СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практикум по обществу 10 класс «Социальное познание»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Практикум по обществу 10 класс «Социальное познание»»

Практикум по теме «Социальное познание» 10 класс


1.Найдите в приведённом ниже списке отличительные характеристики социального познания и запишите цифры, под которыми они указаны:

  1. рациональное

  2. религиозное

  3. мифологическое

  4. научное

  5. чувственное


2. Доказательность как признак научного знания конкретно выражается

  1. в совпадении выдвигаемых идей с многолетним опытом и интуицией ученых

  2. при ссылке на тот или иной авторитет в науке

  3. в соответствии теоретических выводов нравственным установкам общества

  4. в подтверждении научного знания опытом, экспериментом, закона­ми логики


3. Верны ли следующие суждения:

А) Социальное познание отличает совпадение познаваемого объекта с познающим субъектом: и познает, и познаются человек и общество

Б) В социальном познании, в отличии от естественнонаучного, ведущим методом является эксперимент.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны


4.Отличие социологии от других наук об обществе является

  1. изучение людей как представителей человеческого рода

  2. рассмотрение неповторимых, индивидуальных черт человека

  3. изучение общества как целостного явления

  4. изучение общества во всей конкретности и многообразии


5. Установите соответствие: к каждой позиции первого столбца подбери­те соответствующую из второго.


Метод

Уровень познания

А. Анкетирование

1. Эмпирический

Б. Экспертная оценка

2. Теоретический

В. Научная абстракция


Г. Тестирование


Д. Классификация


Ж. Статистический метод


З. Наблюдение



6.Установите соответствие между психическими процессами, участвующими в процессе познания, и их краткими описаниями.

ПРИЕМЫ И ФОРМЫ

МЫШЛЕНИЯ

ОПИСАНИЕ

1)анализ

А) установление сходства или различия предметов

2)синтез

Б) мысленное разложение предмета на составляющие его части

3)сравнение

В) форма мысли, в которой с помощью связи понятий утверждается или отрицается что-либо о чём-либо

4)понятие

Г) процесс мышления, позволяющий из двух или нескольких суждений вывести новое суждение

5)суждение

Д) мысль, отражающая предметы в их общих и существенных признаках

6)умозаключение

Е) мысленное объединение в целое расчленяемых анализом элементов


7.Прочитайте текст и выполните задания.

КАК СОЦИАЛЬНЫЕ ПСИХОЛОГИ ИЗУЧАЮТ ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

Выводы, которые создаются на основе повседневного опыта, а также благодаря накоплению мудрости философов, поэтов и писателей, час­то оказываются проницательными и информативными, но при этом недостаточно доказательными. Здравый смысл часто ставит нас перед дилеммами и нерешенными загадками в случаях, касающихся соци­ального поведения человека. Для его понимания важно обратиться к научным методам...

Термин «научный» не обозначает избранную группу высокоразвитых областей человеческой деятельности. Он скорее указывает на общий набор методов — техник, которые могут использоваться для широкого круга проблем. Следовательно, если мы пытаемся понять, является ли та или иная область научной, ключевым вопросом становится следую­щий: использует ли она научные процедуры? Если нет, то она оказы­вается вне сферы науки.

Эти методы и процедуры включают в себя попытки собрать системати­ческую информацию об интересующих исследователя проблемах плюс скептическое к ним отношение. Основной предпосылкой науки явля­ется убеждение, что все основные предположения о физическом мире должны быть проверены и перепроверены, чтобы принять их за ис­тину...

В социальной психологии, изучающей причины социального поведе­ния и социального мышления, чаще других используется эксперимен­тальный метод, в рамках которого исследователи пытаются изменить одну переменную с целью наблюдения влияния этого на другие пере­менные, и корреляционный метод, когда ученый просто наблюдает ес­тественно происходящие изменения интересующих ее переменных, чтобы узнать связаны ли они.

  1. Какие виды познания упоминаются в этом тексте?

  2. Каковы, на взгляд автора, особенности научного познания? Укажи­те две черты.

  3. В чем автор усматривает недостатки ненаучных методов познания?
    Приведите пример, конкретизирующий один из них.

  4. О каких двух научных методах в области социальной психологии говорится в этом отрывке? Укажите существенное различие между ними. Опираясь на знания из курса обществоведения, назовите еще один метод, который может использоваться в научном познании социальных явлений.

































Практикум по теме «Социальное познание» 10 класс

Ответы:

1.2,3,5

2.4

3. 1

4. 3

5. 1- а, б, г, з; 2 – в, д, ж

6. Б;Е;А;Д;В;Г

7. Содержание верных ответов на задания к тексту.

1)В ответе могут быть названы следующие виды познания, упоминаемые в тексте:

  • обыденное (повседневное);

  • философское;

  • средствами искусства;

  • научное.

2)В ответе могут быть указаны следующие особенности научного познания:

  • использование специальных методов;

  • сбор систематической информации;

  • доказательность;

  • проверка и перепроверка полученных данных

3)Содержание ответа должно отразить следующее:

  • недостаточная доказательность ненаучного познания;

  • возникновение «неразрешимых загадок и дилемм».

Примером последнего недостатка может быть любая пара взаимоис­ключающих утверждений: «Без труда не вытащишь и рыбку из пру­да» и «Работа не волк, в лес не убежит».

В примерах не должно быть искажения суждения.

4)В ответе должны быть указаны:

  • экспериментальный метод и метод корреляции;

  • в рамках эксперимента изменения могут вноситься только в одну из
    изучаемых переменных. При корреляции происходит простое наблюдение за естественными процессами.

В качестве других методов социального познания могут быть названы:

  • выдвижение гипотез;

  • построение теорий.



  • Моделирование – создание реальной или воображаемой модели развития общества и её дальнейшее изучение.

  • Экспертиза — изучение мнения экспертов по той или иной изучаемой проблеме с целью выявления наиболее вероятных вариантов развития

  • Экстраполяция – (лат. extraсверх, вне и polio выправляю, изменяю) изучение части или явления в целом и распространение выводов на будущее.