Практическая работа . Сопоставление устной и письменной речи.
Цели: отработка умения находить сходные и различные черты лингвистических явлений: сопоставление устной и письменной речи.
Время на выполнение: 40 минут
Задания:
1. Представь, что ты пришел в магазин и спросил у продавца: «Есть свежий хлеб?» Какими видами речи воспользовались вы с продавцом?
a) Слушанием и речью про себя. б) Говорением и слушанием. в) Чтением и письмом.
2. Прочитайте высказывания, выберите то из них, которое правильное.
a) Устная речь может быть и без слов. б) Речь не может быть без слов.
в) Если я думаю про себя, то обхожусь без слов.
3. Ты написал другу смс-сообщение. Чем в данном случае ты воспользовался?
a) Устной речью. б) Письменной и устной речью. в) Письменной речью.
4. Укажите ошибочные высказывания.
а) Логическая стройность опирается на синтаксический уровень языка.
б) Идеальная логичность существует только в разговорной речи.
в) Выразительной считается речь, которая своим построением и отбором
языковых средств привлекает и поддерживает внимание и интерес
слушателей и читателей.
5. Укажите ошибочные высказывания.
а) Основное назначение языка - приносить людям эмоциональное
удовлетворение от общения.
б) Язык – это система знаков и способов их соединения, которая служит для
выражения мыслей, чувств и волеизъявлений людей и является важнейшим
средством человеческого общения.
в)Литературный язык – высшая форма национального языка и основа
культуры речи.
г) Литературный язык используется только в сфере личных, то есть
неформальных отношений.
6. Укажите, о какой речи — письменной или устной — говорится в этих пословицах.
1. С умным разговориться – что мёду напиться.
А) о письменной речи Б) об устной речи
2. Не на пользу книги читать, коль одни вершки глотать.
А) о письменной речи Б) об устной речи
3. Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.
А) о письменной речи Б) об устной речи
4. Хорошую речь хорошо и слушать.
А) о письменной речи Б) об устной речи
5. Что написано пером – не вырубишь топором.
А) о письменной речи Б) об устной речи
7.Выпишите отдельно признаки устной и признаки письменной речи.
Признаки устной речи: …….
Признаки письменной речи: ……..
Воспринимается одновременно с процессом говорения.
Есть возможность многократно обращаться к тексту.
Есть больше времени для отбора оптимальных* языковых средств.
Создаётся в считаные секунды в момент говорения, на глазах у всех.
Средства смыслового выделения: паузы, сила голоса, изменения тональности, громкости, убыстрение или замедление темпа речи и т. д.
Средства смыслового выделения: знаки препинания, шрифт, цвет; выделение ключевых слов, частей высказывания (разделов, глав, параграфов, абзацев и т. д.).
Используются голос, жесты, мимика, телодвижения.