Рассказывание истории (беседа). Учитель предлагает прочитать рассказ В.Драгунского по ролям. Действующие лица: Дениска, от лица которого ведётся повествование, папа. Третье место Виктор Драгунский Когда я шёл из бассейна, у меня было очень хорошее настроение. Мне нравились все троллейбусы, что они такие прозрачные и всех видать, кто в них едет, и мороженщицы нравились, что они весёлые, и нравилось, что не жарко на улице, и ветерок холодит мою мокрую голову. Но особенно мне нравилось, что я занял третье место в стиле баттерфляй и что я сейчас расскажу об этом папе, – он давно хотел, чтобы я научился плавать. Он говорит, что все люди должны уметь плавать, а мальчишки особенно, потому что они мужчины. А какой же это мужчина, если он может потонуть во время кораблекрушения или просто так, на Чистых прудах, когда лодка перевернётся? И вот я сегодня занял третье место и сейчас скажу об этом папе. Я очень торопился домой, и, когда я вошёл в комнату, мама спросила: – Ты что так сияешь? Я сказал: – А у нас сегодня было соревнование. Папа сказал: – Это какое же? – Заплыв на двадцать пять метров в стиле баттерфляй… Папа сказал: – Ну и как? – Третье место! – сказал я. Папа прямо весь расцвёл. – Ну да? – сказал он. – Вот здорово! – Он отложил в сторону газету. – Молодчина! Я так и знал, что он обрадуется. У меня ещё лучше настроение стало. – А кто же первое место занял? – спросил папа. Я ответил: – Первое место занял Вовка, он уже давно умеет плавать. Ему это нетрудно было… – Ай да Вовка! – сказал папа. – Так, а кто же занял второе место? – А второе, – сказал я, – занял рыженький один мальчишка, не знаю, как его зовут. На лягушонка похож, особенно в воде… – А ты, значит, вышел на третье? – папа улыбнулся, и мне это было приятно. – Ну что ж, – сказал он, – все-таки что ни говори, а третье место тоже призовое, бронзовая медаль! Ну а кто же на четвёртом остался? Кто занял четвёртое? Я сказал: – Четвёртое место никто не занял. Он очень удивился: – Это как же? Я сказал: – Мы все третье место заняли: и я, и Мишка, и Толька, и Климка, все-все. Мы, остальные восемнадцать человек, мы заняли третье. Так инструктор сказал! Папа сказал: – Ах вот оно что…. Всё понятно!.. И он снова уткнулся в газету. А у меня почему-то совсем пропало хорошее настроение. 1. Почему у мальчика было хорошее настроение, когда он вышел из бассейна? 2. Почему инструктор присудил всем восемнадцати ребятам третье место? 3. Что помогает человеку раскрыть свои возможности? Анализ рассказа позволяет учащимся понять одну из важных сторон в проблеме развития возможностей человека. А именно: каждый человек уникален в способах познания своих возможностей и развития их. В раскрытии и развитии возможностей человека важным является не соревнование с другим, а вера в себя, позитивное отношение окружающих. |