«Правописание приставок и предлогов»
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Давайте создадим хорошее настроение на нашем уроке.
-Представьте себе, что вы надуваете воздушный шарик: медленный вдох через нос, надуваем щеки, выдох. Наполните ваш шарик хорошим настроением.
-Теперь представьте и изобразите, что вы как – будто завязываете шарик. Завязывайте крепко.
-А теперь подарите свой шарик другу, который сидит рядом с вами. Я надеюсь, что хорошее настроение мы сохраним до конца урока.
Определение темы и целей урока.
Ребята, обратите внимание на слайд.
- О чём эти пословицы? (о дружбе)
Я надеюсь, что вы сегодня вы будете дружны, активны.
Какая часть речи выделена зеленым цветом?
Какая часть слова выделена красным цветом?
Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке? Сформулируйте тему урока. (будем работать над правописание. Какие задачи вы поставите перед собой?
На партах у вас находятся листы самооценки. По мере выполнения заданий вы будете оценивать свою работу. плюс, если вы довольны своей работой и минус, если что-то не получилось, есть затруднения.
Деятельность | «+» или «-» |
Работа с упр. 257. | |
Работа в парах с текстом. | |
Расшифровка предложения. | |
Оформление тетрадей. Запись числа и классной работы.
К нам на урок пришли приставка и предлог. Послушайте их диалог внимательно.
Предлог: - О! Привет, Приставка-тёзка!
Приставка: - И тебе привет, Предлог!
Расскажи, зачем пожаловал
Ты к ребятам на урок?
Предлог: - Знаешь, очень огорчает,
Что нас путают с тобой.
Я-часть речи, понимаешь?
Слово - я! Горжусь собой!
Приставка:- Я, конечно, не часть речи,
А всего лишь слова часть.
Но со мной любое слово
Можешь точно ты назвать.
Я дружна со словом очень,
Вместе пишут нас всегда.
Предлог: А Предлог раздельно пишут,
И это, право, не беда!
Между словом и предлогом
Можем ставить мы вопрос
На (какой?) на снежной горке
Отморозил Коля нос!
(на слайде это предложение вывести) На снежной горке отморозил Коля нос!
Скажите, чем был огорчён предлог? (Тем, что его путают с приставкой) Поможем нашим героям разобраться: где и как писать предлоги и приставки?
Где приставка? Где предлог?
Кто бы нам понять помог?
Актуализация опорных знаний.
Работа по теме урока.
Запишите это предложение в тетрадь ( с комментированием)
Найдите в предложении предлог.
Что такое предлог? (часть речи).
Найдите в предложении слово, в котором есть приставка.
А что такое приставка? (часть слова) (на доске открыть)
Предлог выделите в кружочек, приставку выделите знаком. (дать голубой кружочек)
Работа с правилом учебника на стр. 132. (читает вслух хорошо читающий ученик)
Почему приставка пишется слитно, а предлог раздельно?
Работа по учебнику (стр. 132, упр. 257)
Первые 4 словосочетания в классе, 2 человека – 2 словосочетания, дать голубые кружочки) Дети по порядку выделяют приставки и предлоги.
С какой частью речи чаще всего употребляется предлог? (с сущ)
С какой частью речи чаще употребляется приставка (с глаголом)
Поработайте с листом самооценки. (по упр. 257)
Физкультминутка
Сейчас дружно работаем в парах на карточках.
Внимательно прочитайте текст.
Определите тему текста. Озаглавьте текст.
Выделите главную мысль.
Маша заболела. У девочки болело горло. Она пропустила много уроков. В классе у неё была подруга Света. Каждый день Света приносила из школы домашнее задание. Маша была благодарна.
А теперь работаете цветными карандашами. 1 вариант возьмите в руки зелёный карандаш, 2 вариант возьмите красный карандаш. 1 вариант выделите зелёным цветом предлоги в кружочек, а 2 вариант красным выделите приставку знаком.
Помыть доску, подготовить кластер.
Посмотрите на слайд, проверьте свою работу. Ребята, у вас на партах лежат склеенные кружочки красного и зеленого цвета. 1 вариант покажите зеленый кружочек, если у вас всё было правильно и красный, если были ошибки. 2 вариант покажите зеленый кружок, если вы верно выделили приставки и красный. Если допустили ошибки.
Поработаем с листами самооценки (работа в парах по тексту)
Если у вас это задание выполнено правильно, ставите +, если были ошибки, ставите -.. Итак, оцените каждый себя по заданию.
А теперь прочитайте и составьте из слов предложение, расшифруйте его. Выберите слово и постройте «живое» предложение.
зашёлдругомзаПетяУтром.
Где в этом предложении предлог? Назовите предлог.
Где в этом предложении приставка? Назовите это слово.
Проверим это предложение на слайде. Спасибо ребята, можете садиться.
Повторим это предложение, запомните его, а теперь запишите по памяти.
Определим, где в данном предложении слово с приставкой? Где предлог?
Покажите зеленый кружочек, если вы верно записали предложение и правильно выделили предлог и приставку и красный, если были ошибки.
Вернёмся к листу самооценки. (расшифровка предложения)
Давайте вспомним всё, что вы знаете о предлогах и приставках. Вместе составим кластер, он поможет нам подвести итог нашего урока.
Составление кластера.
На доске прикреплены вразброс опорные слова, словосочетания часть слова, приставка, самостоятельная часть речи, предлог, слитно, раздельно, для связи слов в предложении, для образования новых слов.
Определите, какие опорные слова и словосочетания относятся к приставке и предлогу. (Дети по очереди выходят и распределяют)
Посмотрите на словосочетание увидел у друга, где в этом словосочетании предлог? В какую колонку отнесём это сочетание? В какую колонку отнесём увидел? Слитно или раздельное пишется это слово? Почему?
у видел у товарища
увидел (приставка, слитно, часть слова, для образования новых слов)
у друга (предлог, самостоятельная часть речи, раздельно, для связи слов в предложении).
Вспомним, какие задачи мы поставили в начале урока?
Научились находить приставки и предлоги.
Научились находить отличия между приставками и предлогами
Научились правильно писать предлоги и приставки со словами.
Как вы думаете, справились ли мы с поставленными задачами?
Чтобы речь была красивой, точной, грамотной и понятной, правильно употребляйте приставки со словами и предлоги в своей речи.
(Смайлик на доске)


Подведение итога урока
Предлог: - Эй! Привет, Приставка-тёзка!
Приставка: - И тебе привет, Предлог!
Поняла, зачем сегодня приходил ты на урок!
Предлог: - Да, я понял, что я слово,
А ты всего лишь слова часть.
Но нужны мы вместе в речи,
Вместе: Так как очень мы важны,
Будем мы всегда дружны!
Рефлексия.
Переверните лист самооценки. На обратной стороне вы видите смайлик. (+ на доске)
Теперь дорисуйте ей нос:
! – если вы хорошо усвоили тему.
? – если и у вас есть остались вопросы. (показать)
Теперь дорисуем рот, дорисуйте улыбку, если
- урок понравился и вы довольны своей работой.
Прямой ротик, остались вопросы.
Грустное выражение, если вы недовольны работой.
Покажите получившиеся смайлики. Поднимите руки те ребята, у кого на столе лежит голубой кружок. (объявление оценок)
Дружба очень нам нужна.
В жизни нашей так важна:
Коль случится что-то вдруг,
К нам придёт на помощь друг!
Ребята, сегодня вы были активны, дружны, дружба помогает преодолевать любые препятствия. Мне понравилось с вами работать. Спасибо вам за урок!