Этапы урока, цели | Деятельность учителя | Задания для учащихся | Деятельность учеников | Планируемые результаты |
Предметные | УУД |
I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин) Цель: организовать начало урока, мотивировать детей на работу. | Проверяет готовность класса к уроку, организует начало работы в тетрадях. Читает письмо. | - Здравствуйте, ребята! Внимательно слушайте – и всё услышите! Внимательно смотрите- всё увидите! Думайте- и всё обязательно поймёте! - Садитесь. Запишите в тетрадях число, "Классная работа". - Ребята, нам пришло необычное письмо. Слайд 3 -Приветствую вас, друзья! Я – Профессор Грамотных наук, прошу вас мне помочь. Никак не могу разобраться что это за слоги: под, по ,за ,по; откуда они. В конце урока встретимся. Может вы мне поможете? - Ребята, поможем Профессору Грамотных наук ? | Проверяют свою готовность к уроку, записывают число, "Классная работа". Слушают текст письма. Вступают в диалог с учителем. | Умение ориентироваться в тетради. Графический навык. | Умение организовать рабочее место. Умение воспринимать устную информацию. (Познавательные УУД) |
II. Постановка цели урока. (1 мин) Цель: организовать постановку цели урока. | Организует постановку цели и планирование работы. | - В каком случае мы сможем ему помочь? (Если скажем что это за слоги ). А где могут встречаться эти слоги и чем они являются? (Предлогами и приставками) - Какова же цель нашего урока? (Изучить новый материал) Чему мы будем учиться на уроке? ( Правильно писать предлоги и приставки) - Что еще нужно будет сделать на уроке? (Научиться применять эти новые знания). | Формулируют цель урока. | | Умение воспринимать и строить устное высказывание (Познавательные УУД). Умение определять и формулировать цель урока. (Регулятивные УУД). |
III. Актуализация знаний. (5 мин) Цель: актуализировать знания по теме. | Показываю на карточках словарные слова с пропущенными орфограммами .Организует работу в парах. Организует самопроверку и самооценку работы. | Предлагаю поработать со словарными словами. Сев..р,бер..г,чу..ств..,инт..ресный,вос..мь,праз..н..к,ч..тверг,ч..тыре, ж..лать. б)Угадайте словарные слова по толкованию, объяснению значения: *Старательный, тщательно соблюдающий порядок.( аккуратный) *Систематизированное собрание однородных предметов. (коллекция) *Сооружение в виде ряда ступеней или перекладин для подъёма и спуска.(лестница) -Найдите в толковых словарях толкование слова желать. Проверяем словарные слова, поменялись тетрадями, проверяем и ставим оценку на полях. -К слову желать подберите однокоренные слова.(пожелать, желание, по желанию, пожелание) Давайте посмотрим слова. Карточка на доске. пожелать по желанию -Что мы здесь видим?(В первом слове по написано слитно, а во втором случае раздельно ) -Мы можем сказать правильно ли написано? (нет) | Объясняют правописание словарных слов. Работают в парах. Один учащийся класса читает . Остальные проверяют работу своего соседа и оценивают. | Правописание словарных слов, подбор однокоренных слов . | Умение вести учебный диалог с одноклассниками. (Коммуникативные УУД) Умение оценивать свои учебные достижения. (Личностные УУД) Умение составлять письменное высказывание (Познавательные УУД). |
IV. Изучение нового материала. (12 мин) Цель: организовать проблемный диалог и подвести к формулировке правила. | С помощью проблемной ситуации и частично - поискового метода подводит учащихся к формулировке правила. | -А теперь посмотрите на экран. Слайд 4 С какой трудностью вы столкнулись в задании? (Не знаем когда маленькие слова в скобках нужно писать раздельно, а когда слитно.). Почему? (Не знаем правило как правильно писать). -Прочитайте слова. Как вы думаете какие слова написаны в 1 столбике, во втором столбике? -Какой заголовок дадим словам 1 столбика?(Приставки) А словам 2 столбика?(Предлоги) *(по)желать (по)желанию (до)бежал (до)леса (за)шёл (за)другом (с)катился (с)горки (на)клеил (на)бумагу -1отличие.Как вы думаете чем является приставка (частью слова) -Чем является предлог? (частью речи)Слайд 5 - 2 отличие. Для чего служит предлог?(Служит для связи слов в предложении) -Что образует приставка?(образует новые слова) -3отличие.Как пишется приставка?(слитно) Перед корнем есть приставка. Слайд6 Слитно пишется она. И при помощи приставки Образуются слова. -Как пишется предлог?( раздельно) Нет ниточки связать слова? Предлог поможет нам всегда! С глаголом рядом не стоит , Писать с пробелом нам велит! -Напишите в тетради правильно слова 1 столбика и 2 столбика. Как будете писать 1 столбик? Как назовёте этот столбик? Аналогичная работа со словами из 2 столбика. Слайд 4. Слайд 7. -4отличие.Прочитайте предложение .Что вы заметили в предложении? Ест ли предлог? А как вы считаете между предлогом и словом можно поставить вопрос или какое нибудь слово?(Да можно, доказывают) -Есть ли слова с приставкой? Можно поставить слово между приставкой и корнем?(нет, доказывают) -Напишите в тетради преобразованное предложение. Назовите и подчеркните орфограммы в этом предложении, подчеркните главные члены и подпишите части речи. Выпишите словосочетания. 5 отличие. -Предлог может встречаться перед глаголом?(Нет. Перед глаголом встречаются только приставки. Приставка –с разными частями речи. Предлог – не может быть перед глаголом) -Вывод. Назовите все отличия. Слайд 8 Что вы теперь можете сказать о правописании предлогов и приставок?(приставки пишутся слитно, предлоги – раздельно) | Комментируют выполнение задания. Обнаруживают незнание правила правописания предлогов и приставок. С помощью учителя находят отличия. выводят правило . Формулируют правило. | Правописание предлогов и приставок. Разбор предложения по членам предложения и частям речи. Правильно выписывать словосочетания из предложения. | Умение вести учебный диалог с учителем и одноклассниками. (Коммуникативные УУД) Умение строить устное высказывание (Коммуникативные УУД). Умение ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД). Умение формулировать проблему, доказывать свою точку зрения (Познавательные УУД) Умение определять и формулировать учебную задачу (Регулятивные УУД) |
V. Закрепление нового материала. (5 мин) Цель: организовать работу по применению правила на письме. | Организует работу над упражнениями. | Упражнение в правописании приставок и предлогов. Слайд9 Правильно записываем слова с приставками и слова с предлогами. Выделяем приставки и предлоги. -Проверяем .1 вариант записывает слова с приставками. 2 вариант- с предлогами. -Помогите правильно записать предложения. Слайд 10. Физкультминутка. Приложение 1. | Выполняют упражнения письменно. По цепочке комментируют написание слов. Обозначают орфограмму. | Правописание предлогов и приставок. | Умение определять и формулировать учебную задачу (Регулятивные УУД) Умение строить устное высказывание. (Познавательные УУД). Умение проверять свою работу и корректировать её (Регулятивные УУД). |
VI. Моделирование. (5 мин) Цель: составить модель, схему к правилу. | Организует работу в парах, коллективный анализ работ, выбор лучшей схемы. | Работа по учебнику. -Сравниваем наше правило и правило по учебнику. Попробуйте вместе с соседом по парте составить свою схему правописания предлогов и приставок. Вывод. Слайд 11 | В парах составляют схему для правила записывают на колокольчике. | Правописание предлогов и приставок (схема). | Моделирование (Познавательные УУД) Умение осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД) Умение оценивать свою и чужую работу (Регулятивные УУД) |
VII. Рассказы учащихся. Самостоятельная работа. (10 мин) Цель: Учить составлять рассказы , тренировать в правописании предлогов и приставок. | Организует самостоятельную работу над упражнением. Организует прослушивание рассказов . | Выполняем упражнение 259 на стр. 132. Задание упражнения ученики выполняют самостоятельно. -Составьте небольшой рассказ о зимнем лесе , используя опорные слова. Слайд 12 | Слушают рассказы одноклассников. Объясняют написание слов. Выполняют самостоятельно упражнение. Объясняют написание слов с приставками и предлогами. Проверяют свою работу . | Правописание предлогов и приставок . Умение составлять рассказ. | Умение воспринимать устную информацию. (Познавательные УУД) Умение выступать перед аудиторией (Коммуникативные УУД). Умение составлять высказывание. (Познавательные УУД). Умение искать и анализировать информацию. (Познавательные УУД) |
* VIII. Дополнительное задание (если осталось время урока) (5 мин) Цель: создать условия для применения знаний в выполнении упражнений по разбору слов по составу. | Организует устное или письменное выполнение задания (если осталось время урока) | Слайд 13. – Разберите слова по составу и объясните орфограмму. Встречаются ли в упражнении слова с приставками?( Да) Прочитайте эти слова. Как напишете приставки?(Слитно) | Разбирают слова по составу. Выделяют орфограммы. | Орфограмма. Правила разбора слов по составу. | Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД). Умение анализировать объекты. (Познавательные УУД) Умение вести учебный диалог (Коммуникативные УУД) |
IX. Итог урока. (2 мин) Цель: обобщить знания, полученные на уроке. | Организует обобщение знаний. | - Давайте расскажем Профессору Грамотных наук какое правило мы сегодня узнали. | Составляют устные высказывания о том, что узнали на уроке. | Правописание предлогов и приставок. | Умение обобщать свои знания по теме (Познавательные УУД) Умение составлять устное высказывание. (Познавательные УУД). |
X. Рефлексия. Домашнее задание. (3 мин) Цель: создать условия для рефлексии, выбора домашнего задания. | Организует самоконтроль и самооценку по опорной карточке. | -Понравился ли вам урок. Как будем писать предлоги и приставки? -Что вы усвоили после изучения новой темы? На листочке нарисуйте себя на одной из ступенек лестницы. Рядом с собой нарисуйте солнышко, если урок понравился, если нет – тучку. Приложение 2 На листочке: испытываю затруднения; усвоил новые знания, но мне нужна помощь; у своил новые знания и готов самостоятельно применять их на практике. 3 2 1 -Спасибо за работу на уроке. Дом.зад. правило , упр. 262.Слайд 14 | Заполняют лесенки Записывают домашнее задание. | | Умение оценивать и корректировать свою работу. (Регулятивные УУД) Умение оценивать свои учебные достижения (Личностные УУД) |
Если слышите предлоги, выполняете повороты; если приставки – тянемся вверх.
На листочке учащиеся рисуют себя на одной из ступенек лестницы. Рядом с собой рисуют солнышко, если урок понравился, если нет – тучку.