лодок, плотов и строительных материалов для их изготовления. Заранее составьте перечень документов, имущества и медикаментов, вывозимых при эвакуации. Уложите в специальный чемодан или рюкзак необходимые теплые вещи, запас продуктов и медикаментов.

8.    Как действовать во время наводнения

По сигналу оповещения об угрозе наводнения и об эвакуации сразу выходите (выезжайте) из опасной зоны в назначенный безопасный район или на возвышенные участки местности, захватив с собой документы, ценности, необходимые вещи, двухдневный запас непортящихся продуктов питания. В конечном пункте эвакуации зарегистрируйтесь.

Перед уходом из дома выключите электричество и газ, погасите огонь в отопительных печах, закрепите все плавучие предметы, находящиеся вне зданий, или разместите их в подсобных помещениях. Если позволяет время, ценные домашние вещи переместите на верхние этажи или чердак жилого дома. Закройте окна и двери, при необходимости и наличии времени забейте окна и двери первых этажей.

Если эвакуация не была организована, ждите прибытия помощи или спада воды на верхних этажах и крышах зданий, на деревьях или других возвышающихся предметах. При этом постоянно подавайте сигнал бедствия: днем вывешивание полотнища или размахивание хорошо видимым полотнищем, прибитым к древку, а в темное время световой сигнал и голос. При подходе спасателей спокойно, без паники и суеты, с соблюдением мер предосторожности переходите в их лодку, выполняя требования спасателей и не допуская перегрузки лодки. Во вре­мя движения не покидайте своего места, не садитесь на борт, строго выполняйте требования экипажа.

Самостоятельно из затопленного района выбираться можно лишь в безвыходных ситуациях — когда одному из пострадавших нужна медицинская помощь, когда вода поднимается и нет никакой надежды на спасателей. Прыгать в воду с подручными средствами можно лишь в самом крайнем случае, когда нет надежды на спасение и возвышенность полностью затопляется.

Выбираясь из зоны затопления самостоятельно, не прекращайте подавать сигнал бедствия.

9.   Как действовать после наводнения

Будьте осмотрительны перед тем, как войти в здание: вам может угрожать обрушение или падение какого-либо предмета. Проветрите помещение (для удаления накопившихся газов). Дождитесь проверки исправности электропроводки, трубопро­водов газоснабжения, водопровода и канализации. Для просу­шивания помещений откройте все двери и окна, уберите грязь с пола и стен, откачайте воду из подвалов. Не употребляйте в пишу продукты, которые были в контакте с водой. Не пользуй­тесь водой из колодцев, пока они не будут очищены.

В заключение урока необходимо напомнить, что наводне­ние отличается от других видов стихийных бедствий тем, что его можно предвидеть. Это дает возможность заранее опреде­лить время, характер и масштабы наводнения и принять меры по снижению последствий наводнения.

Следует учесть, что на территории России серьезные навод­нения происходят регулярно, по числу жертв занимают второе место и входят в первую тройку по величине материального ущерба. Поэтому жители зон, где наводнения регулярно повто­ряются, должны быть заранее готовы к опасности и уметь дей­ствовать при угрозе и во время наводнения.

Контрольные вопросы

1.            Что такое наводнение?

2.             Как подразделяются наводнения по причинам, их вы­звавшим?

3.             Как подразделяются наводнения по мощности и нанесенному материальному ущербу?

4.      Какое место занимают наводнения по опасности для человека среди стихийных бедствий?

5.             Какие мероприятия по защите населения от последствий наводнений проводятся заблаговременно?

6.             Какие мероприятия по защите населения проводятся во время наводнений?

7.             С какой целью и какими средствами осуществляется прогноз возникновения наводнений?

8.             Что необходимо сделать, чтобы подготовиться к навод­нению?

9.             Как действовать по сигналу оповещения об угрозе на­воднения?

10.      В каких случаях рекомендуется выбираться из затоплен­ного района самостоятельно?

11.      Какие меры предосторожности необходимо соблюдать, чтобы войти в дом после наводнения?










Урок 2. Лесные и торфяные пожары и их характеристика


Цель урока. Познакомить обучаемых с опасным природ­ным явлением биологического происхождения — лесными по­жарами, показать основные причины возникновения лесных пожаров, особо подчеркнуть, что в 80% случаев лесные пожары возникают по вине человека.

Изучаемые вопросы

1.           Характеристика лесных пожаров и основных причин их возникновения.

2.           Классификация лесных пожаров.

3.           Последствия лесных пожаров.

Изложение учебного материала

1.           Дать определение лесному пожару как природному яв­лению, уделить основное внимание анализу причин возник­новения лесных пожаров, связанных с человеческим факто­ром.

2.           Дать определение понятиям: «низовой пожар», «верховой пожар», «подземный, или торфяной, пожар», «устойчивые по­жары» и «беглые пожары».

В зависимости от площади, охваченной огнем, лесные по­жары подразделяются на шесть классов.

1)             Загорание — это неуправляемое горение растительно­сти в лесу на площади 0,1—0,2 га.

2)             Малый пожар — это пожар на площади 0,2—2 га.

3)             Небольшой пожар — это пожар на площади 2,1—20 га.

4)      Средний пожар — это пожар на площади 21 —200 га.

5)             Крупный пожар — это пожар на площади 201—2000 га.

6)             Катастрофический пожар — это пожар на площади свыше 2000 га.

3.         Подчеркнуть, что лесные пожары — это самый страшный враг леса. По оценкам специалистов, ежегодная площадь лесных пожаров может составлять от 2 до 5,5 млн га. На долю низовых пожаров приходится до 98% общего числа возгораний,  верховых — 1—2%; подземных (торфяных) — 1—0,2%.

Лесные пожары уничтожают лесной фонд России, а в засушливые годы они представляют чрезвычайную опасность для населения. Возникает непосредственная угроза уничтожения огнем населенных пунктов и объектов экономики, располо­женных в лесных массивах. Лесные пожары приводят к сильному задымлению и загазованности атмосферы на территори­ях, удаленных от кромки леса.

В заключение урока необходимо обратить внимание учащихся на то, что лесные пожары ежегодно возникают в лесах России на обширных площадях и нередко принимают характер стихийного бедствия, приводят к чрезвычайным ситуациям. Па данным МЧС России, на территории лесного фонда Российской Федерации ежегодно регистрируется от 10 до 30 тыс. лесных пожаров, охватывающих площади от 0,2 до 2,5 млн га.

Контрольные вопросы

1.            Что такое лесные пожары?

2.            Какие основные причины приводят к возникновению лесных пожаров?

3.            По каким признакам осуществляется классификация лесных пожаров?

4.            Какую угрозу для жизнедеятельности человека представляют лесные пожары?

Домашнее задание

1.           Изучите § 5.1 учебника.

2.           Опираясь на примеры из газет и на собственный опыт, сформулируйте доказательство следующего положения: «Соблюдение мер пожарной безопасности в лесу всем населением страны является основой профилактики лесных пожаров» Свои выводы запишите в дневник безопасности.





























Урок 3-4. Аварии на радиационно опасных объектах и их возможные последствия. Обеспечение радиационной безопасности населения.


Цель урока. Познакомить учащихся с понятиями «радиаци­онно опасный объект», «ионизирующее излучение», «радиоак­тивное загрязнение окружающей среды». Дать общее представле­ние о последствиях аварий на радиационно опасных объектах и о влиянии ионизирующего излучения на организм человека. Сформировать у учащихся понимание неизбежности развития ядерной энергетики; познакомить с политикой радиационной безопасности.

Изучаемые вопросы

1.           Радиационно опасные объекты.

2.           Возможные последствия аварии на радиационно опас­ном объекте.

3.           Влияние ионизирующего излучения на организм человека.

4.           Развитие ядерной энергетики и обеспечение радиационной безопасности.

5.           Нормы радиационной безопасности, установленные на территории России.

6.           Рекомендации специалистов МЧС России по правила поведения населения, проживающего в непосредственной близости от радиационно опасных объектов.

 

Изложение учебного материала

1.            Познакомить учащихся с особенностями радиационно опасных объектов, дать представления об ионизирующих излу­чениях. Назвать типы радиационно опасных объектов.

2.            Познакомить учащихся с классификацией тяжести ава­рий на АЭС, в основе которой лежит специальная шкала, раз­работанная МАГАТЭ. Шкала имеет 7 категорий тяжести по­следствий аварий и происшествий на АЭС и предназначена для оценки серьезности происшедшего, быстрого оповещения и выбора адекватных мер безопасности.

3. Дать информацию об ионизирующем излучении, спо­собном привести к развитию лучевой болезни. Рассказать о стадиях лучевой болезни и ее последствиях.

В заключение урока отметить, что без ядерной энергетики человечеству, вероятно, не обойтись. Поэтому в настоящее время проводятся интенсивные исследования с целью повышения безопасности реакторов АЭС, усиления средств их защиты, в том числе и от ошибочных действий обслуживающего персонала, принимаются меры повышения уровня общей культуры в области безопасности у населения, проживающего в зонах АЭС.

4. Еще раз подчеркнуть, что развитие ядерной энергетики в мире неизбежно; объяснить почему. Специально подчерк­нуть, что в режиме нормальной работы АЭС не представляют опасности для здоровья персонала и населения. Опасности при использовании ядерной энергетики возникают при авариях на АЭС. Поэтому в целях обеспечения радиационной защиты на­селения нашей страны в 1995 г. был принят Федеральный за­кон «О радиационной безопасности населения».

5. Проинформировать учащихся о нормах радиационной безопасности, установленных на территории нашей страны.

В сумме эффекты от всех естественных и искусственных ис­точников излучений в настоящее время в среднем составляют 0,25 бэр в год. Следовательно, все люди на Земле получают в среднем по 0,25 бэр в год. Это и принято за начальную точку отсчета при установлении допустимых уровней облучения ор­ганизма человека.

6.Обсудить с учащимися рекомендации специалистов МЧС России по обеспечению радиационной безопасности:

—    при проживании в непосредственной близости от радиационно опасных объектов;

—    при получении сигнала оповещения о радиационной аварии;

—    при подготовке к возможной эвакуации;

—    при проживании на радиационно-загрязненной местности.

Контрольные вопросы

1.            Какие объекты относятся к радиационно опасным?

2.            Какое событие понимается как радиационная авария?

3.            Какие вещества относятся к радиоактивным?

4.            Что такое ионизирующее излучение и каково его влияние на организм человека?

5.            Какими величинами определяется степень воздействия ионизирующего излучения на организм человека?

6.            Какими факторами можно объяснить необходимость развития ядерной энергетики?

7.            Когда и какие нормативы (допустимые пределы доз) об­лучения населения установлены в Российской Федерации?

8.            Какие меры предусмотрены в нашей стране для защиты населения в случае возникновения радиационной аварии?

9.            Что такое естественный радиационный фон?

10.     Что такое радиационная авария?

Домашнее задание

Изучите § 5.2, 5.3  учебника.



Урок 5-6. Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия. Обеспечение химической защиты населения.


Цель урока. Познакомить учащихся с опасными химиче­скими веществами (ОХВ) и с аварийно химически опасными веществами (АХОВ), обобщить знания о химически опасных объектах и последствиях, к которым может привести химиче­ская авария на этих объектах. Познакомить учащихся с общими мероприя­тиями, проводимыми в стране и в регионе для защиты населе­ния от химических аварий. Обобщить знания о средствах инди­видуальной защиты и их защитных свойствах.

Изучаемые вопросы

1.           Опасные химические вещества и аварийно химически опасные вещества.

2.           Химически опасные объекты.

3.           Химическая авария и ее возможные последствия.

4.           Общие мероприятия по защите населения от химиче­ских аварий.

5.           Средства индивидуальной защиты и их защитные свой­ства.  

Изложение учебного материала

1. В настоящее время химическая промышленность зани­мает одно из ведущих мест в экономике страны.

Многие химические соединения обладают высокой токсич­ностью и способны при определенных условиях вызвать массовые отравления людей и животных, а также заражение окру­жающей среды. Такие вещества называются опасными химическими веществами (ОХВ).

В настоящее время в промышленности существует более 600 тыс. наименований, но из них только немногим более 100 относятся к аварийно химически опасным веществам (АХОВ).

2.            Раскрывая особенности химически опасных объектов, привести данные статистики об их количестве и суммарных запасах АХОВ, об общей площади территории России, на которой может возникнуть химическое заражение.

3.            Отметив, что, несмотря на наличие в нашей стране ком­плекса мероприятий по обеспечению безопасной работы химической промышленности, аварии на химически опасных объектах случаются постоянно, сосредоточить внимание учащихся на понятиях «химическая авария», «очаг поражения AXOB», «опасный поражающий фактор химической аварии».

Отметить, что химическая промышленность, несомненно, будет развиваться и дальше, удовлетворяя потребности населения в различных видах товаров, а значит, будет расти количество химически опасных предприятий. Это неизбежно. На уровне государства будут приниматься соответствующие меры, направленные на обеспечение химической безопасности населения. Кроме того, необходимы усилия, направленные на повышение уровня химической безопасности населения, особенно проживающего вместах, где расположены химически опасные объекты.

4. Кратко остановившись на структуре системы защиты населения от химических аварий, сосредоточить внимание на мероприятиях, проводимых ГОЧС.

5. Подчеркнуть, что одним из эффективных способов за­щиты населения является использование средств индивидуаль­ной защиты (противогазов, респираторов, ватно-марлевых по­вязок и т. п.); рассмотреть их характеристики и типы.

Средства индивидуальной защиты кожи состоят из специаль­ной защитной одежды, в которую входят общевойсковой защит­ный комплект, легкий защитный костюм Л-1, защитный комби­незон, защитная фильтрующая одежда. Необходимо отметить, что специальная защитная одежда используется только личным составом формирований гражданской обороны, а население должно уметь приспосабливать повседневную одежду и обувь для исполь­зования их в качестве подручных средств для защиты кожи.

Из предметов бытовой одежды наиболее пригодны для за­щиты кожи плащи и накидки из прорезиненной ткани или тка­ни, покрытой хлорвиниловой пленкой. Для защиты ног можно использовать резиновые сапоги, резиновые боты и галоши.

6.                 Рассмотреть практические рекомендации специалистов МЧС России о том, как правильно вести себя в случае химической аварии. В ходе изложения материала познакомить учащихся с наиболее распространенными АХОВ (аммиак, хлор).

В заключение урока необходимо отметить, что в некоторых случаях при возникновении химической аварии и чрезвычайной ситуации можно временно укрываться в защитных сооружениях гражданской обороны, в которых предусмотрена герметичность помещений, используемых в качестве временных укрытий.

 

Контрольные вопросы

1.            Какую роль играет химическая промышленность в обеспечении потребностей человека?

2.            Какие химические вещества относятся к аварийно химически опасным веществам (АХОВ)?

3.            Какие объекты экономики считаются химически опас­ными?

4.     К  каким   последствиям   может   привести   воздействие АХОВ на организм человека?

5.            Что такое химическая авария? Перечислите ее возможные последствия.

6.            Какие органы исполнительной власти осуществляют мероприятия по обеспечению химической безопасности населения?

7.            Какие средства индивидуальной защиты используются для защиты органов дыхания от воздействия АХОВ?

8.            Какие мероприятия планируются и проводятся для обес­печения химической защиты населения?

9.            Какими свойствами обладают наиболее распространен­ные АХОВ — аммиак и хлор?

Домашнее задание

1.           Изучите § 5.4, 5.5  учебника.








































Урок 7-13. Первая медицинская помощь пострадавшим и ее значение



Цель урока. Познакомить учащихся с правилами оказания первой помощи и средствами, которые могут быть использова­ны при этом. Сформировать у них убеждение в том, что каж­дый человек должен владеть приемами в оказании первой ме­дицинской помощи пострадавшим.

Изучаемые вопросы

1.            Первая медицинская помощь и ее предназначение.

2.            Общие правила оказания первой медицинской помощи.

3.            Средства, используемые при оказании первой медицин­ской помощи.

Изложение учебного материала

1.         Рассмотреть случаи оказания медицинской помощи. Попросить учащихся сформулировать предназначение первой ме­дицинской помощи.

В зависимости от обстоятельств и конкретной обстановки первую медицинскую помощь могут оказывать врачи, средний медицинский персонал, а также в порядке само- и взаимопомо­щи люди, имеющие соответствующую медицинскую подготовку.

Далее необходимо подчеркнуть, что первая медицинская помощь, как правило, оказывается на месте происшествия и может включать в себя проведение следующих мероприятий:

•   временная остановка кровотечения;

•   наложение специальных повязок на раны и ожоги;

•   иммобилизация (наложение шин или подручных средств) при переломах, вывихах и ушибах;

•   искусственное дыхание и непрямой массаж сердца;

•   профилактика лучевых поражений путем использования медицинских средств из индивидуальной аптечки (АИ-2);

•   помощь при отравлениях, укусах ядовитыми змеями и насекомыми.

2.         Разобрать с учащимися общие правила оказания первой медицинской помощи.

Все приемы первой медицинской помощи должны быть щадящими. Грубые, насильственные вмешательства могут по­вредить пострадавшему и ухудшить его состояние.

Если первую медицинскую помощь оказывают двое или несколько человек, то надо действовать слаженно. В этом случае один из оказывающих помощь должен быть старшим и руково­дить выполнением всех приемов первой медицинской помощи.

Приступая к оказанию первой медицинской помощи, вна­чале необходимо определить последовательность отдельных ее приемов. Сначала необходимо выполнить те приемы, от вы­полнения которых зависит сохранение жизни пострадавшего, или те, без которых невозможно выполнить последующие приемы первой медицинской помощи. Так, при открытом пе­реломе бедра и наличии артериального кровотечения сначала надо остановить опасное для жизни кровотечение, затем на рану наложить стерильную повязку и только потом на ногу на­ложить специальную шину или подручные средства для обес­печения неподвижности конечности в месте перелома.

3.         Средства, используемые при оказании первой медицинской помощи: табельные (перевязочный материал, кровоостанавливающие жгуты, некоторые медикаменты, специальные шины); подручные (чистая простыня, рубашка, ткани (лучше нецветные), брючный ремень, закрутка из ткани, полоски твердого картона и фанеры, доски, палки и др.).

В заключение урока необходимо отметить, что в соответст­вии с Федеральным законом «О защите населения и предпри­ятий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного ха­рактера» граждане Российской Федерации обязаны изучить основные приемы оказания первой медицинской помощи по­страдавшим и постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в данной области.

Контрольные вопросы

1.            Каково основное предназначение первой медицинской помощи и кто ее оказывает?

2.            Какие основные медицинские мероприятия могут про­водиться при оказании первой медицинской помощи?

3.            Как определяется последовательность оказания первой медицинской помощи?

4.            Какие подручные средства могут использоваться при оказании первой медицинской помощи?

















Урок 14. Вредные привычки и их влияние на здоровье человека




Цель урока. Показать учащимся пагубность для здоровья курения и употребления алкоголя, опасность привыкания к ку­рению и употреблению алкоголя. Сформировать у них убежде­ние, что курение и употребление алкоголя — это не привычка, а болезненное пристрастие, фактически неизлечимое.

Изучаемые вопросы

1.     Вредные привычки, общие понятия.

2.     Курение и его последствия для здоровья.

3.     Влияние алкоголя на здоровье человека.

Изложение учебного материала

1. Обратить внимание учащихся на то, что человек — вели­кое чудо природы. Эволюция обеспечила организм человека неисчерпаемыми резервами прочности и надежности, которые обусловлены избыточностью элементов всех его систем, их взаимодополняемостью,   взаимодействием,   способностью   к адаптации и компенсации.

Природа создала человека для долгой и счастливой жизни. Однако ряд привычек, которые человек приобретает еще в школьные годы и от которых потом не может избавиться в те­чение всей жизни, серьезно вредят его здоровью. Они способствуют быстрому расходованию всего потенциала возможно­стей человека, преждевременному старению и приобретениюустойчивых заболеваний. К таким привычкам прежде всего от­носят курение и употребление алкоголя.

2.  Обратить внимание на влияние, которое оказывает курение на здоровье подростка.

Активным началом табачного дыма является никотин, ко­торый практически мгновенно попадает в кровь через легкие.

Основное действие на организм человека при курении ока­зывает никотин. Его смертельная доза для человека составляет I мг на 1 кг массы тела, т. е. около 70 мг для подростка. Смерть может наступить, если подросток сразу выкурит полпачки си­гарет. Согласно данным ВОЗ, ежегодно во всем мире от болез­ней, связанных с курением, умирает 2,5 млн человек.

Необходимо также отметить, что вдыхание задымленного табачного воздуха (так называемое пассивное курение) вызыва­ет те же болезни, которыми страдают курильщики.

3.  Показать пагубность алкоголя на здоровье человека в любых дозах.

Алкоголь, или этиловый спирт, является наркотическим ядом. Он действует прежде всего на клетки головного мозга, парализуя их. Доза 7—8 г чистого спирта на 1 кг веса тела явля­ется смертельной для человека. По данным ВОЗ, алкоголизм ежегодно уносит около 6 млн человеческих жизней.

Вывод: профилактика курения и употребления спиртных напитков одна — не начинать пробовать. Научиться говорить твердое «Нет!» любому, кто предложит попробовать закурить или выпить спиртное. Жизнь дороже!

Контрольные вопросы

1.     Какое влияние на здоровье человека оказывает пристрастие к курению?

2.     Почему начать курить легко, а бросить трудно?

3.     Какое влияние на здоровье оказывает пристрастие к ал­коголю?

Домашнее задание

1.     Изучите § 6.4 учебника.



































Урок 15. Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек (практические занятия)


Цель урока. Доказать учащимся, что курение и употреб­ление алкоголя несовместимо со здоровым образом жизни и пагубно влияет на здоровье человека, особенно в подростко­вом возрасте. Сформировать убеждение в том, что привычкакурить и употреблять алкоголь зачастую начинается с пер­вой пробы, выработать у них твердую привычку говорить «Нет!» любому, кто предложит закурить или попробовать спиртное.

Обсуждаемые вопросы

1.     Курение и употребление алкоголя — привычки ли это.

2.     Как поступить, если вам предложили закурить.

3.     Если вам предложили выпить спиртное.

Проведению собеседования

1. Обсудить с учащимися вопрос: «Курение и употребле­ние алкоголя — привычка ли это?», объяснив, что такое при­вычка.

По мнению специалистов, пристрастие к курению и упо­треблению алкоголя считается разновидностью наркомании, так как механизмы возникновения зависимости и последствия употребления их схожи с употреблением наркотических ве­ществ. Более того, отмечено, что алкоголь и курение выступа­ют катализаторами (ускорителями) в формировании наркоза­висимости.

Убедить учащихся, что курение и употребление алкоголя — это болезненная зависимость (неизлечимая), которая может начать развиваться с первой пробы.

2—3. Разобрать с учащимися ситуационные задачи:

1)      Если вам в кругу сверстников предложат закурить, как вы поступите?

2)      Если у вас в доме гости и вас пригласили к столу и пред­ложили выпить спиртного, как вы поступите?

В заключение предложить четыре правила «Нет!» для про­филактики курения и употребления спиртных напитков.

1)      Постоянно вырабатывать в себе привычку говорить твердое «Нет!» любому, кто предложит закурить или попробо­вать спиртное.

2)      «Нет!» безделью и скучной, неинтересной жизни, празд­ному времяпровождению.

3)      «Нет!» тем сверстникам и компании, где курят и употребляют алкоголь.

4)             «Нет!» своей стеснительности и нерешительности, когда предлагают закурить или  попробовать спиртное. Здоровье до­роже!