Группа Т(О), ТГ(О), С(О)–24-02, 2025 год
Занятие по рабочей программе №26
Дисциплина: БД.08 «Информатика»
Прикладной модуль 1. Основы аналитики и визуализации данных.
Тема: Практическая работа №18. Решение задач на принятие решений на основе данных.
Цель занятия: Дидактическая:
сформулировать представление студентов и получить практические навыки работы с Моделями данных;
выяснить назначение применения ПО во время выполнения работы;
систематизировать и объяснить сущность работы с потоками данных;
определение основ аналитики и визуализации данных в принятии решений;
углубить и закрепить знания по дисциплине «Информатика».
Воспитательная:
развивать коммуникативные способности;
развивать аналитические способности;
развивать творческий подход к процессу обучения.
воспитывать самостоятельность, дисциплинированность;
стимулировать студентов к изучению дисциплины;
побуждать к формированию активной жизненной позиции;
прививать уважение и любовь к будущей профессии.
Вид занятия: практическая работа.
Тип занятия: обобщение и систематизация знаний.
Форма проведения занятия: репродуктивная и эвристическая беседа.
Междисциплинарные связи:
Обеспечивающие Математика, Охрана труда, Безопасность жизнедеятельности.
Обеспечиваемые
Информационные технологии в профессиональной деятельности, и др.
Методическое обеспечение: опорный конспект.
Литература:
Филимонова, Е. В. Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности: учебник / Е. В. Филимонова. – Москва: Юстиция, 2019. – 213 с. – (Среднее профессиональное образование). - ISBN 978-5-4365-2703-1.
Зимин, В. П. Информатика. Лабораторный практикум в 2 ч. Часть 1 : учебное пособие для среднего профессионального образования / В. П. Зимин. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 126 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11851-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/514893
3. Блог компании OTUS Анализ и проектирование систем*
ХОД ЗАНЯТИЯ
Ознакомление с темой, целью и планом занятия.
Тема: ПР №18. Решение задач на принятие решений на основе данных.
Цель работы: Получить практические навыки решение задач по принятию решений на основе данных.
ПЛАН
Решаем задачи на принятие решений на основе данных.
Изложение и изучение нового материала, практическая работа.
ЛИТЕРАТУРА: [5], стр.
1. Решаем задачи на принятие решений на основе данных
Сейчас многие и очень многие люди (обычно их называют аналитиками, но в целом это может быть какая угодно специальность) готовят различные красивые таблицы и графики, на основании которых в идеале должны приниматься важные решения.
Понятия, которые начинаются со слов Data Driven, сейчас на слуху.
Но не всегда решения принимаются действительно на основе данных. А иногда с принятием решений есть объективные проблемы.
Материалов о том, как хорошие данные генерировать, хранить и красиво подавать достаточно.
Принимать решения будем на основе задачек (“кейсов”).
Всё просто:
Контекст (кто мы? где мы? что мы хотим?),
Дано (набор данных, какие есть, такие есть),
Варианты решений, которых на их основе можно принять,
Информация к размышлению,
Возможные ответы с комментариями.
Уровень сложности всех задач — на уровне Капитана Очевидность. Задача не построить “теорию всего”, а поговорить в терминах принятия решений на основе данных.
Данные упражнения рекомендуются
аналитикам в качестве развлекательного чтения,
лицам, принимающим решения, в качестве лёгкой разминки,
а также тем, кому надо через час срочно прособеседовать кандидата, а задачи “про гномиков” вызывают недоумение и/или отвращение.
Для создания данной статьи не было использовано никаких специальных программ, любую часть этой статьи любой желающий может использовать в любых законных целях.
И ещё немного простых, но важных мыслей:
любой пример, вырванный из контекста той или иной бизнес-модели, может быть неудачным и даже в корне неправильным;
настоятельно рекомендую относиться ко всем примерам как к учебному пособию, а не как к рекомендации к действиям в реальном мире;
даже при небольшом изменении формулировок условий и поставленных заранее целей рекомендуемое решение может измениться (и мы это увидим);
на большую часть задач нет и не может быть “правильных” ответов, в конце каждой задачи будут мысли и лишь возможные решения:
и, конечно, все данные - случайные числа, не имеющие никакого отношения ни к каким реальным показателям, все сходства -0 совпадения.
Задача №1. Эффективность акции (и у нас другая бизнес-модель)
Контекст: Все условия предыдущей задачи остаются прежними, но продаём мы не услуги, а товары. (Купили подешевле — продали подороже).
Заказы: прирост
Средний чек: прирост
Ваши действия?
1. Уволить маркетолога.
2. Оставить маркетолога без премии.
3. Вручить маркетологу стандартную премию.
4. Вручить маркетологу двойную премию.
5. Для принятия решения недостаточно данных.
Возможные ответы
Тут без себестоимости ну никак.
5. Для принятия решения недостаточно данных
Комментарии:
Изменение одного слова в условии задачи приводит к совершенно другому решению. Детали часто могут быть важны.
Задача №1а. Эффективность акции (и у нас есть себестоимость)
Контекст: Все вводные предыдущей задачи остаются, добавляется график динамической себестоимости (предположим, что там учтены расходы на хранение на складе, колебания курсов валют, усушка и т.п.).
По итогам акции мы видим следующий график продаж:
Заказы: прирост
Средний чек: прирост
Ваши действия?
1. Уволить маркетолога.
2. Оставить маркетолога без премии.
3. Вручить маркетологу стандартную премию.
4. Вручить маркетологу двойную премию.
5. Для принятия решения недостаточно данных.
Возможные ответы
1. Уволить маркетолога (“мы в минусе, уволить!”)
2. Оставить маркетолога без премии (“признаем эксперимент неудачным, решаем проблемы внутренней коммуникации и идём дальше”)
Задача 2. Подводим итоги A/B/C-теста
Контекст: Представьте, что у нас есть хороший приносящий деньги бизнес, за который не стыдно: у нас есть много лояльных клиентов. Например, у нас есть интернет-магазин, и есть подписка с каталогом товаров, на которую законно и этично подписана большая аудитория. Они видят в своём почтовом ящике письмо от их любимого бренда, открывают его, смотрят описания товаров (акций, спецпредложений — ну чего-то), в конце письма есть кнопка “Купить” (нейтрального цвета как обычная кнопка в интерфейсе) после нажатия, на которую переходим на сайт. Там уже можно что-то купить.
Продуктовой команде пришла в голову идея поднять продажи с помощью изменения цвета кнопки (нам опять повезло, не психология, не привязанность к бренду, не долгосрочные прогнозы, а продажи здесь и сейчас). Решили провести тест: разделили всю нашу лояльную (давшую согласия на обработку персональных данных и рекламную рассылку) аудиторию на три группы: контрольную (в которой примерно 90% аудитории) и две экспериментальных, с зелёной и красной кнопкой (примерно по 5%).
Ждём фиксированное время и смотрим на следующие результаты теста:
Зелёным подсвечены те результаты, где результат теста статистически лучше базового. Если бы где-то было статистически хуже — это было бы подсвечено красным.
Т.к. часть результатов может вызвать скепсис, немного из независимого источника (один из многих онлайн калькулятора A/B-тестов www.evanmiller.org/ab-testing/chi-squared.html):
Скриншоты:
Ваши дальнейшие действия
1. Провести A/A-тест.
2. Оставить базовый вариант.
3. Поставить вариант с зелёной кнопкой.
4. Поставить вариант с красной кнопкой.
5. Продолжить ABC-тест в других пропорциях.
6. Для принятия решения недостаточно данных.
Информация к размышлению
Провести A/A-тест — это тот же A/B-тест, при котором двум частям аудитории показывается одно и то же. Разумеется, результаты должны быть статистически незначимы. Если это не выполняется, у нас явно есть проблемы в проведении теста.
Механизм тестирования может быть несовершенным.
Механика почтовой рассылки в данной задаче важна.
Иногда нужна ещё и внимательность.
Возможные ответы
В момент открытия письма пользователь не видит кнопки. Поэтому статистически значимый результат на красной кнопке — это что-то невообразимое. Либо мы плохо поделили пользователей (“плохой рандом”), либо в письме есть какая разница не только в кнопке, но и где-то ещё (время отправки, сегмент отправки, заголовок, “неравный тест”), либо 90% уровень значимости для нас недостаточен (“нам не повезло”). Лучше всего провести A/A-тест.
Значимый результат красной кнопки на самом деле не про кнопку. А вот зелёную стали жать лучше. На продажи это не повлияло, т.к. выборка маленькая. Но бизнес не ждёт, надо выкатывать какой-то результат, так что ставим зелёную кнопку и идём дальше.
Нам нужны продажи. Возможны случаи, как высокая конверсия в клик ведёт к низким продажам (например, когда мы обещаем что-то хорошее за копейки, а действительность оказывается хуже или значительно дороже). Вроде это не наш случай, всего лишь цвет кнопки. Но в некоторых областях (экзамены ПДД, футбол, переработка мусора и т.п.) зелёный цвет может вызвать неожиданные ассоциации и теоретически обрушить продажи. Т.к. оценить продажи на таких выборка объективно не получается, надо продолжить тест в других пропорциях: 90% отдать зелёной кнопке, по 5% красной кнопке и контрольной группе.
Комментарии:
Пример с цветом кнопки очень теоретический. Хотя иногда небольшие мелочи могут действительно приводить к значимым результатам.
Главная проблема тестов - они требуют времени. Поэтому часто приходится принимать половинчатые решения: бизнес не будет ждать столько, столько нужно для полной уверенности.
Задача 3. Анализируем изменения в сегментах аудитории
Контекст: Представим себе, что мы рулим каким-то никзомаржинальном высококонкурентном бизнесом, т.е. мы не можем раздавать скидки всем налево и направо, а любая наша ошибка приведёт к оттоку аудитории к конкурентам. Например, мы мобильный оператор из большой тройки. Или интернет-провайдер. Или парикмахерская.
На основании общих соображений мы формируем следующие сегменты нашей аудитории:
Новички — те, кто только что познакомился с продуктом.
Отток — те, кому наш продукт не понравился, они перестали им пользоваться.
Лояльные — самые классные, они пользуются и они счастливы (возможно, даже рекомендуют нас друзьям).
Отток лояльности — пользователи, которые всё ещё “с нами”, но они несчастливы, активно ищут альтернативу и с радостью перейдут к тому, кто предоставим им более дешёвый или удобный сервис.
У мобильный операторов или банков этот сегмент особенно велик: мало кто полностью доволен своим, но “переезд” чреват большими издержками и на него надо решиться.
Вы располагаете следующей информацией по динамике переходов из сегмента в сегмент:
Разница во времени между “было” и “стало” значительная для нашего продукта.
Ваши действия:
1. Ничего не предпринимать.
2. Сделать скидку для новичков.
3. Сделать скидку для тех, кто сейчас в сегменте “Лояльные”.
4. Сделать скидку для тех, кто сейчас в сегменте “Отток лояльности”.
5. Для принятия решения недостаточно данных.
Информация к размышлению
Делать хороший продукт, оптимизировать расходы, активно себя продвигать — само собой, так мы будем делать и без этой информации.
Дать скидку всем мы не сможем.
Удержать пользователя с помощью скидки в подавляющем большинстве случаев дешевле, чем привлечь нового пользователя.
Возможные ответы
Вполне возможно, что такое поведение нормально. Неплохо бы знать хотя бы примерно как у конкурентов.
Новичкам давать скидку не выгодно. Мы и так потратили много на их привлечение, а переход в отток сразу очень большой. Оттоку давать уже поздно, они нашли альтернативу. Обычно в таких случаях дают скидку оттоку лояльности, если получается быстро вычленить этот сегмент до того, как станет слишком поздно.
Судя по долям и динамике в нашем примере, давать скидку оттоку как раз поздно. Их мало и они быстро утекают. В данных (признаемся, достаточно редких в реальном мире) условиях лучше давать скидку лояльным.
Комментарии:
В данном конкретном случае, возможно, следует либо поменять методику деления на лояльных и отток лояльности, либо ввести промежуточные градации, т.к. с таким “текучим” сегментом сложно работать.
Задача 4. Выстраиваем KPI в маркетинге
Вы занимаетесь платным продвижением в сервисе, который предоставляет платные услуги online. Ваш основной KPI — среднемесячный ROI каналов, которыми вы управляете.
Формулировка задачи
Каким способом вы можете обеспечить выполнение KPI наиболее надёжным способом?
1. Работа над качеством рекламных материалов (баннеры, лэндинги и т.д.).
2. Работа в правильном наборе каналов и кампаний.
3. Оперативное реагирование на неудачные кампании по опережающим метрикам.
4. Работа только с дешёвыми каналами.
5. Работа по узкой, но целевой аудитории без масштабирования.
Информация к размышлению
У нас нет никакой информации о бизнесе, о рынке, о структуре отдела, отлаженности процессов.
Нам нужен очень проверенный и надёжный способ.
Вопрос стоит не в том, как хорошо сделать бизнесу, вопрос стоит в том, как выполнить поставленный нам KPI.
Возможные ответы
Работа над качеством рекламы и правильный набор каналов — это хорошо, так надо делать, в эту сторону нужно стремиться. Но это ничего не гарантирует.
Оперативное реагирование хорошо, но никакой гарантии выполнения нашего KPI, это, увы, не даёт.
Обращаем внимание на то, что ROI никак не зависит от оборота. ROI в 20% может быть и на космических бюджетах, так и на крошечных.
Но небольшие бюджеты (особенно, если процесс, хоть как-то налажен) легче поддерживать на уровне, чем масштабировать. На малых выборках (особенно при наличии лояльной аудитории и неидеальной атрибуции) делать высокий ROI гораздо проще.
Поэтому никакого масштабирования, никакого риска, никакого развития. Тратим мало, чем меньше, тем лучше, только в самое надёжное и проверенное.
Комментарии:
Неправильно поставленные KPI могут привести к тому, что естественное стремление их выполнить будет вредить бизнесу, а не помогать ему.
Задача №5. Выстраиваем KPI в продукте
Вы занимаетесь развитием сайта, который предоставляет платные услуги.
Ваш основной KPI — среднемесячная конверсия из визитов в оплаченные заказы.
Формулировка задачи
Каким способом вы можете обеспечить выполнение KPI наиболее надёжным способом?
1. Улучшать функциональность сайта с помощью пользовательского опыта.
2. Вводить новые фичи.
3. Улучшать качество услуг и время обратной связи.
4. Давать больше бесплатных материалов.
5. Снижать цены на продукт.
6. Закрыть доступ на сайт всем, кроме старых платящих пользователей.
Информация к размышлению
У нас нет никакой информации о бизнесе, о рынке, о структуре отдела, отлаженности процессов.
Нам нужен очень проверенный и надёжный способ.
Вопрос стоит не в том, как хорошо сделать бизнесу, вопрос стоит в том, как выполнить поставленный нам KPI.
Возможные ответы
Смотреть, если вы готовы
Ситуация аналогичная предыдущей.
Конверсия не зависит от объёма.
На низких объёмах делать высокую конверсию проще. Поэтому сайта надо выгонять всех, кто ещё не заплатил. Тогда не будет ни аудитории, ни развития, ни рынка, но будет высокая конверсия.
Комментарии:
Неправильно поставленные KPI могут привести к тому, что естественное стремление их выполнить будет вредить бизнесу, а не помогать ему.
На этом по задачам на сегодня всё. Буду рад услышать ваши мысли и альтернативные решения в комментариях.
Контрольные вопросы
Какие вопросы можно задать себе при принятии решения?
Какие методы принятия решений бывают?
Что нужно учитывать при принятии решений?
Как научиться правильно, принимать решения?
Какие шаги необходимо сделать для принятия решения?
Что включает принятие решения?
Что тормозит принятие решения?
Какие уровни существуют в принятии решения?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Изучить теоретический материал по данной теме.
Выполнить Задания.
Ответить письменно на контрольные вопросы.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
Информатика. 10 класс : учебник для общеобразоват. организаций: базовый и углубленный уровни / [А.Г.Гейн , А.Б Ливчак, А.И. Сенокосов, Н.А. Юнерман]. – 4-е изд. – М. : Просвещение, 2018. – 272 с. : ил. – ISBN 978-5-09-058130-1
Информатика. 11 класс : учебник для общеобразоват. организаций: базовый и углубленный уровни / [А.Г.Гейн, А.И. Сенокосов]. – 6-е изд. – М. : Просвещение, 2019. – 336 с. : ил. – ISBN 978-5-09-072326-8.
Электронные источники:
Зимин, В. П. Информатика. Лабораторный практикум в 2 ч. Часть 1 : учебное пособие для среднего профессионального образования / В. П. Зимин. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 126 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11851-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/514893
Зимин, В. П. Информатика. Лабораторный практикум в 2 ч. Часть 2 : учебное пособие для среднего профессионального образования / В. П. Зимин. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 153 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11854-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/514918
Мойзес, О. Е. Информатика. Углубленный курс : учебное пособие для среднего профессионального образования / О. Е. Мойзес, Е. А. Кузьменко. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 164 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07980-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/455803 .
Советов, Б. Я. Информационные технологии : учебник для среднего профессионального образования / Б. Я. Советов, В. В. Цехановский. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 327 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-06399-8. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/450686 .
Новожилов, О. П. Информатика в 2 ч. Часть 1 : учебник для среднего профессионального образования / О. П. Новожилов. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 320 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-06372-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/448995 .
Новожилов, О. П. Информатика в 2 ч. Часть 2 : учебник для среднего профессионального образования / О. П. Новожилов. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 302 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-06374-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/448996
Гаврилов, М. В. Информатика и информационные технологии : учебник для среднего профессионального образования / М. В. Гаврилов, В. А. Климов. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 383 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-03051-8. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/449286
Дополнительные источники:
Филимонова, Е. В. Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности: учебник / Е. В. Филимонова. – Москва: Юстиция, 2019. – 213 с. – (Среднее профессиональное образование). - ISBN 978-5-4365-2703-1.
Цветкова М.С., Информатика. Практикум для профессий и специальностей естественно-научного и гуманитарного профилей: : учеб. пособие для студентов учреждений сред. проф. образования / М.С. Цветкова, И.Ю. Хлобыстова. - 5-е изд., стер. - М. : Издательский центр "Академия", 2019. - 240 с. ISBN 978-5-4468-7901-4
Электронные источники:
Гаврилов, М. В. Информатика и информационные технологии : учебник для среднего профессионального образования / М. В. Гаврилов, В. А. Климов. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 383 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-03051-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/469424
Акопов, А. С. Компьютерное моделирование : учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. С. Акопов. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 389 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10712-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/517999
Демин, А. Ю. Информатика. Лабораторный практикум : учебное пособие для среднего профессионального образования / А. Ю. Демин, В. А. Дорофеев. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 133 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07984-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/516857
Преподаватель: Владимир Александрович Волков