СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическая работа. Решение экспериментальных задач по теме: "Электролитическая диссоциация"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Настоящий материал представляет собой руководство (инструкцию) к практической работе и предназначен для обучающихся девятых классов. Данная инструкция содержит подробное описание (цель работы, оборудование и реактивы, порядок выполнения и оформления работы), что поможет учителю подготовиться к уроку, грамотно организовать работу обучающихся, быстро проверить правильность их записей по имеющимся образцам. Такая структура оформления работы приучает учащихся к аккуратности, четкости и грамотному изложению материала. Прежде чем приступить к лабораторным и практическим работам, необходимо провести инструктаж по правилам техники безопасности при работе в кабинете химии с целью предотвращения травм и ожогов, а также порчи лабораторного оборудования.

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа. Решение экспериментальных задач по теме: "Электролитическая диссоциация"»

Практическая работа №1

Решение экспериментальных задач по теме:
«Электролитическая диссоциация»

Рабочее место № ___

Цель работы: научиться проводить реакции ионного обмена и пользоваться таблицей растворимости кислот, оснований и солей.

Оборудование (проверить наличие): чистые пробирки (4 шт.).

Реактивы (проверить наличие): растворы гидроксида натрия, сульфата магния, серной кислоты, хлорида меди (II), хлорида бария, карбоната калия, фенолфталеина (индикатор).

Техника безопасности

Кислоты и щёлочи — едкие вещества!
Их попадание на кожу может привести к химическому ожогу.

Соединения меди и бария - очень токсичны и могут вызвать тяжёлое отравление или раздражение кожи рук!

Избегайте попадания реактивов на рабочие поверхности!


Ход работы

Задание 1. Химические свойства щелочей

Используя выданные растворы веществ, проведите две реакции, которые характеризуют химические свойства гидроксида натрия.

  1. В две чистые пробирки налейте по 1 мл. раствора гидроксида натрия.

  2. В первую пробирку добавьте 1 мл. раствора хлорида меди. Что наблюдаете?

Запишите уравнение реакции к данному опыту, составьте полное и сокращённое ионное уравнение, отметьте признаки реакции.

Наблюдение (признаки реакции): ...

NaOH + CuCl2 → . . .+ . . .

Полное ионное уравнение: ...

Сокращённое ионное уравнение:...

  1. Во вторую пробирку добавьте 1-2 капли фенолфталеина (отметьте, как изменилась окраска раствора), затем добавьте 5-10 капель раствора серной кислоты. Что наблюдаете?
    Фенолфталеин, который в растворе гидроксида натрия (т. е. в щелочной среде) будет иметь малиновый цвет, при добавлении кислоты обесцветится (т. к. среда раствора станет нейтральной).

  2. Запишите уравнение реакции к данному опыту, составьте полное и сокращённое ионное уравнение, отметьте признаки реакции.

Наблюдение (признаки реакции): ...

NaOH + H2SO4 → . . .+ . . .

Полное ионное уравнение: ...

Сокращённое ионное уравнение:…

Задание 2. Качественная реакция на сульфат-анион (- SO4 2-)

Используя выданные растворы веществ, проведите реакцию, которой соответствует следующее сокращённое ионное уравнение:

SO4 2- + Ba2+ → BaSO4

Запишите уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.
Отметьте признаки реакции.

Подсказка: для осуществления данной реакции необходимо взять растворимый сульфат какого-нибудь металла и растворимую соль бария.

Задание 3. Качественная реакция на карбонат-анион (- СO3 2-)

Используя выданные растворы веществ, проведите реакцию, которой соответствует следующее сокращённое ионное уравнение:

CO3 2- + Н +СO2 + Н2О

Запишите уравнения реакций в молекулярном и ионном виде учитывая, что угольная кислота (H2CO3) - неустойчивое вещество, которое разлагается на углекислый газ (СO2 ) и воду (Н2О). Отметьте признаки реакции.

Подсказка: для осуществления данной реакции необходимо взять растворимый карбонат какого-нибудь металла и какую-нибудь сильную кислоту.


После окончания работы помойте посуду, наведите порядок на рабочем месте и сдайте его учителю или лаборанту!