Инновационные методы повышения техники чтения в начальной школе
Читать – это ещё ничего не значит: что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело. К.Д.Ушинский
Нет такого учителя, который не заинтересован в том, чтобы всех детей научить хорошо читать. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из главных задач начального обучения. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя.
Прежде чем начать целую систему своей работы над этой проблемой, я провела небольшое анкетирование среди учеников, с целью понять, почему дети стали мало читать, что нужно сделать, чтобы дети стали читать больше?
Анализируя анкету, хотелось бы сказать следующее – дети начальной школы пока еще очень дисциплинированны. Они обязательно читают программный курс детской литературы, поэтому без особого труда называют любимого писателя, хуже дело обстоит с чтением свободным, 23% детей не смогли назвать фамилии любимого писателя.
Главная причина по которой дети мало читают– это увлечение компьютерными играми и просмотр телевизора (48% тратят на это свое свободное время), 33% детей честно признались в своей лени, желании погулять на улице с друзьями, 14 % - сослались на большую загруженность и отсутствие времени.
Исходя из этого мне пришлось искать пути решения этой проблемы. То есть я должна была установить причину низкой читаемости детей
Изучить систему специальных упр и способов действий, влияющих на параметры чтения и применять их в работе
Применение инновац технологий
Довести до сведения родителей о том что нужно руководить детским чтением и их большой роли в этом процессе
Совершенствовать технику чтения
Вести контроль по предмету и технике чтения
Для этого в школе с группой учителей создали кружок исследования в действии «Чтение в радость» с целью повышения культурной и читательской компетенцией учащихся их родителей.
Формы и методы, которыми мы пользуемся очень разные.
Применяем упражнения для техники чтения. Это и чтение вслух, про себя, цепочкой, хором и тд, Начало каждого урока ( будь это русский язык математика, чтение, труд, рисование) мои дети начинают с жужжащего чтения любого текста 5 минут.
Пишем зрительный диктант.
Следует отметить, что данное исследование не претендует на полное решение вопросов, касающихся развития техники чтения учащихся начальной школы.
Писатель Алексей Николаевич Толстой очень красиво сказал:
Никогда никакими силами вы не заставите читателя познать мир через скуку, читать должно быть интересно.
- Я предположила, что развитие навыков техники чтения будет эффективным, если на своих уроках я использую различные игры и тренинги для повышения техники чтения.
Использую такие игры как «Чтение с прятками», чтение сплошного текста (текст набран без пробелов. Задача учеников прочитать его правильно)
Чтение с картинками. Когда вместо картинки нужно назвать слово
Чтение наоборот. Когда слова читаются справа налево
Игра «Перемешанные буквы»
Чтение перевернутого текста. То есть обычный текст переворачивается вверх ногами. Нужно его прочитать.
Хочу обратить внимание на то. Что сейчас дети большое внимание уделяют не книгам, как нам хотелось бы, а компьтерным играм, своим гаджетам.
Использование компьютера тоже позволяет найти индивид подход к каждому. Каждому ребенку может даваться индивид задание в удобном для него темпе.
Можно давать задание Набери текст на компьютере
Также можно использовать на уроках компьютерные игры.
Например игра «Прочитай»
На экране – Динозаврик, у которого в руках свиток. Свиток разворачивается и на нем показывается слово, которое нужно успеть прочесть. Спустя некоторое время свиток сворачивается, и требуется выбрать из картинок, расположенных по периметру игрового поля ту, о названии которой говорит это слово.
Ведем записи в спец тетрадях. Допустим, кто какие вывески прочитал и записал сегодня. У кого получилось больше. Или записывают марки машин, которые им сегодня встретились.
Хотелось бы отдельно остановиться на моем таком методе как чтение с решеткой.
«Решётка» представляет собой комплект четырёхугольников, вырезанных из плотной бумаги размером 16Χ10 см. В каждом четырёхугольнике вырезаны окошки размером 6Χ10 см. Решётки различаются шириной перегородки. Так, в одной решётке все перегородки между окошками равняются 4 мм. В другой – ширина перегородки 5 мм и 6мм.
Решётка накладывается на читаемую часть страницы и постепенно сдвигается вниз. При наложении решётки на текст перпендикулярные перепонки перекрывают некоторые участки текста(буквы, буквосочетания, слова).
Обучаемые, воспринимая видимые в окошках элементы текстов, должны мысленно восполнять перекрытые перепонками участки строки, восстанавливая смысл. Если логические связи содержания в отдельных местах теряются, можно разрешить сдвигать решётку на 2-3 мм влево или впрпаво, чтобы увеличить поле видимого участка текста. Для облегчения восстановления перекрытых участков текста можно переходить к чтению вполголоса.
Тренировка чтения с решёткой продолжается не более 5 мин. непрерывно и сменяется чтением без решётки в течение 2-3 минут. Общее время ежедневной тренировки не более 10-15 минут.
здесь я сделала сравнительный анализ нескольких учеников и результаты двух параллельных классов
С целью привлечение родительской общественности создаются группы в социальных сетях «Читаем с удовольствием», где учитель целенаправленно направляет родителей на работу над скорочтением ребенка. Учитель рекомендует вести дневнички-паучки, где родителя необходимо ежедневно контролировать и записывать в дневник количество слов, прочитанных ребенком за минуту. На родительских собраниях учитель, который также ведет подобный дневник, сравнивает свои результаты с результатами, отраженными в дневничках, которые вели родители.
Дата | | | | | | | |
Скорость чтения | | | | | | | |
Количество ошибок | | | | | | | |
0000000000000,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
Жизнь показывает, что если ученик научился читать в период обучения грамоте, то он в коллективе класса занимает заметное место, верит в свои силы, и, наоборот, если ребенок не овладел чтением, он чувствует какую-то ущербность, теряет веру в свои силы, в способность успешно учиться и в коллективе класса находится в тени. Морально он будет переживать свой недостаток и не сможет реализовать в школе свои способности, то положительное, что в нём заложено. По мнению психологов - скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость. Следовательно, необходима, систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыка чтения от класса к классу.
Заключение.
Бесспорно, на непосредственное чтение учащимся должно уходить на уроке 30 –35 минут. Об этом нельзя забывать. Иначе, о какой беглости чтения можно говорить. Быстрое чтение активизирует, процессы мышления, внимания, памяти и являются одним из средств совершенствования учебного процесса для самых различных уровней обучения. Когда дети стали с интересом читать, появилась беглость и осмысленность чтения, заметно повысилась успеваемость и по русскому языку и по математике.
Свое выступление хотелось бы закончить словами великого педагога Василия Александровича Сухомлинского
Если в начальной школе дети мало читали, мало мыслили,у них складывалась структура малодеятельного мозга.
Используя, все описанные методы и приемы работы со слабочитающими детьми, всегда не теряешь надежду, что они научатся, все у ребят получится, радуешься увеличению темпа чтения. Хочется, чтобы в нашей стране были грамотные и любящие книгу люди.