- Ребята, послушайте загадки И мальчишки, и девчонки очень любят нас зимой, Режут лёд узором тонким, не хотят идти домой. Мы изящны и легки, мы – фигурные Слайд 2 Под крышей — четыре ножки, А на крыше — суп да ложки. Если ты устал играть, То ложишься на… -Как назвать эти предметы одним словом? ( СЛАЙД 3) -Что объединяет эти слова? Слайд 4 - Где стоит ь? - Кто готов назвать тему нашего урока? | - коньки ( Стол) (Кровать) (мебель ) На конце есть ь и в середине. (ь в середине и в конце слова) |
(СЛАЙД 5) -Для чего служит мягкий знак ? - Ребята, откройте тетради. Правильно их положите и запишите: число, классная работа. 1. Каллиграфическая минутка Мы будем писать много слов, в которых встречается мягкий знак, поэтому давайте вспомним соединения . ь льт льч льд льц 2. Словарная работа Сегодня на уроке мы познакомимся со словарными словами , которые являются отгадками на наши загадки. Отгадкой на первую загадку было слово КОНЬКИ Запишите, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную букву. -Ребята, а как вы думаете, слова конь и коньки – однокоренные? - А вот и нет. Сейчас это не однокоренные слова, слишком далеко разошлись их значения. А раньше это были однокоренные слова. Дело в том, что раньше полозья коньков спереди украшали фигурками, похожими на лошадиную голову. Предполагают, что название «коньки» возникло потому, что передняя часть деревянных «бегунков» обычно украшалась конской головой. Если вы это запомните, вам будет проще запомнить безударную гласную в слове. (СЛАЙД 6) - А какие же тогда слова будут однокоренными? Следующее слово над которым мы поработаем –это слово МЕБЕЛЬ. -Запишите, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную букву. А какая мебель стоит у вас в комнате? -Ребята, написания этих слов вы должны запомнить. III. Первичное закрепление материала - Я сейчас прочитаю стихотворение, а вы внимательно послушайте и найдите слова с мягким знаком: МЯГКИЙ ЗНАК – ХИТРЫЙ ЗНАК НЕ СКАЗАТЬ ЕГО НИКАК. ОН НЕ ПРОИЗНОСИТСЯ, НО В СЛОВО ЧАСТО ПРОСИТСЯ. ПОЧЕМУ У ДОМА УГОЛ ПРЕВРАТИЛСЯ СРАЗУ В УГОЛЬ? БЕЗ ПОЖАРА, ПРОСТО ТАК? (Это сделал мягкий знак!) -Поднимите, руки, кто запомнил слова с мягким знаком, которые встретились в этом стихотворении? - Какие? - Сколько в каждом слове звуков, букв? (СЛАЙД 7) - Почему? 2.Самостоятельная работа А сейчас поработаем самостоятельно. (СЛАЙД 8) Измените слова так, чтобы мягкий знак стоял в середине слова. Конь-… зверь-… пень-… день-… уголь-… - Выполним самопроверку. (СЛАЙД 9) - Кто выполнил всё без ошибок? Поднимите руки. Молодцы! -Какую роль выполняет ь в этих словах? - Ребята, а ь может стоять в начале слова? Так чем же особенная буква ь? давайте с вами сделаем один общий вывод… (СЛАЙД 10) | (обозначает мягкость согласного звука) Записывают число, классная работа. Записывают сочетания льт льёт льд льды Ответы детей (Коньки, конёк, конькобежец – спортсмен, который бегает на коньках) (столы, стулья, диваны и т.п) (уголь, сказать) Уголь- 5 букв, 4 звука; Сказать – 7 букв, 6 звуков; Ь - не имеет звука. Дети поднимают руки Обозначает мягкость согласного звука. Нет у нее нет собственного звука; • обозначает мягкость согласного, стоящего перед ним; • не может стоять в начале слова; • не имеет заглавной буквы |
1. Словарный диктант. - А сейчас мы проверим, как вы научились писать слова с мягким знаком в середине и на конце слова. Я читаю загадки, а вы записываете только отгадки. (Один ученик у доски) Первое слово с большой буквы, остальные через запятую. - Слушаем внимательно! (Слайды 11-16 ) 1.Рыжий зверь в печи сидит, Рыжий зверь на всех сердит. Он от злости ест дрова Целый час, а может два. 2. Одну меня не съешь, А без меня - не вкусна еда 3. Летом бродит без дороги Между сосен и берёз, А зимой он спит в берлоге, От мороза прячет нос. 4. У двух матерей по пять сыновей Одно имя всем. 5. Без ног приходит, Без языка рассказывает 6. Растёт она вниз головою, Не летом растёт, а зимою. Но солнце её припечёт- Заплачет она и умрёт. (СЛАЙД 17) - Ребята, когда вы записывали слова, хватило ли вам строчки, чтобы записать? - А кому из вас пришлось воспользоваться переносом? - Какие слова вы перенесли? -А как правильно перенести слова с ь знаком? - Давайте вспомним правила переноса слов . 2. Коллективная работа - Открываем учебники на стр.126 упр.206 - Читаем задание. -Что еще нам нужно сделать в этом упражнении? - А теперь запишем по образцу. Пишут у доски 2-3 человека по очереди. - Какое ещё задание нам нужно выполнить? -Какие слова выделенные? -Самостоятельно разделите их для переноса вертикальной чертой ПРОВЕРИТЬ Какое правило переноса мы применили? | (Огонь) (Соль) (Медведь) (Пальцы) (Письмо) (Сосулька) (рассказывают правило) (Читает один ученик, устно подбирают однокоренные слова) (Читают второе задание) Образец пишу на доске. Выделяю корень, подчёркиваю ь ) ( на доске) (Разделяют слова для переноса) ( сверьтесь с доской) Мягкий знак нельзя переносить отдельно от согласного, мягкость которого он обозначает. |