9
Открытый урок русского языка 9 класс
Тема « Повторение и закрепление изученного материала по теме «Лексика и фразеология»
Цель урока:
1. Повторить и закрепить основные темы раздела «Лексика и фразеология»,
2.Расширять словарный запас учащихся.
3.Формировать умения применять на практике полученные знания.
4.Воспитание любви к русскому языку, эстетического отношения к слову.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2. Сообщение темы и цели урока.
Сегодня на уроке мы повторим и закрепим основные термины, изучаемые в разделе «Лексика и фразеология», научимся использовать их в своей речи, обогащая ее синонимами, омонимами, паронимами, антонимами, фразеологизмами.
3. Начнём повторение с просмотра презентации по теме «Лексика».
4.Закрепление материала.
1) О каком языковом явлении говорится в стихотворении:
Много разных есть ключей:
Ключ-родник среди камней,
Ключ скрипичный, завитой,
И обычный ключ дверной.
2) Задание.
Укажите, в каких примерах слова употреблены в переносном значении:
а) тяжелый чемодан
б) тяжелая вина
в) тяжелый характер
г) тяжелый камень
Укажите, в каких примерах слова употреблены в переносном значении:
а) легкая сумка
б) легкая походка
в) легкий вопрос
г) легкий чемодан
Укажите, в каких примерах слова употреблены в переносном значении:
а) глубокая река
б) глубокое молчание
в) глубокая тайна
г) глубокая пропасть
Укажите слово-омоним:
а) парк
б) дерево
в) лисички
г) трамвай
Укажите слово-омоним:
а) брак
б) собака
в) цветок
г) шкаф
Укажите слово-омоним:
а) телевизор
б) роман
в) бумага
г) игрушка
Укажите синонимы к слову смелый:
а) отважный
б) нерешительный
в) вспыльчивый
г) мужественный
Укажите синонимы к слову прохладный:
а) холодный
б) горячий
в) свежий
г) жаркий
Укажите синонимы к слову способный:
а) ленивый
б) талантливый
в) даровитый
г) бездарный
Укажите антонимы к слову мягкий:
а) приятный
б) беззлобный
в) жесткий
г) твердый
Укажите антонимы к слову веселый:
а) грустный
б) радостный
в) печальный
г) беззаботный
Укажите антоним к слову тайный:
а) скрытый
б) неизвестный
в) явный
г) закрытый
Физкультминутка-игра:
Учитель: А сейчас встаньте, мы поиграем. Я буду называть вам пары слов, а вы будете поднимать руки вверх, если услышите антонимы, и приседать, если услышите синонимы.
Текст для игры: Друг – товарищ, день – ночь, враг – недруг, близко – далеко, широкий- узкий, большой – огромный, вверх – вниз, красный – алый, высокий – низкий, творческий – креативный, отъезд – приезд, умный – глупый, грустный – печальный, подняться – опуститься.
Учитель: А теперь давайте проверим Ваш лексический запас. Вам будет прочитано лексическое значение слова, а само слово Вам необходимо записать в тетрадь под номером.
Определите слово по его лексическому значению:
Цвет фиалки и сирени. (Лиловый.)
Заранее намеченный путь следования. (Маршрут.)
Мысленно представить себе что-либо. (Вообразить.)
Очень большой. (Огромный, гигантский.)
Желтый с красноватым оттенком. (Оранжевый.)
Знаки для обозначения звуков. (Буквы.)
4.А сейчас повторим, что такое «Фразеология». Посмотрим презентацию.
Выполнение заданий на слайдах.
Задания: (ученикам раздать листочки)
Найти вторую часть фразеологизма и дописать его. Работу выполняем на листочках.
А.
1. Невзирая на__________________
2.Два сапога______________.
3.Буря в ____________________.
4.Топтаться на_________________________
5.Кусать_____________.
6.Не мудрствуя________________.
7.Зарубить себе ____________________________.
8.Волчий__________________
9.Как две капли воды___________________.
10.Сулить золотые_________________________.
11.Еле-еле душа_________________________.
12.На сон________________________.
13.Голод не ________________________.
14.Овчинка____________________________________________.
15.Проще пареной______________________.
В. К данным фразеологизмам подберите фразеологизмы-антонимы.
1.В двух шагах_____________________________.
2.Засучив рукава__________________________________.
3.Пасть духом________________________.
4.Хоть пруд пруди______________________.
Задание 5.
«Я начну, а ты продолжи»:
На все руки… ?
(мастер).
Смотреть правде… ?
(в лицо).
Выносить сор… ?
(из избы).
Держать язык… ?
(за зубами).
Как корова… ?
(языком слизала).
Куда глаза… ?
(глядят).
Как ветром… ?
(сдуло).
Родиться под… ?
(счастливой звездой).
Семь пятниц… ?
(на неделе).
Дело в… ?
(шляпе).
Плясать под… ?
(чужую дудку).
Скатертью… ?
(дорога).
Вывести на… ?
(чистую воду).
Водить за… ?
(нос).
Зарыть талант… ?
(в землю).
6.Выполните упр.232 (устно)
7.Подведение итогов.
Итак, русский неизмеримо богат. Нет такого слова, явления, понятия, которое невозможно было бы выразить русским языком. Он насыщен синонимами, омонимами, паронимами, фразеологизмами. Появляются новые слова, исчезают или заменяются другими устаревшие.
8.Выставление оценок.
9.Домашнее задание. П.42, упр.235, 236.
или составьте свой тест на знание фразеологизмов
«Я начну, а ты продолжи».