Этапы и цели урока | Формы, методы, методические приёмы | Содержание взаимодействия с учащимися | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I. Организация начала урока. Цель: содействовать установлению нормального рабочего настроя у школьников и готовности к сотрудничеству | Фронтальная. Словесный. 1.Приветствие уч-ся. 2.Проверка готовности к уроку. 3.Эмоциональный настрой. 4. Правила посадки. | Психологический настрой. Проверка готовности к уроку. - Руки? – На месте! - Ноги? – На месте! - Локти? – У края. - Спинка? – Прямая. | Приветствует детей, создает эмоциональный настрой, проверяет готовность детей к уроку | Подготовка учащихся к работе. Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм. | Формирование личностной заинтересованности (л). Формирование осознания этапов урока для того, чтобы в будущем учить детей самостоятельно планировать и организовывать деятельность в целом и учебную деятельность на уроке, в частности (р). |
II. Актуализация знаний. Минутка чистописания. Цель: активность познавательной деятельности, понимание учащимися практической значимости изучаемого материала. | Фронтальная. Словесный. Наглядный. Беседа. | Отгадывание загадок. О какой букве идёт речь? Черепаха понимает, Что домой не опоздает. При луне, как при свече, Подползает к букве… Ч - Что вы можете рассказать об этой букве? (Буква Ч обозначает звук ч´ . Он согласный, глухой, мягкий, непарный, шипящий) Щуке в речке каждый день Щёткой зубы чистить лень. Позвала к себе леща- От леща осталась… Щ (ща). - Что вы можете рассказать об этой букве? (Буква Ща обозначает звук щ´. Он согласный, мягкий, непарный, шипящий) - Вспомним, чем отличаются звуки ж, ш от звуков ч', щ'? (парные, непарные) - Откройте тетради. - Какой сегодня день недели? Какое число? Всем, кто будет писать грамотно, красиво, я буду очень благодарна. Вспомните красивое и правильное написание заглавных и строчных букв Ч ч, Щ щ. Слайд 2 - 3 Пропишем эти буквы, соблюдая закономерность: Чч Ччч Щщ Щщщ | Проверяет качество выполнения задания | Выполняют учебную задачу под руководством учителя, осуществляют самоконтроль. | Формирование умений оформлять свои мысли в устной форме (к). Формирование умений ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (п). Формирование умений слушать и понимать речь других(к). |
III. Самоопределение к деятельности. Цель: организовать и направить к цели деятельность учащихся. | Фронтальная. Словесный. Наглядный. 1. Словарная работа. Разгадывание ребусов. | Нам предстоит разгадать ребусы. Слайд № 4 -8 (Чашка, щука, роща, часы, щавель) Что можете сказать о написании этих слов? (В этих словах встретились сочетания ча и щу, а мы знаем, что ча пишется с буквой а, щу пишется с буквой у. - С какой буквой не дружат буквы ч и щ? (Эти буквы не дружат с буквами ю и я, потому что с ними никогда не пишутся) Кто может определить тему сегодняшнего урока? (Правописание слов с сочетаниями ча – ща, чу – щу.) Слайд № 9 Какую цель мы поставим перед собой на уроке? Чем мы будем заниматься? (Будем учиться писать слова с сочетаниями ча – ща, чу –щу.) (Повторение правила правописания сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу) - Кто сможет объяснить значение слова «Щавель»? У всех у вас разные мнения. А где узнать точное значение слова? (В толковом словаре) Слайд №10 Щавель – травянистое растение семейства гречишных с продолговатыми съедобными спелыми листьями. Задание: составить предложение. - Кто готов поделиться своими предложениями? (Записать в тетрадь: В огороде растёт щавель.) Что нужно вспомнить, чтобы правильно записать предложение? (Начало предложения пишем с большой буквы, в конце предложения ставим точку, слова в предложении пишем отдельно.) | Подводит учащихся к определению цели, формулирует учебную задачу урока. | Планируют работу на уроке. Правильно строят ответы на вопросы. | Формирование умений оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других (к). Формирование умений ориентироваться в своей системе знаний, уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую(п). Формирование умений проговаривать последовательность действий, высказывать своё предположение, уметь определять и формулировать тему, цель урока с помощью учителя.(р ) |
IV. Работа по теме урока. Применение и добывание новых знаний и способов действий. Цель: обеспечение усвоения знаний и способов действия на уровне применения в изменённой ситуации, формирование умений работать в паре. | Работа в паре. Словесный Наглядный 1.Составление слов из слогов. | Составить слова из слогов: шиш, шка, , лу, жи, ши, на, мы, ши, ту, ча Записать полученные слова, разделяя их для переноса. Подчеркнуть орфограммы. - Какое слово лишнее? (туча) Почему? | Задает вопросы по ранее изученному материалу. Объясняет задание. | Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Обсуждают в парах, выполняют задание. | Формирование умения выполнять последовательность действий (р), позицию по отношению к своей работе в группе (л), быть исследователем , организовывать совместную работу(к). |
Физминутка. Цель: снятие усталости и напряжения, внесение эмоционального заряда. | Словесный | Попробуем добавить слово и изобразить то, о чем говорится в предложении. Жи-жи-жи – летают в городе …(стрижи). Ши-ши-ши – маршируют … (малыши). Ча-ча-ча – прискакала … (саранча). Чу-чу-чу – молоточком я … (стучу). Ща-ща-ща – я в реке поймал ... (леща). Щу-щу-щу – в небо птицу … (отпущу). | Способствую предотвращению утомляемости, рассеянности, невнимательности детей на уроке | Обучающиеся повторяют движения за учителем. Осуществляют профилактику утомления. | Формирование развития интеллектуальных функций, эмоционально - волевой сферы и игровой деятельности, черт гармоничной и не закомплексованной личности, соблюдения здорового образа жизни (л). |
| Работа в паре. Словесный Наглядный 2. Составь словосочетания | На карточках – тучах слова. Нужно из данных слов составить словосочетания. - Какие словосочетания получились? Слайд № 11 (Берёзовая роща, большая туча, журчат ручьи, чаща, леса) В каких словах есть орфограммы? (обратить внимание на слово «чаща») Молодцы! Слайд № 12 | Объясняет задание, осуществляет индивидуальную помощь. Контролирует работу детей. | Читают задание. Обсуждают в парах, выполняют задание. Высказывают свое мнение. | Формирование умения выполнять последовательность действий (р), быть исследователем, организовывать совместную работу(к). |
V. Контроль и самоконтроль полученных знаний Цель: развитие творческих способностей. обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества. Проверить полученные знания. | Фронтальная Словесный Наглядный. 3.Найди ошибку. | Слайд № 13 Найдите слова, в которых допущена ошибка, напишите слово правильно, подчеркните орфограмму. (Чюдо, малыши, роща, мышы, встреча, чяйник, щявель, ищу) Чудо, мыши, чайник, щавель. | Контролирует работу детей; Исправляет ошибки. | Читают и выполняют задание. Высказывают свое мнение. | Формирование умений ориентироваться в своей системе знаний, уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую(п). |
| Фронтальная Словесный Беседа. Наглядный. 4. Отредактируй текст. | Слайд № 14 Отредактируйте текст (вставьте подходящие слова, в этом вам помогут иллюстрации на слайде) Найдите слова, в которых есть изучаемые орфограммы. Жила-была девочка Маша. Она пошла в лес. Маша собрала много шишек. Под кустом сидели зайчата. В реке плавали щуки. | Контролирует работу детей; Исправляет ошибки. Задает наводящие вопросы для правильных ответов учащихся и понимания ими данной темы | Читают текст, вставляя подходящие по смыслу слова. Осознанно и произвольно строять речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. | Формирование умения выполнять работу по предложенному плану. вносить необходимые коррективы (р), способствовать к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности(л). |
VI. Подведение итогов урока. Цель: проанализировать, дать оценку успешности достижения цели на уроке. | Фронтальная. Словесный. Беседа Наглядный. | Какая цель была перед нами в начале урока? (Научиться писать слова с сочетаниями ча – ща, чу – щу.) Повторение правила. Слайд № 15 Знаем твёрдо, что жи-ши Пишем только с гласной И. А в словах, где ча и ща, Мы напишем только А. Где же встретим мы чу-щу, То напишем буку У. | Задает вопросы с целью выявления у детей понимания изученного материала | Анализируют работу на уроке: соотносят задачу, план и совершенные операции. | Формирование умения проследить последовательность действий на уроке(р), дать самооценку учебной деятельности(л). |
VII. Рефлексия учебной деятельности. Цель: мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения и работы на уроке, оценка успешности достижения цели. | Словесный. Наглядный. | Слайд № 16 На слайде три мордочки: одна весёлая, вторая задумчивая, третья грустная. Если у вас всё получилось сегодня на уроке нарисуйте в тетради на полях весёлую мордочку, если были сомнения, то задумчивую, а если постоянно требовалась помощь -грустную. Спасибо за урок. Слайд № 17 | Проверяет работу детей. | Оценивают свою работу на уроке. | Способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (л). |