СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание приставок и предлогов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Правописание приставок и предлогов»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К УРОКУ

Тема урока: Правописание приставок и предлогов

ФИО автора: Бричик Галина Вячеславна

Должность и место работы: учитель начальных классов МКОУ «СОШ№2 г. Нижнеудинск»

Предмет: русский язык Класс: 3 Учебник: Русский язык, В.П. Канакина

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель

Создание условий для изучения новой темы и первичного закрепления.

Задачи


Образовательные: Формирование умения различать приставки и предлоги на письме . Расширение словарного запаса. Совершенствовать умение разбирать слова по составу. Развивать умение анализировать и выделять главное.

Воспитательные: Воспитывать культуру поведения в учебном диалоге.

Развивать связную речь, орфографическую зоркость. Развивать мышление, память, внимание.

Формировать УУД: - Регулятивные УУД: определять и формулировать учебную задачу, корректировать, оценивать свою работу. - Коммуникативные УУД: вести учебный диалог с учителем и одноклассниками, работать в парах, выражать свои мысли, выступать перед аудиторией. - Познавательные УУД: формулировка проблемы, гипотезы; моделирование; анализ объектов; поиск и анализ информации в разных источниках, составление устных и письменных высказываний, обобщать свои знания по теме. - Личностные: способность к оценке своих учебных достижений.

Технология обучения

Технология системно - деятельностного подхода.

Методы обучения

Проблемное изложение, частично - поисковый метод, исследовательский метод, самостоятельная работа, письменное упражнение, творческая работа.

Оборудование Для учителя

Для учащихся

Доска, экран или интерактивная доска. Презентация к уроку. Карточки со словами, письмо, толковый словарь, колокольчики для схемы правила, листочки с лестницей для рефлексии.


Информационные источники

Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: Азбуковник, 1999.



Технологическая карта урока

Этапы урока, цели

Деятельность

учителя

Задания для учащихся

Деятельность

учеников

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

Цель: организовать начало урока, мотивировать детей на работу.

Проверяет готовность класса к уроку, организует начало работы в тетрадях. Читает письмо.

- Здравствуйте, ребята!

Внимательно слушайте – и всё услышите!

Внимательно смотрите- всё увидите!

Думайте- и всё обязательно поймёте!

- Садитесь. Запишите в тетрадях число, "Классная работа".

- Ребята, нам пришло необычное письмо. Слайд 3 -Приветствую вас, друзья! Я – Профессор Грамотных наук, прошу вас мне помочь. Никак не могу разобраться что это за слоги: под, по ,за ,по; откуда они. В конце урока встретимся. Может вы мне поможете?

- Ребята, поможем Профессору Грамотных наук ?

Проверяют свою готовность к уроку, записывают число, "Классная работа". Слушают текст письма. Вступают в диалог с учителем.

Умение ориентироваться в тетради. Графический навык.

Умение организовать рабочее место. Умение воспринимать устную информацию. (Познавательные УУД)

II. Постановка цели урока. (1 мин)

Цель: организовать постановку цели урока.

Организует постановку цели и планирование работы.

- В каком случае мы сможем ему помочь? (Если скажем что это за слоги ).

А где могут встречаться эти слоги и чем они являются? (Предлогами и приставками)

- Какова же цель нашего урока? (Изучить новый материал) Чему мы будем учиться на уроке?

( Правильно писать предлоги и приставки)

- Что еще нужно будет сделать на уроке? (Научиться применять эти новые знания).

Формулируют цель урока.


Умение воспринимать и строить устное высказывание (Познавательные УУД).

Умение определять и формулировать цель урока. (Регулятивные УУД).

III. Актуализация знаний. (5 мин)

Цель: актуализировать знания по теме.

Показываю на карточках словарные слова с пропущенными орфограммами .Организует работу в парах. Организует самопроверку и самооценку работы.

Предлагаю поработать со словарными словами. Сев..р,бер..г,чу..ств..,инт..ресный,вос..мь,праз..н..к,ч..тверг,ч..тыре, ж..лать.

б)Угадайте словарные слова по толкованию, объяснению значения:

*Старательный, тщательно соблюдающий порядок.( аккуратный)

*Систематизированное собрание однородных предметов. (коллекция)

*Сооружение в виде ряда ступеней или перекладин для подъёма и спуска.(лестница)

-Найдите в толковых словарях толкование слова желать. Проверяем словарные слова, поменялись тетрадями, проверяем и ставим оценку на полях.

-К слову желать подберите однокоренные слова.(пожелать, желание, по желанию, пожелание)

Давайте посмотрим слова. Карточка на доске.

пожелать

по желанию

-Что мы здесь видим?(В первом слове по написано слитно, а во втором случае раздельно )

-Мы можем сказать правильно ли написано? (нет)

Объясняют правописание словарных слов. Работают в парах. Один учащийся класса читает . Остальные проверяют работу своего соседа и оценивают.

Правописание словарных слов, подбор однокоренных слов .

Умение вести учебный диалог с одноклассниками. (Коммуникативные УУД)

Умение оценивать свои учебные достижения. (Личностные УУД)

Умение составлять письменное высказывание (Познавательные УУД).

IV. Изучение нового материала. (12 мин)

Цель: организовать проблемный диалог и подвести к формулировке правила.


С помощью проблемной ситуации и частично - поискового метода подводит учащихся к формулировке правила.


-А теперь посмотрите на экран. Слайд 4

С какой трудностью вы столкнулись в задании? (Не знаем когда маленькие слова в скобках нужно писать раздельно, а когда слитно.).

Почему? (Не знаем правило как правильно писать).

-Прочитайте слова. Как вы думаете какие слова написаны в 1 столбике, во втором столбике?

-Какой заголовок дадим словам 1 столбика?(Приставки) А словам 2 столбика?(Предлоги)

*(по)желать (по)желанию

(до)бежал (до)леса

(за)шёл (за)другом

(с)катился (с)горки

(на)клеил (на)бумагу


-1отличие.Как вы думаете чем является приставка (частью слова)

-Чем является предлог? (частью речи)Слайд 5

- 2 отличие. Для чего служит предлог?(Служит для связи слов в предложении)

-Что образует приставка?(образует новые слова)

-3отличие.Как пишется приставка?(слитно)

Перед корнем есть приставка. Слайд6

Слитно пишется она.

И при помощи приставки

Образуются слова.

-Как пишется предлог?( раздельно)

Нет ниточки связать слова?

Предлог поможет нам всегда!

С глаголом рядом не стоит ,

Писать с пробелом нам велит!

-Напишите в тетради правильно слова 1 столбика и 2 столбика. Как будете писать 1 столбик? Как назовёте этот столбик? Аналогичная работа со словами из 2 столбика. Слайд 4.

Слайд 7.

-4отличие.Прочитайте предложение .Что вы заметили в предложении? Ест ли предлог? А как вы считаете между предлогом и словом можно поставить вопрос или какое нибудь слово?(Да можно, доказывают)

-Есть ли слова с приставкой? Можно поставить слово между приставкой и корнем?(нет, доказывают)

-Напишите в тетради преобразованное предложение. Назовите и подчеркните орфограммы в этом предложении, подчеркните главные члены и подпишите части речи. Выпишите словосочетания.


5 отличие.

-Предлог может встречаться перед глаголом?(Нет. Перед глаголом встречаются только приставки. Приставка –с разными частями речи. Предлог – не может быть перед глаголом)

-Вывод. Назовите все отличия. Слайд 8 Что вы теперь можете сказать о правописании предлогов и приставок?(приставки пишутся слитно, предлоги – раздельно)

Комментируют выполнение задания. Обнаруживают незнание правила правописания предлогов и приставок. С помощью учителя находят отличия. выводят правило . Формулируют правило.


Правописание предлогов и приставок.

Разбор предложения по членам предложения и частям речи. Правильно выписывать словосочетания из предложения.

Умение вести учебный диалог с учителем и одноклассниками. (Коммуникативные УУД)

Умение строить устное высказывание (Коммуникативные УУД).

Умение ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД).

Умение формулировать проблему, доказывать свою точку зрения (Познавательные УУД)

Умение определять и формулировать учебную задачу (Регулятивные УУД)


V. Закрепление нового материала. (5 мин)

Цель: организовать работу по применению правила на письме.


Организует работу над упражнениями.








Упражнение в правописании приставок и предлогов.

Слайд9 Правильно записываем слова с приставками и слова с предлогами. Выделяем приставки и предлоги.

-Проверяем .1 вариант записывает слова с приставками. 2 вариант- с предлогами.

-Помогите правильно записать предложения.

Слайд 10.


Физкультминутка. Приложение 1.

Выполняют упражнения письменно. По цепочке комментируют написание слов. Обозначают орфограмму.


Правописание предлогов и приставок.








Умение определять и формулировать учебную задачу (Регулятивные УУД)

Умение строить устное высказывание. (Познавательные УУД).

Умение проверять свою работу и корректировать её (Регулятивные УУД).

VI. Моделирование. (5 мин)

Цель: составить модель, схему к правилу.

Организует работу в парах, коллективный анализ работ, выбор лучшей схемы.

Работа по учебнику.

-Сравниваем наше правило и правило по учебнику.

Попробуйте вместе с соседом по парте составить свою схему правописания предлогов и приставок.

Вывод. Слайд 11

В парах составляют схему для правила записывают на колокольчике.

Правописание предлогов и приставок (схема).


Моделирование (Познавательные УУД)

Умение осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД)

Умение оценивать свою и чужую работу (Регулятивные УУД)

VII. Рассказы учащихся. Самостоятельная работа.

(10 мин)

Цель:

Учить составлять рассказы , тренировать в правописании предлогов и приставок.

Организует самостоятельную работу над упражнением. Организует прослушивание рассказов .

Выполняем упражнение 259 на стр. 132. Задание упражнения ученики выполняют самостоятельно.

-Составьте небольшой рассказ о зимнем лесе , используя опорные слова. Слайд 12

Слушают рассказы одноклассников. Объясняют написание слов. Выполняют самостоятельно упражнение. Объясняют написание слов с приставками и предлогами. Проверяют свою работу .

Правописание предлогов и приставок .

Умение составлять рассказ.

Умение воспринимать устную информацию. (Познавательные УУД)

Умение выступать перед аудиторией (Коммуникативные УУД).

Умение составлять высказывание. (Познавательные УУД).

Умение искать и анализировать информацию. (Познавательные УУД)

* VIII. Дополнительное задание (если осталось время урока) (5 мин)

Цель: создать условия для применения знаний в выполнении упражнений по разбору слов по составу.

Организует устное или письменное выполнение задания (если осталось время урока)

Слайд 13. – Разберите слова по составу и объясните орфограмму. Встречаются ли в упражнении слова с приставками?( Да)

Прочитайте эти слова. Как напишете приставки?(Слитно)

Разбирают слова по составу. Выделяют орфограммы.

Орфограмма. Правила разбора слов по составу.

Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД).

Умение анализировать объекты. (Познавательные УУД)

Умение вести учебный диалог (Коммуникативные УУД)

IX. Итог урока. (2 мин)

Цель: обобщить знания, полученные на уроке.

Организует обобщение знаний.

- Давайте расскажем Профессору Грамотных наук какое правило мы сегодня узнали.

Составляют устные высказывания о том, что узнали на уроке.

Правописание предлогов и приставок.

Умение обобщать свои знания по теме (Познавательные УУД)

Умение составлять устное высказывание. (Познавательные УУД).

X. Рефлексия. Домашнее задание. (3 мин)

Цель: создать условия для рефлексии, выбора домашнего задания.

Организует самоконтроль и самооценку по опорной карточке.

-Понравился ли вам урок. Как будем писать предлоги и приставки?

-Что вы усвоили после изучения новой темы? На листочке нарисуйте себя на одной из ступенек лестницы. Рядом с собой нарисуйте солнышко, если урок понравился, если нет – тучку.

Приложение 2


На листочке:

  1. испытываю затруднения;

  2. усвоил новые знания, но мне нужна помощь;

  3. у своил новые знания и готов самостоятельно применять их на практике.

3

2

1

-Спасибо за работу на уроке. Дом.зад. правило , упр. 262.Слайд 14


Заполняют лесенки Записывают домашнее задание.


Умение оценивать и корректировать свою работу. (Регулятивные УУД)

Умение оценивать свои учебные достижения (Личностные УУД)








Приложение 1

Физкультминутка

Если слышите предлоги, выполняете повороты; если приставки – тянемся вверх.

Дети по лесу гуляли, 
За природой наблюдали! 
Вверх на солнце посмотрели, 
И их лучики погрели. 
Бабочки летали, 
Крылышками махали. 
Дружно хлопнем: раз, два, три, четыре, пять, 
Нам пора букет собрать. 
Раз присели, два присели, 
В руках ландыши запели.

Приложение 2


На листочке:

  1. испытываю затруднения;

  2. усвоил новые знания, но мне нужна помощь;

  3. у своил новые знания и готов самостоятельно применять их на практике.

3

2

На листочке учащиеся рисуют себя на одной из ступенек лестницы. Рядом с собой рисуют солнышко, если урок понравился, если нет – тучку.