СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поурочные разработки по математике 3 класс УМК "Школа России" 88-95

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Поурочные разработки по математике 3 класс УМК "Школа России" 88-95»

МАТЕМАТИКА

Урок 88. Решение задач на деление с остатком

Цели: учить решать задачи на деление с остатком; закреплять вычислительные навыки.

Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять де­ление с остатком разными способами; решать задачи на деление с остатком; работать в группах; выполнять задания творческого и поискового характера.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Устный счет

— Решите цепочку примеров.

2. Блицтурнир

(Учитель читает задачу, учащиеся записывают решение.)

• Мама купила 5 пакетов картошки по 4 кг в каждом. Сколько весит вся покупка? (4-5.)

• Мама купила 5 кг картошки и 4 кг моркови. Сколько весит вся покупка? (4 + 5.)

• Мама купила 4 пакета моркови по 5 кг в каждом. Сколько весит вся покупка? (5-4.)

• Мама купила 5 кг картошки, а моркови — на 4 кг больше. Сколько килограммов моркови купила мама? (5 + 4.)

3. Минутка для любознательных

— Решите логическую задачу.

Двенадцать бегемотиков сидят по кругу. Айболит выдает им градусники. Всякий раз при раздаче он пропускает одно и то же число бегемотиков. Все бегемотики в итоге получили градусники. Какое число бегемотиков пропускал Айболит? (4или 6.)

(Для наглядности на доске можно нарисовать круг, состоящий из 12 фигур. Учащиеся выходят и подбором пробуют определить, какое число надо пропустить.)


III. Самоопределение к деятельности

(Класс делится на пять групп. Каждая группа получает опре­деленное количество кругов: первая группа — 15, вторая — 16, тре­тья - 17, четвертая - 18, пятая - 19 - и чистую карточку.)

— Вы работаете в кафе. Повар испек блины. Разложите блины на порции так, чтобы в каждой порции было по 3 блина. Запишите, сколько порций получилось и сколько блинов осталось.

(Учащиеся работают в группах и записывают решение на кар­точке. Затем выходит один человек от каждой группы и прикреп­ляет карточку на доску.)

15:3 = 5 18:3 = 6

16:3 = 5(ост. 1) 19 : 3 = 6 (ост. 1)

17:3 = 5 (ост. 2)

— Сколько порций блинов получилось? (5 или 6.)

— Какой остаток может получиться при делении на 3? (/ или 2.)

— Как вы решали задачу? (Мы раскладывали блины по 3, посчи­тали, сколько порций получилось, и смотрели, остались ли еще блины.)

— Чему мы будем учиться сегодня на уроке? (Решать задачи на деление с остатком.)

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику

2 (с. 30).

— Как поступить, если трудно вспомнить самое большое чис­ло до 53, которое делится на данное число без остатка? (Ис­пользовать метод подбора.)

— Выполните задание. (Работа в парах.)

4 (с. 30).

— Прочитайте задачу.

— Назовите опорные слова для краткой записи.

— Составим краткую запись.

Среда — 34 чел.

Четверг — ?, на 25 чел.

Пятница — ?, в 3 р.

— Объясните, что означают приведенные выражения.

— Какое выражение может быть решением задачи? (Второе.)

— Каким будет вопрос задачи? (Сколько человек посетило биб­лиотеку в пятницу 7)

— Запишите выражения и найдите их значения. (Проверка.)


V. Физкультминутка

Солнце смотрит спозаранку,

(Круговые движения руками.)

Как мы делаем зарядку.

Надо нам присесть и встать,

Руки развести пошире,

Наклониться — три, четыре.

Показать носочек, пятку.

(Ногу на носочек, затем на пятку.)

Вот как делаем зарядку!


VI. Закрепление изученного материала

  1. Работа по учебнику

5 (с. 30).

— Прочитайте задание.

— Как найти выражения с одинаковыми значениями в первых двух столбиках? Какой математический закон необходимо вспомнить для этого? (От перестановки множителей про­изведение не меняется.)

— Что нужно вспомнить, чтобы найти выражения с одинако­выми значениями в третьем и четвертом столбиках? (Смысл действия умножения: произведением можно заменить суммы одинаковых слагаемых и наоборот.)

— Выполните задание.

(Работа в парах. Тем, кто справится с заданием быстрее остальных, дополнительно можно предложить выполнить зада­ние на полях.)

2. Выполнение задания в рабочей тетради

90 (с. 34). (Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка. Тем, кто справится с заданием быстрее остальных, дополнительно можно предложить выполнить № 97 (с. 36).)


VII. Рефлексия

(«Проверь себя» (учебник, с. 30). Самостоятельное выполне­ние. Взаимопроверка.)

— Оцените свою работу на уроке.


VIII. Подведение итогов урока

— Какие задачи мы учились решать сегодня на уроке?

— Какие способы деления с остатком вы использовали?

— Почему остаток не может быть больше делителя?


Домашнее задание

Учебник: № 3 (с. 30). Рабочая тетрадь: № 99 (с. 37).





































МАТЕМАТИКА

Урок 89. Случаи деления, когда делитель больше делимого

Цели: познакомить со случаем деления с остатком, когда в частном получается ноль (делимое меньше делителя); закреп­лять приемы внетабличного умножения и деления, умение решать задачи изученных видов.

Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять деле­ние с остатком в случаях, когда делимое меньше делителя; решать задачи на деление с остатком; работать в группах; выполнять за­дания творческого и поискового характера.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Устный счет

— Заполните таблицу.

Делимое

45


48

54


64

42

35

16

27


Делитель

9

8


9

7

8


7


3

8

Частное


9

6


9


7


2


4

2. Блицтурнир

(Учитель читает задачу, учащиеся записывают решение.)

• В книге 32 страницы. Таня прочитала 8 страниц. На сколько больше страниц ей осталось прочитать, чем она прочитала? (32-(32-8).)

• На полке 20 книг со сказками и 10 книг со стихами. Во сколько раз больше книг со сказками, чем со стихами? (20:10.)

• Первый велосипедист проехал 9 км, второй — 15 км. На сколько больше проехал второй велосипедист, чем пер­вый? (75-Р.)

• В классе 16 девочек и 8 мальчиков. Во сколько раз мальчи­ков меньше, чем девочек? (16:8.)

3. Минутка для любознательных

— Вставьте на место пропусков знаки + и — так, чтобы полу­чилось верное равенство.

2 0 6 0 3 0 4 0 5 0 8= 12 (2 + 6- 3+4-5+8=12)


III. Самоопределение к деятельности

— Выполните деление с остатком.

43:6 24:5 73:8 37:4 8:9

— Какой пример вызвал у вас затруднения? Почему? (Послед­ний, так как в этом примере делимое меньше делителя.)

— Сформулируйте тему и задачи урока.


IV. Работа по теме урока

1. Практическая работа

— Возьмите 2 палочки и постройте треугольник.

— Сколько треугольников у вас получилось? (Ни одного.)

— Почему? (У треугольника 3стороны, а палочек только 2.)

— Сколько палочек осталось? (2.)

— Как записать эти действия с помощью числового выражения? (Учитель записывает выражение на доске.)

2:3 = 0 (ост. 2)

— Возьмите 3 палочки и постройте квадрат.

— Сколько квадратов у вас получилось? (Ни одного.)!!

— Почему? (У квадрата 4стороны, а палочек только 3.)

— Какое выражение можно составить?

(Учитель записывает на доске второе выражение.) 3:4 = 0 (ост. 3)

— Посмотрите внимательно на полученные выражения и сде­лайте вывод: каким будет результат деления, если делимое меньше делителя? (В частном получится ноль, а остаток будет равен делимому.)

  1. Работа но учебнику

1 (с. 31). (Устное выполнение с комментированием.)

— Подтвердились ли ваши предположения?

2 (с. 31). (Устное выполнение. Работа в группах. Проверка — коллек­тивное обсуждение.)


V. Физкультминутка

От зеленого причала

Оттолкнулся теплоход — (Встать.)

Раз, два.

Он шагнул назад сначала — (Шаг назад.)

Раз, два,

А потом шагнул вперед — (Шаг вперед.)

Раз, два.

И поплыл, поплыл по речке, (Волнообразные движения руками.)

Набирая полный ход. (Ходьба на месте.)


VI. Закрепление изученного материала

  1. Работа по учебнику

4 (с. 31).

— Прочитайте условие задачи.

— Какие слова выберем для краткой записи задачи?

— Составим краткую запись.

— Что обозначает число 36? (Количество привезенных досок.)

— Что обозначает число 27? (Количество оставшихся досок.)

— Сколько досок израсходовали? (Неизвестно.)

— Прочитайте первый вопрос. Что необходимо узнать? (Во сколько раз больше осталось, чем израсходовали.)

— Прочитайте второй вопрос. Что нужно узнать? (На сколько меньше израсходовали, чем осталось.)

— Чем эти задачи похожи и чем отличаются? (Похожи усло­виями, различаются вопросами.)

— Чем будут отличаться их решения? (Последним действием.)

— Как узнать, во сколько раз больше? (Большее Число разделить на меньшее.)

— Как узнать, на сколько меньше? (Из большего числа вычесть меньшее.)

— Запишите решения задач выражениями. №5(1) (с. 31).

(Самостоятельное выполнение. Вариант 1 - первая строка, вариант 2 — вторая строка. Тем, кто справится с заданием быстрее остальных, дополнительно можно предложить выполнить задание на полях.)

2. Проверочная работа

(См.: тетрадь «Проверочные работы», с. 58-59.)


VII. Рефлексия

— Оцените свою работу на уроке.


VIII. Подведение итогов урока

— Какой случай деления с остатком мы разобрали сегодня на уроке?

— Какие способы деления с остатком вы использовали в са­мостоятельной работе?

— Кто хорошо понял тему урока?

— Кому нужна помощь?


Домашнее задание

Учебник: № 5 (2), 7 (с. 31).


































МАТЕМАТИКА

Урок 90. Проверка деления с остатком

Цели: учить выполнять проверку деления с остатком; закреп­лять вычислительные навыки, умение решать задачи изученных видов.

Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять про­верку деления с остатком; решать задачи изученных видов; ра­ботать в группах; выполнять задания творческого и поискового характера.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Математический диктант

1. Найдите частное чисел 96 и 6. (16.)

2. Какое число умножили на 12 и получили 48? (4.)

3. Найдите произведение чисел 23 и 4. (92.)

4. На сколько разделили число 88 и получили 44? (На 2.)

5. Уменьшаемое 64, разность 2. Чему равно вычитаемое? (62.)

6. Делимое 64, частное 2. Чему равен делитель? (32.)

7. Увеличьте 18 в 4 раза. (72.)

8. Во сколько раз 52 больше 4? (В 13.)

9. На сколько 52 больше 4? (На 48.)

10. Найдите второй множитель, если первый множитель 23, а произведение 69. (3.)

2. Блицтурнир

(Учитель читает задачу, учащиеся записывают решение. Один ученик работает у доски. Проверка.)

• В каждую байдарку садятся по 2 гребца. Сколько байдарок участвует в соревновании, если гребцов Ъ человек? (Ь: 2.)

• На вокзал в четверг прибыло с поездов, а в пятницу — в 3 раза меньше. Сколько поездов прибыло на вокзал в пят­ницу? (с : 3.)

• В библиотеке d книг про Таню Гроттер и с - про Гарри Поттера. Во сколько раз книг про Таню Гроттер больше, чем книг про Гарри Поттера? (d: с.)

• У Натащи т баночек с гуашью и п фломастеров. На сколь­ко меньше у Наташи фломастеров, чем баночек с гуашью? (т — п.)

• В школу привезли у учебников по английскому языку, а по математике — в 3 раза больше. Сколько учебников по математике привезли в школу? . 3.)


III. Самоопределение к деятельности

— Рассмотрите группы выражений.

5-7 45:9

8-6 35:7

5-9 48:8

— Как называются выражения первого столбика? (Произведения.)

— Как называются выражения второго столбика? (Частные.)

— Составьте из выражений пары. (5. 7 и 35: 7, 8 . 6 и 48: 8, 5-9и45:9.)

- Найдите значения выражений первой пары 35:7 = 5.)

- Как взаимосвязаны эти выражения?

- Вспомните, как найти неизвестное делимое?

- Увеличьте делимое на 3 единицы. Запишите равенство. (40: 7 = 5 (ост. 5).)

- Какое действие надо добавить, чтобы выполнить проверку деления с остатком и найти делимое? (Надо делитель умно­жить на частное и прибавить остаток: 5- 7 + 5 = 40.)

- Сформулируйте тему и задачи урока.


IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику

- Посмотрите, как выполнили проверку деление с остатком, на с. 32.

- Подтвердились ли ваши предположения?

1 (с. 32). (Первые четыре примера — с подробным объяснением и запи­сью на доске, следующие четыре - с комментированием с места, последние два - самостоятельно. Самопроверка.)


V. Физкультминутка

Мы туристы, мы в пути.

Веселей шагайте, ноги,

Легче выдох, глубже вдох.

Путь неблизок, недалек.

Впереди течет ручей —

Перепрыгнем поскорей.

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише,

Мы садимся ниже, ниже.


VI. Закрепление изученного материала

  1. Работа по учебнику

3(с.32).

- Прочитайте задачу.

- Как оформить краткую запись условия? (С помощью опорных слов.)

- Что надо узнать в задаче?

- Какие слова будут опорными? (Первая половила пути, вто­рая половина пути.)

(Учитель выполняет краткую запись на доске, 4 учащиеся -в тетрадях.)

— Запишите решение и ответ задачи самостоятельно. (Проверка.)

6 (с. 32). (Игра «Кто быстрее». Работа в группах.)

— Как быстрее вычислить периметр? (Надо действие сложения заменить умножением.)

  1. Выполнение задания в рабочей тетради №96 (с. 36).

(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка. Тем, кто справится с заданием быстрее остальных, дополнительно можно предложить выполнить задание в учебнике: № 7 (с. 32).)


VII. Рефлексия

(«Проверь себя» (учебник, с. 32). Самостоятельное выполне­ние. Два ученика работают на откидной доске. Взаимопроверка.)

— Оцените свою работу на уроке.


VIII. Подведение итогов урока

— Чему вы учились сегодня на уроке?

— Как выполнить проверку деления с остатком?

— Какое задание было самым интересным?

— Как эффективно организовать работу в группах?


Домашнее задание

Учебник: № 4, 5 (с. 32).






































МАТЕМАТИКА

Урок 91. Что узнали. Чему научились

Цель: закреплять умение выполнять деление с остатком и про­верку, вычислительные навыки, умение решать задачи.

Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять де­ление с остатком и проверку; решать задачи изученных видов; работать в группах; выполнять задания творческого и поискового характера.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Устный счет

— Сравните выражения.

2. Работа над задачами

(Учитель читает задачу. Если она решается делением, учащие­ся ставят знак +, если нет — знак —.)

• Для детского сада купили 72 куклы, а машинок больше. Сколько машинок купили для детского Для детского сада купили 72 машинки и 3 куклы. ко больше купили машинок, чем кукол? (—)

Для детского сада купили 72 машинки, а кукол меньше. Сколько кукол купили? (+)

Для детского сада купили 72 машинки и раздали в 3 труппы. Сколько машинок получила каждая группа?

• Для 3 детских садов купили по 72 машинки. Сколько машинок купили? (—)

Для детского сада купили 72 машинки и 3 куклы, во сколько раз машинок купили больше, чем кукол? (+)

Для детского сада купили 72 машинки, что в 3 раза больше чем кукол. Сколько купили кукол? (+)

3. Минутка для любознательных

Расставьте в кругах цифры от 1 до 9 так, чтобы сумма по прямым линиям равнялась 18.


III. Самоопределение к деятельности

— Заполните таблицу.

Делимое

27

48


9


58

39

69


Делитель

6


5


8

6

6


7

Частное

4

9

7

2

6

9


9

8

Остаток


3

4

1

4


3

6

5

— Какими способами можно выполнить деление с остатком? (Вспомнить наибольшее число из таблицы умножения, кото­рое делится на делитель, или найти частное методом под­бора.)

— Как найти при делении с остатком неизвестный делитель? (Из делимого вычесть остаток и разделить на частное.)

— Как найти при делении с остатком неизвестное частное? (Из делимого вычесть остаток и разделить на делитель.)

— Как найти делимое при делении с остатком? (Делитель умножить на частное и прибавить остаток.)

— Чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (Закреплять умение выполнять деление с остатком и проверку.)


IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику № 1 (с 33).

(Самостоятельное выполнение. Вариант 1 — первая строка, вариант 2 — вторая строка. Два ученика работают у доски. Взаи­мопроверка. Самооценка.)

2 (с. 33).

(Устное выполнение. Работа в парах. Проверка — коллектив­ное обсуждение.)

— Почему при делении с остатком остаток не может быть больше делителя? (В этом случае можно выполнить деление еще раз.)

5 (с. 33).

— Прочитайте задачу.

— Можно ли сделать рисунок к задаче? (Нет, делимое очень большое.)

— Каким методом выполните деление? (Подбором.)

— Решите задачу. (Проверка.)


V. Физкультминутка

Жил на свете попугай —

Крылья шире расправляй.

(Руки в стороны, влево, вправо.)

Он любил летать всех выше:

Выше пальм, жирафов выше.

(Потянуться на носках, руки вверх.)

В гости к деткам прилетал,

Вместе с ними отдыхал, (Приседания.)

Прыгал, кланялся, шалил,

(Наклоны головы или туловища вперед.)

С малышами говорил.


VI. Продолжение работы по теме урока

Работа по учебнику № 6 (с. 33).

(Устное выполнение.)

Варианты выражений:

48 — 32 — на сколько больше стульев поставили в другом зале;

8 - 2 - на сколько больше столов поставили в первом зале;

48 + 32 — сколько всего стульев поставили;

8 + 2 - сколько всего столов поставили;

32 : 8 — во сколько раз больше стульев, чем столов, в первом зале;

48 : 2 — во сколько раз больше стульев, чем столов, в другом залe;

8 : 2 - во сколько раз больше столов поставили в первый зал, чем во второй;

(48 + 32) — (8 + 2) — на сколько больше поставили стульев, чем столов;

(48 + 32) + (8 + 2) — сколько всего стульев и столов поставили.

9 (с. 34).

— Прочитайте задачу.

— Как удобнее оформить краткую запись? (С помощью таб­лицы.)

— Что такое 18 кг? (Масса шерсти с серых овец за год.)

— Сколько было серых овец? (3.)

— Как назовем этот столбик в таблице? (Количество)

— Какая еще графа должна быть в таблице? (Масса шерсти с одной овцы.)

— Что обозначает число 5? (Количество черных овец.)

— Что сказано о массе шерсти с одной черной овцы? (На 1 кг меньше, чем с серой.)

— Что необходимо узнать в задаче? (Сколько шерсти настригут с 5 черных овец.)

(Учитель составляет таблицу на доске, а учащиеся — в тетрадях.)


Масса шерсти с одной овцы

Количество овец

Масса шерсти

за год

Серые овцы

?

3 шт.

18 кг

Черные овцы

?, на 1 кг

5 шт.

?

— Что надо знать для того, чтобы ответить на вопрос задачи? (Сколько шерсти настригут с одной черной овцы.)

— Можем ли мы это узнать? (Нет.)

— Почему? (Не знаем, сколько настригут с одной серой овцы.)

— Как это узнать? (Делением.)

— Как потом узнать массу шерсти с одной черной овцы? (Вы­читанием.)

— Теперь можно ответить на вопрос задачи? (Да.)

— Каким действием? (Умножением.)

— Запишите решение и ответ задачи самостоятельно. (Проверка. Тем, кто справится с заданием быстрее остальных, дополнительно можно предложить выполнить № 15 (с. 35).)

14 (с. 34).

(Самостоятельное выполнение. Первый ряд — первая строка второй ряд — вторая строка, третий ряд — третья строка. Три ученика работают у доски. Взаимопроверка. Самооценка.)


VII. Рефлексия

Математический диктант

(Учитель читает высказывание. Если учащиеся согласны, о ставят знак +, если нет — знак —.)

1. Частное чисел 40 и 20 равно 20. (—)

2. Число 48 больше, чем 12, в 4 раза. (+)

3. При делении на 3 могут получиться остатки 1, 2, 3. (—)

4. Чтобы найти остаток, надо из делимого вычесть частное. (—)

5. Делимое 60, делитель 5, частное 12. (+)

6. Произведение чисел 14 и 6 равно 20. (-)

7. Если 42 разделить на 5, получим частное 8 и остаток 1. (—)

8. Число 3 меньше, чем 69, в 23 раза. (+)

9. Частное чисел 54 и 2 равно 28. (—) (Проверка.)

— Оцените свою работу на уроке.


VIII. Подведение итогов урока

— Кто сегодня на уроке справился со всеми заданиями?

— Кто сомневается в своих умениях?

— Над чем надо поработать дома, чтобы успешно выполнить контрольную работу?


Домашнее задание

Учебник: № 19, 22 (с. 35).

Индивидуальное задание сильным учащимся: прочитать рас­сказ Н. Носова «Мишкина каша» и рассчитать, сколько и каких ингредиентов необходимо для приготовления трех порций каши.



МАТЕМАТИКА

Урок 9 2. Наши проекты

Цели: подготовить к выполнению проектной работы; прививать познавательный интерес к предмету.

Планируемые результаты: учащиеся научатся работать с до­полнительными источниками информации; работать в группах; высказывать и аргументировать свою точку зрения.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Устный счет

— Выполните вычисления.

32*2 82-18 8*8

45 + 19 16*4 24*3

— Какое выражение лишнее и почему? (24 . 3, так как в ответе получается 72, а в остальных примерах 64.)

— Что вы можете рассказать о числе 72? Кто скажет последнее слово, тот победитель!

(Игра «Аукцион». Учащиеся отвечают по очереди: число двузначное, в нем 7 десятков и 2 единицы, соседи числа — 71 и 73, число четное (делится на 2), множители числа — числа 8 и 9, разрядные слагаемые 70 и 2, делители числа — числа 2, 3 и т. д.)

2. Геометрический материал

— Сколько прямоугольников на рисунке? Вычислите площадь каждого из них.


III. Самоопределение к деятельности

(Один из учеников, прочитавших рассказ Н. Носова «Миш­кина каша», пересказывает его у доски.)

— Почему каша все лезла и лезла?

— Что необходимо сделать, чтобы каши хватило на семью и лишней не осталось? (Надо посчитать, сколько надо кру­пы, молока и сколько человек будет есть кашу.)

— Как называется в рецептах количество человек, для которых готовят блюдо? (Порции.)

— Кто дома смог рассчитать необходимое количество про­дуктов?

— Чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

— Прочитайте на с. 36 учебника, как называются такие задачи.


IV. Работа по теме урока Работа по учебнику

— Прочитайте первый абзац текста на с. 36.

— Какие еще примеры вы можете привести? (Ответы детей.)

— Прочитайте задачу, предложенную в учебнике, и ее решение.

— Как кратко записали условие задачи? (С помощью таблицы.)

— Какие еще способы краткой записи вы знаете?

— Какие условия могут изменить решение задачи? (Поездка на транспорте, время ожидания на остановке и т. д.)

— Прочитайте примеры задач-расчетов на с. 36—37.


V. Физкультминутка

Тренируй получше плечи.

(Руки подняты вверх, рывком опустить их и завести за спину, потом рывком поднять вверх

и завести назад.)

Корпус вправо, корпус влево —

Надо спинку нам размять.

Повороты будем делать

И руками помогать.

(Повороты туловища влево и вправо.)

На одной ноге стою,

А другую подогну.

(Постоять на одной ноге.)

А теперь попеременно

Буду поднимать колени.

(По очереди поднимать согнутые в коленях ноги как можно выше.)

Отдохнули, посвежели

И на место снова сели.

(Сесть за парту.)


VI. Продолжение работы по теме урока

(Класс делится на группы. Учащиеся выбирают тему проекта, распределяют обязанности в группах, выбирают форму отчета. Учитель оговаривает сроки сдачи работы.)


VII. Рефлексия

— Оцените свою работу на уроке.


VIII. Подведение итогов урока

— Что вам понравилось в работе над проектом?

- О чем необходимо договориться перед работой, чтобы эф­фективнее решить задачи?

- Кого вы можете похвалить за работу?


МАТЕМАТИКА

Урок 9 3. Контрольная работа по теме «Деление с остатком»

Цели: проверить знания, умения и навыки учащихся; развивать умение работать самостоятельно.

Планируемые результаты: учащиеся научатся применять полученные знания, умения и навыки на практике; работать самостоятельно; контролировать свою работу и ее результат.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Работа по теме урока

Контрольная работа

Вариант 1

1. Выполни рисунок и найди частное и остаток.

10:3 8:5 6:4


2. Выполни деление в столбик по образцу.

14 3

- 12 4

2 (ост.)


23:4 42:5 17:6 65 : 8


3. Сравни.

6 м 8 дм О 68 дм 45 мм О 4 см 5 мм

  1. см О 9 дм 8 см 5 дм 4 см О 8 дм


4. Реши задачу.

На одно платье идет 3 м ткани. Сколько платьев можно сшить из 17 м ткани? Сколько ткани останется?


5*. Найди лишнее слово в каждой строке и запиши его.

а) Метр, дециметр, килограмм, сантиметр.

б) Делимое, частное, делитель, множитель.

в) Март, октябрь, январь, зима, июнь.


Вариант 2

1. Выполни рисунок и найди частное и остаток.

9:4 7:2 8:3


2. Выполни деление в столбик по образцу.

_ 14 3

12 4

2 (ост.)


43 : 8 19:6 54 : 7 82 : 9


3. Сравни.

38 дм О 3м 8 дм 37 мм О 4 см

68 см О 8 дм 6 см 5 м О 48 дм


4. Реши задачу.

У Оли 15 руб. Сколько булочек по 4 руб. она сможет купить? Сколько денег у нее останется?


5*. Найди лишнее слово в каждой строке и запиши его.

а) Ель, сосна, дерево, липа, береза.

б) Сложение, уменьшаемое, деление, умножение.

в) Минута, час, сутки, утро, секунда.

(Можно использовать тест (учебник, с. 38—39) или тетрадь для самостоятельных и контрольных работ (контрольная работа по теме «Деление с остатком», с. 57—59).)








МАТЕМАТИКА

Урок 94. Анализ контрольной работы. Тысяча

Цели: проанализировать и исправить ошибки, допущенные в контрольной работе; познакомить с новой счетной единицей — тысячей, с образованием числа из сотен, десятков, единиц, назва­ниями этих чисел; закреплять вычислительные навыки, умение решать задачи изученных видов.

Планируемые результаты: учащиеся научатся понимать при­чины ошибок, допущенных в контрольной работе, и исправлять их; считать сотнями; называть сотни; решать задачи изученных видов; переводить одни единицы длины в другие, используя со­отношения между ними; анализировать и делать выводы.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Анализ контрольной работы

(Учащиеся просматривают свои контрольные работы и запол­няют таблицу.)

Умения

Ошибки (+ или —)

Деление с остатком


Сравнение именованных чисел


Решение задач на деление с остатком


Задание повышенной сложности


(Далее коллективный разбор ошибок и самостоятельная рабо­та по карточкам. Учащиеся получают карточки с теми заданиями, м которых допустили ошибки в контрольной работе.)

Деление с остатком

- Найди частное, остаток и выполни проверку по образцу.

14:5 = 2(ост.4)

2-5 + 4=14

15:4

21 :6

19:7

- Выпиши свою ошибку из контрольной работы и решите при­мер по образцу.

Решение задач

- Реши задачу, пользуясь рисунком. Мама испекла 9 блинчиков и разложила их на 4 тарелки. Сколько порций получилось? Сколько блинчиков осталось?

- Сделай рисунок к своей задаче и исправь ошибку в решении.

Сравнение именованных чисел

— Переведи величины в новые единицы измерения, используя указанные соотношения.

1 м = 10 дм

1 дм = 10 см

1 см = 10 мм

6 дм 5 см = 60 см + 5 см = 65 см

3 м 4 дм = □ дм

56 см = П см П мм

43 дм = П м П дм

- Выпиши свою ошибку из контрольной работы и реши при­мер по образцу.

(Учащиеся, не допустившие ошибки в контрольной работе, выполняют задание из учебника: № 2 (с. 40).)


III. Самоопределение к деятельности

— Рассмотрите домики.

— Сколько окон в домиках с первой улицы? Почему? (Там живут двузначные числа.)

— А чем отличаются домики со второй улицы? (В них по три окна.)

— Как называются жители этих домиков? (Трехзначные числа.)

— Сколько десятков в числах 10,20,30 и т. д.? Назовите эти чис­ла с помощью слова «десяток». (2десятка, 3десятка и т. д.)

— А с помощью какого слова можно назвать трехзначные чис­ла? (Сотня.)

— Назовите эти числа с помощью слова «сотня».

— Как ведется счет на первой улице? (Десятками.)

— Какая счетная единица образуется из десятков? (Сотня.)

— Как ведется счет на второй улице? (Сотнями.)

— Какое число образуется из сотен? (Ответы детей.)

— Сформулируйте задачи урока.

— Проверьте свои предположения. Прочитайте на с. 41 учеб­ника название нового раздела.

— Прочитайте, что вы узнаете, чему научитесь, изучая этот раздел.


IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику

— Рассмотрите рисунки на с. 41. Назовите числа первого де­сятка. Сколько единиц в каждом из них?

— Как называется единица счета, в которой 10 единиц? (Де­сяток.)

— Посчитайте до ста десятками.

— Как называется единица счета, в которой 10 десятков? (Сотня.)

— Как называется число, в котором 10 сотен? (Тысяча.)

— Что общего при счете десятками и сотнями? (Цифры одина­ковые, а единицы счета разные.)

1 (с. 42). (Коллективное выполнение с записью на доске.)

2 (с. 42). (Работа в парах. Проверка.)

3(с. 42). (Устное выполнение.)

— Сколько копеек в 1 руб.?

— Сколько сантиметров в 1 м?


V. Физкультминутка

Шеей крутим осторожно —

Голова кружиться может.

Влево смотрим — раз, два, три.

Так, и вправо посмотри.

(Вращения головой вправо и влево.)

Вверх потянемся, пройдемся

(Потягивания — руки вверх, ходьба на месте.)

И на место вновь вернемся.

(Сесть за парту.)


VI. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику №5 (с. 42).

— Прочитайте задачу.

— Составим краткую запись и сделаем схематический чертеж.

— Что обозначает число 3? (Количество наборов цветной бу­маги.)

— Что обозначает число 12? (Количество листов цветной бу­маги в одном наборе.)

— Что обозначает число 50? (Количество листов белой бумаги.)

— Что нужно узнать в задаче? (Сколько всего листов бумаги купили.)

Цветной — ?, 3 н. по 12 л.

Белой — 50 л. }?

Зн. по 12 л.

- Запишите решение задачи по действиям.

12 • 3 = 36 (л.) — цветной бумаги;

(Сильным учащимся можно дать дополнительное задание со­ставить и решить обратные задачи.)

7 (с. 42). (Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка. Тем, кто справится с заданием быстрее остальных, дополнительно можно предложить выполнить задание на полях.)

2. Выполнение заданий в рабочей тетради

1 (с. 39). (Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)

2 (с. 39). (Работа в парах. Проверка.)


VII. Рефлексия

(«Проверь себя» (учебник, с. 42). Самостоятельное выполне­ние. Проверка.)

— Оцените свою работу на уроке.


VIII. Подведение итогов урока

— Чему вы научились сегодня на уроке?

— Как называется новая единица счета?

— О каком задании вы расскажете дома?


Домашнее задание

Учебник: № 6, 8 (с. 42).

















МАТЕМАТИКА

Урок 95. Письменная нумерация

Цели: познакомить с образованием и названиями трехзначных чисел; закреплять вычислительные навыки, умение решать задачи с пропорциональными величинами.

Планируемые результаты: учащиеся научатся называть трех­значные числа; решать задачи с пропорциональными величинами; выполнять внетабличное умножение и деление; анализировать и делать выводы.

Ход урока

I. Организационный момент


II. Актуализация знаний

1. Устный счет Круговые примеры

(Учитель готовит три комплекта карточек с примерами, под­бирая их так, чтобы ответ предыдущего примера являлся началом следующего. На карточке с первым примером (выделен по­лужирным шрифтом) учитель ставит метку. Учащиеся делятся ни группы по рядам и выкладывают примеры по порядку. Выигрывает ряд, выполнивший задание первым и не допустивший ошибок.)

90:30 72:6 48:3 2 .15

3 .24 12 .48 30 .3 16:8

- Решите задачи в стихах.

Девяносто огурцов

Бабушка солила,

По пятнадцать штук она

В банки разложила.

Сколько банок надо было,

Бабушка забыла. (6.)

Три бельчонка маму белку

Ждали около дупла.

Им на завтрак мама белка

Девять шишек принесла,

Разделила на троих.

Сколько каждому из них? (3.)

У речки гуляли четыре утенка

И двадцать четыре веселых гусенка.

Во сколько раз больше было гусят?

На сколько меньше было утят? (В 6раз, на 20.)

2. Минутка для любознательных

— Решите логическую задачу.

На одной чаше весов арбуз, на другой - половина такого же Арбуза и гиря в 2 кг. Весы находятся в равновесии. Какова масса Арбуза? (4кг.)


III. Самоопределение к деятельности

— Посчитайте сотнями. (Сто, двести, триста...) (Учитель выставляет на абак 1 сотню и полоски с изображе­нием единиц.)

- Теперь посчитайте, отсчитывая за числом 100 по одному. (Сто один, сто два, сто три...)

(Учитель убирает единицы, оставляет сотню и выкладывает полоски с изображением десятков.)

— Теперь посчитайте, отсчитывая от 100 по десятку. (Сто десять, сто двадцать, сто тридцать...)

— Сколько чисел находится между числами 100 и 200? (99.)

— Сколько чисел находится между числами 110 и 120? (9.)

— Сколько чисел находится между числами 101 и 110? (8.)

— Чему мы будем учиться сегодня на уроке? (Правильно назы­вать трехзначные числа.)


IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику

— Рассмотрите рисунок на с. 43.

— Прочитайте названия чисел.

— Сколько сотен в числе 520? Сколько десятков, единиц?

— Сколько сотен в числе 302? Сколько десятков, единиц?

— Что обозначают нули в записи чисел?

1 (с. 43). (Устное выполнение. Учитель выкладывает числа на абаке.)

2 (с. 43). (Учащиеся по очереди выходят к доске и выкладывают числа на абаке, комментируя свои действия.)

3(с. 43). (Устное выполнение. Работа в парах. Проверка.)


V. Физкультминутка

Раз - присядка,

Два — прыжок.

Это заячья зарядка.

А лисята, как проснутся,

(Потереть глаза кулачками.)

Любят долго потянуться,

(Потянуться.)

Обязательно зевнуть

(Зевнуть, прикрывая рот ладошкой.)

Ну и хвостиком вильнуть.

(Движение бедрами в стороны.)

А волчата — спинку выгнуть

(Прогнуться вперед.)

И легонечко подпрыгнуть.

(Прыжок.)

Ну а мишка косолапый,

(Руки полусогнуты в локтях, ладони соединены ниже пояса.)

Широко расставив лапы —

(Ноги на ширине плеч.)

То одну, то обе вместе,

(Переступить с ноги на ногу.)

Долго топчется на месте.

(Раскачивание туловища в стороны.)

А кому зарядки мало

— Начинает все сначала!

(Развести руки в стороны на уровне пояса ладонями вверх.)


VI. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

4 (с. 43). (Самостоятельное выполнение. Один ученик работает у доски. Проверка.)

5 (с. 43)

- Прочитайте задачу.

- Как удобнее записать задачу кратко? (С помощью таблицы.)

- Что такое 16 л? (Расход горючего за 1 ч.)

- Что такое 48 л, 32 л? (Общий расход горючего.)


Расход горю­чего

за 1 ч

Количество часов

Общий расход горючего

До остановки

16 л

?

?

48 л

после остановки



9



32 л

- Сколько способов решения у этой задачи? (Два.)

- Запишите решение и ответ задачи самостоятельно. Решение

Первый способ: (48 + 32): 16 = 5 (ч).

Второй способ: 48 : 16 + 32 : 16 = 5 (ч). Ответ: машина была в пути 5 ч. Мб (с. 43).

- Сравните примеры первой и второй строк. Чем они отли­чаются?

- В какой строке частное будет больше? Почему? (В первой, чем больше делитель, тем меньше частное.) - Выполните вычисления.

(Взаимопроверка. Тем, кто справится с заданием быстрее остальных, дополнительно можно предложить выполнить зада­ние на полях.)

2. Выполнение заданий в рабочей тетради

4 (с. 40). (Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)

5 (с. 40). (Работа в парах. Проверка.)


VII. Рефлексия

— Оцените свою работу на уроке.


VIII. Подведение итогов урока

— Какие числа мы сегодня научились читать?

— Какое задание вам было интересно выполнять?

— О каком задании вы расскажете дома?


Домашнее задание

Учебник: № 7 (с. 43). Рабочая тетрадь: № 9 (с. 41).