Бутовская СОШ №2
Открытый урок
на тему:
«Права глазами детей»
Воспитатель ГПД:
Васильцова М.В.
Москва
2022
Открытый урок
на тему:
«Права глазами детей»
Цель: дать представление о правах ребенка; объяснить детям, что означает понятие «право» и где отражены права; формировать представления о правах ребенка.
Задачи:
Обучающие:
- дать целостную характеристику основных прав ребенка, основываясь на Конвенции о правах ребенка;
- обобщить знания детей об их гражданских правах и обязанностях;
- способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений;
- формировать социально значимые ориентации и установки, развивать чувство ответственности за свои действия.
Развивающие:
- развивать у учащихся навыки свободного рассуждения на правовые и жизненные темы, умению отстаивать свою точку зрения, сопоставлять, делать выводы;
- пробудить у учащихся интерес к изучению документов о правах человека и гражданина.
Воспитывающие:
- способствовать воспитанию у учащихся чувства гражданской ответственности, доброты, взаимопонимания;
- воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.
Форма проведения урока: беседа с элементами игры, лекция, практикум.
Словарная работа: Гражданин, право, конституция.
Оборудование: образец паспорта; карта России; рисунки, карточки со словами.
"Детству следует оказывать величайшее уважение"
Ювенал
Ход занятия:
Организационный момент
Кого же относят к понятию "ребенок"? ООН в своих документах считает, что ребенком является каждый человек до достижения им восемнадцатилетнего возраста. Это означает, что если до достижения восемнадцати лет молодые люди вступили в брак, то на них не будут распространяться положения документов о детях.
В России проживает более 40 млн. детей. Юридически к этой категории населения относят детей в возрасте до 18 лет. В нашей стране ребенок признается личностью, гражданином, он обладает целым комплексом юридических прав. Такиe правила заключены в кодексы различных отраслей права (Семейный, Уголовный, Трудовой и др.).
Среди международно-правовых документов о правах ребенка важное и основное место занимает Конвенция ООН о правах ребенка 1989 года, которую подписала также и Россия.
Актуализация прежних знаний.
Ведущий: Ребята, мы говорили о правах взрослых, узнали, какие существуют права. Давайте вспомним об этих правах:
О каких правах человека и гражданина вы узнали на предыдущих уроках? (Гражданских, политических, экономических, социальных и культурных)
Приведите известные вам примеры реализации гражданами своих прав.
Какие права реализуют ваши родители?
Какие документы международного и государственного характера призваны защищать права и интересы человека? (Всеобщая декларация прав человека (1948), Конституция РФ, Федеральные Кодексы и законы)
В какие органы следует обращаться за защитой своих прав?
(Дети отвечают)
Ведущий: Давайте, ребята, вспомним о нашей Родине – России, о ее символах.
Ученик 2: Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина – это место, где ты родился, где ты живешь со своими родителями, со своими друзьями.
На свете много разных стран, но есть одна страна:
от белых льдов до теплых рек раскинулась она.
1.Что такое Родина? (ответы детей).
2.Назовите растение – символ России? (береза)
3.Покажите нашу страну на карте. (Как правильно показывать?)
4.Назовите столицу России? (г. Москва)
5.Как называется город или село, в котором мы живем?
6.Назовите государственный язык нашей страны? (русский)
7.Кто президент нашей страны? (карточка)
8.Назовите основные символы нашего государства? (герб, флаг, гимн)
Наша страна Россия, мы в ней живем и являемся ее гражданами. Русский человек на своей земле или за её пределами гордится принадлежностью к великой России. Быть гражданином России – это большое счастье.
Ребята, как вы понимаете слово "гражданин"? (ответы детей)
Гражданин - это человек, который постоянно проживает на территории страны, подчиняется ее законам, имеет права и обязанности, имеет документ, удостоверяющий его личность. Мы постоянно живем в России? (Да) Это первая характеристика гражданина – постоянное местожительства в России.
- Чтобы стать полноправным гражданином, нужно знать свои права.
- Подумайте и скажите, что означает слово "право"? (дети высказываются).
Права человека - это правила, по которым живет он сам и окружающее его общество людей. Взрослые и дети имеют свои права, которые определены обычаями, традициями, жизненным опытом. Сегодня на нашем занятии вы узнаете о некоторых ваших правах. 20 ноября ежегодно отмечается Всемирный день прав ребенка.
1 ученик.
Статья 7 "С момента рождения ребенок имеет право на имя".
- У каждого из вас есть имя, фамилия и отчество.
- Как вы можете доказать, что вас зовут именно так, а не иначе? Что вы не присвоили себе чужое имя и фамилию?
- Эти сведения записывают в специальный документ - свидетельство о рождении. Здесь же пишут дату рождения, где вы родились и кто ваши родители. Это первый документ ребенка. Он есть у каждого из вас! Ребенок регистрируется сразу же после рождения и с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства…
2 ученик:
Только ты на свет родился, право первое твое:
Получи, чтоб им гордиться имя личное свое.
Ведущий: Скажите, кто проявляет беспокойство о вас, пытается уберечь от неприятностей, создает все необходимые для вашего развития условия, защищает ваши интересы и права? (Отвечают дети).
Конечно взрослые, которые находятся рядом с вами. Это родители, воспитатели, директор, завуч, социальный педагог. Право знать своих родителей и право на их заботу – это важно.
2 ученик:
Очень трудно самому, жить на свете одному.
Правом с Мамой жить и с Папой пользуйтесь везде, ребята!
Ведущий: Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение; это право включает свободу искать, получать и передавать информацию.
1 ученик:
Есть еще такое право - думать и творить
и всегда, когда ты прав, правду честно говорить.
Ведущий: Ни один ребенок не должен быть подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения.
2 ученик:
Пусть пока не чемпион и пока не так силен,
Но не смей мне делать больно – я законом защищен!
Ведущий
Статья 6 "Каждый ребенок имеет право на жизнь".
Все права человека, и ребёнка в том числе, начинаются с права на жизнь. Действительно жизнь – это главное из того, что мы имеем.
1 ученик:
Ребята, приложите руку к своему сердцу. Вы слышите, как оно бьется? Какое это счастье - жить и радоваться жизни! О сохранении жизни заботятся государство, родители, воспитатели, врачи, учителя и многие другие люди. Никто и никогда не может лишить ребенка жизни.
Ведущий
Статья 24-27 «Каждый ребенок имеет право на медицинскую помощь»
Дети имеют законное право быть здоровыми, а в случае заболеваний или травм на получение квалифицированной медицинской помощи.
Здоровье - главная ценность человека. У каждого ребенка есть право на охрану здоровья и медицинское обслуживание. Еще до рождения ребенка взрослые начинают заботиться о его здоровье, готовиться к его рождению. С первых дней жизни ребенка о его здоровье заботятся родители, бабушки и дедушки, врачи в детском саду и детской поликлинике, педагоги в детском саду. Взрослые заботятся о том, чтобы ребенок соблюдал режим дня, правильно питался, ел полезные продукты, получал витамины, много гулял, закалялся, занимался физкультурой и спортом, играл в подвижные и спортивные игры, ему делают прививки. Для обследования и лечения детей существуют детские поликлиники, медицинские центры и детские больницы.
– Если вы вдруг заболели, кто вам поможет?
– А сейчас мы с вами проверим, умеете ли вы правильно вызывать скорую помощь. По какому номеру вызываем скорую помощь?
Ребенок имеет право на пользование услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья.
Ученик 2:
Если жар, температура и не хочется играть,
Срочно нужно для ребенка медицину вызывать.
Ведущий
Статья 28 "Ребенок имеет право на бесплатное образование"
Ребенок должен иметь возможность учиться, чтобы развивать свои таланты, умственные и физические способности. Основное общее образование обязательно. В нашей стране существует сеть дошкольных образовательных учреждений, где дети дошкольного возраста играют, рисуют, танцуют и поют, занимаются спортом. Педагоги помогают детям стать внимательными, сообразительными, самостоятельными, активными, подготовиться к обучению в школе. С шести-семи лет каждый ребенок в России начинает обучение в школе. В школе дети изучают литературу и биологию, физику и математику, знакомятся с миром растений и животных, с историей человеческого общества. После окончания школы каждый ребенок в нашей стране может продолжить свое образование в колледже, лицее, институте или университете. В нашей стране у детей широкие возможности для получения образования. Ребенок имеет право на образование, и с целью достижения осуществления этого права на основе равных возможностей
Ученик 1:
Я подрос, взял в руки книжки и пошел я в первый класс.
В школу ходят все детишки – это право есть у нас.
Ведущий: Ребенку не может быть отказано в праве совместно с другими членами своей группы пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять ее обряды, а также пользоваться родным языком.
2 ученик:
Чтоб с наукой подружиться с книжкой в маленькой руке.
Правом пользуюсь учиться на родимом языке.
Ведущий
Статья 31 "Каждый ребенок имеет право на отдых и досуг".
Каждый ребенок имеет право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.
Для отдыха и оздоровления детей в России созданы детские лагеря, загородные детские сады, санатории. В городах работают детские театры, цирки, детские библиотеки, аттракционы в парках и развлекательных комплексах. Каждый ребенок может выбирать развлечения и занятия по своим способностям и интересам.
- А в некоторых странах дети вынуждены работать, помогать родителям.
- К сожалению, очень часто многие, зная свои права, пользуются ими только во благо своих интересов, не считаясь с другими. Например, вы любите слушать громкую музыку. Но если вы мешаете кому-то читать книгу, или рядом находится больной, то вы нарушаете права на отдых другого человека. Вы можете пользоваться своими правами только тогда, когда не нарушаете права других. Ребенок право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.
1 ученик:
Я могу свой день рожденья вместе с другом отмечать,
Если я проголодаюсь - пищу вправе получать.
Ведущий: Свобода исповедовать свою религию или веру может подвергаться только таким ограничениям, которые установлены законом и необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, нравственности и здоровья населения или защиты основных прав других лиц.
Ученик 2:
Будь ты слабым или сильным,
Белым, черным - все равно
Ты родился быть счастливым
Это право всем дано .
Слово учителя о Всемирной Декларации по правам человека и по Конвенции о правах ребенка. 10 декабря исполнилось 60 лет со дня принятия Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных наций Всеобщей декларации прав человека, в которой провозглашены основополагающие личные, политические, гражданские, социальные и культурные права человека. Какие основные права записаны в Декларации прав человека?
Право на жизнь;
Право на жилище;
Право на образование;
Равенство перед законом;
Свобода совести и вероисповедания;
Равенство прав мужчин и женщин;
Неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны;
Право избирать и быть избранным;
Право на неприкосновенность жилища.
ООН - Международная организация, объединяющая государства с целью поддержания и укрепления международного мира и безопасности.
Конвенция - это международное соглашение. В нем говорится, что государства, подписавшие ее, взяли на себя обязательства заботиться о вас, вашем здоровье, благополучии, образовании и всестороннем развитии.
Права детей, определённые Конвенцией о правах ребенка.
Право на имя при рождении.
Право на медицинскую помощь.
Право на образование.
Право на отдых и досуг.
Право на индивидуальность.
Право свободно выражать свои взгляды.
Право на специальную охрану и защиту.
Право на заботу и воспитание родителями.
Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства.
Право на защиту своих прав и законных интересов родителями.
Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.
Ведущий. А теперь поиграем!
Игра "Права сказочных героев"
Ведущий:
В сказках, которые мы любим читать с детства, описываются многие ситуации, в которых нарушаются права героев. Какие права имели сказочные герои? Рассмотрев рисунок, вы должны определить название сказки и автора. Основываясь на статьях Конвенции о правах ребенка, сказать: какие права здесь нарушены, и помочь сказочному герою защитить свои права.
(1 слайд) - Как называется сказка? (русская народная сказка "Колобок").
- Лиса говорит: "Колобок, колобок, я тебя съем!"
- Какое право нарушила Лиса? (статью 6)
- Что должен ответить Колобок, защищая свое право? (Не имеешь права посягать на мою жизнь).
(2 слайд)- Как называется эта сказка? (рус. нар. сказка "Маша и Медведь").
- Какое право нарушил медведь, не отпуская Машеньку домой? (статья 37)
- Медведь говорил: "Машенька, будешь у меня печку топить, кашу варить".
- Как должна ответить Маша, защищая свои права?:... (Не имеешь права лишать меня свободы).
(3 слайд) Какое право имеет сказочный герой Буратино. (На образование)
(4 слайд) Кто знает название этой сказки? (Лиса и Заяц).
- Какое право нарушила Лиса, выгнав Зайчика из дома? (статью16)
- Как должен ответить Зайчик? (Не имеешь права вторгаться в мое жилище, оно неприкосновенно).
(5 слайд) Назовите сказку. ("Золушка" Шарль Перро).
- Мачеха с утра до ночи заставляла Золушку трудиться. Ей было запрещено участвовать в забавах и развлечениях сестер.
- Какую статью нарушала мачеха? (статью 31 и 32).
Золушка: "Не имеете права лишать меня отдыха и досуга".
Какое право имел Иванушка-Дурачок. (Право на ФИО)
Какое право имел сказочный герой Айболит? (На охрану здоровья)
Закрепление знаний по правам.
-Что такое право? Права человека - это правила, по которым живет он сам и окружающее его общество людей.
-Кто следит за выполнением этих правил? (государство)
-С какими правами вы познакомились? (ответы детей)
Ведущий:
Молодцы, ребята. Вы уже хорошо знаете свои права.
Если у вас есть право на труд, то как вы обязаны трудиться?
Если есть право на образование, как вы обязаны учиться?
Заключительная часть. Обобщение.
- С каким важным документом вы сегодня познакомились? (Конвенция)
- Какой организацией они были приняты? (ООН)
- Почему права ребенка выделены из прав человека? (Детям требуется особая забота, защита и внимание).
- Конвенция о правах ребенка имеет большое значение в жизни детей. Она призвана защищать ваши права, охранять от обид и жестокого обращения.
Выбери правильный ответ:
1. Какой документ необходим
а) билет в кино; б) паспорт; чтобы стать гражданином России:
2. Где получают паспорт:
а) в школе; б) в полиции; в) в больнице.
3. В каком возрасте получают паспорт:
а) в 16 лет; б) в 14 лет; в) в 18 лет.
Подведение итогов.
- Ребята, скажите, что важного для себя вы поняли сегодня на занятии?
- Нужно ли знать свои права? - Для чего? (чтобы уметь защитить себя).
- Знать свои права очень полезно, это дает уверенность в себе.
1 ученик:
Права ребенка надо знать, не только знать, но соблюдать,
Тогда легко нам будет жить, играть, дружить и не тужить.
Ведущий.
Надеемся, что полученные знания обязательно пригодятся вам в дальнейшей жизни. Наше занятие подошло к концу. Спасибо всем за участие и внимание!
Ученик 2:
Пусть всегда будет солнце, пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будет мама, пусть всегда буду я!