- способствовать первичному умению выражать собственное мнение, обосновывать его;
- научить отличать приставки от предлогов, применять правила правописания предлогов и приставок;
- формировать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- умение понимать причины успеха/ неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;
- способствовать освоению способов решения проблем творческого и поискового характера и начальных форм познавательной и личностной рефлексии; активному использованию речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- формировать навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; адекватно взаимодействовать с партнёром, находить общее решение при выполнении работы в паре, группе.
- установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат.
1.Учебник Русский язык. 3 класс. Часть 1.В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Изд. «Просвещение» 2015г.
2. Компьютер, проектор, интерактивная доска.
3. Раздаточный материал
Этапы урока | Содержание заданий (для обучающихся) | Виды деятельности учащихся, формы организации работы | Планируемые результаты УУД |
Предметные | Виды УУД, характеристики |
I. Мотивация к учебной деятельности | - Здравствуйте, ребята! Внимательно слушайте – и всё услышите! Внимательно смотрите - всё увидите! Думайте - и всё обязательно поймёте! - Садитесь. Я даю вам инструкцию, а вы выполняете действие. - Готовы? Тогда начнём: Возьмите тетрадь. Положите парту, возьмите ручку, запишите тетради дату. -Почему не можете выполнить задание? Пропущены слова. -Догадайтесь, какие слова я пропустила? - Чтобы выполнить действие и понять чью-то фразу, необходимо помнить о маленьких словах. - Как они называются? Предлоги. | Воспринимают информацию учителя на слух. Оформляют свою запись в тетрадь по образцу с доски. Фронтальная. | Знать правила посадки при письме. Уметь ориентироваться в тетради. Совершенствовать графические навыки. | Личностные: проявлять готовность к работе на уроке русского языка, эмоциональную отзывчивость на слова учителя. Регулятивные: развивать мотивы учебной деятельности на уроке русского языка, формировать умения учиться писать предлоги и приставок. Познавательные: умение организовать рабочее место, умение воспринимать устную информацию по теме «Правописание приставок и предлогов». |
2.Создание проблемной ситуации учителем и формулирование учебной проблемы учениками. | - Посмотрите внимательно на доску. Слайд 1 -Что написано? (предлоги и приставки) На, за, по, от, со, под, -Так приставка или предлоги? -Кто думает иначе? Где приставка? Где предлог? Кто бы нам понять помог? - Какая проблема возникла у нас? (трудно различить приставку и предлог) - Значит, какую учебную задачу предстоит нам решить на этом уроке? (Будем учиться различать предлоги и приставки). - Для чего нужно уметь различать их? (Чтобы правильно писать слова с предлогами и приставками, уметь правильно употреблять в речи приставки и предлоги, правильно написать письмо, заявление и другие документы). -Сформулируйте тему нашего урока? (правописание приставок и предлогов со словами) Слайд 2 | Анализируют задания и выделяют существенные признаки предлога и приставки. Отвечают на поставленные вопросы, выявляют опасность, активно включаются в обсуждение, аргументируют свои ответы. Фронтальная . | Знать что такое приставка; что такое предлог. Уметь находить сочетания букв, которые могут выступать в роли и приставки, и предлога | Личностные: умение осознавать трудности в распознавании приставок и предлогов, стремление к их преодолению осознание ответственности за произнесённую в общении речь; Регулятивные: включение учащихся в активное восприятие речи одноклассников при выделении существенных признаков приставок и предлогов умение высказывать свои предположения при формулировании учебной проблемы. Познавательные: умение составлять устное высказывание о приставке и предлоге, ориентироваться в своих знаниях. Коммуникативные: умение участвовать в диалоге и выражать свои мысли в устной и письменной форме по различию приставок и предлогов, соблюдая нормы литературного языка |
3. Выдвижение версий. | - Подумайте, чем отличается приставки от предлогов? - Как пишутся приставки со словами? - Как пишутся предлоги со словами? (Приставки со словами пишутся слитно, предлоги пишутся - раздельно) | Высказывают своё мнение, делают выводы. Фронтальная | Знать: части слова и части речи Уметь: выдвигать гипотезу на основе полученных знаний. | Личностные: понимание того, что правильная устная речь есть показатель индивидуальной культуры человека. Регулятивные: формирование умения планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей по определению частей слова и частей речи. Познавательные: осознанно строить речевое высказывание при выдвижении гипотез о правописании приставок и предлогов. Коммуникативные: учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение и аргументировать его |
4.Актуализация имеющихся знаний | 1.На ИД записан текст. Слайд 3 Внимательно прочитайте его. «Ночью пришли первые морозы. Он надышал холодом на стёкла, захрустел под ногами. В воздухе закружились первые снежинки». Выпишите в первый столбик слова с приставками, а во второй – слова с предлогами. -Чтобы не возникли трудности, давайте вспомним правила? - Что такое приставка? Какова её роль? -Что такое предлоги? Для чего они служат? Выделите приставки, а предлоги подчеркните. Проверка работы «по цепочке -Как вы думаете, почему я предложила выполнить именно это задание? ( потому что наша цель –научиться правильно писать приставки и предлоги со словами) | Выполняют задания, сравнивают с образцом на ИД, формулируют тему урока. Индивидуальная работа. | Знать: графическое обозначение приставок и предлогов на письме Уметь: анализировать и группировать слова с приставками и предлогами по определённому признаку, чётко излагать свои мысли. | Личностные: умение оценивать свои учебные достижения при повторении правил о приставках и предлогах. Регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу при правописании приставок и предлогов Познавательные: осуществлять анализ, сравнение, сопоставление и классификацию слов с приставками и предлогами. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
5.Составление плана решения проблемы. | -Что вам надо знать, чтобы решить проблему правописания приставок и предлогов? – Давайте составим алгоритм. 1. Прочитать слово. 2.Определить, что это -приставка или предлог? 3.Определить какую роль играет предлог в предложении? приставка? 4. Вспомнить правило правописания приставок и предлогов со словами. Слайд 4 | Определяют последовательность действий, их направленность. Фронтальная | Знать: как строить алгоритм. Уметь: работать по алгоритму. | Личностные: ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе составления алгоритма на уроке русского языка. Регулятивные: определение последовательности действий с учётом конечного результата - алгоритма. Познавательные: строить несложные рассуждения при построении алгоритма Коммуникативные: слушать и понимать мнение других, высказывать свою точку зрения. |
6.Поиск решения проблемы – открытие нового знания. | - Расшифруйте и запишите пословицу «Друзьяпознаютсявбеде» -Объясните ее смысл. -Выделите приставки и предлоги. (взаимопроверка) - Сделайте вывод и сформулируйте правило о правописании приставок и предлогов со словами. – Найдите в учебнике (с. 132) правило о правописании приставок и предлогов со словами и сравните. Обратимся к таблице. Слайд 5. - представлена сравнительная характеристика приставок и предлогов Физкульминутка Работа по учебнику упр.259 стр.132 - Проверка выполненного вами задания. | Выполняют практические задания, формулируют правило и делают выводы. Групповая Индивидуальная | Знать: роль приставок и предлогов в словах Уметь: различать приставки и предлоги, находить их в тексте | Личностные: умение оценивать себя и своего товарища при выполнении самостоятельной работы и работы в группе. Регулятивные: волевая саморегуляция при возникновении затруднений в распознавании приставок и предлогов. Умение принимать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно; Познавательные: выполнение действий по алгоритму, построение логических рассуждений Коммуникативные: умение работать в группе, внимательно слушать друг друга при выполнении заданий по теме урока. |
6.Выражение решения проблемы. | -Что нового вы узнали о правописании приставок и предлогов? - Как вы думаете, вы достигли сегодняшней цели? - Все ли пункты алгоритма вы выполнили? - Смогли ли мы доказать ваше предположение о том, что приставки пишутся слитно, а предлоги - отдельно? | Высказывают свои мнения, аргументируют свои ответы. Фронтальная | Знать: правописание приставок и предлогов Уметь: писать приставки со словами слитно, предлоги - раздельно | Регулятивные: умение объективно оценивать свои действия по достижению поставленной цели урока. Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание о правописании приставок и предлогов. Коммуникативные: умение слушать и не перебивать собеседника. |
7.Применение нового знания на практике. | На каждом столе лист с заданием: - раскройте скобки, - найдите пары слов, соединив их стрелками, используя алгоритм. Игра «Найди пару» (с) мёл ( по ) парку (на) шли (с) крыльца (по) гулял (под)потолок (в) ходить (в) класс (под) прыгнул (по) дороге (по) ехал (на) поляне Проверка по ИД. Слайд 6. | Учащиеся осуществляют работу в парах, выполняют проверку по эталону Парная работа | Знать: правило правописания приставок и предлогов со словами, различать их Уметь: употреблять их в речи и правильно оформлять на письме | Личностные: адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности на уроке русского языка Регулятивные: умение определять и формулировать учебную задачу, осознавать то, что усвоено и что ещё нужно усвоить. Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний о правописании приставок и предлогов со словами. Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в письменной форме, используя алгоритм. |
8 Рефлексия. | - Что нового вы узнали на уроке? - Чему вы научились? - Оцените свою работу: Сегодня на уроке - научился… - понял… - было интересно… - было трудно… Выразите своё настроение на смайликах. | Делают выводы и самооценку собственного эмоционального состояния на уроке | | Личностные: умение оценивать свои учебные достижения. Регулятивные: давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками. Коммуникативные: уметь с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли. |