СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическая работа по экологии №2

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема. Решение задач по экологии.

Цель: научится применять теоретические знания для моделирования анализа цепей и сетей питания, решение задач с использованием правила экологической пирамиды.

Вспомнить: пищевая структура биогеоценоза, пищевая цепь, пищевая сеть, виды экологических пирамид, правило экологической пирамиды.

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа по экологии №2»

Практическая работа

Тема. Решение задач по экологии.

Цель: научится применять теоретические знания для моделирования анализа цепей и сетей питания, решение задач с использованием правила экологической пирамиды

ХОД РАБОТЫ
Задание №1. Составление цепей питания с указанием компонентов экосистемы, трофических уровней:


1). Составьте пищевую цепь из предложенных организмов и укажите   консумента второго порядка: гусеницы, синицы, сосны, коршуны.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2). Составьте цепь питания в водоеме (на примере озера, пруда, моря).

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3). Приведите пример пищевой цепи детритного типа (не менее 3-х       звеньев)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4). К каким трофическим уровням относятся следующие организмы:      заяц-беляк, лисица обыкновенная, лось, лесные травы?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5). Постройте сеть питания, включив в нее следующие компоненты: трава, коршуны, змея, насекомоядные птицы, хищные насекомые, пауки, травоядные насекомые, мыши, травоядные птицы, жабы, лисы, кролики.

Задание №2. Решение экологических ситуаций:

1). До 30 % смертности морских черепах вызвано проглатывание пластмассовых предметов. Почему употребление подобной «пищи» приводит к гибели животных?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. В одном из канадских заповедников уничтожили всех волков, чтобы добиться увеличения стада оленей. Удалось ли таким образом достичь  цели? Ответ объясните.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. *Приведенные в беспорядке факты изложите в логически правильной последовательности (в виде цифр).
1. Нильский окунь стал поедать много растительноядных рыб.
2. Сильно размножившись, растения стали загнивать, отравляя воду.
3. Для копчения нильского окуня требовалось много дров.
4. В 1960 г. британские колонисты запустили в воды озера Виктория нильского окуня, который быстро размножался и рос, достигая веса 40 кг и длины 1,5 м.
5. Леса на берегах озера интенсивно вырубались – поэтому началась водная эрозия почв.
6. В озере появились мертвые зоны с отравленной водой.
7. Численность растительноядных рыб сократилась, и озеро стало зарастать водными растениями.
8. Эрозия почв привела к снижению плодородия полей.
9. Скудные почвы не давали урожая, и крестьяне разорялись.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №3. Решение экологических задач:

На основании правила экологической пирамиды определите, какая площадь (в гектарах)биогеоценоза может прокормить одну особь последнего звена в цепочке питания:

- планктон – рыба – тюлень (300 кг).

Сухая биомасса планктона на 1кв.м равна 600 г. за год.
Из указанной в скобках массы 40% это вода.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Сравните понятия «биоценоз» и «экосистема». В чем заключаются сходство и различие этих биосистем?

5. Среди перечисленных организмов выберите консументов (нужное подчеркните)

ель обыкновенная, клест-еловик, мышь-полевка, цианобактерия анабена, подосиновик, спирогира, инфузория туфелька, маршанция многообразная, дождевой червь.

6. К консументам второго порядка относятся (нужное подчеркните)

антилопа, белый медведь, бычий цепень, дизентерийная амеба, виноградная улитка, волк, серая крыса, слон, тигр, скорпион, паук-крестовик, кролик, саранча, морская свинка, крокодил, лисица, окунь, колорадский жук, стрекоза большое коромысло, серая акула, ястреб-перепелятник.

7. Рассмотрите аквариум. Объясните, почему он может служить моделью экосистемы. Чем аквариум отличается от природной экосистемы?