СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повышение учебной мотивации учащихся

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье даются рекомендации по повышению учебной мотивации школьников.

Просмотр содержимого документа
«Повышение учебной мотивации учащихся»

Заседание №3 методического объединения

ГКОУ СО «Екатеринбургская вечерняя школа №1»

Семинар-практикум для педагогов

«Повышение учебной мотивации учащихся»


Цели:

- повышение профессиональной компетентности педагогов,

- повышение мотивации к педагогической деятельности

Задачи:
  • стимулировать стремление педагогов к систематизации, углублению знаний по общей, специальной психологии, психологии мотивации,

  • актуализировать знания педагогов об особенностях мотивационной сферы учащихся;

  • познакомить с внешними мотиваторами учебной деятельности, с технологиями повышения учебной мотивации учащихся;

  • совершенствовать навыки рефлексии, осуществлять профилактику профессиональной деформации.

Формы работы: информационное сообщение, публичное выступление с презентацией, групповое упражнение.

Категория участников: педагоги

Необходимые ресурсы: мультимедийный проектор, презентация «Мотивация»,

«Шкалы мотивации», притча «Лотерейный билет», материалы, необходимые для выполнения практического задания

Предполагаемый результат: повышение профессиональной компетентности педагогов, позитивное принятие семинара как жизненного опыта

Структура семинара:

Вступление.

Упражнение «Самый мотивированный ученик».

Мотивационная сфера личности.

Технологии повышения учебной мотивации.

Внешние мотиваторы учебной деятельности.

Притча «Лотерейный билет».

Ход семинара:

Слайд 2

«Влияние мотивации – это вещь деликатная, легко не обнаруживается, но в конце концов дающая о себе знать роковым образом.»

П.Я. Гальперин.

Если нельзя, но очень хочется, то можно. Знакомая поговорка? Обычно её понимают в том смысле, что при сильном желании запреты нарушать допустимо. Звучит как-то незаконопослушно. Но «нельзя» означает не только «запрещено», но и «невозможно». И если поговорку понимать именно в этом смысле, то она становится отличным эпиграфом к теме «Мотивация».

В самом деле, мы ведь хорошо знаем, что стоит лишь по-настоящему захотеть, как становятся достижимыми самые фантастические цели. Мы не нуждаемся в подтверждении того, во что и так искренне верим. Перефразируя другую поговорку можно сказать: мотивация города берёт. Проблема мотивации уже много лет остаётся одной из самых дискуссионных в психологической и педагогической науке. Вот и сегодня мы рассмотрим теоретические аспекты создания высокой мотивации, а также практические приемы повышения учебной мотивации учащихся.

В качестве внешнего мотиватора (по Е. П. Ильину) для повышения эффективности работы нашего семинара, предлагаю Вам упражнение

Слайд 3 1. «Самый мотивированный ученик». Инструкция:
  1. Вспомните, пожалуйста, своего ученика, который кажется Вам наименее мотивированным к учёбе (не желает учиться). Опишите его с помощью 10 шкал, обведя кружочком соответствующий балл по каждой шкале.

  2. Теперь выполните те же действия относительно ученика, который кажется Вам наиболее мотивированным (выраженное желание учиться). Опишите его с помощью тех же 10 шкал.

Шкалы мотивации

Несимпатичный -1 0 +1 Симпатичный

Злой -1 0 +1 Добрый

Безответственный -1 0 +1 Обязательный

Глупый -1 0 +1 Умный

Равнодушный -1 0 +1 Отзывчивый

Невнимательный -1 0 +1 Собранный

Безвольный -1 0 +1 Целеустремлённый

Невоспитанный -1 0 +1 Воспитанный

Ничем не интересующийся -1 0 +1 Увлечённый

Неудачливый -1 0 +1 Успешный

Суммируйте все баллы отдельно каждого ученика. Поднимите, пожалуйста, руки, у кого мотивированный ученик набрал меньшее количество баллов, чем немотивированный? А у кого большее количество баллов?

Слайд 4

На неуспешных в учёбе учениках мы в какой-то мере ставим крест.

В данном случае мы имеем дело с «эффектом ореола» - включения положительных черт в представление о человеке, который высоко оценивается нами по важному для нас качеству (например, по уровню мотивации). В представлении же о человеке, который оценивается нами низко по важному для нас качеству, мы включаем отрицательные черты, хотя в жизни эти черты не связаны с интересующим нас качеством.

Предубеждение по отношению к человеку выражается не в осознаваемых нами поведенческих сигналах, провоцирующих человека вести себя в соответствии с нашими предубеждениями.

В одном исследовании выбрали и протестировали школьников с примерно равным уровнем интеллекта, а затем разделили их на две группы. Учителю, который взял первую группу, сказали, что у него очень сильные ученики. Учителю, который взял вторую группу, сказали, что его группа сформирована из отстающих учеников. При повторном тестировании уровня интеллекта, первая группа была успешнее второй в среднем на 20 пунктов.

Мы сами не замечаем того, как наше предубеждение непроизвольно передаётся нами в словах, интонациях, жестах. Человек воспринимает эти сигналы и, может быть даже не осознавая этого, начинает вести себя так, как мы от него ожидаем. Это психологический закон, который был подтверждён экспериментально. Он получил название «самоисполняющееся пророчество». Можно (и нужно) использовать этот закон сознательно.

Упражнение «Самоисполняющееся пророчество»

Цель: получить опыт самоисполняющихся предсказаний.

Попробуем поработать с нашим предубеждением. Будем действовать по следующему алгоритму:

  • Напишите имя ученика, которого Вы оценили сейчас, как не желающего учиться;

  • Забудьте все предубеждения относительно него, будто Вы его совсем не знаете;

  • Составьте для себя желаемое представление о нём. Каким бы Вы хотели его видеть? Пусть Ваше воображение будет смелым и ярким. Творите новый образ этого человека в своём воображении.

  • Запишите, каким Вы видите новый образ. К чему он стремиться? Что его мотивирует?

А теперь действуйте по отношению к нему так, как если бы он был таким, каким Вы хотите его видеть. Не ожидайте мгновенного результата. Наберитесь терпения, и результат последует. Примите это хотя бы в качестве эксперимента.

2. Мотивационная сфера личности.

Слайд 5

Мотив – побуждение к деятельности; это причина, лежащая в основе выбора действий и поступков.

Слайд 6

Мотивация – процесс образования, формирования мотивов, характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определённом уровне.

По видам деятельности различают:

  • игровую

  • учебную

  • общения (аффилиации),

  • познавательную,

  • профессиональную;

Единицей анализа мотивационной сферы служит понятие «потребности».

Слайд 7

Потребность – исходная форма активности живых существ, основная движущая сила их развития.

В психологии наблюдается многообразие всевозможных классификаций потребностей. В самом общем виде потребности можно разделить на:

  • биологические,
  • материальные,

  • социальные,

  • духовные;

Широко распространённой и популярной является классификация потребностей, предложенная одним из основоположников гуманистической психологии А. Маслоу. У человека, согласно его концепции, с рождения последовательно появляются и сопровождают личностное взросление следующие 7 классов человеческих потребностей (пирамида Маслоу):


Слайд 8

Кроме потребностей, в качестве побудителей человеческого поведения рассматриваются мотивы, цели, интересы, желания, намерения.

Интерес – особое мотивационное состояние познавательного характера, которое напрямую не связанно с какой-либо одной потребностью. Интересу соответствует особый вид деятельности, которая называется ориентировочно-исследовательской. Высший уровень развития этой деятельности, имеющийся только у человека, - это научные и художественно-творческие изыскания.

Желания и намерения – это сиюминутно возникающие и часто сменяющие друг друга мотивационные субъективные состояния, отвечающие изменяющимся условиям выполнения действия.

Цель-непосредственно осознаваемый результат, на который в данный

момент направлено действие.


Ещё одним аспектом мотивационной сферы является понятие мотива.

Мотив определяется как предмет потребности, связан с потребностью.

Мотивы могут быть осознанными и неосознанными.

Осознанные мотивы – это цели, к которым человек стремиться.

Неосознанные мотивы – это реально движущие силы поведения человека. Нередко случается так, что подлинных причин своего поведения человек не знает.

Различают мотивы внешние и внутренние.

Внутренние – мотивы саморазвития, результативные мотивы.

Внешние – общественные мотивы долга и ответственности, мотивы оценки и успеха, самоутверждения и благополучия.

Слайд 9

Что же делать? Логика подсказывает два возможных пути выхода из ситуации. Путь первый – заставить учеников хотеть (метод «кнута и пряника», социальное давление «надо», контроль), тогда и учителя могут их учить. Второй путь – научиться учить по-другому, так, чтобы ученики научились хотеть учиться (изменение педагогических средств, используемых для создания и поддержания учебной мотивации).

Необходимо создавать внутреннюю мотивацию, формировать желание

учиться.

Слайд 10

Где же истоки учебной мотивации? На какие «кнопочки» можно нажимать, к каким внутренним источникам активации ученика подключаться для того, чтобы побуждать его к учебному труду?


Слайд 11

Внутренних психологических источников учебной мотивации существует очень много, и если всех их грамотно задействовать, проблем может стать значительно меньше:

  • Интерес к информации;

  • Интерес к способу действия;

  • Интерес к людям, организующим процесс;

  • Потребность в самовыражении и (или) самопрезентации;

  • Потребность в самосознании и (или) самовоспитании;

  • Актуализация творческой позиции;

  • Осознание значимости происходящего для себя и других;

  • Потребность в социальном признании;

  • Избегание наказания (физического или морального);

  • Получение материальных выгод и преимуществ.



Интерес к информации.

«Ужасно интересно всё то, что неизвестно» - такова психологическая природа этого источника учебной мотивации. Как устроены они сами, как устроен мир и то, что находится за пределами человеческого понимания. И конечно, во всех возрастах притягательны тайны, загадки, интриги…


Интерес к способу действия.

Нормальная и очень ценная человеческая потребность – понять, как что-то делается, и сделать это ещё лучше. Дойти до эффективного способа решения задачи самому – это удовольствие. Удовольствие исследователя, первооткрывателя, творца. Передавая готовые способы действия и «натаскивая» на их автоматическое стопроцентное воспроизводство, мы лишаем их истинно человеческого наслаждения.

Интерес к людям, организующим процесс.

В любом деле кого-то интересует сам процесс, кого-то результат, а кого-то – возможность общения, построения отношений. Социальность – наша глубинная, родовая черта. Возможность общаться в ходе учебного процесса для многих школьников – огромный стимул. Если учение построено таким образом, что у школьника есть возможность выстраивать ценные для него отношения с педагогом, для целой группы учеников это может быть стимулом.

Потребность в самовыражении и самопрезентации.

Если человеку присуща такая черта, как демонстративность, – её не спрячешь в мешок и не зашьёшь. Она рвётся наружу, и это нормально. Ненормально, когда «демонстративные ученики» лишены возможности проявлять свою особенность «законным путём», а вынуждены устраивать представления на последней парте, кривляться, нарушать ход урока, в общем – выступать в роли шутов и хулиганов. Но не только демонстративным ученикам нужны учебные ситуации, позволяющие презентовать себя, свои таланты и возможности. Они нужны всем, а, следовательно – стимулируют к учёбе.

Потребность в самопознании.

Ресурс для актуализации потребности в самовоспитании – это разнообразные ситуации преодоления, которые необходимо создавать для школьников в учебном процессе. Учеба не должна быть простой или непомерно сложной. Они должна быть доступным по силе испытанием

  • чувств, мышления, социальных умений и т.д.

Актуализация творческой позиции.

Ситуации, предполагающие проявление нестандартности, творческости, создания абсолютно нового продукта (пусть даже чисто учебного по своей сути) – известный способ повышения интереса к учебе. Жаль только, что при всей своей известности он почти не находит места в учебном процессе…

Осознание значимости происходящего для себя и для других.

Та самая «осознанная» учебная мотивация: «Я учусь потому, что мне (или кому-то другому, значимому для меня) это надо». Лучше, конечно, когда учатся для себя, а не для других, но бывает по-разному, и такой экзотический учебный мотив иногда имеет право на существование. Осознанная мотивация – удел немногих. До нее нужно дорасти. И очень хорошо, если она подкрепляется еще каким-нибудь эмоциональным интересом.

Потребность в социальном признании.

Естественная потребность для учеников, которые готовы хорошо и усердно учиться для того, чтобы их любили, уважали значимые взрослые.

Избегание наказания, получение материальных выгод и преимуществ.

Весьма распространенный и часто действенный способ стимуляции активности. Но если они– единственный источник активности, вряд ли мы можем ожидать от ученика хороших учебных результатов.


Предлагаем в парах обсудить наиболее приемлемые источники мотивации в нашей школе, какие более действенные, подумать какие наименее успешны и почему?


Научиться грамотно сочетать все возможные способы побуждения школьника к учебной активности, вовремя переходить от одного способа к другому, подбирая к каждому отдельному человеку его личную, индивидуальную кнопочку, - это хороший шанс изменить сложившуюся ситуацию.

Для каждого возрастного периода эффективна определённая мотивация. При работе с учениками нашей школы необходимо учитывать состояние школьника, структуру дефекта, его «психологический возраст».



Уважаемые коллеги! Наша задача сегодня состояла не в том, чтобы дать готовые советы и рекомендации, а в том, чтобы акцентировать внимание на важности развития мотивационной сферы учащегося, умелого применения педагогами различных технологий развития адекватной мотивации учебной деятельности (познавательной мотивации), повышения мотивации учебной деятельности учащихся.

Предлагаем вашему вниманию буклет с основными условиями для повышения мотивации учащихся.

То, что педагоги способны мотивировать учеников, владеют «инструментами» повышения учебной мотивации, свидетельствует об их собственной мотивации, стремлении к повышению профессиональной компетентности, к совершенствованию, о готовности вовремя сделать шаг в нужном направлении.

Притча «Лотерейный билет».

Жил на свете человек, ничем особенным от других не отличался. Но вот только была у него идея фикс: очень ему хотелось в лотерею выиграть. С этой целью он чуть ли не каждый день ходил в церковь, ставил свечку и просил Бога: «Господи, помоги мне, пошли выигрыш в лотерею».

И так он истово молился сотни раз, что уже не могли на это равнодушно смотреть даже архангелы.

    • Господи, да помоги Ты ему, - обратились они к Богу, -что Тебе стоит, а он ещё больше в вере укрепиться.

    • Да помог бы я ему уже давно, сам смотреть не могу, как он убивается, - ответил Всевышний. – Да только он хоть бы один лотерейный билет купил…

Мораль: сделайте шаг в нужном направлении! Помогите себе!

Уважаемые коллеги! Желаю вам успехов в работе по развитию мотивационной сферы учащихся. Пусть вам не изменяет ваша мотивация!
























«Самый мотивированный ученик».

Инструкция:

1. Вспомните, пожалуйста, своего ученика, который кажется Вам наименее мотивированным к учёбе (не желает учиться). Опишите его с помощью 10 шкал, обведя кружочком соответствующий балл по каждой шкале.

2. Теперь выполните те же действия относительно ученика, который кажется Вам наиболее мотивированным (выраженное желание учиться). Опишите его с помощью тех же 10 шкал.

Суммируйте все баллы отдельно каждого ученика.

Шкалы мотивации

Несимпатичный -1 0 +1 Симпатичный

Злой -1 0 +1 Добрый

Безответственный -1 0 +1 Обязательный

Глупый -1 0 +1 Умный

Равнодушный -1 0 +1 Отзывчивый

Невнимательный -1 0 +1 Собранный

Безвольный -1 0 +1 Целеустремлённый

Невоспитанный -1 0 +1 Воспитанный

Ничем не интересующийся -1 0 +1 Увлечённый

Неудачливый -1 0 +1 Успешный





«Самый мотивированный ученик».

Инструкция:

1. Вспомните, пожалуйста, своего ученика, который кажется Вам наименее мотивированным к учёбе (не желает учиться). Опишите его с помощью 10 шкал, обведя кружочком соответствующий балл по каждой шкале.

2. Теперь выполните те же действия относительно ученика, который кажется Вам наиболее мотивированным (выраженное желание учиться). Опишите его с помощью тех же 10 шкал.

Суммируйте все баллы отдельно каждого ученика.

Шкалы мотивации

Несимпатичный -1 0 +1 Симпатичный

Злой -1 0 +1 Добрый

Безответственный -1 0 +1 Обязательный

Глупый -1 0 +1 Умный

Равнодушный -1 0 +1 Отзывчивый

Невнимательный -1 0 +1 Собранный

Безвольный -1 0 +1 Целеустремлённый

Невоспитанный -1 0 +1 Воспитанный

Ничем не интересующийся -1 0 +1 Увлечённый

Неудачливый -1 0 +1 Успешный






Предлагаем в парах обсудить наиболее приемлемые источники мотивации в нашей школе, какие более действенные, подумать какие наименее успешны и почему?

  • Интерес к информации;

  • Интерес к способу действия;

  • Интерес к людям, организующим процесс;

  • Потребность в самовыражении и (или) самопрезентации;

  • Потребность в самосознании и (или) самовоспитании;

  • Актуализация творческой позиции;

  • Осознание значимости происходящего для себя и других;

  • Потребность в социальном признании;

  • Избегание наказания (физического или морального);

  • Получение материальных выгод и преимуществ.




Предлагаем в парах обсудить наиболее приемлемые источники мотивации в нашей школе, какие более действенные, подумать какие наименее успешны и почему?

  • Интерес к информации;

  • Интерес к способу действия;

  • Интерес к людям, организующим процесс;

  • Потребность в самовыражении и (или) самопрезентации;

  • Потребность в самосознании и (или) самовоспитании;

  • Актуализация творческой позиции;

  • Осознание значимости происходящего для себя и других;

  • Потребность в социальном признании;

  • Избегание наказания (физического или морального);

  • Получение материальных выгод и преимуществ.




Предлагаем в парах обсудить наиболее приемлемые источники мотивации в нашей школе, какие более действенные, подумать какие наименее успешны и почему?

  • Интерес к информации;

  • Интерес к способу действия;

  • Интерес к людям, организующим процесс;

  • Потребность в самовыражении и (или) самопрезентации;

  • Потребность в самосознании и (или) самовоспитании;

  • Актуализация творческой позиции;

  • Осознание значимости происходящего для себя и других;

  • Потребность в социальном признании;

  • Избегание наказания (физического или морального);

_ Получение материальных выгод и преимуществ