Правила проведения самостоятельных занятий при коррекции осанки и телосложения
Грушевая Н.В.
Осанка
Осанка - это привычное положение тела при стоянии, ходьбе, сидении;
формируется в процессе роста, развития и воспитания (в период от 5 до 18 лет).
Эталоном для подражания может служить осанка балерин, а также спортсменок,
занимающихся спортивной и художественной гимнастикой, синхронным
плаванием.
Признаки правильной осанки:
• голова приподнята, грудная клетка
развернута, плечи - на одном уровне;
• если смотреть сзади, голова, шея и
позвоночник составляют прямую
вертикальную линию;
• если смотреть сбоку, позвоночник
имеет небольшие углубления в
шейном и поясничном отделах
(лордозы) и небольшую выпуклость в
грудном отделе (кифоз).
Признаки неправильной осанки
• голова выдвинута за продольную ось
тела (опущенная голова);
• плечи сведены вперед, подняты (или
асимметричное положение плеч);
• круглая спина, запавшая грудная
клетка; живот выпячен, таз отставлен
назад;
• излишне увеличен поясничный
изгиб.
ЗАНЯТИЯ ПО ИСПРАВЛЕНИЮ ОСАНКИ
В подготовительной части занятий,направленнных на формирование навыка правильной
осанки, применяются упражнения в построениях и перестроениях, дыхательные упражнения,
ходьба.
В основной части используются упражнения, обеспечивающие общую и силовую выносливость
мышц спины, брюшного пресса и грудной клетки - создание мышечного корсета;
корригирующие упражнения в сочетании с общеразвивающими и дыхательными
упражнениями. Преимущественно применяемые исходные положения в этой части занятия -
лежа и стоя в упоре на коленях. В конце основной части обычно проводят подвижную игру,
правила которой предусматривают сохранение нормальной осанки.
В заключительной части применяются бег, ходьба, упражнения на координацию, дыхательные.
Целесообразно включать в эту часть занятия игры на внимание при условии сохранения
правильной позы.
На занятии также следует использовать упражнения в равновесии и общеразвивающие
упражнения: для мышц спины, живота, ягодиц; на растяжение; с гимнастической палкой,
обручем; на гимнастической стенке; плавание (брасс) и др.
При регулярных занятиях (три-пять раз в неделю по 35-45 мин) удается ликвидировать
функциональные нарушения осанки, мышечную асимметрию и прочее
Подвижные игры для профилактики
нарушения осанки
«Не урони мешочек». Отмечают линии старта и финиша. Рас
стояние между ними - 5-10 м. У стартовой линии выстраиваются
две-три колонны по 3-4 игрока в каждой. На голове у всех мешочки
с песком весом по 100-150 г. Нужно пройти по коридору,
обозначенному мелом, гимнастическими палками или скакалками,
не по теряв мешочек и сохраняя правильную осанку. Ширина
коридора -30 см. Выигрывает команда, выполнившая задание более
быстро и правильно.
Методические указания. Коридор можно проходить разными
способами, например на носках, держа руки на поясе, или в
полуприседе с прямой спиной, руки на поясе и т. д. Находясь в
колоннах, И игроки начинают движение со старта после того, как
предыдущий игрок пересек линию финиша. При передвижении не
следует наклоняться вперед. Можно провести игру, построив
игроков на линии старта в одну шеренгу; тогда выиграет тот, кто
пересечет линию финиша первым.
Подвижные игры для профилактики
нарушения осанки
«Салки». Выбирают водящего. Его задача - запятнать
(осалить) как можно больше игроков, но только тех, которые
не успели вовремя принять правильную осанку. Стоит
убегающему принять правильную осанку, он уже в
безопасности. Водящему приходится прибегать к хитростям:
бежать будто бы за одним игроком, а мимоходом,
изловчившись, осалить другого (дотронуться рукой).
Осаленные игроки выбывают из игры.
Методические указания. Продолжительность игры - 5-10 мин;
|два-три раза менять водящего. В конце игры отмечают
лучшего водящего и игроков, ни разу не осаленных.
После выполнения упражнений на осанку можно повисеть на
перекладине, гимнастической стенке и т. д., расслабив
мышцы на 15-20 с.
Для предупреждения нарушений
осанки соблюдать следующие
профилактические меры :
1.При выполнении письменных и устных уроков опираться о спинку стула
Спиной. Стараться сидеть прямо, не наклоняя вперед голову или верхнюю
часть туловища , чтобы не напрягать мышцы.
2.При длительной работе сидя необходимо чаще менять почувставовать и
прохаживаться по комнате, устраивать физкультминутки.
3.Не садиться перед телевизором в слишком мягком кресле или диване.
Сиденье должно быть на высоте полуметра от пола.
4.Перемещая тяжёлые вещи на значительное расстояние, лучше носить их
на спине , например в рюкзаке, а не в руках или в сумке через плечо.
5. Поднимая что-то тяжелое, необходимо сгибать ноги, а не спину.
Как обнаружить дефект
Обнаружить дефекты в осанке можно следующим
образом. Ребенок должен раздеться, встать прямо
(пятки и носки вместе) и опустить руки. Стоя в
нескольких шагах за его спиной, надо внимательно
осмотреть ось позвоночника (она должна быть строго
вертикальной), сравнить уровни плеч, лопаток,
ягодичных и коленных складок. Асимметрия
свидетельствует о нарушении осанки. При
регулярных осмотрах могут быть выявлены
малейшие отклонения от нормы.
Для предупреждения нарушений
осанки соблюдать следующие
профилактические меры:
1.При выполнении письменных и устных уроков опираться о спинку стула
Спиной . Стараться сидеть прямо, не наклоняя вперед голову или верхнюю
часть туловища , чтобы не напрягать мышцы.
2.При длительной работе сидя необходимо чаще менять позу,вставать и
прохаживаться по комнате, устраивать физкультминутки.
3.Не садиться перед телевизором в слишком мягком кресле или диване.
Сиденье должно быть на высоте полуметра от пола.
4.Перемещая тяжёлые вещи на значительное расстояние, лучше носить их
на спине , например в рюкзаке, а не в руках или в сумке через плечо.
5. Поднимая что-то тяжелое, необходимо сгибать ноги, а не спину.
Коррекция осанки
Физические упражнения способствуют нормализации осанки. Однако
эффект можно ожидать только при систематическом и продолжительном
их выполнении.
Коррекция осанки, достигнутая с помощью упражнений, может дать
стойкий эффект лишь при одновременном формировании "навыка
правильной осанки (на основе мышечно-суставного чувства),
позволяющего ощущать положение определенных частей тела.
После объяснений о правильной осанке и показа «идеальной» осанки
приступают к выработке соответствующих ей мышечно-суставных
ощущений. Используют: тренировку перед зеркалом (зрительный
самоконтроль); взаимоконтроль занимающихся; принятие правильной
осанки и исправление дефектов у стены, когда к мышечно-суставным
ощущениям прибавляются тактильные при соприкосновении со стеной;
исправление дефектов осанки по указанию учителя физкультуры
(например: «Галя, разверни плечи!», «Сергей, не сутулься!» и т. п.).