Повторение изученного об однородных членах предложения
Цель урока: повторить и систематизировать сведения об однородных членах предложения
Задачи:
– образовательная: способствовать выработке умений и навыков по применению знаний об однородных членах предложения на письме, различать однородные и неоднородные определения, строить структурные схемы предложения, развитие умения составлять предложения по схемам
– развивающая: формировать умения лаконично, полно и содержательно отвечать, делать обобщающие выводы, развивать наглядно-образное мышление, память и умение сравнивать и анализировать
–воспитательная: содействовать воспитанию рационального распределения времени и ответственному отношению к предмету, воспитывать интерес к книге, чтению
Тип урока: обобщение материала
Методы организации учебной деятельности: фронтальная. индивидуальная
Оборудование: опорные таблицы, индивидуальные карточки с текстом, толковый словарь, индивидуальные карточки с тестовыми вопросами
Ход урока
Оргмомент
Повторение
Синтаксический разбор предложения.
Составьте предложение, выполнив следующие действия:
- возьмите подлежащее предложения Хорошая книга позволяет за несколько часов прожить чужую жизнь. (Книга)
- из предложения Добрая книга добру учит возьмите определение, поставьте его в форму мужского рода, единственного числа, именительного падежа. (Добрый)
- из предложения За вину умный винит себя выпишите подлежащее, выраженное прилагательным. (Умный)
- из предложения Старый друг лучше новых двух выпишите подлежащее. (Друг)
б) Сделайте синтаксический разбор полученного предложения (Книга-добрый, умный и честный друг), составьте его схему.
в) Согласны ли вы с этим утверждением? Составьте небольшое рассуждение (работа в тетрадях).
2. Объяснить лекс.значение слов. Составить словосочетания.
Экстре(н,нн)ый, некр…лог, д…пломат, ч…столюбивый, а(н,нн)отация, мент…литет, дил…тант, инт…(л,лл)…генция, аббр…виатура
3.Работа по теме урока
Согласен – не согласен
№ | Утверждения | «Да» или «нет» |
1. | Однородные члены предложения связаны подчинительной связью | |
2. | Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос | |
3. | Однородные члены предложения могут быть выражены словами разных частей речи. | |
4. | Однородными могут быть только второстепенные члены предложения | |
5. | Пришли ни свет ни заря. – В этом предложении пропущена запятая | |
6. | Обобщающее слово является тем же членом предложения, что и однородные члены | |
7. | Царственный дубовый лес подступал к самым окнам. – Между однородными определениями царственный и дубовый надо поставить запятую | |
- А какие источники информации могут помочь нам в случае затруднения?
2.Упр. 1
Переработайте текст, который вам предлагается, так, чтобы он стал ярким, выразительным, эмоциональным, включив в него однородные члены. Те, кто нуждается в помощи, могут обратиться к словам для справок.
Зимний день ярок. Мороз подгоняет прохожих. Снег переливается серебром. Деревья, крыши домов украшены инеем. А зимний вечер приносит ощущение тайны.
Слова для справок: наряден, торопит, искрится, провода, кусты, сказка, колдовство.
Закрепление по теме.
1.Работа по учебнику Упр 230
Физкультминутка.
Встаньте парами между партами. Сегодня физминутку нам помогут провести жители разных стран, которые, как и вы, любят ее делать. Упражнения повторяйте за мной.
1. В Тунисе, здороваясь на улице, принято сначала поклониться, поднести правую руку ко лбу, затем к губам, затем к сердцу.
2. Жители страны Тонга, расположенной на островах Тихого океана, при встрече со знакомыми останавливаются на расстоянии, покачивают головой, топают ногой и пощёлкивают пальцами.
3. Японцы при встрече кланяются.
4. Эскимосы, приветствуя знакомого, слегка ударяют его кулаком и по плечам.
5. Считается, что рукопожатия появились ещё в первобытные времена. Тогда, протягивая друг другу руки, люди показывали, что у них нет оружия, что они пришли с миром.
А как вы здороваетесь друг с другом? Пожмите руки друг другу.
Спасибо, садитесь, пожалуйста. Продолжим урок.
2.Тестовые задания
1.Укажите, как нужно расставить знаки препинания в предложении:
Всё в облике матроса (1) русые волосы, белые глаза, тонкие губы (2) всё напоминало скорее Финляндию, нежели Кострому, его родину.
1- тире, 2- двоеточие
1- тире, 2- тире
1- двоеточие, 2- запятая
1- двоеточие, 2- тире
2.Укажите предложение с однородными членами.
Ты сер, а я, приятель, сед.
На одном месте и камень мохом обрастает.
Не делайте упражнение, не вспомнив правило.
Мы ехали по отлогостям гор, то взбираясь вверх, то опускаясь.
3.Какие однородные члены и какие союзы используются в предложении:
Финский залив и вдали от берега весь усеян мелями, зато превосходно обставлен маяками.
однородные сказуемые; противительный союз
однородные сказуемые; соединительный и разделительный союзы
однородные сказуемые и дополнения; противительный союз
однородные сказуемые и дополнения; соединительный и противительный союзы
4.Найдите предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки.
А звёзды нежданно в тумане блеснули и свет свой холодный под липами льют.
Синицы, скворцы, живущие в наших лесах - истребители вредных насекомых.
И дубы на холмах, и барашки кустов, и даже лошадь с маленьким жеребёнком кажутся синими.
Странный свет приближался и двигался над зарослями кустов и стволами спиленных осин, и берёз.
5.Укажите предложение с однородными определениями (знаки препинания не проставлены).
Он легко справлялся с трудными математическими задачами.
Приятный нежный голосок птички звенел не умолкая.
Незатейливая деревянная резьба наличников привлекла его внимание.
Окна в бревенчатом доме под железной ржавой крышей были темны.
4.Итог урока
Самостоятельная работа
По – настоящему земля открылась мне на войне. Сколько перекопал, перелопатил я её за войну! Я рыл и окопы, и траншеи, и землянки, и ходы сообщения.Я не только рыл землю, но и жил в ней.
Родная земля хранила и берегла меня с материнской верностью.
Она была мне всем: убежищем и постелью, столом и родным домом.
Рефлексия
Домашнее задание п. упр. 232
1.Укажите, как нужно расставить знаки препинания в предложении:
Всё в облике матроса (1) русые волосы, белые глаза, тонкие губы (2) всё напоминало скорее Финляндию, нежели Кострому, его родину.
1- тире, 2- двоеточие
1- тире, 2- тире
1- двоеточие, 2- запятая
1- двоеточие, 2- тире
2.Укажите предложение с однородными членами.
Ты сер, а я, приятель, сед.
На одном месте и камень мохом обрастает.
Не делайте упражнение, не вспомнив правило.
Мы ехали по отлогостям гор, то взбираясь вверх, то опускаясь.
3.Какие однородные члены и какие союзы используются в предложении:
Финский залив и вдали от берега весь усеян мелями, зато превосходно обставлен маяками.
однородные сказуемые; противительный союз
однородные сказуемые; соединительный и разделительный союзы
однородные сказуемые и дополнения; противительный союз
однородные сказуемые и дополнения; соединительный и противительный союзы
4.Найдите предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки.
А звёзды нежданно в тумане блеснули и свет свой холодный под липами льют.
Синицы, скворцы, живущие в наших лесах - истребители вредных насекомых.
И дубы на холмах, и барашки кустов, и даже лошадь с маленьким жеребёнком кажутся синими.
Странный свет приближался и двигался над зарослями кустов и стволами спиленных осин, и берёз.
5.Укажите предложение с однородными определениями (знаки препинания не проставлены).
Он легко справлялся с трудными математическими задачами.
Приятный нежный голосок птички звенел не умолкая.
Незатейливая деревянная резьба наличников привлекла его внимание.
Окна в бревенчатом доме под железной ржавой крышей были темны.
1.Укажите, как нужно расставить знаки препинания в предложении:
Всё в облике матроса (1) русые волосы, белые глаза, тонкие губы (2) всё напоминало скорее Финляндию, нежели Кострому, его родину.
1- тире, 2- двоеточие
1- тире, 2- тире
1- двоеточие, 2- запятая
1- двоеточие, 2- тире
2.Укажите предложение с однородными членами.
Ты сер, а я, приятель, сед.
На одном месте и камень мохом обрастает.
Не делайте упражнение, не вспомнив правило.
Мы ехали по отлогостям гор, то взбираясь вверх, то опускаясь.
3.Какие однородные члены и какие союзы используются в предложении:
Финский залив и вдали от берега весь усеян мелями, зато превосходно обставлен маяками.
однородные сказуемые; противительный союз
однородные сказуемые; соединительный и разделительный союзы
однородные сказуемые и дополнения; противительный союз
однородные сказуемые и дополнения; соединительный и противительный союзы
4.Найдите предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки.
А звёзды нежданно в тумане блеснули и свет свой холодный под липами льют.
Синицы, скворцы, живущие в наших лесах - истребители вредных насекомых.
И дубы на холмах, и барашки кустов, и даже лошадь с маленьким жеребёнком кажутся синими.
Странный свет приближался и двигался над зарослями кустов и стволами спиленных осин, и берёз.
5.Укажите предложение с однородными определениями (знаки препинания не проставлены).
Он легко справлялся с трудными математическими задачами.
Приятный нежный голосок птички звенел не умолкая.
Незатейливая деревянная резьба наличников привлекла его внимание.
Окна в бревенчатом доме под железной ржавой крышей были темны.