Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по адаптированной
основной общеобразовательной программе
основного общего образования для детей с умственной отсталостью
( интеллектуальное нарушение, АООП УО, вариант 1)
Тема урока: «Повторение и закрепление по теме «Имя существительное»
Тип урока: (по основной дидактической цели) комбинированный, повторение материала по теме «Имя существительное»
(по основному способу проведения)
- сочетание различных форм занятий
(по основным этапам учебного процесса)
- соотнесение личного опыта и теоретических знаний, отработка практического навыка работы с существительным
Применяемые педагогические технологии: личностно-ориентированный подход, игровая технология, здоровье сбережение, создание проблемной ситуации
Цель: определение имени существительного по вопросу и значению.
Задачи урока:
Образовательные: организовать деятельность класса по теме: «Повторение основных признаков имени существительного», обобщить и систематизировать имеющиеся у детей знания об имени существительном как части речи, в результате которой учащиеся должны уметь находить данную часть речи в тексте, классифицировать по по грамматическим категориям: одушевлённые и неодушевлённые существительные, собственные и нарицательные; уметь определять род имён существительных; определять категорию числа существительных; группировать их; знать правила, применять их на практике.
Развивающие: способствовать развитию умений наблюдать, делать выводы, строить логические цепочки рассуждений, слушать и вступать в диалог, обосновывать свою позицию, согласовывать свою деятельность с деятельностью других; расширять словарный запас. Формирование положительной учебной мотивации посредством применения игровых приемов и ИКТ.
Коррекционные: корригировать недостатки познавательной деятельности
и личностных качеств учащихся; развитие речи и памяти учащихся, развитие внимательности, коррекция мелкой моторики.
Воспитательные: способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности, воспитанию самокритичности, чувства ответственности, добросовестности, дисциплинированности. Формировать ответственное добросовестное отношение к учебной деятельности через психологический настрой на урок, эмоциональную мотивацию, контроль за выполнением упражнений, рефлексию деятельности
Место урока в системе занятий: урок проводится в рамках изучения темы «Имя существительные» и служит уроком обобщения и закрепления изученных грамматических категорий существительных перед темой «Контрольная работа по теме Имя существительное»
Оборудование: медиа презентация, карточки, «Пушистики» для рефлексии, «мешок» со словами, справочники.
Используемые технологии: информационно – коммуникативные (презентация Power Point), личностно – ориентированные, здоровье сберегающие, игровые, коррекционно – развивающие.
Форма организации деятельности учащихся:
- фронтальная,
- индивидуальная.
- коллективная
Тип урока:
- комбинированный.
Методы по источнику знаний: практический, наглядный.
Методы по уровню познавательной активности: репродуктивный
(воспроизведение полученных знаний и выполнения практических заданий.)
Ожидаемые результаты:
- знать: основные категории имени существительного
- уметь: самостоятельно определять грамматические категории имени существительного.
Технологическая карта урока.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
Оргмомент. Приветствие. - Здравствуйте, ребята! Начинаем наш урок. Самоопределение к деятельности. Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Все ль на месте, все ль в порядке? Книжки, ручки и тетрадки? - Не забудьте приготовить справочники. Это ваши помощники на уроке. Слайд № 2 - А чтобы еще лучше настроиться на урок, мы сейчас хором прочтем наше заклинание. - Молодцы! | Приветствуют учителя. Настраиваются на работу. Проверка готовности к уроку. Открывают справочники. Читают хором, четко проговаривая слова | Эмоциональный настрой на урок Так как у детей кратковременная память, дети быстро забывают. Справочник является удобным инструментом для повторения и закрепления изученных правил. применять правила и пользоваться инструкциями. Психологическая мотивация на урок |
Слайд № 3 Постановка целей и задач урока. (Постановка проблемного вопроса) - О какой части речи говорится в загадке? Земля, вода, пшеница, класс – Все сущее, что окружает нас, Мы называем. Имя им даем: Береза, солнце, речка, дом… Явления природы: буря, дождь… Без этой части речи никак не проживешь! - Молодцы. Правильно, это имя существительное. - Сегодня на уроке мы вспомним грамматические категории имени существительного, которые мы с вами изучили. | Отгадывают загадку. Называют часть речи. Стараются дать ответ на проблемный вопрос самостоятельно. С помощью учителя формулируют правильные ответы | Загадки учат думать и анализировать, развивают память, внимание, сообразительность, усидчивость. |
Слайд № 4 Всесторонняя проверка знаний. Зрительный диктант. Поля покрылись пушистым снегом. - Прочитайте предложение внимательно. Постарайтесь его запомнить. (текст закрывается). - Напишите это предложение по памяти. - А теперь проверим, как вы написали. - Кто не смог написать по памяти? - Молодцы - Найдите в этом предложении имена существительные. Надпишите над ним сущ. Слайд № 5-6 Физминутка для глаз Слайд № 7 Речевая разминка. Утро было чудесное! Пушистый снег укрыл всю землю. Лес был, мохнатый, белый, а над ним синело прозрачное небо. - Ребята, прочитайте текст про себя. Затем желающий прочтет текст вслух выразительно, соблюдая правила чтения. А вы ответите на вопросы по тексту. - Ответы должны быть полными. Слайд № 8 Вопросы: - О каком времени суток идет речь в рассказе? - Каким было небо? - Почему вокруг было чудесно? Систематизация и обобщение изученного материала Слайд № 9 -Ребята, послушайте внимательно стихотворение. Женский род запомню я И скажу: «Она – моя». Я запомню род мужской И опять скажу: «Он – мой». Средний род: «Оно - моё» – Это правило - твое! - О чем говорится в стихотворении? (О роде имени сущ-ого). - А сейчас, вам нужно записать слова, определить их род. - Напомните, на какие вопросы отвечают имена существительные? - Какого рода бывают имена существительные. - Как определить род имени существительного? Слайд № 10 - Пишем под диктовку. Можно пользоваться справочником. - Двое к доске, остальные в тетради: Собака, лес, гнездо, гора, заяц, село. (Учитель контролирует выполнение задания и помогает слабоуспевающим учащимся). Физминутка - Как изменяются существительные? (По числам). - Какого числа бывают имена существительные? Приведите примеры (Им.сущ. бывают ед. и мн. числа.) - Правильно. Молодцы! - А сейчас встали, вышли из-за парт, подняли руки вверх. Если я называю имя существительное ед.ч., присели, если я называю имя существительное мн.ч., хлопаем. Зима. Уроки. Школа. Отметки. Задания. Перемена. - Молодцы! Слайд 11 Игра «Кот в мешке» Имя существительное, Очень удивительное, На вопросы кто? и что? Отвечать оно должно. - Ребята, сейчас я вам предлагаю игру «Кот в мешке». Задание: не заглядывая в мешок, вытащить слово, определить, какое это Существительное - одушевленное или неодушевленное. - А как отличать одушевленные существительные от неодушевленных существительных? - Какие существительные мы называем собственными? - Молодцы! Слайд 12 Работа с текстом Если в школе перемена, Значит, драка непременно! Вот Попов тузит Петрова, Треплет Кошкин Комарова, Комаров уже пищит – Форма новая трещит! А на новой перемене Выдал я Попову Гене, А Комар напал на Кошку И поддал ему немножко. Для того и перемены, Чтобы в драках были смены! - Прочитайте стихотворение. - Каковы могут быть последствия таких перемен? - Нужно ли соблюдать правила поведения в школе? - Правильно. Я уверена, что вы все будете соблюдать правила поведения в школе. А те, кто нарушал, обязательно исправят свое поведение. А теперь вспомните: - Какие существительные мы называем собственными? Задание: прочитайте еще раз стихотворение и найдите в нем только собственные имена существительные, запишите их в тетрадь. - Какие существительные мы называем нарицательными. Можно пользоваться справочником. Слайд 13 Рефлексия Как ты оцениваешь свою работу на уроке? Отвечаем полными предложениями. С каким настроением ты заканчиваешь урок? Выразите свое настроение, выбрав «пушистика» и отметив его на листе. Итоги урока. Оценки. Слайд 14 Задание на дом: инд. задание по карточкам Слайд 15 - Спасибо всем! Урок окончен. Уроку нашему конец, Кто всё запомнил – молодец! | Дети читают текст. Запоминают. Затем пишут по памяти. Инд.-кор. работа (Хренова Диана) списывает это предложение с карточки) Дети читают текст про себя. Затем по желанию вслух. Детиотвечают на вопросы. Стараются отвечать полными предложениями. Дети отвечают на вопросы, записывают слова под диктовку в тетрадь, определяют род сущ-х. Дети самостоятельно выполняют задание. Два ученика у доски. Инд.-кор. работа (Хренова д.) Дети отвечают на вопрос, приводят примеры Выполняя физ. упражнения, закрепляют категорию числа имени существительного . Дети в игровой форме повторяют и закрепляют изученные правила. С помощью учителя формулируют правильные ответы Дети читают стихотворение. Стараются самостоятельно (с помощью учителя) ответить на вопросы, выразить свою точку зрения и отношение к нарушению дисциплины, причинению вреда здоровью. С помощью учителя формулируют правильные ответы Отвечают на вопросы. Рассуждают. Высказывают свое мнение. С помощью учителя формулируют правильные ответы Дети дают определение существительных собственных и нарицательных. Пользуются справочниками, кто забыл. Учащиеся осуществляют рефлексию своей деятельности, выбирая «пушистик» | Зрительный диктант проводится с целью развития оперативной памяти, для совершенствования навыка беглого чтения и орфографической зоркости Этот прием, помимо обучающей и развивающей функции несет на себе и игровую функцию, что содействует воспитанию интереса к чтению. Совершенствует технику чтения. Справочник помогает вспомнить и применять правила и пользоваться инструкциями. Смена деятельности снимает напряжение, игровая форма закрепляет знания учащихся. Смена деятельности с игровыми элементами делает закрепление материала увлекательным. Повторение техники безопасности и здоровьесбережения на перемене в школе в стихотворной форме также несет воспитательную функцию. Применение ИКТ делает задание интересным, увлекательным Это задание не только имеет воспитательное значение, здоровье сбережение, но и обучающее, закрепляет знание и различение собственных и нарицательных имен существительных Оценивают свою работу на уроке, Делятся впечатлениями по ходу урока. |
Приложение 1 Домашнее задание
Работа по инд.карточкам.
Карточка 1.
- Зашумованный текст. Выписать слова-существительные.
Сикушимснегромикузсанкивамкжщшдетидлопрсмехвхпсзабавыло.
Карточка 2.
- Из списка выпиши только существительные одушевленные (отвечают на вопрос кто?).
Арбуз, девочка, елка, парта, ученик, лист, продавец, стена, голубь, дерево.
Карточка 3.
- Выпиши только существительные (опирайся на вопросы КТО? ЧТО?)
Снег, снежок, снежный, снегопад, Снегурочка, снеговик, снежинка.
Карточка 4
Распределите слова в два столбика.
В первый столбик выпишите имена существительные собственные, а во второй столбик - соответствующие им нарицательные:
Енисей, журнал, Россия, поэт, Иван, автомобиль, Москва, город, «Волга», имя, А.С.Пушкин, страна, «Мурзилка», река.
Карточка
Выписать слова-существительные в два столбика Хлеволкомскосастолмарскремел
Карточка
Выписать слова-существительные в два столбика. Хлеволкомскосастолмарскремел
Карточка
Выписать слова-существительные в два столбика. Хлеволкомскосастолмарскремел
Инд. задания для Хреновой Дианы
Поля покрылись пушистым снегом.
___________________________________
Собака, лес, гнездо, гора, заяц, село.
___________________________________
Загадка
Девочка Аленушка
Посадила зернышко,
Летом выросло на грядке
Золотое солнышко.
______________________________________
Ночью солнышко горит.
А к нему бежит тропинка,
Колокольчиком звеня…
Д/з Спишите текст. Подчеркните одной чертой все существительные, укажите над ними число (ед.ч или мн.ч.)
Зимний вечер
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
__________________________________________________________________
Д/з Спишите текст. Подчеркните одной чертой все существительные, укажите над ними число (ед.ч или мн.ч.)
Зимний вечер
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит