1. Организационный момент
- Здравствуйте. Рада нашей встрече, надеюсь, что сегодняшний урок будет для вас интересным и полезным.
2. Целеполагание
- Ребята, какой большой раздел мы с вами изучали на предыдущих уроках?
- Да, правильно. Завтра нас ждет контрольный тест по данной части речи.
- Какова же тема нашего сегодня урока?
- Совершенно верно. Тема урока: «Обобщение по теме «Деепричастие».
- Какую цель поставим себе, чего мы должны добиться, достичь к концу урока.
- Какие шаги предпримем для достижения цели?
У каждого из вас есть рабочий лист, где вы будите выполнять задания и оценивать себя в графе самооценка. Дома, пользуясь листом, вы проведёте работу по устранению недочётов.
3. Игра «Согласен – не согласен» (если согласны – показывают зеленый кружок, если не согласны – красный)
Начнем мы с вами с теоретических сведений о деепричастии
1. Деепричастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие при основном.
2. Деепричастие объединяет признаки глагола и наречия. да
3.В предложении деепричастие зависит от подлежащего. нет
4.Деепричастия несовершенного вида отвечают на вопрос: что сделав? нет
5.В предложении деепричастие является обстоятельством? да
6.Суффиксы деепричастий: -ущ- (-ющ-), -ащ- (-ящ-). нет
7.Деепричастия не изменяются. да
9.У деепричастий могут быть зависимые слова. да
10.Обстоятельства, выраженные одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами, всегда выделяются на письме запятыми. Да
4. Деепричастия совершенного и несовершенного вида
“Найди пару”
- Ребята у вас на партах в конверте находятся «рассыпанные пословицы», ваша задача собрать их. Работаем в парах, помогаем друг другу.
…, не умоешься | (Не)замочив рук, … |
Что имеем, не храним, … | …, потерявши, плачем. |
…, не всегда брани дорогу | Спотыкаясь,… |
…, не суйся в воду | (Не)зная броду, … |
- Проверьте, правильно ли вы справились с задачей?
Напомните мне, как образуются деепричастия несовершенного вида? Совершенного вида? Как пишем не с деепричастиями?
Теперь выполним письменную часть задания самостоятельно.
Определите вид деепричастий из пословиц. Выпишите их в две колонки, соблюдая правила правописания деепричастий с не.
Физкультминутка
По швам руки ОПУСКАЯ,
Плечи вверх ПРИПОДНИМАЯ,
Корпус влево НАКЛОНЯЯ,
Затем вправо ПРОГИБАЯ,
Головою ПОМОТАВ,
ПОКИВАВ и ПОВЗДЫХАВ...
ОТДОХНУВ немного дружно,
Скажем: "Поработать нужно!"
Самый внимательный скажет, сколько деепричастий встретилось в тексте физминутки
4. Работа с текстом, пунктуация при деепричастном и причастном обороте.
(1)С понятием «труд» связана жизнь каждого человека. (2)Человек трудится, обеспечивая себе и своей семье достойный уровень жизни. У школьников труд состоит в получении знаний. (3)Получив знания в школе, юноши и девушки продолжают образование в вузах. (4)Люди, увлеченные своей специальностью, всегда найдут работу по душе.
- Докажите, что это текст.
- Какой темой объединены все предложения? О значении труда в жизни человека
- Ребята, скажите, а у вас уже есть какие-то планы на жизнь?
- А вы уже предпринимаете какие-то шаги для достижения этой цели?
- В чем состоит ваш труд
- Найдите в тексте деепричастия.
- Какую роль выполняют деепричастия в тексте?
- Как выделяется на письме причастный оборот, деепричастный оборот?
- Расставьте недостающие знаки препинания.
- Выполните синтаксический разбор 3 предложения и составьте схему предложения.
-Оцените себя. Оцениваем только текст, где нужно было расставить запятые.
5. Иногда при употреблении деепричастий и деепричастных оборотов ребята совершают ошибки.
-Перед вами предложение. Исследуйте его. Объясните в чем ошибка?
Сидя у иллюминатора, был слышен крик чаек.
-Исправьте его. Как правильно должно быть построено предложение?
Выполните тестовую работу в листах.
Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
6. Подведение итогов урока. Обобщающее слово учителя.
- Сегодня мы постарались вспомнить все о деепричастии.
- Скажите, добились мы нашей цели.
-Что из пройденного материала удалось усвоить лучше всего?
-Посмотрите графу с самооценкой и скажите, какие из тем вы бы хотели еще повторить?
- Какова роль деепричастий и деепричастных оборотов в устной и письменной речи?
(Употребление деепричастий делает речь более точной, динамичной и выразительной, дорисовывая основное действие).
V Итоговая рефлексия.
- Ребята, проанализировав сейчас свои умения, вы имеете дома возможность устранить пробелы в ваших знаниях, продолжить дома подготовку к контрольной работе. Надеюсь, что вам было комфортно работать сегодня на уроке, и вы получили удовлетворение от результативности урока.
- Посмотрите на свои оценочные листы, проанализируйте свои смайлики. Чтоб восполнить недостающие знания по теме, предлагаю выполнить дома задание возле грустного смайлика.
- Как в целом вы бы оценили урок? Дорисуйте итоговый смайлик.
Рабочий лист____________________________________________________________
Тема:__________________________________________________________________
Задача | Самооценка | Д/З |
Повторить теоретические сведения о деепричастии Игра «Согласен – не согласен» | | П.28-33 |
Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида, правописание не с деепричастиями Игра “Найди пару” Выпишите деепричастия в 2 колонки, соблюдая правила правописание деепричастий с не Несовершенный вид | Совершенный вид | | | | | | | П.30-32 Упр. 217,214(3) |
Знаки препинания при причастном и деепричастном обороте. Прочитайте текст (1)С понятием «труд» связана жизнь каждого человека. (2)Человек трудится обеспечивая себе и своей семье достойный уровень жизни. У школьников труд состоит в получении знаний. (3)Получив знания в школе юноши и девушки продолжают образование в вузах. (4)Люди увлеченные своей специальностью всегда найдут работу по душе. Расставьте недостающие знаки препинания. Выполните синтаксический разбор 3 предложения и составьте его схему.__________________________________________________ ___________________________________________________________ | | П.29 Упр.216 (1-3 предл.) |
Употребление деепричастий в речи Укажите грамматически правильное продолжение предложения. 1.Пользуясь фразеологическим словарем, меня поразило богатство языка; сначала читается вступительная часть; объясните значение этого выражения; некоторые примеры вам покажутся знакомыми. 2.Решая задачу, 1. прочитайте внимательно условие; 2. используются справочники; 3. нельзя пользоваться калькулятором; 4. может быть несколько ответов. 3.Осознавая свои ошибки, 1. это обогащает опыт каждого; 2. может обнаружиться неожиданное решение; 3. накапливается жизненный опыт; 4. человек не повторит их в дальнейшем. Ответ: 1. 2. 3. | | Стр. 78 Составьте 3 предложения с деепричастным оборотом на тему «Мамин помощник»// «Мамина помощница» |
Подведение итога Учеба – это труд?________________________________ _______________________________________________ _______________________________________________ | | |
не умоешься | (Не)замочив рук, |
Что имеем, не храним, | потерявши, плачем. |
не всегда брани дорогу | Спотыкаясь, |
не суйся в воду | (Не)зная броду, |
не умоешься | (Не)замочив рук, |
Что имеем, не храним, | потерявши, плачем. |
не всегда брани дорогу | Спотыкаясь, |
не суйся в воду | (Не)зная броду, |
не умоешься | (Не)замочив рук, |
Что имеем, не храним, | потерявши, плачем. |
не всегда брани дорогу | Спотыкаясь, |
не суйся в воду | (Не)зная броду, |
не умоешься | (Не)замочив рук, |
Что имеем, не храним, | потерявши, плачем. |
не всегда брани дорогу | Спотыкаясь, |
не суйся в воду | (Не)зная броду, |
не умоешься | (Не)замочив рук, |
Что имеем, не храним, | потерявши, плачем. |
не всегда брани дорогу | Спотыкаясь, |
не суйся в воду | (Не)зная броду, |
не умоешься | (Не)замочив рук, |
Что имеем, не храним, | потерявши, плачем. не суйся в воду |
не всегда брани дорогу | Спотыкаясь, (Не)зная броду, |