I. Мотивационный этап | Карточки аудиозапись | Тренинг «Понять состояние» Упражнение по классификации Разделите слова (картинки) на 2 группы: метель, летняя река, вьюга, земляника, снегопад, загар, сугробы, цветок, заносы, плавать в реке. Какие времена года характеризуют эти предметы, явления? Какое время года сейчас? Что происходит в природе зимой? Активизация словаря Выход на тему урока Игра «Подберите слова» Убирать (что?) | посуду вещи урожай заносы (снег) | | | Чистить (что?) | улицы от снега кастрюли, раковины обувь, одежду мост ото льда | Кормить (кого?) | детей птиц животных | Ухаживать (за кем?) | за больными пожилыми детьми птицами животными | Назовите словосочетания, относящиеся по своему смыслу к зиме. Попробуйте определить тему урока. Определение темы урока Актуализация опорных знаний Поиск соответствующего понятия «Каким бывает» Снег (какой?) Зима (какая?) Снежинки (какие?) Что могут делать снежинки Ветер дует, снег летит, кружится. Как называется это явление? Давайте послушаем, как воет вьюга Физминутка Старая, седая, с ледяной клюкой, Вьюга ковыляет Бабою Ягой. Воет вьюга: «3-з-з-з-э-з». Застонал лес от вьюги: «М-м-м-м-м-м». Тяжело стонут Дубы! М м-м-м-м м». Стонут березы М-м-м-м-м-м». Шумят ели: «ш ш ш ш-ш-ш-ш». Стихает вьюги: «С-с-с-с-с-с. | Работа в парах Работа в группах – белый, мягкий, пушистый, лёгкий, липкий, искристый и т. д. – морозная, холодная, длинная, вьюжная, метельная и т. д. –(белые, лёгкие, мохнатые, пушистые, красивые, узорчатые, прозрачные, холодные ) – летать, кружиться, виться, танцевать, порхать … (Метель, вьюга) (С усилением звука, руки медленно вытягивать вперёд) (Тихо, высоким голосом.) (Громко, низким голосом.) (Тихо, высоким голосом.) (Руки плавно опускать вниз) | ФО зелёный – у меня хорошее настроение, жёлтый – тревожно, красный – я не хочу на урок «Сигналы рукой». | НП ОдО КМ УиЛ ВО ТиО ИКТ |
II. Операционный этап. | (Презентаци я) СЛАЙДЫ 2-8 СЛАЙДЫ 9-10 СЛАЙДЫ 11-14 СЛАЙД 15-16 СЛАЙДЫ 17-18 СЛАЙД 19 СЛАЙДЫ 20-21 СЛАЙД 22 СЛАЙД 23 СЛАЙД 24 | Изучение нового материала Объяснительная беседа «Зима в городе и в селе» Назовите зимние месяцы. Давайте полюбуемся зимними пейзажами. Как называется сильный снегопад с ветром? Что происходит в городе в результате снегопада? Закружила по улицам метель, замело снегом дворы, дорожки. Все стало нарядным, белым, искрящимся. А у людей прибавилось забот. С приходом зимы люди не только меняют одежду, но меняется и деятельность людей (не всех). Изменения эти можно наблюдать и в городе, и в сельской местности. Уборка улиц и дорог Кто чистит улицы? Что делает дворник? Что делают снегоуборочные машины? Снег на дороге может задержать машину, и больной останется без помощи, школьники – без завтрака, люди – без хлеба и молока. Почему? Физминутка. Демонстрация движений Выпал беленький снежок. Соберёмся мы в кружок. Снег, снег, белый снег. Засыпает он нас всех. Не боимся мы пороши, Ловим снег – хлопок в ладоши. Руки в стороны, по швам – Снега хватит нам и вам. Ходьба по сугробам. Расчищаем дорожки лопатами. Сбиваем лёд. Выметаем снег метлой. Работы в саду Какие работы проводят в саду зимой? Какая опасность грозит зимой деревьям? Работа в овощехранилищах Когда собирают урожай? А мы едим овощи, хлеб, фрукты всю зиму. Как же сохранить осенний урожай? Что делают люди зимой в овощехранилищах? Работа в зернохранилищах Почему в зернохранилищах должно быть сухо и прохладно? Главная задача – это сохранить доброкачественное зерно. Семена хранят в специальных помещениях. Для проветривания используют деревянные лопаты, ими перемешивают семена; проводят обработку зерноочистительными машинами; пересыпают зерно в другие закрома. Следят, чтобы не появились грызуны, насекомые. Подготовка к весеннему севу Как люди готовятся к весеннему севу? Снегозадержание – искусственное задержание снега на полях для сохранения влаги и защиты растений от замерзания. Уход за животными А нуждаются ли животные в нашей заботе зимой? Почему? Домашние животные нуждаются в ежедневном внимании, заботе хозяев. Как зимой люди заботятся о домашних животных? | (Метель, пурга, вьюга.) (Улицы, мостовые засыпаны снегом. Машины не могут проехать. Пешеходам тяжело идти по улицам, т.к. они не расчищены.) (Дворники, снегоуборочные машины.) (Расчищает дорожки во дворе, чистит подходы к подъездам дома, сбивает лёд, посыпает дороги песком) (Расчищают улицы, чтобы машины могли проехать.) (Дети становятся в круг.) (Машут руками перед собой.) («Ловят» снег.) (Разводят руки в стороны, опускают.) (Уплотняют снег около стволов деревьев) (Уплотнение снега помогает уберечь дерево от грызунов) (В конце лета и осенью.) (Регулярно перебирают плоды и овощи; удаляют испортившиеся овощи и плоды; наблюдают за температурой.) (Чтобы зерно не гнило, не проросло.) (Проводят снегозадержание; вывозят на поля навоз (как удобрение; для снегозадержания); в механических мастерских ремонтируют сельскохозяйственную технику (тракторы, комбайны и др.) (Чем больше на полях снега, тем больше в почве влаги, и растения будут лучше расти. Снег предохраняет почву и озимые от промерзания.) | Техника «20 секунд». «Словесная оценка» Техника «20 секунд». | |