СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Права глазами детей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка открытого мероприятия "Права глазами детей" поможет учителям, воспитателям и классным руководителям провести беседу или открытый урок по теме. Разработка содержит ряд иллюстраций.

Просмотр содержимого документа
«"Права глазами детей"»

Бутовская СОШ №2









Открытый урок

на тему:

«Права глазами детей»











Воспитатель ГПД:

Васильцова М.В.





Москва



2022

Открытый урок

на тему:

«Права глазами детей»

Цель: дать представление о правах ребенка; объяснить детям, что означает понятие «право» и где отражены права; формировать представления о правах ребенка.

Задачи:

Обучающие:

- дать целостную характеристику основных прав ребенка, основываясь на Конвенции о правах ребенка;

- обобщить знания детей об их гражданских правах и обязанностях;

- способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений;

- формировать социально значимые ориентации и установки, развивать чувство ответственности за свои действия.

Развивающие: 

- развивать у учащихся навыки свободного рассуждения на правовые и жизненные темы, умению отстаивать свою точку зрения, сопоставлять, делать выводы;

- пробудить у учащихся интерес к изучению документов о правах человека и гражданина.

Воспитывающие:

- способствовать воспитанию у учащихся чувства гражданской ответственности, доброты, взаимопонимания;

- воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.

Форма проведения урока: беседа с элементами игры, лекция, практикум.

Словарная работа: Гражданин, право, конституция.

 Оборудование: образец паспорта; карта России; рисунки, карточки со словами.



"Детству следует оказывать величайшее уважение"
Ювенал

Ход занятия:

  1. Организационный момент

Кого же относят к понятию "ребенок"? ООН в своих документах считает, что ребенком является каждый человек до достижения им восемнадцатилетнего возраста. Это означает, что если до достижения восемнадцати лет молодые люди вступили в брак, то на них не  будут распространяться положения документов о детях.

В России проживает более 40 млн. детей. Юридически к этой категории населения относят детей в возрасте до 18 лет. В нашей стране ребенок признается личностью, гражданином, он обладает целым комплексом юридических прав. Такиe правила заключены в кодексы различных отраслей права (Семейный, Уголовный, Трудовой и др.).

Среди международно-правовых документов о правах ребенка важное и основное место занимает Конвенция ООН о правах ребенка 1989 года, которую подписала также и Россия.


  1. Актуализация прежних знаний.

Ведущий: Ребята, мы говорили о правах взрослых, узнали, какие существуют права. Давайте вспомним об этих правах:

  1. О каких правах человека и гражданина вы узнали на предыдущих уроках? (Гражданских, политических, экономических, социальных и культурных)

  2. Приведите известные вам примеры реализации гражданами своих прав.

  3. Какие права реализуют ваши родители?

  4. Какие документы международного и государственного характера призваны защищать права и интересы человека? (Всеобщая декларация прав человека (1948), Конституция РФ, Федеральные Кодексы и законы)

  5. В какие органы следует обращаться за защитой своих прав?  

(Дети отвечают)

Ведущий:  Давайте, ребята, вспомним о нашей Родине – России,  о ее символах.

Ученик 2: Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина – это место, где ты родился, где ты живешь со своими родителями, со своими друзьями.

На свете много разных стран, но есть одна страна:

от белых льдов до теплых рек раскинулась она.

1.Что  такое Родина? (ответы детей).

2.Назовите растение – символ России? (береза)

3.Покажите нашу страну на карте. (Как правильно показывать?)

4.Назовите столицу России? (г. Москва)

5.Как называется город или село, в котором мы живем?

6.Назовите государственный язык нашей страны? (русский)

7.Кто президент нашей страны? (карточка)

8.Назовите основные символы нашего государства? (герб, флаг, гимн)

 Наша страна Россия, мы в ней живем и являемся ее гражданами. Русский человек на своей земле или за её пределами гордится принадлежностью к великой России. Быть гражданином России – это большое счастье.

Ребята, как вы понимаете слово "гражданин"?  (ответы детей)

Гражданин - это человек, который постоянно проживает на территории страны, подчиняется ее законам, имеет права и обязанности, имеет документ, удостоверяющий его личность. Мы постоянно живем в России?  (Да) Это первая характеристика гражданина – постоянное местожительства в России.

- Чтобы стать полноправным гражданином, нужно знать свои права.

- Подумайте и скажите, что означает слово "право"? (дети высказываются).

Права человека - это правила, по которым живет он сам и окружающее его общество людей. Взрослые  и дети имеют свои права, которые определены обычаями, традициями, жизненным опытом. Сегодня на нашем занятии вы узнаете о некоторых ваших правах. 20 ноября ежегодно отмечается Всемирный день прав ребенка.

1 ученик.

Статья 7 "С момента рождения ребенок имеет право на имя".

- У каждого из вас есть имя, фамилия и отчество.

- Как вы можете доказать, что вас зовут именно так, а не иначе? Что вы не присвоили себе чужое имя и фамилию?

- Эти сведения записывают в специальный документ - свидетельство о рождении. Здесь же пишут дату рождения, где вы родились и кто ваши родители. Это первый документ ребенка. Он есть у каждого из вас! Ребенок регистрируется сразу же после рождения и с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства…

2 ученик:

Только ты на свет родился, право первое твое:

Получи, чтоб им гордиться имя личное свое.

Ведущий: Скажите, кто  проявляет беспокойство о вас, пытается уберечь от неприятностей, создает все необходимые для вашего развития условия, защищает ваши интересы и права? (Отвечают дети).

Конечно  взрослые, которые находятся рядом с вами. Это  родители, воспитатели, директор, завуч, социальный педагог. Право знать своих родителей и право на их заботу – это важно.

2 ученик:

Очень трудно самому, жить на свете одному.

Правом с Мамой жить и с Папой пользуйтесь везде, ребята!

Ведущий: Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение; это право включает свободу искать, получать и передавать информацию.

1 ученик:

Есть еще такое право - думать и творить

и всегда, когда ты прав, правду честно говорить.

Ведущий: Ни один ребенок не должен быть подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения.

2 ученик:

Пусть пока не чемпион и пока не так силен,

Но не смей мне делать больно – я законом защищен!

Ведущий

Статья 6 "Каждый ребенок имеет право на жизнь".

Все права человека, и ребёнка в том числе, начинаются с права на жизнь. Действительно жизнь – это главное из того, что мы имеем.

1 ученик:

Ребята, приложите руку к своему сердцу. Вы слышите, как оно бьется? Какое это счастье - жить и радоваться жизни! О сохранении жизни заботятся государство, родители, воспитатели, врачи, учителя и многие другие люди. Никто и никогда не может лишить ребенка жизни.

Ведущий

Статья 24-27 «Каждый ребенок имеет право на медицинскую помощь»

Дети имеют законное право быть здоровыми, а в случае заболеваний или травм на получение квалифицированной медицинской помощи.

Здоровье - главная ценность человека. У каждого ребенка есть право на охрану здоровья и медицинское обслуживание. Еще до рождения ребенка взрослые начинают заботиться о его здоровье, готовиться к его рождению. С первых дней жизни ребенка о его здоровье заботятся родители, бабушки и дедушки, врачи в детском саду и детской поликлинике, педагоги в детском саду. Взрослые заботятся о том, чтобы ребенок соблюдал режим дня, правильно питался, ел полезные продукты, получал витамины, много гулял, закалялся, занимался физкультурой и спортом, играл в подвижные и спортивные игры, ему делают прививки. Для обследования и лечения детей существуют детские поликлиники, медицинские центры и детские больницы.

–  Если вы вдруг заболели, кто вам поможет?

– А сейчас мы с вами проверим, умеете ли вы правильно вызывать скорую помощь. По какому номеру вызываем скорую помощь?

Ребенок имеет право на пользование услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья.

Ученик 2:

Если жар, температура и не хочется играть,

Срочно нужно для ребенка медицину вызывать.

Ведущий

Статья 28 "Ребенок имеет право на бесплатное образование"

Ребенок должен иметь возможность учиться, чтобы развивать свои таланты, умственные и физические способности. Основное общее образование обязательно. В нашей стране существует сеть дошкольных образовательных учреждений, где дети дошкольного возраста играют, рисуют, танцуют и поют, занимаются спортом. Педагоги помогают детям стать внимательными, сообразительными, самостоятельными, активными, подготовиться к обучению в школе. С шести-семи лет каждый ребенок в России начинает обучение в школе. В школе дети изучают литературу и биологию, физику и математику, знакомятся с миром растений и животных, с историей человеческого общества. После окончания школы каждый ребенок в нашей стране может продолжить свое образование в колледже, лицее, институте или университете. В нашей стране у детей широкие возможности для получения образования. Ребенок имеет право на образование, и с целью достижения осуществления этого права на основе равных возможностей

Ученик 1:

Я подрос, взял в руки книжки и пошел я в первый класс.

В школу ходят все детишки – это право есть у нас.

Ведущий: Ребенку не может быть отказано в праве совместно с другими членами своей группы пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять ее обряды, а также пользоваться родным языком.

2 ученик:

Чтоб с наукой подружиться с книжкой в маленькой руке.

Правом пользуюсь учиться на родимом языке.

Ведущий

Статья 31 "Каждый ребенок имеет право на отдых и досуг".

Каждый ребенок имеет право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.

Для отдыха и оздоровления детей в России созданы детские лагеря, загородные детские сады, санатории. В городах работают детские театры, цирки, детские библиотеки, аттракционы в парках и развлекательных комплексах. Каждый ребенок может выбирать развлечения и занятия по своим способностям и интересам.

- А в некоторых странах дети вынуждены работать, помогать родителям.

- К сожалению, очень часто многие, зная свои права, пользуются ими только во благо своих интересов, не считаясь с другими. Например, вы любите слушать громкую музыку. Но если вы мешаете кому-то читать книгу, или рядом находится больной, то вы нарушаете права на отдых другого человека. Вы можете пользоваться своими правами только тогда, когда не нарушаете права других. Ребенок право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.

1 ученик:

Я могу свой день рожденья вместе с другом отмечать,

Если я проголодаюсь - пищу вправе получать.

Ведущий: Свобода исповедовать свою религию или веру может подвергаться только таким ограничениям, которые установлены законом и необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, нравственности и здоровья населения или защиты основных прав других лиц.

Ученик 2:

Будь ты слабым или сильным,

Белым, черным - все равно

Ты родился быть счастливым

Это право всем дано .

Слово учителя о Всемирной Декларации по правам человека и по Конвенции о правах ребенка. 10 декабря исполнилось 60 лет со дня принятия Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных наций Всеобщей декларации прав человека, в которой провозглашены основополагающие личные, политические, гражданские, социальные и культурные права человека. Какие основные права записаны в Декларации прав человека?

  • Право на жизнь;

  • Право на жилище;

  • Право на образование;

  • Равенство перед законом;

  • Свобода совести и вероисповедания;

  • Равенство прав мужчин и женщин;

  • Неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны;

  • Право избирать и быть избранным;

  • Право на неприкосновенность жилища.

ООН - Международная организация, объединяющая  государства с целью поддержания и укрепления международного мира  и безопасности.

 Конвенция - это международное соглашение. В нем говорится, что государства, подписавшие ее, взяли на себя обязательства заботиться о вас, вашем здоровье, благополучии, образовании и всестороннем развитии.

Права детей, определённые Конвенцией о правах ребенка.

Право на имя при рождении.

Право на медицинскую помощь.

Право на образование.

Право на отдых и досуг.

Право на индивидуальность.

Право свободно выражать свои взгляды.

Право на специальную охрану и защиту.

Право на заботу и воспитание родителями.

Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства.

Право на защиту своих прав и законных интересов родителями.

Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.

Ведущий. А теперь поиграем!

Игра "Права сказочных героев"

Ведущий:

В сказках, которые мы любим читать с детства, описываются многие ситуации, в которых нарушаются права героев. Какие права имели сказочные герои? Рассмотрев рисунок, вы должны определить название сказки и автора. Основываясь на статьях Конвенции о правах ребенка, сказать: какие права здесь нарушены, и помочь сказочному герою защитить свои права.

(1 слайд) - Как называется сказка? (русская народная сказка "Колобок").

- Лиса говорит: "Колобок, колобок, я тебя съем!"

- Какое право нарушила Лиса? (статью 6)

- Что должен ответить Колобок, защищая свое право? (Не имеешь права посягать на мою жизнь).

(2 слайд)- Как называется эта сказка?  (рус. нар. сказка "Маша и Медведь").

- Какое право нарушил медведь, не отпуская Машеньку домой? (статья 37)

- Медведь говорил: "Машенька, будешь у меня печку топить, кашу варить".

- Как должна ответить Маша, защищая свои права?:... (Не имеешь права лишать меня свободы).

(3 слайд) Какое право имеет сказочный герой Буратино. (На образование)

(4 слайд)  Кто знает название  этой сказки? (Лиса и Заяц).

- Какое право нарушила Лиса, выгнав Зайчика из дома? (статью16)

- Как должен ответить Зайчик? (Не имеешь права вторгаться в мое жилище, оно неприкосновенно).

(5 слайд)  Назовите сказку.  ("Золушка" Шарль Перро).

- Мачеха с утра до ночи заставляла Золушку трудиться. Ей было запрещено участвовать в забавах и развлечениях сестер.

- Какую статью нарушала мачеха? (статью 31 и 32).

Золушка: "Не имеете права лишать меня отдыха и досуга".

 Какое право имел Иванушка-Дурачок. (Право на ФИО)

 Какое право имел сказочный герой Айболит? (На охрану здоровья)

Закрепление знаний по правам.

-Что такое право? Права человека - это правила, по которым живет он сам и окружающее его общество людей.

-Кто следит за выполнением этих правил? (государство)

-С какими правами вы познакомились? (ответы детей)

Ведущий:

Молодцы, ребята. Вы уже хорошо знаете свои права.

 Если у вас есть право на труд, то как вы обязаны трудиться?

 Если есть право на образование, как вы обязаны учиться?

Заключительная часть. Обобщение.

- С каким важным документом вы сегодня познакомились? (Конвенция)

- Какой организацией они были приняты? (ООН)

- Почему права ребенка выделены из прав человека? (Детям требуется особая забота, защита и внимание).

- Конвенция о правах ребенка имеет большое значение в жизни детей. Она призвана защищать ваши права, охранять от обид и жестокого обращения.

Выбери правильный ответ:

 1. Какой документ необходим

а) билет в кино;  б) паспорт; чтобы стать гражданином России:

 2. Где получают паспорт:

 а) в школе; б) в полиции; в) в больнице.

 3. В каком возрасте получают паспорт:

 а) в 16 лет; б) в 14 лет; в) в 18 лет.

 Подведение итогов. 

- Ребята, скажите, что важного для себя вы поняли сегодня на занятии?

- Нужно ли знать свои права? - Для чего? (чтобы уметь защитить себя).

- Знать свои права очень полезно, это дает уверенность в себе.

1 ученик:

Права ребенка надо знать, не только знать, но соблюдать,

Тогда легко нам будет жить, играть, дружить и не тужить.

Ведущий.

Надеемся, что полученные знания обязательно пригодятся вам в дальнейшей жизни. Наше занятие подошло к концу. Спасибо всем за участие и внимание!

Ученик 2:

Пусть всегда будет солнце, пусть всегда будет небо,

Пусть всегда будет мама, пусть всегда буду я!