Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Формы организации взаимо-действия | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежу-точный контроль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1.Моти-вация (само-опреде-ление) к учебной деятель-ностию. | Эмоциональ-ная, психологичес-кая и мотивацион-ная подготовка к усвоению изучаемого материала. | Класс делится на две команды. В ходе игры выполнение заданий оценивается баллами, которые сообщаются командам и записываются на табло. После окончания игры подводятся итоги и называются победители. Вступительное слово: - Сегодня мы вспомним то, что узнали о частях слова – морфемах, а так же, соревнуясь, повторим орфографические правила, связанные с их написанием. Желаю всем удачи! | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем столе, демонстрируют готовность к уроку. | Фронталь-ная. | Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: понимают познавательную задачу. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции. | Листы обратной связи. |
2.Акту-ализация и пробное учебное действие. 3.Выяв-ление места и причины затруд-нения. | Воспроизведение ранее изученного, установление преемствен-ных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Эвристичес-кая беседа по группам. | Начинает разминку: - Назовите известные вам морфемы. - Как найти окончание в слове? Докажите. -Какие морфемы могут входить в основу? - Назовите способы словообразования. - Докажите, что суффикс и приставка являются значимыми частями слова. Работа с вопросами на странице 41 учебника (подготовка в группах). | Обдумывают ответы на вопросы и понимают, что знаний у них недостаточно для полных ответов. Строят понятные для партнера высказывания. | Фронталь-ная. | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. | Устные ответы, письменная работа. |
| Физкульт-минутка | Мы – веселые мартышки, Мы играем громко слишком. Все ногами топаем, Все руками хлопаем, Надуваем щечки, Скачем на носочках. Дружно прыгнем к потолку, Пальчик поднесем к виску И друг другу даже Язычки покажем! Шире рот откроем, Гримасы все состроим. Как скажу я слово три, Все с гримасами замри. Раз, два, три! | Выполняют элементарные физические упражнения. | Фронталь-ная. | | Выполняют физические упражнения |
4.Целе-полога-ние и построе-ния проекта выхода из затруд-нения. | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Эмоцио-нальная, психоло-гическая и мотивационная подготовка обучающихся к работе в малых группах. | Формулирует цель учебной деятельности вместе с обучающими, принимающими ее на себя. - Итак, разминка окончена! Приступаем к выполнению заданий. Объясняет правила организации работы в группе. | Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Слушают учителя, участвуют в диалоге с одноклассникамию | Групповая. | Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, работают по плану. | Задают вопросы для уточнения информа-ции. Устные ответы. |
5.Твор-ческая практи-ческая деятель-ность по реализа-ции постро-енного проекта. | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности обучающихся. Подбор своих примеров, иллюстри-рующих природу изучаемой проблемы. Выполнение разноуров-невых обучающих упражнений на основе текста учебника. | - Выполним первое задание. Разберите слова по составу (на слайде): 1 команда: территория, путешествие, читал. 2 команда: препятствие, артиллерия, горел. - Молодцы, ребята. Следующее задание. Из текста выпишите слова, состав которых соответствует схемам (на доске): Над прудом поземка вьется, Тени длинные легли. И негреющего солнца Красный шар висит в дали. В. Приходько - Хорошо справились с заданием. Индивидуальное задание представителям команд (работа у доски). Сделать фонетический разбор слов: паяльник, просьба. - И с этим заданием вы справились. Перейдем к следующему заданию. Выпишите слова с чередующимися гласными в корне, обозначьте орфограммы (карточки): сидеть, отпереть, глядеть, загорать, положение, коснуться, отрасти, убегать, зажигать, зори, косичка, изложение, касательная, блистать, урожай, заморозки. - Задание пять. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограммы (карточки): растительный, загорать, заросли, росток, угарный, сложить, разложить, слагаемое. Организует и сопровождает деятельность обучающихся. | Составляют в группе ответы. Знакомят с результатами работы группы, слушают и обсуждают ответы товарищей. | Групповая, индиви-дуальная. | Личностные: желают приобретать новые знания, умения. Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а так же самостоятельно находят ее в материалах учебников. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и в рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы. | Устные ответы. Письменная работа. |
6.Пер-вичное закреп-ление с коммен-тирова-нием во внешней речи. 7.Самос-тоя-тельная работа с самопро-веркой по эталону. | Обобщение и системати-зация знаний и формиро-вание рациональных способов применения их на практике. Выполнение разно-уровневых обучающих упражнений. Составление связных рассказов. | - Расскажите, как образуются сложные слова. Соедините части правого и левого столбика так, чтобы получились новые слова (слайд). - Заполните квадрат сложными словами (слайд): 1. Человек, который ухаживает за садом. 2. Машина, которая работает на пару. 3. Его использовали вместо чайника в старину. 4. Самодельное оружие. 5. Лес, поваленный бурей. 6. Воздушное судно. - Послушайте стихотворение. Скажите, о какой морфеме идет речь в этом стихотворении. В каком значении используется эта морфема? Приведите свои примеры. В прекрасном замке на горе Жила-была приставка –пре, Особа преотважная, Важная-преважная. Гордая-прегордая, Добрая-предобрая. Ее считали очень мудрой, И называли все премудрой. Был у нее прелестный пудель. Прехрабрый пес по кличке Дудель. Он преспокойно спал у двери, Когда вошла приставка –пере. Она сказала «На заре Я уезжаю. Друг мой, –пре, Меня не будет два-три дня Ты поработай за меня. Позаменяй меня, прошу. Спокойной ночи. Я спешу». А. Каютина - А сейчас я вызываю капитанов команд и предлагаю им поработать с перфокартами над правилом «З и с на конце приставок» (работа с перфокартами). | Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. Решают кроссворды, работают с перфокартами. | Индиви-дуальная, групповая. | Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | Листы обратной связи. Задают вопросы для уточнения информа-ции. Письменная работа. |
8.Вклю-чение в систему знаний и повто-рение. | Обучающая игра. Обобщение полученных на уроке сведений, контроль, оценивание работы на уроке. | - А сейчас последнее задание, игра для всего класса «Кто быстрей, кто больше». От слов «дом» и «летят» образуйте как можно больше слов, выделите словообразующие морфемы, укажите, какими частями речи являются образованные слова, объясните их значение. | Образуют новые слова. Отвечают на вопросы. Формулируют собственные мысли, высказывают свою точку зрения. | Фронталь-ная. | Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека. Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки. | Оценивание работы обуча-ющихся на уроке. |
9.Реф-лексия учебной деятель-ности на уроке (итог урока). | Заключитель-ная беседа по вопросам. | - Что нового узнали на уроке? - Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали? - Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас? - Дайте оценку нашей работе: выберете одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился – карточку с улыбающимся лицом, не понравился – карточку с грустным лицом. | Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют дневники достижений. | | Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека; стремятся к приобретению новых знаний и умений. Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений, как интегрированных сложных умений. Регулятивные: оценивают свою работу, осознают правило контроля; исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания. | Листы обратной связи. |
10.Дома-шнее задание. | | Повторить все изученные орфограммы в разделе «Морфемика». Подготовка к диктанту. | Записывают домашнее задание | | | |