Применение Практико – ориентированных заданий
«Скажи мне - и я забуду. Покажи мне - и я запомню. Дай мне действовать самому - и я научусь»
Конфуций
Пилипенко О.А.
МОУ «СОШ №21 имени И.М.Каплунова», г.Энгельс
Решение практико-ориентированных задач на уроках математики должно иметь конкретные цели:
- - Научиться решать задачи, с которыми каждый из нас может столкнуться в повседневной жизни.
- - Опровергнуть мнение, что не всем нужно учиться математике.
- - Доказать, что математика нужна всем, чем бы человек не занимался, какой бы профессией не овладевал, где бы не учился.
- - Готовиться ко Всероссийским проверочным работам(ВПР), ОГЭ, ЕГЭ (Единому Государственному Экзамену), в которые входят практико-ориентированные задачи.
Методика обучения решению практико-ориентированных задач в курсе математики
К этапам решения можно отнести:
1) анализ текста задачи;
2) перевод текста на язык математики;
3) установление отношений между данными и вопросом;
4) составление плана решения задачи;
5) осуществление плана решения;
6) проверка и оценка решения задачи.
Методика работы с практико-ориентированной задачей на конкретных примерах 5-6,8,9 классов.
Задача 1.
Через 2 крана бак наполняется за 9 минут. Если бы был открыт только первый кран, то бак наполнился бы за 36 минут. За сколько минут наполнился бы бак через один второй кран?
Работа над текстом задачи.
Задаем вопросы:
- Что происходит в задаче?
- Известно ли время за которое наполняется бак с помощью двух кранов?
- С помощью первого крана?
- С помощью второго крана?
- Через второй кран бак будет наполняться больше или меньше девяти минут?
- Какая часть бака наполняется за 1 минуту 2 кранами вместе?
- Какая часть бака наполняется 1 краном за 1минуту?
Перевод текста на математический язык, установление соотношений между данными и вопросом .
Составляем таблицу:
План решения.
- Какая часть бака наполняется за 1 минуту 2 кранами вместе?
- Какая часть бака наполняется за 1 минуту первым краном?
- Какая часть бака наполняется за 1 минуту вторым краном?
- За какое время наполняется бак через один 2 кран?
По окончанию решения задачи делаем проверку и оценку решения задачи, задавая такие вопросы учащимся:
- Что показалось трудным в решении задачи?
- Есть ли другие способы решения?
- Придумать похожую задачу про заполнение бассейна.
Применение практико-ориентированных задач в
8 классе на примере теоремы Пифагора.
Теорема Пифагора в стихах
Приемы решения практико-ориентированных задач
нового типа ОГЭ
Что нужно уметь
- Выделять ключевые фразы и основные вопросы из текста заданий.
- Уметь выполнять арифметические действия с натуральными числами, десятичными и обыкновенными дробями, производить возведение числа в степень, извлекать арифметический квадратный корень из числа.
- Уметь переводить единицы измерения.
- Уметь округлять числа.
- Уметь находить число от процента и проценты от числа.
- Уметь находить часть от числа и число по его части.
- Применять основное свойство пропорции.
- Уметь решать уравнения, неравенства.
- Разбираться в изображениях рисунков, планов и масштабе фигур на рисунках.
- Анализировать и пользоваться информацией из таблиц.
- Анализировать и пользоваться заданными графиками.
Что нужно знать
Формулы геометрии:
Периметр прямоугольника: Р=2(а +b)
Периметр квадрата: Р =4а
Длину окружности: С= 2ПR
Объем параллелепи педа: V= abc
Площади фигур:
Площадь прямоугольника: S = ab
Площадь квадрата: S = а 2
Площадь круга: S = ПR 2
теорему Пифагора: c 2 = a 2 + b 2
Формулы синуса, косинуса, тангенса острого угла в прямоугольном треугольнике
Задачи о дачном участке
Задачи про шины
Задачи про форматы листов
Общепринятые форматы листов бумаги обозначают буквой A
и цифрой: A0, A1, A2 и так далее. Если лист формата A0
разрезать пополам, получаются два листа формата A1.
Если лист A1 разрезать пополам, получаются два листа
формата A2 и так далее . При этом отношение длины листа
к его ширине у всех форматов, обозначенных буквой A, одно
и то же (то есть листы всех форматов подобны друг другу).
Это сделано специально — чтобы можно было сохранить
пропорции текста на листе при изменении формата бумаги
(размер шрифта при этом тоже соответственно изменяется).
Задачи о теплице
Сергей Петрович решил построить на дачном участке
теплицу длиной 4м . Для этого сделал прямоугольный фундамент. Для каркаса теплицы Сергей Петрович заказал металлические дуги в форме полуокружностей длиной 5м
каждая и покрытие для обтяжки. Отдельно требуется купить пленку для передней и задней стенок теплицы. В передней стенке планируется вход , показанный на рисунке
прямоугольником ВСС1В1 , где точки В,О,С делят отрезок АD
на четыре равные части. Внутри теплицы Сергей Петрович планирует сделать три грядки по длине теплицы – одну центральную широкую грядку и две узкие грядки по краям. Между грядками будут дорожки шириной 40см , для которых необходимо купить тротуарную плитку размером 20смХ20см .
Задачи о земледелии в горных районах
Задачи о мобильном интернете и тарифе
Три группы практико-ориентированных задач
1 группа-это задачи профориентационного направления.
(для штурмана направление движения судна, для инженера-оптика - мощность луча маяка и т.п.)».
Примечательно, что в заданиях этой группы создаются ситуации, когда школьник оказывается в определенной роли, что увеличивает возможности определения своей профессии в будущем. Можно использовать готовые задачи, а также можно предложить ученикам самим составить задачи данного направления.
b )надо выгнуть в желоб с квадратным сечением. Исследовать, какой сгиб дает желоб с наибольшим объемом. " width="640"
2 группа - геометрические задачи, связанные с жизнью, с практической деятельностью человека.
- Задача №1 . На берегу реки требуется построить водонапорную башню для снабжения водой двух сел так, чтобы общая длина труб от водонапорной башни до обоих сел была наименьшей.
- Задача №2. Необходимо соединить шоссейной дорогой, включая постройку моста через реку, два села. Как должна пройти эта дорога, чтобы путь между селами был кратчайшим.
- Задача №3. Прямоугольный лист жести размером a и b ( b )надо выгнуть в желоб с квадратным сечением. Исследовать, какой сгиб дает желоб с наибольшим объемом.
3 группа – задачи семейно-практического содержания. Например, «один день из жизни семьи»
- Задача № 1.
- Больному прописано лекарство, которое нужно пить по 0,5 г 3 раза в день в течение 8 дней. В одной упаковке 10 таблеток лекарства по 0,25 г. Какого наименьшего количества упаковок хватит на весь курс лечения?
- Задача № 2.
- Пакетик сока стоит 14 рублей 50 копеек. Какое наибольшее число пакетиков сока можно купить на 100 рублей? (Хватит ли денег Вите, если он захочет купить сок себе и угостить пятерых друзей; если «да», то сколько денег у него останется?
- Задача № 3.
- Аня купила месячный проездной билет на автобус. За месяц она сделала 45 поездок. Сколько рублей она сэкономила, если проездной билет стоит 750 рублей, а разовая поездка 25 рублей? 28 рублей?
Удивление –
двигатель учения
Именно удивление влечет и манит, ведет детей к «полету мысли и фантазии», к открытию, к озарению. Не сухой расчет, не вереница огромных цифр, не вызубренные правила и теоремы, а удивительные задачи – вот, что нужно для озарения.