СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Православные ценности

Категория: Право

Нажмите, чтобы узнать подробности

Возрождение и приумножение духовно- нравственных ценностей российской нации выступает как жизненная необходимость, связанная с дальнейшим развитием нашей страны. Эти ценности, прежде всего, должны быть воспитаны у ребенка родителями. В Конституции РФ провозглашено, что в России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права: « Материнство и детство, семья находятся под защитой государства» (ст. 38).. Роль семьи в жизни ребенка неизмеримо велика и по своей важности, и по тому месту, которое она занимает в его душе.  Ребенок не может жить вне семьи, он изучает мир через семью и в свете семьи. Ни психологи, ни врачи, ни педагоги, обвешанные наградами, дух доброты, любви, целомудрия, смирения, жалости не воспитают в ребёнке так, как это будет заложено в семье.

Просмотр содержимого документа
«Православные ценности»

Возрождение и приумножение духовно- нравственных ценностей российской нации выступает как жизненная необходимость, связанная с дальнейшим развитием нашей страны. Эти ценности, прежде всего, должны быть воспитаны у ребенка родителями. В Конституции РФ провозглашено, что в России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права: « Материнство и детство, семья находятся под защитой государства» (ст. 38).. Роль семьи в жизни ребенка неизмеримо велика и по своей важности, и по тому месту, которое она занимает в его душе. Ребенок не может жить вне семьи, он изучает мир через семью и в свете семьи. Ни психологи, ни врачи, ни педагоги, обвешанные наградами, дух доброты, любви, целомудрия, смирения, жалости не воспитают в ребёнке так, как это будет заложено в семье.

Значение семьи в общественной жизни трудно переоценить. Именно в семье закладываются и передаются от поколения к поколению материальные и духовные ценности, формируются потребности и совместное потребление материальных и культурных благ. Здоровая семья, что духовно богатая семья – это основа государства, это основа сохранения национальных и культурных традиций. Что же такое семья? Это первый, естественный и в то же время священный союз, в который человек вступает в силу необходимости. Меняясь со временем, она приспосабливается у разных народов в раз­ные времена к запросам самой жизни. Выполняя различные социальные функции, семья играет свою ведущую роль в общественном развитии. От стабильности такой маленькой социальной группы в обществе, ее крепких социально-экономических и нравственных устоев – зависит- какое поколение будет ею «поставляться». Через семью  дети  входят в общество. За всю свою историю человечество так и не создало и,  наверное, никогда не создаст лучшего ин­ститута воспитания. В семье ребенок совер­шает свои первые шаги в осмыслении окру­жающего мира. В семье ему вручается эстафета опыта поколений, которую он обязан понести дальше, чтобы передать ее своим детям и тем самым будущему. В семье за­кладывается фундамент идейного, эстетического, нравственного, философского опыта ребенка, основные представления о добре и зле, честном и бесчестном, хорошем и плохом, и складываются основы умственного, морального и физического облика будущего гражданина общества.

Важным и значимым в деле воспитания детей является атмосфера, царящая в семье. Внутрисемейные отношения - крепость, бастион, спасающий человека от злобы.  Ничто так не сплачивает семью, как традиции. Благодаря им  в  доме формируется благоприятный психологический климат, добрые взаимоотношения между всеми членами семьи.

В различные пе­риоды развития общества и в разных циви­лизациях люди по-разному объясняли при­чины возникновения человека и семьи. Это зависело от типа мировоззрения, характер­ного для данного общества.

Нами было взято православное мировоззрение.

Так как именно православное  миропонимание и нравственность  во многом повлияло на формирование национального сознания, духовной культуры  центральной части России. Под воздействием Русской Православной Церкви,  после Крещения Руси,  произошли  важные изменения, а именно: были изжиты  такие грубые языческие обряды, как кровная месть, многоженство. Укрепилась семья – как хозяйственная  и нравственная  основа правильного образа жизни, осуждался  холостой образ жизни. Это, безусловно,  способствовало осознанию основных целей брака: рождению и воспитанию детей (отсюда величайшее назначение женщины - быть женой и матерью, растить детей, руково­дить домашним хозяйством); в браке наши  предки учились христианской любви: терпеть, жертвовать, забывать о себе, служить тем, кто ему ближе всего; здесь душа человека с детства смягчалась любовью к родным и приготовлялась к служению Богу, Царству (Российскому го­сударству), Отечеству (Родине, народу); через семью человек поднимался к дальнейшим формам духовного единения с Родиной, государством, поэтому семья – является первоосновой чувства Родины. К сожалению, многие наши православные  традиции, (например, соблюдение постов, регулярное посещение церкви по воскресеньям и праздникам, предобеденные молитвы и др.) сильно изменились и потеряли свой глубокий смысл

В православной культуре существует четкая иерархичность в семье, основанная на послушании Богу и любви духовной. Согласно христианскому вероучению, семья есть организм, созидаемый по образу Церкви. Глава семьи – муж, и это естественно, ведь он старше жены по Сотворению.  Дети – это дар Божий, и оба супруга должны беречь своё чадо, раскрывать его силы и таланты, подавать пример добродетельной христианской жизни. Согласно историческим свидетельствам, при воспитании детей  родители строгость всегда соединяли с любовью. Воспитание детей в православной семье основано на любви и доверии друг к другу. Старшие помогают родителям воспитывать младших, при этом извлекая опыт для своей будущей семейной жизни, а младшие берут с них пример. Дети, будучи крещенными в старшем возрасте труднее принимают Церковь, чем дети, крещенные в младенчестве. Малыши живут и растут с чувством Веры, прививаемым им родителями. Совместные молитвы поддерживают традиции русской православной семьи, сплачивают ее и позволяют детям привыкнуть к тому, что нельзя жить, не разговаривая с Богом. Дети в православной семье впервые в своей жизни сталкиваются с подчинением авторитету отца и матери, и этот опыт является важнейшим на нелегком жизненном пути, смягченный любовью к властвующему и требующему подчинения человеку.  Дети – воплощение любви, отрада родителей и украшение жизни. Дети — зеркало родителей. Пример отцов и матерей, их поведение, семейные традиции сильнее слов и наставлений действует на юные сердца. Учение через поступки и жизнь - самое лучшее учение. Дела говорят сильнее слов, и добрый пример бывает лучше всякого поучения. Неопытное дитя идет по следам своих воспитателей. Таково свойство детской души, в которой еще не развита деятельность мысли, а действует одна лишь память и чувственная наблюдательность. Пусть родители будут примером для своих детей всю свою жизнь, до самой смерти. Неважно, малы еще дети или уже имеют собственные семьи. Велика и даже страшна ответственность родителей, но велика и награда от Бога за земной жизненный путь, если этот путь был устроением малой Христовой Церкви - Православной семьи.

 Божественное присутствие проявляется во всех чертах традиционной национальной русской культуры: песни, танцы, обряды, праздники. Наиболее почитаемый праздник — Пасха. Нарядное убранство храма, множество зажженных восковых свечей, светлые облачения священников, запах ладана, радостные перезвоны колоколов, праздничные песнопения, торжественный крестный ход, возгласы «Христос воскресе!» — все это вызывает у детей ощущение причастности к чуду. Дети с удовольствием приходят в храм с березовыми веточками на Троицу, с вербами в Вербное воскресенье. 

Основой всех православных ценностей является любовь. « Возлюби  ближнего твоего, как самого себя». ( Лк.10:25-28; Мф.22:35-39) – одна из главных заповедей Иисуса Христа и, если  эта заповедь будет соблюдаться всеми членами семьи, то не посмеет любящий человек приносить вред, зло другому.[7] Любовь является основой для добродетелей, на которых строятся взаимоотношения  в семье, а из взаимоотношений формируются семейные традиции. Семейные традиции — это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение. Они распределяют роли во всех сферах семейной жизни, устанавливают правила внутрисемейного общения, в том числе способы разрешения конфликтов и преодоления возникающих проблем. Семейные традиции не появляются в одночасье, по команде. Это долгий путь духовного воспитания. Семейные традиции индивидуальны. Такими традициями, например, являются семейные советы по выходным дням, празднование дня рождения, годовщины свадьбы, именин, встречи Нового года, Рождества Христова, Пасхи и других праздников, как государственных, так и православных. Семейная традиция продолжается и в школе.

На классные часы приглашаются ветераны ВОВ, мы готовим поздравления и памятные сувениры. Возможно, это крупицы добродетелей мужества, сочувствия, милосердия, любви и уважения к старшим, но как совершенно справедливо воскликнул классик: «Душа обязана трудиться!» Медики отмечают, что орган, который не работает, не тренируется, не функционирует,- отмирает. Ведь духовность невозможно развить никакими волевыми установками. Она может рождаться, как в момент индивидуального творчества, так и при соприкосновении с прекрасным в  момент общения с духовно и душевно богатыми людьми. Только при соприкосновении сердец взрослого и ребенка, возрождаются духовные ценности.

Одними из православных ценностей являются трудолюбие, смирение, терпение. Придерживаясь этих ценностей, мамы, не смотря на свою загруженность, помогают нам в оформлении выставок рисунков, декоративно-прикладного творчества, а мы, в почитание родителям, готовим концерт, делаем сувениры своими руками. Так формируется традиция празднования Дня Матери, Дня Семьи не только в школе, но и в семье.  Таким образом, традиции семьи и школы переплетаются, благодаря православным ценностям.

С введением в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», мы познакомились с базовыми положениями вероучения, духовными элементами Православия, историей, искусством России. Я и мои одноклассники стали больше задумываться над своими поступками, поведением, взаимоотношениями со сверстниками и родителями.  Благодаря этим занятиям, мне захотелось глубже изучить многие стороны православия, ориентироваться в различных духовных вопросах.

Так я оказался в воротах храма Вознесения Господня, и сейчас очень тесно общаюсь с отцом Виктором, помогаю ему на службах и мечтаю продолжить обучение в духовном учебном заведении.

Таким образом, сохраняя традиции православной семьи, мы становимся частичкой тела Церкви и передаем из поколения в поколение национальные особенности Русской Православной Церкви. Поведение каждого члена православной семьи в быту, в застольях, праздниках должно нести религиозный характер с сохранением духовных ценностей. Трудно представить себе христианскую семью без традиций и обычаев, переданных по наследству прадедами. Культура патриотической верности и национального чувства воспитывалась в семье, имея в своей основе особое отношение к почитанию предков и отеческих могил. Главной целью православной семьи на сегодняшний день, как и во все времена, остается сохранение и передача из поколения в поколение духовных и религиозных ценностей своим детям.

Ведь Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл неоднократно нам напоминает, что «единственный  прямой путь  к возрождению  нашего народа  это созидание крепкой  семьи,  духовно-нравственное воспитание и образование, возвращение  к историческим  корням, к  подлинной культуре. Пришло время  повышать в общественном сознании ценность семьи как малой Церкви и Церкви как большой семьи».