СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание сочетаний ча - ща Обучение грамоте 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта и презентация урока обучения грамоте по теме "Правописание сочетаний ча - ща" (послебукварный период)

Просмотр содержимого документа
«Правописание сочетаний ча - ща Обучение грамоте 1 класс»

Автор: учитель начальных классов: Евсеева Светлана Ивановна МБОУ: Краснодонская ООШ

УМК «Школа России» 1 класс

Технологическая карта урока «Обучение грамоте»

Тема урока: Правописание сочетаний ча - ща


Педагогическая цель

создание условий для закрепления написания сочетаний ча-ща, чу-щу.

Педагогические задачи

Обучающие. Содействовать формированию у учащихся знаний о правописании ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ.

Развивающие. Способствовать развитию умений писать слова с сочетаниями ча-ща, чу-щу; создать условия для формирования устойчивого орфографического навыка грамотного письма. Развивать речь.

Воспитательные. Воспитывать культуру поведения в работе.

Тип урока

Комбинированный

Планируемые результаты

Пишет слова с сочетаниями ча-ща, чу-щу без ошибок.

Личностные результаты

Проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

Универсальные учебные действия

Познавательные: участвует в организованном поиске новые знания: находит ответы на вопросы, используя словарь, дополнительную литературу, информацию, полученную на уроке; ориентируется с помощью учителя в системе знаний: отличает новое от уже известного;

Регулятивные: определяет и формулирует цель урока с помощью учителя; проговаривает последовательность действий на уроке; планирует учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Коммуникативные: высказывает свои предположения; строит краткое устное высказывание по теме; слушает и понимает речь других.

Основное содержание темы, понятия и термины

Парные согласные, сочетания жи – ши, ча – ща, чу - щу


Технологическая карта урока

Этапы и цели урока

Формы, методы, методические приёмы

Содержание взаимодействия с учащимися


Деятельность учителя


Деятельность учащихся


Формируемые УУД

1

2

3

4

5

6

I. Организация начала урока.

Цель: содействовать установлению нормального рабочего настроя у школьников и готовности к сотрудничеству

Фронтальная. Словесный.

1.Приветствие уч-ся.

2.Проверка готовности к уроку.

3.Эмоциональный настрой.

4. Правила посадки.

Психологический настрой.


Проверка готовности к уроку.

- Руки?

– На месте!

- Ноги?

– На месте!

- Локти?

– У края.

- Спинка?

– Прямая.


Приветствует детей, создает эмоциональный настрой, проверяет готовность детей к уроку


Подготовка учащихся к работе.

Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.

Формирование личностной заинтересованности (л).

Формирование осознания этапов урока для того, чтобы в будущем учить детей самостоятельно планировать и организовывать деятельность в целом и учебную деятельность на уроке, в частности (р).

II. Актуализация знаний. Минутка чистописания.

Цель: активность познавательной деятельности, понимание учащимися практической значимости изучаемого материала.


Фронтальная. Словесный.

Наглядный.

Беседа.

Отгадывание загадок. О какой букве идёт речь?

Черепаха понимает,

Что домой не опоздает.

При луне, как при свече,

Подползает к букве… Ч

- Что вы можете рассказать об этой букве? (Буква Ч обозначает звук ч´ . Он согласный, глухой, мягкий, непарный, шипящий)

Щуке в речке каждый день

Щёткой зубы чистить лень.

Позвала к себе леща-

От леща осталась… Щ (ща).

- Что вы можете рассказать об этой букве? (Буква Ща обозначает звук щ´. Он согласный, мягкий, непарный, шипящий)

- Вспомним, чем отличаются звуки ж, ш от звуков ч', щ'?

(парные, непарные)

- Откройте тетради.
- Какой сегодня день недели? Какое число? Всем, кто будет писать грамотно, красиво, я буду очень благодарна. Вспомните красивое и правильное написание заглавных и строчных букв Ч ч, Щ щ.

Слайд 2 - 3

Пропишем эти буквы, соблюдая закономерность:

Чч Ччч Щщ Щщщ

Проверяет качество выполнения задания

Выполняют учебную задачу под руководством учителя, осуществляют самоконтроль.

Формирование умений оформлять свои мысли в устной форме (к). Формирование умений ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (п). Формирование умений слушать и понимать речь других(к).

III.

Самоопределение к деятельности.

Цель: организовать и направить к цели деятельность учащихся.

Фронтальная. Словесный.

Наглядный.

1. Словарная работа. Разгадывание ребусов.










Нам предстоит разгадать ребусы. Слайд № 4 -8

(Чашка, щука, роща, часы, щавель)

Что можете сказать о написании этих слов? (В этих словах встретились сочетания ча и щу, а мы знаем, что ча пишется с буквой а, щу пишется с буквой у.

- С какой буквой не дружат буквы ч и щ? (Эти буквы не дружат с буквами ю и я, потому что с ними никогда не пишутся)

Кто может определить тему сегодняшнего урока? (Правописание слов с сочетаниями ча – ща, чу – щу.)

Слайд № 9

Какую цель мы поставим перед собой на уроке? Чем мы будем заниматься? (Будем учиться писать слова с сочетаниями ча – ща, чу –щу.)

(Повторение правила правописания сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу)

- Кто сможет объяснить значение слова «Щавель»?

У всех у вас разные мнения. А где узнать точное значение слова? (В толковом словаре) Слайд №10

Щавель – травянистое растение семейства гречишных с продолговатыми съедобными спелыми листьями.

Задание: составить предложение.

- Кто готов поделиться своими предложениями?

(Записать в тетрадь: В огороде растёт щавель.)

Что нужно вспомнить, чтобы правильно записать предложение?

(Начало предложения пишем с большой буквы, в конце предложения ставим точку, слова в предложении пишем отдельно.)

Подводит учащихся к определению цели, формулирует учебную задачу урока.



Планируют работу на уроке.

Правильно строят ответы на вопросы.

Формирование умений оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других (к). Формирование умений ориентироваться в своей системе знаний, уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую(п). Формирование умений проговаривать последовательность действий, высказывать своё предположение, уметь определять и формулировать тему, цель урока с помощью учителя.(р )

IV. Работа по теме урока. Применение и добывание новых знаний и способов действий. Цель: обеспечение усвоения знаний и способов действия на уровне применения в изменённой ситуации, формирование умений работать в паре.

Работа в паре.

Словесный

Наглядный

1.Составление слов из слогов.



Составить слова из слогов: шиш, шка, , лу, жи, ши, на, мы, ши, ту, ча

Записать полученные слова, разделяя их для переноса. Подчеркнуть орфограммы.

- Какое слово лишнее? (туча) Почему?



Задает вопросы по ранее изученному материалу. Объясняет задание.




Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Обсуждают в парах, выполняют задание.


Формирование умения выполнять последовательность действий (р), позицию по отношению к своей работе в группе (л), быть исследователем , организовывать совместную работу(к).


Физминутка.

Цель: снятие усталости и напряжения, внесение эмоционального заряда.


Словесный


Попробуем добавить слово и изобразить то, о чем говорится в предложении.


Жи-жи-жи – летают в городе …(стрижи).

Ши-ши-ши – маршируют … (малыши).

Ча-ча-ча – прискакала … (саранча).

Чу-чу-чу – молоточком я … (стучу).

Ща-ща-ща – я в реке поймал ... (леща).

Щу-щу-щу – в небо птицу … (отпущу).


Способствую предотвращению утомляемости, рассеянности, невнимательности детей на уроке

Обучающиеся повторяют движения за учителем.

Осуществляют профилактику утомления.

Формирование развития интеллектуальных функций, эмоционально - волевой сферы и игровой деятельности, черт гармоничной и не закомплексованной личности, соблюдения здорового образа жизни (л).


Работа в паре.

Словесный

Наглядный

2. Составь словосочетания

На карточках – тучах слова. Нужно из данных слов составить словосочетания.

- Какие словосочетания получились?

Слайд № 11

(Берёзовая роща, большая туча, журчат ручьи, чаща, леса)

В каких словах есть орфограммы? (обратить внимание на слово «чаща»)

Молодцы! Слайд № 12


Объясняет задание, осуществляет индивидуальную помощь. Контролирует работу детей.



Читают задание.

Обсуждают в парах, выполняют задание.

Высказывают свое мнение.


Формирование умения выполнять последовательность действий (р), быть исследователем, организовывать совместную работу(к).


V. Контроль и самоконтроль полученных знаний

Цель: развитие творческих способностей. обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества. Проверить полученные знания.

Фронтальная

Словесный

Наглядный.

3.Найди ошибку.

Слайд № 13

Найдите слова, в которых допущена ошибка, напишите слово правильно, подчеркните орфограмму.

(Чюдо, малыши, роща, мышы, встреча, чяйник, щявель, ищу)

Чудо, мыши, чайник, щавель.

Контролирует работу детей;

Исправляет ошибки.

Читают и выполняют задание.

Высказывают свое мнение.


Формирование умений ориентироваться в своей системе знаний, уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую(п).


Фронтальная

Словесный

Беседа.

Наглядный.

4. Отредактируй текст.

Слайд № 14

Отредактируйте текст (вставьте подходящие слова, в этом вам помогут иллюстрации на слайде)

Найдите слова, в которых есть изучаемые орфограммы.

Жила-была девочка Маша. Она пошла в лес. Маша собрала много шишек. Под кустом сидели зайчата. В реке плавали щуки.

Контролирует работу детей;

Исправляет ошибки.

Задает наводящие вопросы для правильных ответов учащихся и понимания ими данной темы


Читают текст, вставляя подходящие по смыслу слова.

Осознанно и произвольно строять речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение.


Формирование умения выполнять работу по предложенному плану. вносить необходимые коррективы (р), способствовать к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности(л).

VI. Подведение итогов урока. Цель: проанализировать, дать оценку успешности достижения цели на уроке.

Фронтальная. Словесный. Беседа

Наглядный.

Какая цель была перед нами в начале урока?

(Научиться писать слова с сочетаниями ча – ща, чу – щу.)

Повторение правила.

Слайд 15

Знаем твёрдо, что жи-ши

Пишем только с гласной И.

А в словах, где ча и ща,

Мы напишем только А.

Где же встретим мы чу-щу,

То напишем буку У.

Задает вопросы с целью выявления у детей понимания изученного материала

Анализируют работу на уроке: соотносят задачу, план и совершенные операции.

Формирование умения проследить последовательность действий на уроке(р), дать самооценку учебной деятельности(л).



VII. Рефлексия учебной деятельности.

Цель: мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения и работы на уроке, оценка успешности достижения цели.

Словесный.

Наглядный.

Слайд 16

На слайде три мордочки: одна весёлая, вторая задумчивая, третья грустная.

Если у вас всё получилось сегодня на уроке нарисуйте в тетради на полях весёлую мордочку, если были сомнения, то задумчивую, а если постоянно требовалась помощь -грустную.

Спасибо за урок. Слайд 17




Проверяет работу детей.


Оценивают свою работу на уроке.

Способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (л).