Научно-исследовательская работа
на тему – «Повышение физической подготовленности волейболистов средствами ОФП».
Исполнитель Лаута Анна.
Актуальность. Волейбол — один из наиболее увлекательных и массовых видов спорта, получивших всенародное признание.
Волейбол предъявляет высокие требования к функциональным возможностям занимающихся. Игра в волейбол включает внезапные и быстрые передвижения, прыжки, падения и другие действия. В связи с этим школьник должен обладать моментальной реакцией, быстротой передвижения на площадке, большой скоростью сокращения мышц, прыгучестью и другими качествами в определенных их сочетаниях.
Систематическое развитие физических качеств содействует успешному овладению приемами техники игры и тактическими взаимодействиями. В спортивной тренировке волейболиста физическая подготовка в основном направлена на развитие быстроты, ловкости, скоростно-силовых качеств, общей выносливости. В процессе обучения техническим приемам, когда идет упрочение навыков в технике и тактике и их совершенствование, физическая подготовка создает основу для повышения уровня овладения техникой и тактикой.
Повышение уровня физической подготовленности постоянная задача для тренера и спортсмена, от этого уровня зависит достижение результата. Оптимальное сочетание необходимых и достаточно эффективных средств физической подготовки волейболистов - залог достижения высокого уровня физической подготовленности спортсменов.
Объект исследования: процесс повышения уровня физической подготовленности волейболистов.
Предмет исследования: комплекс упражнений ОФП для повышения уровня физической подготовленности волейболистов.
Цель исследования: практически изучить процесс повышения уровня физической подготовленности волейболистов при помощи упражнений ОФП.
Задачи исследования:
Изучить литературные источники по выбранной теме.
Изучить методику и подобрать тесты для определения уровня физической подготовленности волейболистов
Подготовить комплекс упражнений ОФП для повышения уровня физической подготовленности волейболистов.
Сделать выводы и дать заключение.
Методы исследования:
Анализ литературных источников.
Анализ документов и материалов.
Метод проекта.
Метод логического заключения.
Работа содержит две главы. Первая глава под названием «Теоретическое обоснование процесса повышения уровня физической подготовленности волейболистов», представляет собой - анализ литературных источников по выбранной теме.
Анализ литературных источников показал, что в тренировочном процессе волейболистов кроме ведущих физических качеств, необходимых волейболистам для успешного решения возникающих перед ними в процессе игры задач - скоростных, скоростно-силовых и координационных способностей, необходим высокий уровень физической подготовленности.
Общая физическая подготовка направлена на разностороннее гармоничное развитие волейболиста, повышение уровня всех главных физических качеств, укрепления систем организма и органов, повышение функциональных возможностей и улучшение здоровья спортсмена. Специальная физическая подготовка направлена на развитие физических качеств, в которых нуждается каждый волейболист.
В процессе физической подготовки волейболистов постоянное внимание надо уделять упражнениям на совершенствование координационных способностей, скоростно-силовых качеств, прыгучести, быстроты ответных действий, качеств, обусловливающих успешность технических приемов и тактических действий.
Вторая глава работы под названием – «Практическое изучение процесса повышения физической подготовленности волейболистов при помощи упражнений ОФП» - представляет собой описание выполнения практической деятельности.
На первом этапе исследовательской деятельности необходимо использование контрольных нормативов (тестов). Термин тест в переводе с английского языка означает «проба, испытание». Тесты применяются для решения многих научных и практических задач. Среди других способов оценки физического состояния человека (наблюдение, экспертные оценки) метод тестов (в нашем случае - двигательных или моторных) является главным методом, используемым в спортивной метрологии и других научных дисциплинах («учении о движениях», теории и методике физического воспитания).
На втором этапе исследовательской деятельности анализ литературных источников и изучение передового опыта тренеров в спортивной тренировке волейболистов помогли подобрать следующую батарею тестов для определения уровня физической подготовленности волейболистов:
1. КСУ- комплексно-силовое упражнение .
2. Челночный бег- 4 кубика.
3. Игровой челнок.
4. Челночный бег 5 метров за 15 секунд.
5. Прыжки со скакалкой за 1 мин.
6. Выпрыгивание из полного приседа (кол-во раз,1 мин)
7. Подтягивание (слайд)
На третьем этапе исследовательской деятельности изучение опыта специалистов, тренеров, действующих волейболистов помогли составить комплексы упражнений ОФП для повышения уровня физической подготовленности волейболистов.
Для подготовительной части учебно-тренировочного занятия рекомендуется использовать комплексы 1 и 2. Упражнения этих комплексов способствуют развитию быстроты, ловкости, прыгучести, специальной выносливости. Комплекс 3 рекомендуется использовать в конце основной части учебно-тренировочного занятия для развития силы, силовой выносливости, скоростно-силовых качеств волейболистов. [10]
Комплекс 1. Беговые и прыжковые упражнения
Комплекс 2. Игровые и прыжковые перемещения
Комплекс 3. Упражнения с набивными мячами
Дополнительный комплекс с набивными мячами для ОФП волейболистов (см. приложение 1).
Заключение
Анализ литературных источников и выполнение практической части курсовой работы показало, что в тренировочном процессе волейболистов кроме ведущих физических качеств, необходимых волейболистам для успешного решения возникающих перед ними в процессе игры задач - скоростных, скоростно-силовых и координационных способностей, необходим высокий уровень физической подготовленности.
Поддержание уровня физической подготовленности волейболистов на высоком уровне требует от тренера строить свою работу так, чтобы добиться роста результатов развития физических качеств волейболистов, самыми эффективными средствами.
Совершенствование процесса физической подготовки волейболистов в значительной степени зависит от правильного подбора и распределения средств и методов тренировки. Для этого необходимо иметь объективные данные о силе тренировочного воздействия средств и методов тренировки, направленных на совершенствование (развитие) тех или иных физических качеств, о распределении средств тренировки в рамках конкретного времени.
Основными средствами ОФП волейболистов являются широкий круг общеразвивающих упражнений из других видов спорта: кроссовый бег и другие разновидности бега, упражнения с отягощениями, гимнастические упражнения и акробатика, спортивные и подвижные игры, плавание, лыжный бег и др.
ОФП позволяет волейболистам повышать функциональные возможности организма, обеспечивает надежность и эффективность технико-тактических действий на протяжении всей спортивной карьеры. Качественно новый уровень развития волейболиста требует нового уровня развития физических качеств.