СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повторение и закрепление по теме "Имя существительное"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан для обучающихся 5 класса, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения). (АООП УО, вариант1) с использование игровых технологий, здоровье сбережения, создания проблемной ситуации.

Просмотр содержимого документа
«Повторение и закрепление по теме "Имя существительное"»


Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по адаптированной

основной общеобразовательной программе

основного общего образования для детей с умственной отсталостью

( интеллектуальное нарушение, АООП УО, вариант 1)


Тема урока: «Повторение и закрепление по теме «Имя существительное»

Тип урока: (по основной дидактической цели) комбинированный, повторение материала по теме «Имя существительное»

(по основному способу проведения)

- сочетание различных форм занятий

(по основным этапам учебного процесса)

- соотнесение личного опыта и теоретических знаний, отработка практического навыка работы с существительным

Применяемые педагогические технологии: личностно-ориентированный подход, игровая технология, здоровье сбережение, создание проблемной ситуации



Цель: определение имени существительного по вопросу и значению.

Задачи урока:

Образовательные: организовать деятельность класса по теме: «Повторение основных признаков имени существительного», обобщить и систематизировать имеющиеся у детей знания об имени существительном как части речи, в результате которой учащиеся должны уметь находить данную часть речи в тексте, классифицировать по по грамматическим категориям: одушевлённые и неодушевлённые существительные, собственные и нарицательные; уметь определять род имён существительных; определять категорию числа существительных; группировать их; знать правила, применять их на практике.

Развивающие: способствовать развитию умений наблюдать, делать выводы, строить логические цепочки рассуждений, слушать и вступать в диалог, обосновывать свою позицию, согласовывать свою деятельность с деятельностью других; расширять словарный запас. Формирование положительной учебной мотивации посредством применения игровых приемов и ИКТ.


Коррекционные: корригировать недостатки познавательной деятельности

и личностных качеств учащихся; развитие речи и памяти учащихся, развитие внимательности, коррекция мелкой моторики.



Воспитательные: способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности, воспитанию самокритичности, чувства ответственности, добросовестности, дисциплинированности. Формировать ответственное добросовестное отношение к учебной деятельности через психологический настрой на урок, эмоциональную мотивацию, контроль за выполнением упражнений, рефлексию деятельности


Место урока в системе занятий: урок проводится в рамках изучения темы «Имя существительные» и служит уроком обобщения и закрепления изученных грамматических категорий существительных перед темой «Контрольная работа по теме Имя существительное»

Оборудование: медиа презентация, карточки, «Пушистики» для рефлексии, «мешок» со словами, справочники.

Используемые технологии: информационно – коммуникативные (презентация Power Point), личностно – ориентированные, здоровье сберегающие, игровые, коррекционно – развивающие.

Форма организации деятельности учащихся:

- фронтальная,

- индивидуальная.

- коллективная

Тип урока:

- комбинированный.

Методы по источнику знаний: практический, наглядный.


Методы по уровню познавательной активности: репродуктивный

(воспроизведение полученных знаний и выполнения практических заданий.)


Ожидаемые результаты:

- знать: основные категории имени существительного

- уметь: самостоятельно определять грамматические категории имени существительного.


Технологическая карта урока.


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

  1. Оргмомент.

Приветствие.

- Здравствуйте, ребята! Начинаем наш урок.

Самоопределение к деятельности.

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке?

Книжки, ручки и тетрадки?

- Не забудьте приготовить справочники. Это ваши помощники на уроке.



Слайд № 2


- А чтобы еще лучше настроиться на урок, мы сейчас хором прочтем наше заклинание.

- Молодцы!









Приветствуют учителя.




Настраиваются на работу.

Проверка готовности к уроку.



Открывают справочники.






Читают хором, четко проговаривая слова






Эмоциональный настрой на урок



Так как у детей кратковременная память, дети быстро забывают. Справочник является удобным инструментом для повторения и закрепления изученных правил.

применять правила и пользоваться инструкциями.

Психологическая мотивация на урок






Слайд № 3


  1. Постановка целей и задач урока.

(Постановка проблемного вопроса)


- О какой части речи говорится в загадке?

Земля, вода, пшеница, класс –

Все сущее, что окружает нас,

Мы называем. Имя им даем:

Береза, солнце, речка, дом…

Явления природы: буря, дождь…

Без этой части речи никак не проживешь!

- Молодцы. Правильно, это имя существительное.

- Сегодня на уроке мы вспомним грамматические категории имени существительного, которые мы с вами изучили.







Отгадывают загадку. Называют часть речи. Стараются дать ответ на проблемный вопрос самостоятельно.

С помощью учителя формулируют правильные ответы








Загадки учат думать и анализировать, развивают память, внимание, сообразительность, усидчивость.

Слайд № 4


  1. Всесторонняя проверка знаний.


  1. Зрительный диктант.

Поля покрылись пушистым снегом.


- Прочитайте предложение внимательно. Постарайтесь его запомнить.

(текст закрывается).

- Напишите это предложение по памяти.

- А теперь проверим, как вы написали.

- Кто не смог написать по памяти?

- Молодцы

- Найдите в этом предложении имена существительные. Надпишите над ним сущ.


Слайд № 5-6


  1. Физминутка для глаз


Слайд № 7


  1. Речевая разминка.

Утро было чудесное! Пушистый снег укрыл всю землю. Лес был, мохнатый, белый, а над ним синело прозрачное небо.

- Ребята, прочитайте текст про себя. Затем желающий прочтет текст вслух выразительно, соблюдая правила чтения. А вы ответите на вопросы по тексту.

- Ответы должны быть полными.


Слайд № 8


Вопросы:

- О каком времени суток идет речь в рассказе?

- Каким было небо?

- Почему вокруг было чудесно?


  1. Систематизация и обобщение изученного материала


Слайд № 9

-Ребята, послушайте внимательно стихотворение.

Женский род запомню я

И скажу: «Она – моя».

Я запомню род мужской

И опять скажу: «Он – мой».

Средний род: «Оно - моё» –

Это правило - твое!

- О чем говорится в стихотворении? (О роде имени сущ-ого).

- А сейчас, вам нужно записать слова, определить их род.

- Напомните, на какие вопросы отвечают имена существительные?

- Какого рода бывают имена существительные.

- Как определить род имени существительного?


Слайд № 10

- Пишем под диктовку. Можно пользоваться справочником.

- Двое к доске, остальные в тетради:

Собака, лес, гнездо, гора, заяц, село.

(Учитель контролирует выполнение задания и помогает слабоуспевающим учащимся).


  1. Физминутка

- Как изменяются существительные? (По числам).

- Какого числа бывают имена существительные? Приведите примеры (Им.сущ. бывают ед. и мн. числа.)

- Правильно. Молодцы!

- А сейчас встали, вышли из-за парт, подняли руки вверх. Если я называю имя существительное ед.ч., присели, если я называю имя существительное мн.ч., хлопаем.

Зима.

Уроки.

Школа.

Отметки.

Задания.

Перемена.

- Молодцы!


Слайд 11


  1. Игра «Кот в мешке»

Имя существительное,

Очень удивительное,

На вопросы кто? и что?

Отвечать оно должно.

- Ребята, сейчас я вам предлагаю игру «Кот в мешке».

Задание: не заглядывая в мешок, вытащить слово, определить, какое это

Существительное - одушевленное или неодушевленное.

- А как отличать одушевленные существительные от неодушевленных существительных?

- Какие существительные мы называем собственными?

- Молодцы!


Слайд 12


  1. Работа с текстом

Если в школе перемена,

Значит, драка непременно!

Вот Попов тузит Петрова,

Треплет Кошкин Комарова,

Комаров уже пищит –

Форма новая трещит!

А на новой перемене

Выдал я Попову Гене,

А Комар напал на Кошку

И поддал ему немножко.

Для того и перемены,

Чтобы в драках были смены!


- Прочитайте стихотворение.

- Каковы могут быть последствия таких перемен?

- Нужно ли соблюдать правила поведения в школе?

- Правильно. Я уверена, что вы все будете соблюдать правила поведения в школе. А те, кто нарушал, обязательно исправят свое поведение.


А теперь вспомните:

- Какие существительные мы называем собственными?

Задание: прочитайте еще раз стихотворение и найдите в нем только собственные имена существительные, запишите их в тетрадь.

- Какие существительные мы называем нарицательными. Можно пользоваться справочником.


Слайд 13

  1. Рефлексия

    • Как ты оцениваешь свою работу на уроке? Отвечаем полными предложениями.

    • С каким настроением ты заканчиваешь урок?

    • Выразите свое настроение, выбрав «пушистика» и отметив его на листе.

  1. Итоги урока. Оценки.


Слайд 14


  1. Задание на дом: инд. задание по карточкам


Слайд 15

- Спасибо всем! Урок окончен.

Уроку нашему конец,

Кто всё запомнил – молодец!








Дети читают текст. Запоминают. Затем пишут по памяти.






Инд.-кор. работа (Хренова Диана) списывает это предложение с карточки)











Дети читают текст про себя. Затем по желанию вслух.










Детиотвечают на вопросы. Стараются отвечать полными предложениями.















Дети отвечают на вопросы, записывают слова под диктовку в тетрадь, определяют род сущ-х.

Дети самостоятельно выполняют задание. Два ученика у доски.












Инд.-кор. работа (Хренова д.)








Дети отвечают на вопрос, приводят примеры





Выполняя физ. упражнения, закрепляют категорию числа имени существительного



.
















Дети в игровой форме повторяют и закрепляют изученные правила.

С помощью учителя формулируют правильные ответы














Дети читают стихотворение. Стараются самостоятельно (с помощью учителя) ответить на вопросы, выразить свою точку зрения и отношение к нарушению дисциплины, причинению вреда здоровью.

С помощью учителя формулируют правильные ответы










Отвечают на вопросы. Рассуждают. Высказывают свое мнение.

С помощью учителя формулируют правильные ответы







Дети дают определение существительных собственных и нарицательных. Пользуются справочниками, кто забыл.













Учащиеся осуществляют рефлексию своей деятельности, выбирая «пушистик»






Зрительный диктант проводится с целью развития оперативной памяти, для совершенствования навыка беглого чтения и орфографической зоркости












Этот прием, помимо обучающей и развивающей функции несет на себе и игровую функцию, что содействует воспитанию интереса к чтению. Совершенствует технику чтения.































Справочник помогает вспомнить и применять правила и пользоваться инструкциями.














Смена деятельности снимает напряжение, игровая форма закрепляет знания учащихся.




















Смена деятельности с игровыми элементами

делает закрепление материала увлекательным.


















Повторение техники безопасности и здоровьесбережения на перемене в школе в стихотворной форме также несет воспитательную функцию.



Применение

ИКТ делает задание интересным,

увлекательным


Это задание не только имеет воспитательное значение, здоровье сбережение, но и обучающее, закрепляет знание и различение собственных и нарицательных имен существительных








Оценивают свою работу на уроке, Делятся впечатлениями по ходу урока.


























































Приложение 1 Домашнее задание


Работа по инд.карточкам.

Карточка 1.

- Зашумованный текст. Выписать слова-существительные.


Сикушимснегромикузсанкивамкжщшдетидлопрсмехвхпсзабавыло.



Карточка 2.

- Из списка выпиши только существительные одушевленные (отвечают на вопрос кто?).

Арбуз, девочка, елка, парта, ученик, лист, продавец, стена, голубь, дерево.




Карточка 3.

- Выпиши только существительные (опирайся на вопросы КТО? ЧТО?)

Снег, снежок, снежный, снегопад, Снегурочка, снеговик, снежинка.



Карточка 4

Распределите слова в два столбика.

В первый столбик выпишите имена существительные собственные, а во второй столбик - соответствующие им нарицательные:


Енисей, журнал, Россия, поэт, Иван, автомобиль, Москва, город, «Волга», имя, А.С.Пушкин, страна, «Мурзилка», река.


Собств. сущ.

Нариц. сущ.
























Карточка

Выписать слова-существительные в два столбика Хлеволкомскосастолмарскремел

кто?

что? хлев




коса











Карточка

Выписать слова-существительные в два столбика. Хлеволкомскосастолмарскремел

кто?

что? хлев




коса











Карточка

Выписать слова-существительные в два столбика. Хлеволкомскосастолмарскремел



кто?

что? хлев




коса













Инд. задания для Хреновой Дианы



Поля покрылись пушистым снегом.

___________________________________

Собака, лес, гнездо, гора, заяц, село.

___________________________________

Загадка

Девочка Аленушка

Посадила зернышко,

Летом выросло на грядке

Золотое солнышко.

______________________________________

Ночью солнышко горит.

А к нему бежит тропинка,

Колокольчиком звеня…













Д/з Спишите текст. Подчеркните одной чертой все существительные, укажите над ними число (ед.ч или мн.ч.)

Зимний вечер

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.

__________________________________________________________________

Д/з Спишите текст. Подчеркните одной чертой все существительные, укажите над ними число (ед.ч или мн.ч.)

Зимний вечер

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит