Повышение эффективности урока географии через применение современных образовательных технологий. Районный семинар учителей географии
Гизитдинова Наталья Александровна
учитель географии
МКОУ «Новосёловская средняя школа»
ФГОС ООО предполагает серьезные изменения в организации образовательного процесса, в том числе и в преподавании географии.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий , обеспечивающих школьникам умение учиться , способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных учебных действий.
Формирование способности и готовности обучающихся реализовывать универсальные учебные действия позволяет повысить эффективность образовательного процесса. Но не менее значимо и то, какой метод или прием работы учитель выбирает на своем уроке, чтобы в конечном счете достичь поставленную цель – научить ребенка учиться , а не просто делиться теми знаниями и умениями, которые есть у него самого.
В этой связи целесообразно говорить об использовании современных образовательных технологий .
Применение их открывает новые возможности в преподавании географии, дает детям возможность для размышления и участия в создании элементов урока, что способствует развитию интереса школьников к предмету.
ФГОС: что оценивается как результат образования?
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКОВ:
умение решать учебные задачи на основе сформированных предметных и универсальных способов действий (умения, а не знания!)
умение учиться – способность к самоорганизации в решении учебных задач
прогресс в личностном развитии (эмоциональном, познавательном, саморегуляции)
Новый стандарт второго поколения акцентирует внимание учителей на необходимости использовать современные образовательные технологии, которые могут обеспечить развитие школьников. Не случайно, именно использование передовых технологий становится важнейшим критерием успешности учителя. Благодаря современным технологиям на уроках развертывается деятельность учеников.
Новое положение об аттестации учителей: 1-я и высшая категории только при внедрении новых ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
18
Современные образовательные технологии
АКТИВНОЕ ПОЗНАНИЕ КОММУНИКАТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ
Проектная деятельность (индивидуальная, групповая, коллективная)
Технологии интегрированного
Учебно-исследовательская деятельность
Обучение на основе учебных задач и ситуаций
обучения
Фасилитационные технологии (групповое обсуждение)
Технологии сотрудничества
Деловые игры
Информационно-коммуникационная (ИКТ)
Личностно-ориентированные технологии
Технологии дифференцированного обучения
Компьютерные технологии
Проблемное обучение
Портфолио учащихся
Интерактивные технологии
Технологии разноуровнего обучения
Исследования показали, что наибольшей популярность у учителей в России пользуются следующие образовательные технологии:
- модульная технология;
- технология проектного обучения;
- технология внутриклассной дифференциации;
- технология проблемного обучения;
- технология дидактической игры.
- Теория Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ) – конструктивная методология генерации эффективных идей и разрешения проблем на основе моделей противоречий и методов их разрешения.
В основе используемых в ТРИЗ-педагогике средств изначально лежит технология проблемного обучения, когда обучающиеся самостоятельно ищут решения творческих задач .
В число основных положений ТРИЗ входят:
- теория – как катализатор творческого решения проблем;
- знание – как инструмент творческой деятельности;
- утверждение , что к творчеству способны все;
- утверждение , что творчеству можно научиться.
Технология проблемного обучения, лежащая в основе ТРИЗ-педагогики, объединяет данную технологию деятельности с развивающим обучением:
- Единая идея развивающего обучения и развивающего образования
- Деятельный подход к обучению
- Умение формировать теоритические обобщения
- Диалог – как форма общения учителя и ученика
- Для обучения используются проблемные задачи
ТРИЗ-технология позволяет ученикам:
- Развивать творческое, нестандартное мышление
- Учиться преодолевать трудности в процессе обучения
- Объективно оценить принятые решения
ТРИЗ-технология позволяет преподавателю:
- - разнообразить учебный труд и способы получения информации;
- - научить ребят работать с дополнительной литературой и доносить свои знания до других;
- - развивать аналитическое мышление и умение использовать свои знания
- - научить ребят работать самостоятельно;
- - проконтролировать уровень целостности знаний у учащихся;
- - накопить интересный дидактический материал
- - подготовить к ЕГЭ.
Приём «Обратить вред в пользу»
Суть метода:
- А) использовать вредные факторы для получения положительного эффекта;
- Б) устранить вредный фактор за счёт устранения сложения с другим вредным фактором;
- В) усилить вредный фактор до такой степени, чтобы он перестал быть вредным.
- География, 9 класс. Тема: «Металлургический комплекс».
Металлургия – крупный загрязнитель окружающей среды. На её долю приходится 20% всех промышленных выбросов в атмосферу и сточных вод. Только один медеплавильный завод, производящий в год 125тыс. тонн меди, выбрасывает в атмосферу 2млрд.м3 газов и 43 тыс. тонн пыли. Используя приём «Обратить вред в пользу» предложите способы борьбы с вредными выбросами предприятия. так как они неизбежны, они должны приносить пользу человеку. Пусть это будет даже фантастический проект. (Версия детей: установить дымоуловители на промышленном комплексе, а задержанные газы направить на обогрев).
Приём «Удивляй»
- Суть этого приёма сводится к тому, что перед началом объяснения нового материала привожу детям некий парадоксальный пример или загадку, захватывающую детское воображение.
Хорошо известно, что ничто не привлекает так детское внимание, как нечто удивительное. При этом отмечаю, что при всей удивительности этого явления его можно объяснить с научной точки и содержание данного урока в этом поможет. После изложения нового материала прошу учеников объяснить парадокс.
Например, один из уроков начального курса географии по теме «Атмосфера» можно начать с рассказа о том, как в 1806году в Дании с неба сыпались раки, в 1933году в селе Кавалерово Приморского края шёл дождь с медузами, а в 1974году в окрестностях Ашхабада с неба падали лягушки. Естественно, учащиеся заинтересуются решением данного парадокса, более внимательно будут слушать объяснение нового материала.
Приём «Лови ошибку»
- Перед началом объяснения объявляю ученикам, что во время своего рассказа допущу некоторое количество ошибок. Они будут очевидны, и для того, чтобы их обнаружить, не потребуется специальных знаний. Кто первым из учащихся заметит ошибку, тот должен поднять руку. При такой работе дети анализируют каждое предложение, сказанное учителем, и кроме действительных ошибок находят массу ошибок несуществующих. Это несколько замедляет работу, поэтому при применении данного приёма необходимо в плане урока отводить на объяснение материала немного больше времени, чем обычно. Так, при объяснении темы «Ветер» в 6 классе можно сначала дать правильные сведения о том, что дневной бриз дует с моря на сушу, а потом, при объяснении ночного бриза, заявить, что он дует в том же направлении. Большинство шестиклассников сразу замечают здесь логическое противоречие. На этом же уроке можно дать информацию о том, что сила ветра зависит от перепада давления, а потом сказать, что чем меньше перепад давления, тем сильнее ветер. В общем, подобных ошибок можно придумать немало, но желательно предупредить учеников о количестве ошибок и не делать их слишком много. Опыт показывает, что оптимальное количество ошибок 5-6 за один рассказ.
ТРИЗ-задача
- Удивлению мореплавателей не было предела, когда последний из пяти кораблей Магеллана вернулся в Севилью, обогнув Землю в течение всего плавания, один из его участников не пропускал ни одного дня, записывал всё что видел. И вот оказалось, что на суше прошло на один день больше, чем на корабле. На корабле среда, а на суше четверг. Вопрос: Как объяснить этот удивительный случай, почему спутники Магеллана потеряли один день ?
Несколько общих советов и предостережений:
- Все задания сначала подбираются и составляются учителем, но некоторые типы заданий подходят и для составления самими учащимися, что внесет дополнительный интерес и элементы творчества в учебный процесс. Можно устроить и небольшой конкурс на лучшую задачу, составленную учащимися, обсуждать с ними, соответствует ли задача заявленному типу, чем хороша, какие интересные моменты возникают при её решении.
Приём «Таблица аргументов»
Аргумент
Почему «да»
Технический прогресс ведёт к гибели цивилизации
Почему «нет»
Экологические проблемы
Улучшение условий жизни
ПРИЧИНА
ПРИЧИНА
ПРИЧИНА
ФАКТЫ
ФАКТЫ
ФАКТЫ
ПРОБЛЕМА
ВЫВОД
Фиш-бон
Трансграничные перемещения
Загрязнение вод Мирового
атмосферных
океана
загрязнений
Медицинские
Авария в Чернобыле, вулкан в Исландии
проблемы
Авария в Мексиканском
Эпидемии
заливае
Экологические
CОVID-19
Экологические
проблемы
проблемы
порождают
проблемы между
расширяются и имеют
глобальный характер
странами
Фиш-бон
Кластер. Первый этап работы:
- ученик выписывает на отдельный листочек всё то, что ему вспомнилось по данной теме.
(Возникает некий хаос различных данных) .
Кластер. Второй этап работы :
- Предстоит выделить определенные основания, на которых будет происходить систематизация. Происходит разделение материала на отдельные блоки
- Хаотичные записи объединяются в группы, в зависимости от того, какую сторону содержания отражает то или иное записанное понятие, факт… Устанавливаются и выражаются графически логические связи между блоками
Понятие «кластер» переводится как «гроздь, пучок» . Это способ систематизации информации, который используется на разных этапах работы
Решаются
Причины
возникновения
общими
усилиями
Военные
действия
Имеют
взаимосвязь
Увеличение
Потребления
ресурсов
Нехватка
Потребность
в энергии
продуктов
питания
Признаки
Отсутствие
Не терпят
здорового
отлагательств
образа жизни
Отходы,
загрязнения
Классификация
Имеет всеобщее
значение
Глобальные
проблемы
Продовольств
Экологич .
Энергетич.
Сырьевая
Медицин.
Сохранение
мира
Решение
Подчинение
Законам природы
Последствия для
Человека и окр. среды
Познание
Законов
природы
Рациональное
природопользование
Уничтожение природы
Результаты:
- «слабые» ученики чувствуют уверенность в своих силах;
- «сильные» ученики ощущают необходимость и пользу в помощи товарищу;
- умение взять ответственность на себя,
- умение детей самостоятельно решать небольшие, проблемы, самостоятельно исследовать их,
- стремление аргументировать свои решения;
- более легкое и прочное усвоение программного материала;
- доброжелательное отношение друг к другу;
- тщательность и добросовестность в выполнении роботы;
- умение работать с разными источниками информации;
- умение организовать не только свою работу, но и работу по парам (в группах).
Использование современных образовательных технологий дает широкие возможности планировать свой урок, составлять конспект занятия, использовать кинофрагменты, электронные презентации и осуществлять контроль усвоения знаний.
Школьник становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. Он отходит от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить стремление к знаниям, повышается мотивация к обучению.
При сочетании СОТ с традиционными и нетрадиционными методами и приемами обучения у детей развивается образное, систематическое и логическое мышление.
Использование такого подхода в преподавании географии является важным средством для формирования личности, гуманного отношения ко всему живому, творческого воспитания и развития.