Практическая работа по теме
«Словосочетание».
5 класс
Прочитайте слова.
Старая, красться, мокрый, лиса, дождь, тропинка, в, по.
Что нужно сделать, чтобы из этих слов составить предложение?
Составьте из этих слов предложение и запишите в тетрадь.
Прочитайте стихотворение Б. Заходера, определите его основную мысль. В каком предложении она сформулирована?
Очень-очень странный вид:
Речка за окном горит,
Чей-то дом хвостом виляет,
Песик из ружья стреляет,
Мальчик чуть не слопал мышку,
Кот в очках читает книжку,
Старый дед влетел в окно,
Воробей схватил зерно
Да как крикнет улетая:
- Вот что значит запятая!
Что необычного в этом стихотворении? Чем объяснить его смысловую нелепость? Что нужно изменить, чтобы избежать этой двусмыслицы?
Что такое словосочетание? Сделайте вывод. При затруднении пользуйтесь подсказкой:
Словосочетание – это сочетание слов, связанных по смыслу и ….
В словосочетании различают … слово и ….
От …слова к …ставится вопрос, который и устанавливает … связь в словосочетании.
С помощью вопросов подберите к главным словам зависимые, чтобы получились словосочетания. Запишите их в тетрадь, вставляя пропущенные буквы. Обозначьте в словосочетаниях главное слово условным знаком (Х):
(Какая?) прос..ба, ве..ти (кого?), везти ((куда?), (какой?) в..кзал, (какой?) под..ем, в..езжать (куда?), об..явление (о чем?), (какая?) в…юга, слыш..ть (как?), видиш.. (что?).
К существительным подберите подходящие по смыслу прилагательные, получившиеся словосочетания запишите:
Снег (белый, мягкий, пушистый, мокрый, одинокий, серебристый, аккуратный, колючий).
Дождь (сильный, проливной, крикливый, грибной, кратковременный, звонкий).
Все ли прилагательные вы использовали? Какие словосочетания можно использовать в поэтической речи? Подчеркните их.
Прочитайте слова, составьте из них словосочетания и запишите в тетрадь. Обозначьте в них смысловую связь.
Отъехать, деревня, подбежать, дом, сузить, юбка, сэкономить, время, навьючить, верблюд, разъединить, провода, безоблачный, дни.