Практическая работа
Количественные характеристики популяций
Задача 1. Перечислите показатели, которые характеризуют популяцию и дают возможность сравнивать разные популяции.
Задача 2. Численность жителей города в данном году составила 750 тыс. человек. За год родилось 9 тыс. Рассчитайте, какова была относительная рождаемость при пересчете на 1000 человек.
Задача 3. Вычислите, сколько дождевых червей (количество и общая масса) живет на 2 сотках пашни, если их обычная численность на 1 м² составляет 450 особей, а масса одного червя в среднем 0,2 г.
Задача 4. В пахотной почве число дождевых червей, обнаруженных на восьми учетных площадках размером 50 х 50 см каждая, составляло 80 экземпляров. После применения гербицида — химического средства борьбы с сорняками — сделали учеты на десяти таких же площадках и обнаружили в сумме 25 червей. Какова плотность популяции в расчете на квадратный метр до и после использования гербицида?
Задача 5. Рассчитайте смертность во время спячки в двух популяциях малого суслика. В первой из них плотность популяции перед впадением в спячку составляла 160 зверьков на 1 га, выжило 80, во второй — соответственно 90 и 56. На каком участке смертность оказалась выше и чем можно это объяснить, если принять во внимание, что запас кормов, приходящихся на гектар, на обоих участках был одинаков?
Задача 6. Определение численности и плотности поголовья лосей. На территории площадью 100 км² ежегодно производили частичную рубку леса. На момент организации на этой территории заповедника было отмечено 50 лосей. Через 5 лет численность лосей увеличилась до 650 голов. Определите плотность поголовья лосей:
а) на момент создания заповедника;
б) через 5 лет после создания заповедника.
Объясните причины изменений численности.
Задача 7. В лесу ученые равномерно расставили ловушки на зайцев-беляков. Всего было поймано 50 зверьков. Их пометили и отпустили. Через неделю отлов повторили. Поймали 70 зайцев, из которых 20 были уже с метками. Определите, какова численность зайцев на исследуемой территории, принимая во внимание, что меченые в первый раз звери равномерно распределились по лесу.
Задача 8. Постройте весеннюю возрастную пирамиду популяции обыкновенной землеройки–бурозубки, состоящей из 980 особей прошлого года рождения и 2021 особей позапрошлого года рождения.
При построении пирамиды на оси абсцисс откладывают численность той или иной возрастной группы, а на оси ординат – возрастные группы.
Задача 9. Из приведенного списка факторов выберите те, которые способствуют росту численности популяции: обилие пищи; болезни; обилие паразитов; отсутствие хищников; обилие конкурентов; низкая плотность населения; высокая плотность населения; нехватка территории; неблагоприятные климатические условия; избыток территории; благоприятные условия жизни.
Задача 10. Определите, какую этологическую структуру популяции (А – одиночный образ жизни; Б – семья; В – стая; Г – стадо; Д – колония) имеют следующие организмы:
1) паук–крестовик; 2) жук жужелица; 3) лошадь; 4) кораллы; 5) щука обыкновенная; 6) термит; 7) бобр; 8) павиан; 9) сельдь; 10) ворона; 11) ласточка-береговушка; 12) олень; 13) зебра;
14) чайка; 15) журавль; 16) грач; 17) пингвин; 18) гиена; 19) сурок; 20) лев; 21) волк.
Некоторые виды могут в разные периоды жизни формировать разные этологические структуры.
Задача 11. На основе данных табл.1 решите, почему скворцам может быть не выгодно откладывать небольшое или слишком большое число яиц.
Рассчитайте средние значения вылетевших из гнезд птенцов в зависимости от величины кладки. Впишите эти значения в соответствующую колонку таблицы.
Какие родители (по порядковому номеру) оставят в популяции наибольшее число своих потомков? Среднее значение вылетевших из гнезда птенцов рассчитывайте путем умножения доли выживших птенцов на величину кладки и деления получившегося числа на 100.
Таблица 1. Выживание птенцов скворцов в зависимости от числа яиц в кладке
№ п/п | Величина кладки (число яиц в гнезде) | Доля выживших птенцов (%) | Среднее значение вылетевших из гнезда птенцов |
1 | 1 | 100 | |
2 | 2 | 95 | |
3 | 3 | 90 | |
4 | 4 | 85 | |
5 | 5 | 80 | |
6 | 6 | 53 | |
7 | 7 | 40 | |
8 | 8 | 35 | |
9 | 9 | 32 | |
ОТВЕТЫ
Практическая работа
Количественные характеристики популяций
Задача 1. Перечислите показатели, которые характеризуют популяцию и дают возможность сравнивать разные популяции.
(Численность, плотность – можно сравнивать разные популяции, половой и возрастной состав, рождаемость и смертность, скорость роста популяции, а также половой и возрастной состав, пространственно-этологическая структура).
Задача 2. Численность жителей города в данном году составила 750 тыс. человек. За год родилось 9 тыс. Рассчитайте, какова была относительная рождаемость при пересчете на 1000 человек.
9/750*1000=12 чел.
Задача 3. Вычислите, сколько дождевых червей (количество и общая масса) живет на 2 сотках пашни, если их обычная численность на 1 м² составляет 450 особей, а масса одного червя в среднем 0,2 г.
1 «сотка» = 100 квадратным метрам = 10м*10м
100*450*2 = 90000 особей * 0,2 = 18000 г = 18 кг.
Задача 4. В пахотной почве число дождевых червей, обнаруженных на восьми учетных площадках размером 50 х 50 см каждая, составляло 80 экземпляров. После применения гербицида — химического средства борьбы с сорняками — сделали учеты на десяти таких же площадках и обнаружили в сумме 25 червей. Какова плотность популяции в расчете на квадратный метр до и после использования гербицида?
8*0,5*0,5 = 2м2 80/2 = 50 особей на 1м2
10*0,5*0,5 = 2,5м2 25/2,5 = 10 особей на 1м2
Задача 5. Рассчитайте смертность во время спячки в двух популяциях малого суслика. В первой из них плотность популяции перед впадением в спячку составляла 160 зверьков на 1 га, выжило 80, во второй — соответственно 90 и 56. На каком участке смертность оказалась выше и чем можно это объяснить, если принять во внимание, что запас кормов, приходящихся на гектар, на обоих участках был одинаков?
Ксмертности = (160-80)/160 = 0,5 Ксм = (90-56)/90= 0,38
Задача 6. Определение численности и плотности поголовья лосей. На территории площадью 100 км² ежегодно производили частичную рубку леса. На момент организации на этой территории заповедника было отмечено 50 лосей. Через 5 лет численность лосей увеличилась до 650 голов. Определите плотность поголовья лосей:
а) на момент создания заповедника;
б) через 5 лет после создания заповедника.
Объясните причины изменений численности.
50/100 = 0,5 особи на 1 км2 650/100 = 6,5 особей на 1км2
Задача 7. В лесу ученые равномерно расставили ловушки на зайцев-беляков. Всего было поймано 50 зверьков. Их пометили и отпустили. Через неделю отлов повторили. Поймали 70 зайцев, из которых 20 были уже с метками. Определите, какова численность зайцев на исследуемой территории, принимая во внимание, что меченые в первый раз звери равномерно распределились по лесу.
(50-20) +70 = 100 особей
Задача 8. Постройте весеннюю возрастную пирамиду популяции обыкновенной землеройки–бурозубки, состоящей из 980 особей прошлого года рождения и 2021 особей позапрошлого года рождения.
При построении пирамиды на оси абсцисс откладывают численность той или иной возрастной группы, а на оси ординат – возрастные группы.
Задача 9. Из приведенного списка факторов выберите те, которые способствуют росту численности популяции: обилие пищи; болезни; обилие паразитов; отсутствие хищников; обилие конкурентов; низкая плотность населения; высокая плотность населения; нехватка территории; неблагоприятные климатические условия; избыток территории; благоприятные условия жизни.
Задача 10. Определите, какую этологическую структуру популяции (А – одиночный образ жизни; Б – семья; В – стая; Г – стадо; Д – колония) имеют следующие организмы:
1) паук–крестовик; 2) жук жужелица; 3) лошадь; 4) кораллы; 5) щука обыкновенная; 6) термит; 7) бобр; 8) павиан; 9) сельдь; 10) ворона; 11) ласточка-береговушка; 12) олень; 13) зебра;
14) чайка; 15) журавль; 16) грач; 17) пингвин; 18) гиена; 19) сурок; 20) лев; 21) волк.
Некоторые виды могут в разные периоды жизни формировать разные этологические структуры.
1) А; 2) Б; 3) Г; 4) Д; 5) А; 6) Д; 7) Б; 8) В; 9) В; 10) В; 11) Д, Б; 12) Г; 13) Г;
14) В; 15) Б, В; 16) В; 17) Д, Б; 18) Б; 19) Д, Б; 20) Б; 21) В.
Задача 11. На основе данных табл.1 решите, почему скворцам может быть не выгодно откладывать небольшое или слишком большое число яиц.
Рассчитайте средние значения вылетевших из гнезд птенцов в зависимости от величины кладки. Впишите эти значения в соответствующую колонку таблицы.
Какие родители (по порядковому номеру) оставят в популяции наибольшее число своих потомков? Среднее значение вылетевших из гнезда птенцов рассчитывайте путем умножения доли выживших птенцов на величину кладки и деления получившегося числа на 100.
Таблица 1. Выживание птенцов скворцов в зависимости от числа яиц в кладке
№ п/п | Величина кладки (число яиц в гнезде) | Доля выживших птенцов (%) | Среднее значение вылетевших из гнезда птенцов |
1 | 1 | 100 | 1 |
2 | 2 | 95 | 1,9 |
3 | 3 | 90 | 2,7 |
4 | 4 | 85 | 3 |
5 | 5 | 80 | 4 |
6 | 6 | 53 | 3,18 |
7 | 7 | 40 | 2,8 |
8 | 8 | 35 | 2,8 |
9 | 9 | 32 | 2,88 |