СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повторение и обобщение по теме "Деепричастие"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока русского языка в 7 классе по учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой (Конспект+презентация). 

Просмотр содержимого документа
«Повторение и обобщение по теме "Деепричастие"»

1. Организационный момент

- Здравствуйте. Рада нашей встрече, надеюсь, что сегодняшний урок будет для вас интересным и полезным.

2. Целеполагание

- Ребята, какой большой раздел мы с вами изучали на предыдущих уроках?

- Да, правильно. Завтра нас ждет контрольный тест по данной части речи.

- Какова же тема нашего сегодня урока?

- Совершенно верно. Тема урока: «Обобщение по теме «Деепричастие».

- Какую цель поставим себе, чего мы должны добиться, достичь к концу урока.

- Какие шаги предпримем для достижения цели?

У каждого из вас есть рабочий лист, где вы будите выполнять задания и оценивать себя в графе самооценка. Дома, пользуясь листом, вы проведёте работу по устранению недочётов.

3. Игра «Согласен – не согласен» (если согласны – показывают зеленый кружок, если не согласны – красный)

Начнем мы с вами с теоретических сведений о деепричастии

1. Деепричастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие при основном.

2. Деепричастие объединяет признаки глагола и наречия. да

3.В предложении деепричастие зависит от подлежащего. нет

4.Деепричастия несовершенного вида отвечают на вопрос: что сделав? нет

5.В предложении деепричастие является обстоятельством? да

6.Суффиксы деепричастий: -ущ- (-ющ-), -ащ- (-ящ-). нет

7.Деепричастия не изменяются. да

9.У деепричастий могут быть зависимые слова. да

10.Обстоятельства, выраженные одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами, всегда выделяются на письме запятыми. Да

4. Деепричастия совершенного и несовершенного вида

Найди пару”

- Ребята у вас на партах в конверте находятся «рассыпанные пословицы», ваша задача собрать их. Работаем в парах, помогаем друг другу.

…, не умоешься

(Не)замочив рук, …

Что имеем, не храним, …

…, потерявши, плачем.

…, не всегда брани дорогу

Спотыкаясь,…

…, не суйся в воду

(Не)зная броду, …

- Проверьте, правильно ли вы справились с задачей?

Напомните мне, как образуются деепричастия несовершенного вида? Совершенного вида? Как пишем не с деепричастиями?

Теперь выполним письменную часть задания самостоятельно.

Определите вид деепричастий из пословиц. Выпишите их в две колонки, соблюдая правила правописания деепричастий с не.

Физкультминутка

По швам руки ОПУСКАЯ,

Плечи вверх ПРИПОДНИМАЯ,

Корпус влево НАКЛОНЯЯ,

Затем вправо ПРОГИБАЯ,

Головою ПОМОТАВ,

ПОКИВАВ и ПОВЗДЫХАВ...

ОТДОХНУВ немного дружно,

Скажем: "Поработать нужно!"

Самый внимательный скажет, сколько деепричастий встретилось в тексте физминутки

4. Работа с текстом, пунктуация при деепричастном и причастном обороте.

(1)С понятием «труд» связана жизнь каждого человека. (2)Человек трудится, обеспечивая себе и своей семье достойный уровень жизни. У школьников труд состоит в получении знаний. (3)Получив знания в школе, юноши и девушки продолжают образование в вузах. (4)Люди, увлеченные своей специальностью, всегда найдут работу по душе.

- Докажите, что это текст.

- Какой темой объединены все предложения? О значении труда в жизни человека

- Ребята, скажите, а у вас уже есть какие-то планы на жизнь?

- А вы уже предпринимаете какие-то шаги для достижения этой цели?

- В чем состоит ваш труд

- Найдите в тексте деепричастия.

- Какую роль выполняют деепричастия в тексте?

- Как выделяется на письме причастный оборот, деепричастный оборот?

- Расставьте недостающие знаки препинания.

- Выполните синтаксический разбор 3 предложения и составьте схему предложения.

-Оцените себя. Оцениваем только текст, где нужно было расставить запятые.

5. Иногда при употреблении деепричастий и деепричастных оборотов ребята совершают ошибки.

-Перед вами предложение. Исследуйте его. Объясните в чем ошибка?

Сидя у иллюминатора, был слышен крик чаек.

-Исправьте его. Как правильно должно быть построено предложение?

Выполните тестовую работу в листах.

Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

6. Подведение итогов урока. Обобщающее слово учителя.

- Сегодня мы постарались вспомнить все о деепричастии.

- Скажите, добились мы нашей цели.

-Что из пройденного материала удалось усвоить лучше всего?

-Посмотрите графу с самооценкой и скажите, какие из тем вы бы хотели еще повторить?

- Какова роль деепричастий и деепричастных оборотов в устной и письменной речи?

(Употребление деепричастий делает речь более точной, динамичной и выразительной, дорисовывая основное действие).

V Итоговая рефлексия.

- Ребята, проанализировав сейчас свои умения, вы имеете дома возможность устранить пробелы в ваших знаниях, продолжить дома подготовку к контрольной работе. Надеюсь, что вам было комфортно работать сегодня на уроке, и вы получили удовлетворение от результативности урока.

- Посмотрите на свои оценочные листы, проанализируйте свои смайлики. Чтоб восполнить недостающие знания по теме, предлагаю выполнить дома задание возле грустного смайлика.

- Как в целом вы бы оценили урок? Дорисуйте итоговый смайлик.







Рабочий лист____________________________________________________________

Тема:__________________________________________________________________

Задача

Самооценка

Д/З

  1. Повторить теоретические сведения о деепричастии

Игра «Согласен – не согласен»

П.28-33

  1. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида, правописание не с деепричастиями

Игра “Найди пару”

Выпишите деепричастия в 2 колонки, соблюдая правила правописание деепричастий с не

Несовершенный вид

Совершенный вид








П.30-32

Упр. 217,214(3)

  1. Знаки препинания при причастном и деепричастном обороте.

Прочитайте текст

(1)С понятием «труд» связана жизнь каждого человека. (2)Человек трудится обеспечивая себе и своей семье достойный уровень жизни. У школьников труд состоит в получении знаний. (3)Получив знания в школе юноши и девушки продолжают образование в вузах. (4)Люди увлеченные своей специальностью всегда найдут работу по душе.

Расставьте недостающие знаки препинания.

Выполните синтаксический разбор 3 предложения и составьте его схему.__________________________________________________

___________________________________________________________






П.29

Упр.216

(1-3 предл.)

  1. Употребление деепричастий в речи

Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

1.Пользуясь фразеологическим словарем,

  1. меня поразило богатство языка;

  2. сначала читается вступительная часть;

  3. объясните значение этого выражения;

  4. некоторые примеры вам покажутся знакомыми.

2.Решая задачу,

1. прочитайте внимательно условие;

2. используются справочники;

3. нельзя пользоваться калькулятором;

4. может быть несколько ответов.

3.Осознавая свои ошибки,

1. это обогащает опыт каждого;

2. может обнаружиться неожиданное решение;

3. накапливается жизненный опыт;

4. человек не повторит их в дальнейшем. Ответ: 1. 2. 3.






Стр. 78

Составьте 3 предложения с деепричастным оборотом на тему «Мамин помощник»// «Мамина помощница»

Подведение итога

Учеба – это труд?________________________________

_______________________________________________

_______________________________________________




не умоешься

(Не)замочив рук,

Что имеем, не храним,

потерявши, плачем.

не всегда брани дорогу

Спотыкаясь,

не суйся в воду

(Не)зная броду,

не умоешься

(Не)замочив рук,

Что имеем, не храним,

потерявши, плачем.

не всегда брани дорогу

Спотыкаясь,

не суйся в воду

(Не)зная броду,

не умоешься

(Не)замочив рук,

Что имеем, не храним,

потерявши, плачем.

не всегда брани дорогу

Спотыкаясь,

не суйся в воду

(Не)зная броду,

не умоешься

(Не)замочив рук,

Что имеем, не храним,

потерявши, плачем.

не всегда брани дорогу

Спотыкаясь,

не суйся в воду

(Не)зная броду,

не умоешься

(Не)замочив рук,

Что имеем, не храним,

потерявши, плачем.

не всегда брани дорогу

Спотыкаясь,

не суйся в воду

(Не)зная броду,

не умоешься

(Не)замочив рук,

Что имеем, не храним,

потерявши, плачем. не суйся в воду

не всегда брани дорогу

Спотыкаясь, (Не)зная броду,