Информатика 6 класс | УРОК 11 ТЕМА 3 | Дата____________ |
Тема урока:
Простейшие математические модели.
Практическая работа 6 Создаем графические и словесные модели.
Цели:
систематизировать и обобщить сведения, полученные учащимися на предыдущем уроке;
расширить представления учащихся о знаковых информационных моделях;
дополнить и обобщить представления учащихся о математических моделях.
Задачи:
Образовательные:
закрепить представления учащихся о моделях и моделировании, видах информационных моделей, математических моделях;
систематизация полученных знаний.
Развивающие:
развитие аналитико-синтезирующего мышления, формирование умений наблюдать, делать выводы, развитие находчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели.
Воспитательные:
Вид урока: урок закрепления изучаемого материала и выработки практических умений и навыков.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы на уроке: самостоятельная, индивидуальная работа.
Методы: словесный (рассказ), наглядно-иллюстративный, практический.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Повторение пройденного материала
1) Что такое модель?
2) Зачем нужна модель?
3) Когда применяют модель?
3. Изучение нового материала. Формирование понятия математическая модель, моделирование
Основным языком информационного моделирования в науке является язык математики.
Модели, построенные с использованием математических понятий и формул, называются математическими моделями.
Рассмотрим текст небольшой заметки из школьной стенгазеты:
После капитального ремонта бассейн «Дельфин» буквально преобразился: просторные раздевалки и душевые сверкают новеньким кафелем, захватывает дух от вида замысловатой горки и пятиметровой вышки, манит голубая гладь водных дорожек.
Но самое главное, строители переделали систему водоснабжения бассейна. Раньше бассейн наполнялся водой из одной трубы. На это уходило 30 часов. Теперь строители подвели еще одну трубу, которая наполняет бассейн за 20 часов. Как мало времени теперь потребуется для наполнения бассейна, если включить обе эти трубы!
Этот текст можно рассматривать как словесную модель бассейна. Попробуем решить содержащуюся в заметке задачу: узнаем, за сколько часов бассейн наполнится через обе трубы.
Если отбросить информацию, несущественную с точки зрения поставленной задачи, то условие задачи можно сформулировать так:
Через первую трубу бассейн наполняется за 30 часов, через вторую трубу — за 20 часов. За сколько часов бассейн наполнится через обе трубы?
Попробуем решить задачу в общем виде, обозначив время заполнения бассейна через первую и вторую трубы A и B соответственно. Примем за 1 весь объём бассейна, искомое время обозначим через t.
Так как через первую трубу бассейн наполняется за A часов, то 1A часть бассейна, наполняемая первой трубой за 1 час; 1B — часть бассейна, наполняемая второй трубой за 1 час.
Следовательно, скорость наполнения бассейна первой и второй трубами вместе составит: 1A+1B.
Можем записать: (1A+1B)⋅t=1.
Мы получили математическую модель, описывающую процесс наполнения бассейна из двух труб.
Преобразуем выражение в скобках: 1A+1B=A+BA⋅B.
Получаем, A+BA⋅B⋅t=1.
Теперь искомое время может быть вычислено по формуле: t=A⋅BA+B.
Несложно подсчитать, что при исходных данных A=30 и B=20 искомое время равно 12 часам.
На шоссе расположены пункты A и B, удалённые друг от друга на 20 км. Мотоциклист выехал из пункта B в направлении, противоположном A, со скоростью 50 км/ч.
Составим математическую модель, описывающую положение мотоциклиста относительно пункта Aчерез t часов.
За t часов мотоциклист проедет 50t км и будет находиться от A на расстоянии 50t+20 км. Если обозначить буквой s расстояние (в километрах) мотоциклиста до пункта A, то зависимость этого расстояния от времени движения можно выразить формулой: s=50t+20,t≥0.
Графические информационные модели являются простейшим видом моделей, которые передают внешние признаки объекта – размеры, форму, цвет.
Их достоинством является высокая информативность.
4. Практическая работа.
Лист практической работы выдаётся на стол каждому ученику. При работе с более сложным ПО предусмотрены задания разной степени сложности
Задание 1. Создайте представленные геометрические композиции из готовых мозаичных форм.
5. Итог урока.
Оценка результатов работы. Особое внимание обратить на качество выполненных графических моделей.
6. Домашнее задание.
Записи в тетради. Создайте геометрическую композицию мебели из кубиков.
Информатика 6 класс | УРОК 12 ТЕМА 3 | Дата____________ |
Тема урока:
Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы.
Цель: Сформировать знания учащихся о геометрических моделях в жизни человека. Познакомить с разновидностями мозаичных композиций. Сформировать навыки построения геометрических моделей в графическом редакторе, на примере создания мозаичных композиций.
Задачи: Образовательные
формирование навыков работы с программным обеспечением;
выбор определённого программного средства для реализации, поставленной задачи;
выработка умений и навыков решения практических задач в соответствующих программах.
Развивающие
развитие внимания, способности к анализу;
развитие логического мышления;
развитие способностей к определённым видам деятельности (дизайн, инженерная графика, программирование и т.д.)
Воспитательные
формирование самостоятельности мышления, чёткости и организованности в работе, умения контролировать свою деятельность;
работать эффективно в соответствии с располагаемым временем.
Вид урока: комбинированный.
Тип урока: Закрепление изученного материала с применением современных компьютерных технологий.
Раздаточный материал: Задания к практической работе.
Ход урока
1. Орг. момент
Приветствие. Проверка присутствующих.
Постановка цели урока:
Попробуем себя в роли дизайнера паркетов.
Попробуем себя в роли конструктора.
Знакомство с планом урока.
2. Актуализация.
Вопросы:
Что такое модель?
С какой целью создаются модели?
Какой процесс называется моделированием, формализацией и визуализацией?
Назовите этапы моделирования.
Назовите виды моделей по способу представления?
3. Изучение нового материала.
Структура и правила оформления таблицы
Для описания ряда объектов, обладающих одинаковыми наборами свойств, наиболее часто используются таблицы, состоящие из столбцов и строк.
Вам хорошо известно табличное представление расписания уроков, в табличной форме представляются расписания движения автобусов, самолетов, поездов и многое другое.
Представленная в таблице информация наглядна, компактна и легко обозрима.
В таблице может содержаться информация о различных свойствах объектов, об объектах одного класса и разных классов, об отдельных объектах и группах объектов.
Правильно оформленная таблица имеет структуру:
Табличный номер
Общий заголовок таблицы

Необходимо соблюдать следующие правила оформления таблиц.
1. Заголовок таблицы должен давать представление о содержащейся в ней информации.
2. Заголовки граф и строк должны быть краткими, не содержать лишних слов и, по возможности, сокращений.
3. В таблице должны быть указаны единицы измерения. Если они общие для всей таблицы, то указываются в заголовке таблицы (либо в скобках, либо через запятую после названия). Если единицы измерения различаются, то они указываются в заголовках строк или граф.
4. Практическая работа
Желательно, чтобы все ячейки таблицы были заполнены. При необходимости в них заносят следующие условные обозначения:
? — данные неизвестны;
х — данные невозможны;
↓ — данные должны быть взяты из вышележащей ячейки.
Для того чтобы на основании информации, представленной в текстовой форме, составить табличную модель, необходимо:
1) выделить в тексте имена объектов, имена свойств объектов и значения свойств объектов;
2) уточнить структуру таблицы;
3) «заселить» таблицу, перенеся в нее информацию из текста.
При выделении в тексте имен объектов, имен свойств и их значений удобно подчеркивать их разными линиями. Договоримся подчеркивать имена объектов прямой, имена свойств — двойной, а значения свойств — пунктирной линиями.
Например:
Столица Франции — Париж.
Глубина озера — З м.
Имя девочки — Маша.
Каждое из рассмотренных в этих примерах свойств («столица», «глубина», «имя») характеризует только один объект. Такие свойства будем называть одиночными.
5. Итог урока.
Оценка результатов работы. Особое внимание обратить на качество выполненных графических моделей.
6. Домашнее задание Прочитать п