СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическая работа MS Excel.

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практическая работа по теме MS Office. Работа с MS Excel

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа MS Excel.»

ЭЛЕКТРОННЫЕ ТАБЛИЦЫ MICROSOFT EXCEL XP.


1.Пояснения к работе.

    1. Введение.

Для представления данных в удобном виде используют таблицы. Компьютер позволяет представлять их в электронной форме, а это дает возможность не только отображать, но и обрабатывать данные. Класс программ, используемых для этих целей, называется электронными таблицами.

Электронные таблицы  это программы для обработки прямоугольных таблиц, ячейки которых могут со­держать числа, символьные строки и формулы, задающие зависимость значения в ячейке от содержимого дру­гих ячеек. Изменение содержимого любой ячейки приводит к автоматическому изменению значений в завися­щих от нее ячейках. Это свойство делает электронную таблицу удобным инструментом для выполнения разно­образных расчетов.

Применение электронных таблиц упрощает работу с данными и позволяет получать результаты без проведения расчетов вручную или специального программирования. Наиболее широкое применение электронные таблицы нашли в экономических и бухгалтерских расчетах. В научно-технических задачах электронные таблицы также можно использовать эффективно, например для:

    • проведения однотипных расчетов над большими наборами данных;

    • автоматизации итоговых вычислений;

    • решения задач путем подбора значений параметров, табулирования формул;

    • обработки результатов экспериментов;

    • проведения поиска оптимальных значений параметров;

    • подготовки табличных документов;

    • построения диаграмм и графиков по имеющимся данным.

Наиболее популярными электронными таблицами для IBM-совместимых персональных компьютеров являются программа Microsoft Excel, входящая в состав Microsoft Office.

Особенность электронных таблиц заключается в возможности применения формул для описания связи между значениями различных ячеек. Расчет по заданным формулам вычисляется автоматически. Изменение содержимого какой-либо ячейки приводит к перерасчету значений всех ячеек, которые связаны с ней формульными отношениями и, тем самым, к обновлению всей таблицы в соответствии с изменившимися данными.

1.2 Основные понятия электронных таблиц.

Программа Microsoft Excel предназначена для работы с таблицами данных, преимущественно числовых. При формировании таблицы выполняют ввод, редактирование и форматирование текстовых и числовых данных, а также формул.

Документ Microsoft Excel называется рабочей книгой. Рабочая книга представляет собой набор рабочих листов, каждый из которых имеет табличную структуру и может содержать одну или несколько таблиц. Рабочий лист состоит из строк и столбцов и имеет название. Чтобы переименовать рабочий лист, нужно дважды щелкнуть на его ярлыке. Столбцы озаглавлены прописными латинскими буквами и, далее двухбуквенными комбинациями. Всего рабочий лист может содержать до 256 столбцов, пронумерованных от A до IV. Строки последовательно нумеруются числами от 1 до 65536.

На пересечении столбцов и строк образуются ячейки таблицы. Они являются минимальными элементами для хранения данных. Обозначение отдельной ячейки сочетает в себе номера столбца и строки, на пересечении которых она расположена. Адреса ячеек используются при записи формул, определяющих взаимосвязь между значениями, расположенными в разных ячейках. На данные, расположенные в соседних ячейках, можно ссылаться в формулах, как на единое целое. Такую группу ячеек называют диапазоном, который обозначают, указывая через двоеточие номера ячеек, расположенных в противоположных углах прямоугольника, например А1:С15.

1.3 Запуск программы Microsoft Excel и выход из нее.

Запуск программы можно осуществить несколькими способами. При работе с Windows XP можно щелкнуть по кнопке Пуск, чтобы войти в Главное меню Windows XP, выбрать пункт Программы, а из появившегося подменю  строку Microsoft Excel. Если Excel является частью набора Microsoft Office, его можно запустить, выбрав в Главном меню в пункте Создать документ Microsoft Office пункт Новая книга или открыть документ Microsoft Office.

Открыв любую папку файлов, где находятся файлы с пиктограммой Excel, можно дважды щелкнуть мышью по пиктограмме. Загрузится не только Excel, но и тот файл, который имел его пиктограмму.

Выход из программы Excel осуществляется так же, как и из любого другого приложения Windows (с помощью команды Файл► Выход или нажатием кнопки закрытия окна).

1.4 Выделение элементов таблицы.

Одна из ячеек таблицы всегда является активной. Активная ячейка выделяется рамкой. Чтобы сделать ячейку активной, необходимо клавишами управления курсором подвести рамку к этой ячейке или щелкнуть в ней мышью.

Для выделения нескольких смежных ячеек необходимо установить указатель мыши в одну из ячеек, нажать левую кнопку мыши и, не отпуская ее, растянуть выделение на всю область. Для выделения нескольких несмежных групп ячеек следует выделить одну группу, нажать клавишу Ctrl и, не отпуская ее, выделить другие ячейки.

Чтобы выделить целый столбец или строку таблицы, необходимо щелкнуть мышью на его имени. Для выделения нескольких столбцов или строк следует щелкнуть на имени первого столбца или строки и растянуть выделение на всю область.

Для выделения нескольких листов необходимо нажать клавишу Ctrl и, не отпуская ее, щелкать на ярлыках листов.

1.5 Изменение размеров строк и столбцов

По умолчанию ячейки имеют стандартную ширину и высоту. Высота строки определяется размером шрифта. Для изменения высоты строки или ширины столбца можно перетянуть границу заголовка до необходимого значения (на границе заголовка указатель мыши примет вид двунаправленной стрелки) (рис.1). Для изменения размеров сразу нескольких столбцов или строк следует их выделить и перетянуть границу заголовка одного из выделенных элементов. Если на границе заголовков столбцов дважды щелкнуть мышью, то ширина столбца установится по ширине ячейки с самым длинным содержимым.


Рис.1

Для точного установления ширины столбцов необходимо:

 выделить столбцы;

 выбрать в меню Формат пункт Столбец, затем пункт Ширина;

 ввести в поле Ширина столбца значение ширины столбца (число символов, которые могут поместиться в столбце при использовании стандартного шрифта);

 щелкнуть кнопку ОК.

Команда Автоподбор ширины устанавливает ширину столбца по ширине ячейки с самым длинным содержимым. Команда Стандартная ширина предлагает изменить стандартную ширину для столбцов рабочего листа.

Для точного установления высоты строк необходимо:

 выделить строку или несколько строк;

 выбрать в меню Формат пункт Строка, а затем пункт Высота;

 в поле Высота строки ввести значение высоты строки в пунктах;

 щелкнуть ОК.

Чтобы спрятать строки или столбцы необходимо:

 выделить строки или столбцы, которые следует спрятать;

 выбрать в меню Формат команду Строка или команду Столбец соответственно, затем выбрать команду Скрыть.

Чтобы спрятать строку, можно перетянуть нижнюю границу заголовка строки за верхнюю границу. Чтобы спрятать столбец, можно перетянуть правую границу заголовка столбца за левую. Утолщенная рамка строки или столбца, а также пропущенная буква столбца или пропущенный номер строки указывают на наличие скрытых строк или столбцов.

Чтобы показать строки или столбцы необходимо:

 выделить строки или столбцы с обеих сторон скрытой строки или столбца;

 в меню Формат выбрать команду Строка или Столбец, затем выбрать команду Отобразить.

Рис.2


Чтобы показать строку, можно установить указатель мыши сразу под утолщенной границей заголовка строки (указатель мыши примет вид на рис.2 (1)) и перетянуть ее вниз. Чтобы показать столбец, следует установить указатель мыши вплотную справа от утолщенной границы заголовка столбца (указатель мыши будет иметь вид на рис.2 (2)) и перетянуть ее вправо.

1.6 Ввод, редактирование и форматирование данных.

Отдельная ячейка может содержать данные, относящиеся к одному из трех типов: текст, число или формула, а также оставаться пустой. Тип данных определяется автоматически при вводе. Ввод формул всегда начинается со знака равенства. Ввод данных осуществляют непосредственно в текущую ячейку или в строку формул, располагающуюся в верхней части окна непосредственно под панелями инструментов. Место ввода отмечается текстовым курсором. Если щелкнуть на строке формул или дважды на текущей ячейке, старое содержимое ячейки не удаляется и появляется возможность его редактирования. Вводимые данные в любом случае отображаются как в ячейке, так и в строке формул. Чтобы завершить ввод, сохранив введенные данные, используют кнопку Enter в строке формул или клавишу Enter. Чтобы отменить внесенные изменения и восстановить прежнее значение ячейки, используют кнопку Отмена в строке формул или клавишу ESC. Для очистки текущей ячейки или выделенного диапазона проще всего использовать клавишу DELETE.

Каждое число в таблице можно представить в разных форматах (с различным количеством десятичных позиций, незначащих нулей и пр.). Для изменения формата содержимого ячейки необходимо:

-   выделить ячейки;

 - выбрать команду Ячейки меню Формат;

- в диалоговом окне Формат ячеек выбрать вкладыш Число;

 - в списке Числовые форматы выбрать тип формата содержимого ячейки, а в полях справа – параметры формата;

-  в поле Образец будет отображаться пример содержимого ячейки в выбранном формате;

-  чтобы ввести новый формат, следует выбрать пункт все форматы, а затем в поле Тип ввести новый формат;

- щелкнуть ОК.

1.7 Маски форматов

Маски форматов чисел позволяют управлять отображением значений в ячейках. Значение масок следующее.

Основной – числа выводятся в том формате, в котором они были введены.

# – если число имеет справа от десятичной запятой большее количество цифр, чем указано знаков # в правой части формата, то число округляется до указанного количества десятичных знаков после запятой. Если число имеет слева от запятой большее количество десятичных знаков, чем знаков # в левой части формата, то выводится большее количество цифр.

0 (нуль) – тоже что и #, но если в числе меньшее количество цифр, чем указано знаков 0 в шаблоне, выводятся отсутствующие нули.

? – тоже что и знак 0, за исключением того, что Microsoft Excel выводит пробел вместо незначащих нулей с обеих сторон от десятичной запятой, таким образом, что число оказывается выровненным по десятичной запятой. Можно также использовать этот символ для рациональных дробей, которые имеют различное число десятичных знаков.

, (запятая) – этот символ определяет, сколько цифр (соответственно количеству символов 0 и #) выводится справа и слева от десятичной запятой. Можно также использовать запятую в шаблонах времени дня для того, чтобы создать форматы времени дня, отображающие части секунды.

%% – число умножается на 100 и добавляется знак %.

(пробел) – разделитель тысяч. Тысячи разделяются пробелами, если шаблон содержит пробелы, окруженные с обеих сторон знаками # или 0. Пробел, который идет вслед за знаком шаблона, масштабирует число, округляя его до тысяч. Шаблон, в котором за символами 0,0 следуют два пробела, будет отображать число 43 500 000 как 43,5.

E+00 – экспоненциальный формат числа.

грн. – + / ( ) : – отображаются эти символы.

\ – отображается следующий за ним символ формата. Сам символ «обратная косая черта» не отображается. Действует так же, как если бы следующий за ним символ был заключен в двойные кавычки.

   * – повторяет следующий за ним символ формата столько раз, сколько нужно, чтобы заполнить всю ширину столбца. В каждой секции формата не может быть больше одного символа «*».

подчеркивание (_) – делает пробел шириной, соответствующей следующему символу шаблона. Например, для того, чтобы Microsoft Excel делал пробел на ширину символа скобок и положительные числа оказывались выровненными так же, как и отрицательные числа, заключенные в скобки, следует ввести _) в конце секции формата для положительных чисел.

"meкcm" – отображает любой текст, заключенный в двойные кавычки.

@ – если в ячейке есть текст, то этот текст отображается в том месте формата, где находится символ @.

1.8 Вычисления в электронных таблицах

Формула может содержать ссылки, то есть адреса ячеек, содержимое которых используется в вычислениях. Это означает, что результат вычисления формулы зависит от числа, находящегося в другой ячейке. Значение, отображаемое в ячейке с формулой, пересчитывается при изменении значения ячейки, на которую указывает ссылка. Если ячейка содержит формулу, то в рабочем листе отображается текущий результат вычисления этой формулы. Если сделать ячейку текущей, то сама формула отображается в строке формул.

Вычисления в таблицах выполняются с помощью формул. Формула может состоять из математических операторов, значений, ссылок на ячейку(адреса ячеек, содержимое которых используется в вычислениях) и имена функций. Скобки позволяют изменять стандартный порядок выполнения действий.

Результатом выполнения формулы есть некоторое новое значение, содержащееся в ячейке, где находится формула. Формула начинается со знака равенства "=". В формуле могут использоваться арифметические операторы + - * / Порядок вычислений определяется обычными математическими законами.

Примеры формул: =(А4+В8)*С6, =F7*С14+B12.

Константы – текстовые или числовые значения, которые вводятся в ячейку и не могут изменяться во время вычислений.

Ссылка на ячейку или группу ячеек – способ, которым указывается конкретная ячейка или несколько ячеек. Ссылка на отдельную ячейку – ее координаты. Значение пустой ячейки равно нулю.

Ссылки на ячейки бывают двух типов:

относительные – ячейки обозначаются относительным смещением от ячейки с формулой (например: F7).

абсолютные – ячейки обозначаются координатами ячеек в сочетании со знаком $ (например: $F$7).

Комбинация предыдущих типов (например: F$7).

При копировании формул относительные ссылки изменяются на размер перемещения.

Ссылку на ячейку можно задать разными способами. Во-первых, адрес ячейки можно ввести вручную. Другой способ состоит в щелчке на нужной ячейке или выборе диапазона, адрес которого требуется ввести. Ячейка или диапазон при этом выделяется пунктирной рамкой.

Для редактирования формулы следует дважды щелкнуть на соответствующей ячейке. При этом ячейки (диапазоны), от которых зависит значение формулы, выделяются на рабочем листе цветными рамками, а сами ссылки отображаются в ячейки и в строке формул тем же цветом.

По умолчанию, ссылки на ячейки в формулах рассматривается как относительные. Это означает, что при копировании формулы адреса в ссылках автоматически изменяются в соответствии с относительным расположением исходной ячейки и создаваемой копии.

При абсолютной адресации адреса ссылок при копировании не изменяются, так что ячейка, на которую указывает ссылка, рассматривается как нетабличная. Для изменения способа адресации при редактировании формулы надо выделить ссылку на ячейку и нажать клавишу F4.

Для обращения к группе ячеек используются специальные символы:

: (двоеточие) – формирует обращение к блоку ячеек. Через двоеточие указывается левая верхняя и правая нижняя ячейки блока. Например: С4:D6 – обращение к ячейкам С4, С5, С6, D4, D5, D6.

; (точка с запятой) – обозначает объединение ячеек. Например, D2:D4;D6:D8 – обращение к ячейкам D2, D3, D4, D6, D7, D8.

Для ввода формулы в ячейку следует ввести знак '=' и формулу для вычисления. После нажатия клавиши Enter в ячейке появится результат вычисления. При выделении ячейки, содержащей формулу, формула появляется в строке редактирования.

1.9 Функции

Функциями в Microsoft Excel называют объединения нескольких вычислительных операций для решения определенной задачи. Функции в Microsoft Excel представляют собой формулы, которые имеют один или несколько аргументов.

В программе Microsoft Excel имеется набор стандартных функций, которые можно использовать только в формулах. Вызов функции состоит в указании в формуле имени функции, после которого указывается список параметров. В качестве параметров можно использовать числовое значение, адрес ячеек или произвольное выражение, для вычисления которого также могут использоваться функции.

Например:

=СУММ(А5:А9)сумма ячеек А5, А6, А7, А8, А9;

=СРЗНАЧ(G4:G6)среднее значение ячеек G4, G5, G6.

Функции могут входить одна в другую, например:

=СУММ(F1:F20)ОКРУГЛ(СРЗНАЧ(H4:H8);2); Отдельные параметры разделяются в списке точкой с запятой.

Для введения функции в ячейку необходимо:

  • выделить ячейку для формулы;

  • вызывать Мастер функций с помощью команды Функция меню Вставка или кнопки ;

  • в диалоговом окне Мастер функций, выбрать тип функции в поле Категория, затем функцию в списке Функция;

  • щелкнуть кнопку ОК;

  • в полях Число1, Число2 и др. следующего окна ввести аргументы функции (числовые значения или ссылки на ячейки);

  • чтобы указать аргументы, можно щелкнуть кнопку , находящуюся справа от поля, и выделить мышью ячейки, содержащие аргументы функции; для выхода из этого режима следует щелкнуть кнопку , которая находится под строкой формул;

  • щелкнуть ОК.

Вставить в ячейку функцию суммы СУММ можно с помощью кнопки .

В ходе ввода параметров палитра формул изменяет вид. На ней отображаются поля ввода параметров. Если название параметра указано полужирным шрифтом  параметр является обязательным и соответствующее поле должно быть заполнено. Параметры, названия которых приводятся обычным шрифтом можно опускать, в данном случае будут использоваться значения принятые по умолчанию. В нижней части палитры приводится краткое описание функции, а также назначение изменяемого параметра.

Параметры можно вводить непосредственно в строку формул или в поля палитры формул, а если они являются ссылками  выбирать на рабочем листе. Если параметр задан, в палитре формул указывается его значение, а для опущенных параметров  значения, принятые по умолчанию. Здесь можно также увидеть значение функции, вычисленное при заданных значениях параметров. Ссылки на ячейки, используемые в качестве параметров функции, также могут быть относительными или абсолютными, что учитывается при копировании формул методом автозаполнения.

Для итоговых вычислений используются функции суммирования (СУММ), вычисления дисперсии (ДИСП), максимального значения (МАКС), среднего значения (СРЗНАЧ), подсчет ячеек с числами в диапазоне (СЧЕТ) и некоторые другие. Итоговые вычисления позволяют получить числовые характеристики, описывающие определенный набор данных в целом. В качестве параметра итоговой функции задается некоторый диапазон ячеек.

1.10 Решение уравнений средствами программы Excel.

С помощью программы Microsoft Excel можно численно решать уравнения, содержащие одно неизвестное и задаваемые формулой. Для решения уравнений используется команда Сервис►Подбор параметра.

Рассмотрим использование данной команды на примере. Пусть требуется решить уравнение:

x3-3x2+x=-1.

1) Сначала занесем в ячейку A1 значение 0.

2) В ячейку B1 занесем левую часть уравнения, используя в качестве независимой переменной ссылку на ячейку A1. Соответствующая формула может, например иметь вид =A1^3-3*A1^2+A1.

3) В строке меню Сервис выберем команду Подбор параметра.

4) В поле Установить в ячейке укажем B1, в поле Значение зададим –1, в поле Изменяя значение ячейки укажем A1. После щелчка на кнопке ОК результат подбора отразится в диалоговом окне Результат подбора параметра. Для того чтобы сохранить полученные значения ячеек, участвовавших в операции, следует щелкнуть на кнопке ОК.

При наличии нескольких корней результат решения уравнения зависит от того, какое число было выбрано в качестве начального приближения. Если, например, в ячейке A1 задать другие начальные значения, то результат подбора изменится.

1.11 Автоматизация ввода.

Так как таблицы часто содержат повторяющиеся данные, программа Microsoft Excel содержит средства автоматизации ввода. К числу предоставляемых средств относятся: автозавершение, автозаполнение числами и автозаполнение формулами.

Для автоматизации ввода текстовых данных используется метод автозавершения. Его применяют при вводе в ячейки одного столбца рабочего листа текстовых строк, среди которых есть повторяющиеся. В ходе ввода текстовых данных в очередную ячейку программа Excel проверяет соответствие введенных символам строкам, имеющемся в этом столбце выше. Если обнаружено однозначное совпадение, введенный текст автоматически дополняется. Нажатие клавиши Enter подтверждает операцию автозавершения, в противном случае ввод можно продолжать, не обращая внимания на предлагаемый вариант.

При работе с числами и формулами используется метод автозаполнения. При наведении указателя мыши на черный квадратик (маркер заполнения), расположенный в нижнем углу текущей ячейки, приобретает форму тонкого черного креста. При перетаскивании маркера заполнения происходит копирование содержимого ячейки в вертикальном или горизонтальном направлении.

Если ячейка содержит число, то при перетаскивании маркера происходит копирование ячеек или их заполнение арифметической прогрессией. Для выбора способа автозаполнения следует производить специальное перетаскивание с использованием правой кнопки мыши.

Чтобы точно сформулировать условия заполнения ячеек, следует дать команду Правка►Заполнить►Прогрессия. В открывшемся диалоговом окне Прогрессия выбирается тип прогрессии, величина шага и предельное значение. После щелчка на кнопке OK программа Excel автоматически заполняет ячейки в соответствии с заданными правилами.

Автозаполнение формулами происходит также, как и автозаполнение числами. Его особенность заключается в необходимости копирования ссылок на другие ячейки. В ходе автозаполнения во внимание принимается характер ссылок в формуле: относительные ссылки изменяются в соответствии с относительным расположением копии и оригинала, абсолютные остаются без изменений.

1.12 Сортировка данных

Сортировка позволяет переупорядочить строки в таблице по любому полю. Например, чтобы отсортировать данные по цене изделия. Для сортировки данных следует выделить одну ячейку таблицы и вызвать команду Сортировка меню Данные.

В поле списка Сортировать по выбирается поле, по которому будут отсортированы данные, и тип сортировки:

по возрастанию – цифры сортируются по возрастанию, текст – в алфавитном порядке, логические выражения – ЛОЖЬ предшествует ИСТИНА.

по убыванию – сортировка в обратном порядке.

В поле списка Затем по указывается поле, по которому будут отсортированы данные, имеющие одинаковые значения в первом ключевом поле. Во втором поле Затем по указывается поле, по которому будут отсортированы данные, имеющие одинаковые значения в первых двух ключевых полях.

Для сортировки данных также используются кнопки . Перед их использованием следует выделить столбец, по которому необходимо сортировать записи.

При сортировке по одному столбцу, строки с одинаковыми значениями в этом столбце сохраняют прежнее упорядочение. Строки с пустыми ячейками в столбце, по которому ведется сортировка, располагаются в конце сортируемого списка. Microsoft Excel позволяет также сортировать не всю таблицу, а только выделенные строки или столбцы.

1.13 Построение и редактирование диаграмм.

В программе Microsoft Excel термин диаграмма используется для обозначения всех видов графического представления данных. Построение графического изображения производится на основе ряда данных. Так называют группу ячеек с данными в пределах отдельной строки или столбца. На одной диаграмме можно отображать несколько рядов данных.

Диаграмма представляет собой вставной объект, внедренный на один из листов рабочей книги. Она может располагаться на том же листе, на котором находятся данные, или на любом другом листе. Диаграмма сохраняет связь с данными, на основе которых она построена, и при обновлении этих данных немедленно изменяет свой вид.

Для построения диаграммы используют Мастер диаграмм, запускаемый щелчком на кнопке Мастер диаграмм на стандартной панели инструментов. Сначала в списке тип на Вкладке Стандартные выбирают тип диаграммы. Справа указывается несколько вариантов представления данных. После задания формы следует щелкнуть на кнопке Далее. После этого выбирается данные, по которым будет строиться диаграмма. Если диапазон данных был выбран заранее, то в области предварительного просмотра в верхней части окна мастера появится приблизительное отображение будущей диаграммы. Если данные образуют прямоугольный диапазон, то их удобнее выбирать при помощи вкладки Диапазон данных, если данные не образуют единой группы, то информацию задают на вкладке Ряд. Предварительное представление диаграммы автоматически обновляется при изменении набора отображаемых данных.

Затем происходит оформление диаграммы. На вкладках окна можно задать:

- название диаграммы и подписи осей (вкладка Заголовки);

  • отображение и маркировку осей (вкладка Оси);

  • отображение сетки линий, параллельных осям координат (вкладка Линии сетки);

  • описание построенных графиков (вкладка Легенда);

  • отображение надписей, соответствующих отдельным элементам (вкладка Подписи данных);

  • представление данных, использованных при построении графика, в виде таблицы (вкладка Таблица данных).

В зависимости от типа диаграммы некоторые из вкладок могут отсутствовать.

В конце работы мастера диаграмм указывается, следует ли использовать для размещения диаграммы новый рабочий лист или один из имеющихся. После щелчка на кнопке Готово диаграмма строится автоматически и вставляется на указанный рабочий лист.

Готовую диаграмму можно изменять. Она состоит из набора отдельных элементов, таких как сами графики (ряды данных), оси координат, заголовок диаграммы, область построения и прочее. При щелчке на элементе диаграммы он выделяется маркерами, а при наведении на него указателя мыши  описывается всплывающей подсказкой. Открыть диалоговое окно для форматирования элемента диаграммы можно через меню Формат или через контекстное меню. Различные вкладки открывшегося диалогового окна позволяют изменять параметры отображения выбранного элемента данных.

Если требуется внести в диаграмму существенные изменения, следует вновь воспользоваться мастером диаграмм. Для этого следует открыть рабочий лист с диаграммой или выбрать диаграмму, внедренную в рабочий лист с данными. Запустив мастер диаграмм, можно изменить текущие параметры, которые рассматриваются в окнах мастера, как заданные по умолчанию.

Чтобы удалить диаграмму, можно удалить рабочий лист, на котором она расположена, или выбрать диаграмму, внедренную в рабочий лист с данными, и нажать клавишу DELETE.


3. Контрольные вопросы.

  1. Для чего предназначена программа Microsoft Excel?

  2. Как запустить программу Excel?

  3. Что представляет собой документ Microsoft Excel?

  4. Какие типы данных используются в программе Microsoft Excel?

  5. Как выполняются вычисления?

  6. Как задаются ссылки на ячейку?

  7. Как вызываются стандартные функции?

  8. Какие стандартные функции используются для итоговых вычислений?

  9. Какие средства автоматизации ввода данных представлены в программе Microsoft Excel?

  10. Каким образом можно отсортировать данные в программе Excel?

  11. Как построить диаграмму?

  12. Каким образом можно отредактировать уже построенную диаграмму?

  13. Как происходит печать документов в программе Microsoft Excel?

9