СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Права и обязанности гражданина России

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Права и обязанности гражданина России»

Обществознание 10 класс Права и обязанности гражданина России

Цель:

1. повторить содержание и классификацию прав и обязанностей человека, и гражданина;

2. способствовать формированию у уч-ся активной гражданской позиции;

3. формировать навыки работы с правыми источниками;

4. формировать умение аргументировать свою позицию, вести конструктивный диалог.

Форма урока: практикум

Планируемые результаты:

Предметные

Метапредметные

Личностные

понимать значимость Всеобщей декларации прав человека для развития демократии и совершенствования правовой системы стран мира;

уметь характеризовать указанный документ с точки зрения закрепленных в нем прав человека;

иметь представление об истории создания документа.

  • уметь охарактеризовать основные этапы развития концепции прав человека;

  • уметь объяснять политические, социально-экономические, личные права человека и механизм их защиты.

узнать основные права и обязанности лиц подросткового возраста, свой правовой статус;

оценить свои возможности с правовой точи зрения;

отработать навык работы в группе и проявят уважение к другой точке зрения;

развивать навык креативного мышления и фантазию. 

Основные понятия:

- права человека;
- гражданские, политические права и свободы;
- социальные, экономические и культурные права человека;
- обязанности граждан РФ;
- поколения прав человека, основные права

Оформление:

- Мультимедийная презентация

- Глава 2 Конституции РФ

Раздаточный материал:

 - текст Конституции РФ

 Опрос Д/3:

1. Что такое права человека?

(охраняемая, обеспечиваемая государством, узаконенная возможность что-то делать, осуществлять, иметь)

2. Когда и почему наша страна признала приоритет международного права?

(1989 г. СССР. Горбачев М.С., политика нового мышления, т.к. понятие «права человека» пришло из международного права, там говориться о защите прав человека).

 Эпиграф 1: «Наш долг состоит в том, чтобы глубоко уважать право других и как святыню ценить его». И. Кант (нем ф-ф, XVIII в.) (слайд № 2)

1. Всегда ли человек задумывался о своих правах?

2. Как проходило становление прав человека в истории? (слайды № 3-4)

3. Каковы особенности международных правовых документов в ХХ в.? (слайд № 5)

Концепция «поколений» прав человека возникла в 70-е годы ХХ в. Права по времени их появления делятся на три поколения (слайд № 6)

4. Назовите группы прав (с пояснением, что они регулируют, привести примеры), записанные в Конституции РФ (слайд № 7 - таблица)

5. А кто является гарантом прав и свобод человека и гражданина в РФ? (слайд № 8)

6. Задание ЕГЭ (№ 26). Как осуществляется защита прав человека в России? Приведите примеры трех официальных организаций (или должностных лиц) и кратко охарактеризуйте круг полномочий каждой (каждого) из них. (слайд № 9)

(-Уполномоченный по правам человека (контроль за соблюдением законных прав и интересов граждан в деятельности органов исполнительной власти и должностных лиц);
-Уполномоченный по правам ребенка в РФ (контроль за соблюдением законных прав и интересов детей, в том числе детей, попавших в трудные жизненные ситуации);

-судебные органы (защита нарушенных прав и интересов человека);

-прокуратура (привлечение к ответственности должностных лиц, нарушивших права граждан; возбуждение уголовных дел на должностных лиц по жалобам граждан)).

 

Эпиграф 2: «Обязанности человека. . . делятся на четыре рода:

1. на обязанности перед самим собой; 2. перед семьей; 3. перед государством;
4. перед другими вообще». Г. Гегель (нем. ф-ф, XIX в.) (слайд № 10)

1. Каково соотношение прав и обязанностей граждан по Конституции РФ? (38/8)
(слайд № 11 - таблица)

2. Какие обязанности вы добавили бы? (соблюдение законов общежития)
Повторение (слайды № 12-14)

1. 24

2. 246

3. 245

4. 246

5. 125

6. 45

3. С точки зрения защитников прав человека, смертная казнь как мера наказания не должна применяться в судебной практике демократических прав. В РФ после ее вступления в Совет Европы смертная казнь пока не отменена, но ее исполнение приостановлено. Тем не менее среди россиян много сторонников смертной казни. Как вы думаете, почему? (слайд № 15)

Закончить урок хочу словами философа XVIII в. И.Канта:

«Высшей среди. . . обязанностей является глубокое уважение права других людей. . . Во всем мире нет ничего более святого, чем права других людей. Оно неприкосновенно и нерушимо. Проклятие тому, кто ущемляет право других, топчет его ногами!» (слайд № 16)

Мы вспомнили права и обязанности граждан РФ, записанные в Конституции РФ, научились применять их к конкретным жизненным ситуациям.

!Дополнительно: вспомним основные положения Конституции РФ (слайд № 17-19)

 

Д/3: Написать рассуждение на тему «Рабство в прошлом и настоящем»