Просмотр содержимого документа
«Повторение темы «Сложносочинённое предложение»»
9 класс
Повторение темы «Сложносочинённое предложение»
Учитель русского языка Носкова О.Л .
Подготовка к ОГЭ Объясните орфограммы в словах
- НЕСКОШЕ(НН)ЫЙ (ЛУГ)
- ПРЕД..СТОРИЯ
- (ПО)ФРАНЦУЗСКИ
- ПРИК..СНОВЕНИЕ
- РАЗ..ЯРЁННЫЙ
Вопросы на повторение:
- Как отличить сложное предложение от простого?
- На какие группы делятся сложные предложения?
- В чём отличие сложносочинённых предложений?
- Какие союзы связывают части сложносочинённых предложений?
- На какие группы по смысловым отношениям простых предложений делятся ССП и какие союзы при этом употребляются?
Составьте и запишите два предложения с данным началом: одно – простое с однородными сказуемыми, а другое – сложносочинённое. При необходимости поставьте знак препинания.
Густой туман опускался на землю и…
Из данных предложений выпишите только сложносочинённые (знаки препинания не расставлены)
1. На рассвете прискакали три всадника и оставив лошадей вошли в избу.
2. Смеркалось и на небе показались первые звёздочки.
3. На небе не было видно ни луны ни звёзд
фонари вдруг тоже погасли.
4. Когда взошло солнце мы уже были
далеко от деревни.
5. На улице не только было шумно
но и гремел праздничный салют.
Проверьте!
1. На рассвете прискакали три всадника и, оставив лошадей, вошли в избу. (простое предложение с однородными сказуемыми)
2. Смеркалось, и на небе показались первые звёздочки. (ССП)
3. На небе не было видно ни луны, ни звёзд,
фонари вдруг тоже погасли. (ССП)
4. Когда взошло солнце, мы уже были
далеко от деревни. (СПП)
5. На улице не только было шумно,
но и гремел праздничный салют. (ССП)
Спишите предложения, расставив знаки препинания там, где это необходимо. В каких предложениях запятые ставить не нужно? Почему?
- Резко похолодало однако снег так и не выпал.
- В лесах уже тает снег и появляются первые подснежники.
- По крыше стучал дождь и ветер открывал и закрывал ставни окон.
- Когда приближаются новогодние праздники в домах зажигаются ёлки и вкусно пахнет мандаринами.
5) К кому вы пришли и кто вас просил об этом?
Спишите предложение, поставьте при необходимости знаки препинания. Выполните синтаксический разбор, указав части речи. Дайте характеристику предложения и начертите схему.
Дни поздней осени бранят обыкновенно
но мне она мила читатель дорогой.
Домашнее задание: спишите текст, расставляя знаки препинания. Подчеркните главные члены предложения. Выполните синтаксический разбор указанного предложения. Дайте ему характеристику и начертите схему.
В саду мне ж..лось хорош... Погода была ясная тёплая а белые обл..ка плыли над садом почти (не)засл..няя солнце. Улетающий клин журавлей т..нулся на юг и было что(то) т..ржестве(н,нн)ое и мног..значительное в их ровном и плавном полёте. Я глядел на них и мне ст..новилось и грустно и весело и какая(то) лё..кость чу(?)ствовалась во всём теле. Паутина липла к
лицу к рукам и с ветвей задетых мною падали т..жёлые яблоки. За оврагом стояли бел..ствольные
берёзы и листья золотыми искорками
облетая с них гасли в сонной траве 4 .