Повторение и обобщение изученного в 5-9 классах (Часть 1)
10 класс
Цель: повторение орфограмм, изученных в 5 – 9 классах. Задачи: повторить орфограммы в приставках, корнях и суффиксах слов различных частей речи; уметь объяснять орфограммы в словах; закрепить навык правильного произношения слов.
1. Правильно произнесите слова
Документ, квартал, корысть, диспансер, километр, красивее, красивейший, вручит, включит, включишь, баловать, балуясь, избаловать,
заняла, заперла, поняла, рвала, убрала, клала, намерение, давнишний, банты, каталог, движимый, начать, сверлит, местностей.
2. Спишите слова, вставляя пропущенные буквы. Объясните орфограммы.
Р..стение, ап..льсин, упр..жнение, прил..гательное, заст..лать, перекл..каться, м..ридиан, з.. рница, занав..с, пром..кнуть (салфеткой), запл..сти, н..гилист, дост..ваться, задр..жала, многог..лосье, ш..девр, бл..стательный, подсв..тить, ф..нансист, ст..кло, водор..сли, подг..реть, прил..жить, д..визия, передв..жение, к..сание, с..лдат, г..стевой (дом), р..сток, покл..ниться.
3. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов
№ 1
1) уб..ру, пр..лестный, подб..рёт (цвет)
2) з..ря, п..триотический, т..релка
3) в..траж, в..ртуоз, св..сток
4) предв..рительный, н..стальгия, фл..мастер
5) в..нтилятор, презид..ум, л..тательный (аппарат)
№ 2 1) м..кать (в воду), разоч..рованный, яг..дный 2) в..рмишель, ж..лание, заст..лить (постель) 3) зам..розить, обм..кнуть (в краску), прил..жение 4) пол..жение, пл..вец, вытв..рять 5) оп..раясь, выч..сление, раст..рать
№ 3 1) ок..лдовать, г..лерея, к..мин 2) анн..тация, к..лючий, выр..внять (пол) 3) см..чить (водой), р..стовщик, п..ртрет 4) скр..пучий, д..ректор, нотар..ус 5) бл..готворительный, тр..ктир, к..фейный
Проверьте!
4. Спишите слова, распределяя их по группам орфограмм и вставляя пропущенные буквы. Объясните орфограммы.
Ра..буженный, бе..граничный, ра..пущенный, вз..скание, без..нтересный, меж..нститутский, по..черкнуть, на..пись, пре..писание, пр..добрый, пр..купить, пр..шить (пуговицу).
5. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
№ 1
1) пр..землиться, пр..обретение, пр..открывшийся
2) р..зобщённо, п..переменно, пр..верка
3) с..митировать, без..сходный, под..грать
4) ра..мешать, бе..граничный, бе..численный
5) роз..грыш, без..скусный, за..граться
№ 2 1) в..скликнул, п..дножие (горы), об..льстить 2) из..скать, пред..стория, сверх..скусный 3) пр..стройка, непр..рывный, пр..станище 4) не..добровать, ра..колоть, бе..принципный 5) с..ёжился, в..едливый, б..ющийся
№ 3 1) пр..карманить, пр..терпеться (к боли), пр..уныл 2) пре..написанное, на..кусил, по..править 3) не..держанный, и..бежать, во..препятствовать 4) не..глядный, от..бравший, запр..кинуть 5) в..юнок, меж..ярусный, ад..ютант
Проверьте!
6. Спишите слова, вставив пропущенные буквы. Объясните орфограммы.
Произнос..шь, слыш..мый, надума..шь, засмотр..шься, реша..мый, найд..нный, гас..щий, жал..щие (пчёлы), движ..мый, просе..нная.
7. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
№ 1
1) (травы) колыш..тся, противореч..щий
2) выгляд..шь, обид..вшийся
3) (кот) мурлыч..т, приемл..мый
4) жал..щие (пчёлы), рассе..нный (человек)
5) леч..щий (врач), (родители) тревож..тся
№ 2 1) (пациенты) леч..тся, маяч..щий (вдали лес) 2) завис..шь, подстриж..нный 3) бор..шься, воспева..мый 4) проед..шься, необита..мый 5) верт..шься, обнаруж..нный
№ 3 1) уполномоч..нный, слыш..мый 2) опаса..шься, потрат..вший 3) закле..шь, неслыш..мый 4) посе..шь, потрач..нный 5) помож..шь, дви́ж..мый
Проверьте!
Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется РАЗДЕЛЬНО . Запишите номера ответов. Объясните, почему вы сделали такой выбор.
1) Остановились на привале, так и (НЕ)ДОЖДАВШИСЬ темноты.
2) В (НЕ)БОЛЬШОМ, но просторном зале было светло и тихо.
3) (НЕ)ПРИВЛЕКАТЕЛЬНАЯ картина предстала перед нашим
взором.
4) С больными, (НЕ)ОСОЗНАЮЩИМИ, к каким серьёзным
последствиям может привести их отказ от лечения, врачи
ведут разъяснительные беседы.
5) От равнодушия отнюдь (НЕ)ДАЛЕКО до порока.
Проверьте!
- Остановились на привале, так и НЕ ДОЖДАВШИСЬ темноты. — Пишется раздельно с деепричастием.
- В НЕБОЛЬШОМ , но просторном зале было светло и тихо. — Имя прил. пишется слитно, так как заменяется синонимом. Союз «но» не равен союзу «а», противопоставления нет.
- НЕПРИВЛЕКАТЕЛЬНАЯ картина предстала перед нашим взором. — Имя прил. пишется слитно, так как заменяется синонимом.
- С больными, НЕ ОСОЗНАЮЩИМИ , чего?(к каким серьёзным последствиям может привести их отказ от лечения), врачи ведут разъяснительные беседы]. — Пишется раздельно с причастием, т. к. есть зависимые слова: к причастию относится всё придаточное предложение.
- От равнодушия отнюдь НЕ ДАЛЕКО до порока . — С наречием пишется раздельно, так как есть отрицательный усилитель «отнюдь не» (см. правило к заданию).
Распределите слова по группам: НН и Н. Запишите их, вставив пропущенные буквы и объяснив орфограммы.
Серебря(?)ый, слома(?)ый, осе(?)ий, ледя(?)ой, решё(?)ый, лебеди(?)ый, стари(?)ый, деревя(?)ый, ветре(?)ый, варё(?)ый, сваре(?)ый, обществе(?)ость, украше(?)о, нежда(?)о, листве(?)ица, составле(?)ый, ране(?)ый, изране(?)ый, ране(?)ый в бою.
Проверьте!
1 группа: -НН-
СломаННый, осеННий, решёННый, стариННый, деревяННый, свареННый, обществеННость, неждаННо, листвеННица, составлеННый, изранеННый, ранеННый в бою.
2 группа: -Н-
СеребряНый, ледяНой, лебедиНый, ветреНый, варёНый, украшеНо, ранеНый.
Домашнее задание
Повторить изученные орфограммы. Составить словарный диктант на разные виды орфограмм (20 – 25 слов)
Использованный источник
https://rus-ege.sdamgia.ru/test?theme=214