План практического занятия №1
ПМ.02 «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах»
МДК. 02.01.Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях
Раздел Сестринская помощь в терапии
Тема занятия: Сестринское обследование пациентов с заболеваниями органов дыхания.
Тип занятия: Комбинированное занятие
Форма проведения: Практическое занятие
Время проведения: 90 минут
Цели занятия: формировать умения и навыки студента в сестринском обследовании пациентов с заболеваниями органов дыхания.
5. Задачи:
1)Образовательные: углубить, обобщить, закрепить знания студентов. Проверить знания студентов по данной теме.
2) Развивающие
1. Формировать культуру общения.
2. Развивать у студентов умение проблемно мыслить отвечать на проблемно-поисковые вопросы.
3. Использовать деловые ситуации для более полного развития способности личности и самовыражения.
3) Воспитательные
1. Воспитание навыков самостоятельной работы.
2. Деонтологическое воспитание.
3. Воспитывать у студентов добросовестное отношение к занятиям.
Студент должен знать:
АФО органов дыхания
Методы обследования больных
Инструментальные и лабораторные методы, применяемые для обследования больных с легочной патологией
6.Наименование общих и профессиональных компетенций при изучении МДК
№ п/п | Код компетенции по ФГОС | Содержание компетенции |
1 | ПК 2.1 | Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств |
2 | ПК 2.2 | Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса. |
3 | ПК 2.3 | Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами. |
4 | ПК 2.4 | Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования |
5 | ПК 2.5 | Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса. |
6 | ПК 2.6 | Вести утвержденную медицинскую документацию |
7 | ПК 2.7 | Осуществлять реабилитационные мероприятия |
8 | ПК 2.8 | Оказывать паллиативную помощь. |
9 | ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
10 | ОК 2 | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество |
11 | ОК 3 | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность |
12 | ОК 4 | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития |
13 | ОК 5 | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности |
14 | ОК 6 | Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями |
15 | ОК 7 | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий |
16 | ОК 8 | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, планировать и осуществлять повышение квалификации |
17 | ОК 9 | Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности |
18 | ОК 10 | Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия |
19 | ОК 11 | Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку |
20 | ОК 12 | Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности |
21 | ОК 13 | Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей |
Оборудование к занятию:
Оборудование и приборы для демонстраций: кушетка, тонометр, термометр, грелка, компресс, пузырь со льдом, горчичники, нательное и постельное белье.
Дидактические материалы и наглядные пособия: нормативно – правовые документы, плакаты, медицинская документация (история болезни, температурный лист, направления), ситуационные задачи, комплект тестов.
Программное обеспечение: РП ПМ.02, КТП ПМ.02 МДК 02.01, информационный блок, нормативно – правовые документы; презентация.
Учебная литература:
1) Учебник Э.В. Смолева, Сестринский уход в терапии с курсом первичной медицинской помощи под ред. КМН Б.В. Кабарухина. Ростов н/Д: Феникс 2018
№ п/п | Этап Занятия | Время (мин) | Методы Обучения | Деятельность Преподавателя | Деятельность студента |
1. | Организационный момент | 5 | | Заполняет журнал, контроль внешнего вида сообщает студентам знакомство с темой, целями и планом занятия | Записывают в тетрадь тему и цели занятия |
2. | Актуализация знаний | 10 | Письменный | Раздает тестовые задания | Отвечают на вопросы тестовых заданий |
3. | Изучение нового материала | 20 | Объяснительно-иллюстративный и репродуктивный (объяснение с демонстрацией действия) | Мотивация студентов к изучению нового материала. Объяснение студентам нового материала, сопровождая его демонстрацией. Отразить содержание материала: Техника проведения беседы, опроса пациента, осмотр органов дыхания | Записывают в тетрадь основные термины, понятия. Конспектируют сказанное преподавателем на занятие. |
4 | Самостоятельная работа под контролем преподавателя | 20 | репродуктивный | Наблюдает за работой студентов, корректирует ее. | Отрабатывают технику осмотра пациента, правила беседы с пациентом, отрабатывают схему опроса пациента. Работа с медицинской документацией |
5. | Контроль знаний | 20 | Комбинированный | Контролирует выполнение самостоятельной работы . Разъясняет индивидуальные ошибки. Задает вопросы, корректирует ответы. Выставляет оценки за занятие, комментирует их. | Отвечают на вопросы преподавателя |
6. | Рефлексия | 10 | Проблемный | Предлагает студентам обобщить изученное на занятие, проанализировать допущенные ошибки, причины затруднений и успехов, оценить степень достижения целей | Обобщают изученного на занятие, проанализируют допущенные ошибки, причины затруднений и успехов, оценка степени достижения целей. |
7. | Итоги занятия | 5 | | Даёт самостоятельную внеаудиторную работу | Записывают задание |
Общее время занятия (мин) | 90 | | |
Ход занятия:
10. Внеаудиторная самостоятельная работа обучаемых:
1. Работа с лекционным материалом и учебниками:
Учебник Э.В. Смолева, Сестринский уход в терапии с курсом первичной медицинской помощи под ред. кмн Б.В. Кабарухина. Ростов н/Д: Феникс 2018
Схема 1. Обследование больных с заболеваниями органов дыхания
Учебные вопросы:
Расскажите о правилах сестринского осмотра пациентов с заболеваниями органов дыхания.
Какие основные методы обследования органов дыхания вы знаете?
Что такое пирамида Маслоу? Каковы ее ступени?
Расскажите о проблемах пациентов с заболеваниями органов дыхания?
Какие этапы сестринского ухода вы знаете?
Сформулируйте предполагаемые цели для осуществления сестринского ухода.
Расскажите о возможных методах ухода за больными с заболеваниями органов дыхания.
Практические навыки:
Техника постановки горчичников, холодного компресса, грелки, пузыря со льдом.
Техника выполнения в/м, в/в, п/к, в/к инъекций
Правила заполнения температурного листа, выписывания направлений на исследования.
Подготовка пациентов к лабораторным и инструментальным исследованиям органов дыхания.
Оксигенотерапия.
Правила и техника пользования карманным ингалятором, небулайзером
Код формы по ОКУД _________________________
Код учреждения по ОКПО _____________________
Медицинская документация
Форма № 004/у
Утверждена Минздравом СССР
____________________________ 04.10.80 г. № 1030
наименование учреждения
ТЕМПЕРАТУРНЫЙ ЛИСТ
Карта № ________________ Фамилия, имя, о. больного ______________________ Палата № __________
Дата | | | | | | | | | | | | | | | |
День болезни | | | | | | | | | | | | | | | |
День пребывания в стационаре | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
П АД Т | у | в | у | в | у | в | у | в | у | в | у | в | у | в | у | в | у | в | у | в | у | в | у | в | у | в | у | в | у | в |
140 200 41 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
120 175 40 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
100 150 39 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
90 125 38 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
80 100 37 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
70 75 36 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
60 50 35 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Дыхание | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Вес | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Выпито жидкости | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Суточное количество мочи | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Стул | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Ванна | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
продолжение
Дата | | | | | | | | | | | | | | | | |
День болезни | | | | | | | | | | | | | | | | |
День пребывания в стационаре | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
П АД Т | у | в | у | в | у | в | у | в | у | в | у | в | у | в | у | в | у | в | у | в | у | в | у | в | у | в | у | в | у | в | у | в |
140 200 41 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
120 175 40 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
100 150 39 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
90 125 38 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
80 100 37 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
70 75 36 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
60 50 35 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Дыхание | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Вес | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Выпито жидкости | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Суточное количество мочи | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Стул | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Ванна | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Инструкция по заполнению учетной формы № 004/у ТЕМПЕРАТУРНЫЙ ЛИСТ
Температурный лист является оперативным документом, служащим для графического изображения основных данных, характеризующих состояние здоровья больного.
Ежедневно лечащий врач записывает в карте стационарного больного (истории родов, истории развития новорожденного) сведения о состоянии больного (роженицы, родильницы, новорожденного), палатная сестра переносит данные о температуре, пульсе, дыхании и т. д. в регистратурный лист и вычерчивает кривые этих показателей
Ситуационные задачи.
Задача 1
Мужчина 23 лет обратился к фельдшеру с жалобами на общую слабость, недомогание, головную боль, повышение температуры тела до 37,50С, сухой кашель. Болен второй день, заболевание связывает с переохлаждением.
Объективно: температура тела 37,20С. Общее состояние удовлетворительное. Периферические лимфатические узлы не увеличены. Перкуторный звук над легкими ясный. Дыхание жесткое, рассеянные сухие жужжащие и свистящие хрипы. ЧДД - 16 в мин. Тоны сердца ясные, ритмичные, ЧСС - 72 в мин, АД 120/80 мм рт.ст. Абдоминальной патологии не выявлено.
Задания
Каковы проблемы у пациентки?
Какие потребности нарушены?
Составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме.
Расскажите о мерах профилактики бронхита.
Расскажите о технике проведения оксигенотерапии
Задача 2
Больной Б., 37 лет, обратился к фельдшеру с жалобами на общую слабость, недомогание, повышенную утомляемость, снижение работоспособности, повышение температуры, кашель с выделением слизисто-гнойной мокроты, одышку. Ухудшение состояния наступило 5 дней назад.
Болен в течение 5 лет, обострения возникают периодически в осенне-весенний период и часто связаны с переохлаждением. Слизисто-гнойная мокрота выделяется при обострениях несколько месяцев подряд в умеренном количестве. Больной курит в течение 20 лет по 1 пачке сигарет в день.
Объективно: температура 37,50С. Общее состояние удовлетворительное. Кожа чистая. Перкуторный звук над легкими ясный. Дыхание ослабленное, везикулярное, с обеих сторон определяются разнокалиберные влажные хрипы. ЧДД 22 в мин. Тоны сердца ясные, ритмичные. ЧСС 72 в мин. АД 120/80 мм рт.ст. Абдоминальной патологии не выявлено.
Задания
Каковы проблемы у пациентки?
Какие потребности нарушены?
Составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме.
Расскажите о мерах профилактики бронхита.
Продемонстрируйте технику в/м инъекции 1г пенициллина
.