На уроке нельзя разговаривать, когда захотелось. Тишина очень важна: она помогает учиться думать. Тишину на уроке надо беречь.
Даже если очень хочется ответить, а учительница не предлагает тебе, - терпи, не выкрикивай. Почему? Да потому, что другим тоже хочется говорить – нужно учиться уважать их желание, а в себе воспитывать выдержку.
Говорить нужно достаточно громко, чтобы тебя было хорошо слышно, - иначе зачем вступать в общение?
На того, кто говорит, нужно смотреть, как бы поддерживая его, помогая добрым взглядом, кивком головы. Если говорящий ошибся или о чем-то не сказал, дадим ему договорить, а потом исправим или дополним.
Исправляя или дополняя ответ, нужно стараться делать это вежливо, не обижая.
Вежливые люди говорят не «он, она», «у нее, у него», а называют по имени: Таня, Толя, у Тани, у Толи… Можно даже прямо обращаться к ученику: « Таня, ты не сказала…», «Толя, ты неверно …
Д.С.Лихачев: «Надо не запоминать сотни правил, а запомнить одно – необходимость уважительного отношения к другим».
(«Письма о добром и прекрасном». – М., 1985, с. 34.)